Теория культурно – исторических типов Н.Я. Данилевского
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Предмет культурологического знания.
Научное объяснение феномену культуры было положено в XVII в. английским философом Т. Гоббсом и немецким правоведом С. Пуфендорфом (работа «О праве естественном»(1684)), которые высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях естественном (природном) и культурном. немецкий просветитель И.Г. Гердер(«Идеи к философии истории человечества»)
- стал рассматривать культуру в историческом аспекте.
Появление термина «культурология» связывают с именем американского антрополога Лесли Алвина Уайта (1900-1975). «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) , обосновал необходимость выделения этой области знания в отдельную науку и заложил ее общетеоретические основы.
Культурология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе, изучающая культуру как целостность, как специфическую форму человеческого бытия.
Культурология изучает:
• сущность и структуру культуры,
• процесс ее возникновения, развития и функционирования;
• национально-этническое своеобразие культур народов мира;
• общечеловеческие ценности культуры и творческие достижения человечества;
• становление духовного мира личности и возможности ее самореализации;
• деятельность социальных институтов культуры, осуществляющих процесс культурной преемственности и духовного развития человека и общества.
Место культурологии в системе социально-гуманитарных наук.
Лесли Уайт (1900-1975) в книге «Наука о культуре» (1949) ввел в научный обиход понятие «культурология». Итегративная область знания. Социальные (науки об обществе); гуманитарные (знание о человеке). Культурология – комплексная гуманитарная наука. Возникает на пересечении ряда наук: Истории, Философии, Социологии, Психологии, Педагогики, Этики, Антропологии, Этнографии, Искусствознания и Эстетики, Семиотики, Лингвистики, Информатики
Структура культурологического знания.
· истории культурологии как науки (изучает процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях)
· истории мировой и отечественной культуры (исследует реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов)
· философии культуры; (исследует понятие, сущность и структуру культуры, определяет ее функцию в обществе; выясняет соотношение культуры и природы, культуры и цивилизации; роль средств массовой коммуникации в распространении культуры; изучает множественность языковых и символических форм культуры; историческое единство человечества и процесс взаимовлияния культур; глобальные проблемы современности и роль культуры в их разрешении)
· социология культуры; (исследует процесс функционирования культуры в обществе; тенденции социокультурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп)
· культурная антропология; (исследует взаимоотношения человека и культуры, процессы становления духовного мира личности, формирования и реализации способностей, дарований, талантов, воплощения творческих потенциалов в деятельности и ее результатах)
· прикладная культурология (исследует организацию и технологию культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; методику проведения массовых праздников, фестивалей, форумов)
Методы культурологических исследований.
Диахронический( изучение культуры во времени (диахрония, исторический подход )
Синхронистический (изучение культуры в пространстве) (синхрония- состояния и процессы, одновременно происходящие в культуре всего человечества на каком – то этапе его развития);
Компаративный (сравнительный),
Археологический,
Типологический,
Биографический,
Семиотический,
Психологический
И.Г. Гердер – культуролог эпохи Просвещения.
В 1784-91 гг. вышли 4 тома (20 книг) его сочинения - «Идеи к философии истории человечества» -положившее начало целой эпохе «наук о культуре». Историю развития человечества он представляет как органичный эволюционный процесс. Человек – последнее звено в эволюции. Именно культура отличает людей от животных.
Г. Гегель о культуре как о саморазвитии Абсолютного духа
Эволюционизм Э. Тайлора.
концепция эволюционизма в культурологии разработана в книге Эдварда Тайлора «Первобытная культура» 1871г.
Ф. Ницше о кризисе европейской культуры
Теория культурно – исторических типов Н.Я. Данилевского.
В XIX веке возникла теория культурного полицентризма. каждая культура возникает, развивается и погибает; единой общечеловеческой культуры нет, отсутствует преемственность между предыдущей и последующей культурами.
• Данилевский дает концепцию культурно-исторической типологии, в основу которой положен принцип многообразия локальных цивилизаций, циклического развития культуры. «Россия и Европа» (1869) – главный труд (17 глав)
• «Почему Европа враждебна России?» (2 гл)
• «Европа ли Россия?» (3 гл)
• «Цивилизация европейская тождественна ли с общечеловеческой?» (4 глава)
• «Гниет ли Запад?» (7 глава)
• «Европейничанье — болезнь русской жизни» (11 глава).
В историческом процессе изменения человечества можно обнаружить культурно-исторические типы (10) расположенные в хронологическом порядке: 1) египетский, 2) китайский, 3) халдейский, или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, или аравийский, и 10) германо-романский, или европейский.
• пять законов по которым существуют культурно-исторические типы
- отдельный язык, политическая независимость, индивидуальная неповторимость,
- разнообразие составляющих его народов, определенный жизненный цикл