Волгоградская региональная молодежная общественная организация «Родник»
Комплексная программа гражданско-патриотического профильного лагеря для детей и молодёжи «Мы граждане России!»¹
Каникулы – особое ценностное пространство, в котором жизнедеятельность протекает по своим особым законам. Каникулы для ребенка - это не просто высвобождение свободного времени, это эмоциональная, психологическая раскрепощенность, свобода от тех рамок, в которых протекала жизнь в течение года.
Организованный летний отдых в профильном лагере имеет некоторые преимущества, т.к. выполняет одновременно несколько функций: оздоровительную, развивающую, образовательную, культурологическую, психотерапевтическую, коммуникативную. Через реализацию этих функций формируется среда для развития личности.
Гражданско-патриотический лагерь «Мы – граждане России!» - это способ формирования среды для воспитания подрастающего поколения, основанный на концепции развития полноценной разносторонней личности – гражданина России, обладающего достаточным физическим, моральным, нравственным здоровьем; творческим потенциалом; имеющего ценностное отношение к себе, окружающим людям, своей стране; знающего и уважающего историко-культурное наследие своей Родины;готового к______________________
©Марченко Е.А.¹
исполнению своего гражданского долга; распространению толерантных принципов.
Гражданско-патриотическое воспитание молодежи – приоритетное направление современной политики, что нашло отражение в нормативно-правовых документах: Законе РФ «Об образовании», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» и др.. На современном этапе понятие «патриотизм» понимается как многогранная система мировоззренческих взглядов, убеждений и чувств человека, связанных с любовью к Родине, уважением к своему народу, готовности к их защите, преданностью и служением им в различных сферах общественно-полезной деятельности.
Таким образом, воспитание гражданина и патриота, предполагает сочетание различных форм и методов организации жизнедеятельности в рамках профильного лагеря, обеспечивающих создание условий для всестороннего развития личности молодого человека, его самореализация в различных направлениях деятельности: художественная самодеятельность и творчество; физическая культура и спорт; изучение историко-культурного наследия своей Родины и других народов мира; военно-прикладное мастерство; лидерство и организация социально-значимых дел.
Процесс воспитания, в рамках данной программы, базируется на комплексном подходе к участникам программы. Комплексный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности в комплексе в различных направлениях. Таким образом, данная программа реализуется по 5 основным направлениям:
- «Арт-хол» - вовлечение детей и молодежи в творческую деятельность, художественную самодеятельность;
- «Патриот» - приобщение к военно-прикладным дисциплинам начальной военной службы, практических навыков и умений, используемых в дальнейшем в военной службе;
- «Мосты дружбы» - привлечение детей и молодежи к изучению историко-культурного наследия своей Родины и других народов мира; межнациональному диалогу;
- «К Олимпийским Победам» - вовлечение детей и молодежи к занятиям спортом и физической культурой; пропаганда здорового образа жизни;
- «Искра» - подготовка лидеров детских и молодежных общественных объединений для реализации социально-значимых проектов.
Цель и задачи программы
Цель проекта:
- развитие мотивации личности ребенка к познанию, художественной самодеятельности и творчеству, физической культуре и спорту, изучению историко-культурного наследия России и других стран, начальной военной подготовке к службе в армии, реализации социально-значимых проектов.
-обеспечение необходимых условий для укрепления нравственного и физического здоровья; самореализации, личностного развития и самоопределения участников программы в каникулярный период.
Задачи проекта:
-вовлечение детей и молодежи в разнообразные виды жизнедеятельности;
- формирование и развитие знаний, умений и навыков в области военного дела, технических и военно-прикладных видов спорта в рамках допризывной подготовки;
-приобщение к государственным культурным, историческим ценностям, символам, традициям РФ; рассказать об исторических традициях, ментальности различных слоев народа; демонстрация специфики взаимодействия между этносами и религиозными общностями, их открытость другим культурам;
- развитие способности к организации своей творческой деятельности и поведения;
-формирование ценностного отношения к себе, окружающей действительности;
- повышение уровня физической культуры;
- социализация личности подростка в условиях временного коллектива; выявление и поощрение лидеров.
Основное содержание программы (концепция)
Данная программа предполагает сообщество детей и взрослых и включение их в творчески-развивающую деятельность, позволяющую осмыслить каждому участнику программы свою индивидуальность, раскрыть свои желания, реализовать потребности и способности в коллективной творческой деятельности.
Основными принципами реализации программы являются:
Принцип природосообразности –предполагает руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка, подростка:
- учет возрастных, половых особенностей;
- учет индивидуальных особенностей;
- опора на сильные стороны личности;
- развитие инициативы и самостоятельности;
- самообслуживающий труд.
Принцип культуросообразности –предполагает приобщение личности к культуре, ее общечеловеческим ценностям:
- человек – самоценность;
- семья – естественная сфера существования;
- труд – основа жизнедеятельности;
- мир на земле – условия существования;
- знания – основа деятельности;
- культура – основа социального опыта;
Принцип гуманизма – предполагает развитие ценностных способностей, чувств и разума человека, толерантности. Воспитание личности с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями. Каждый человек – личность, имеющая право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей.
Содержание программы определяется основополагающими принципами:
- принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов организации жизнедеятельности;
- принцип творческого подхода в организации дел;
- принцип альтернативности в выборе познавательной, разнообразной деятельности;
- принцип соуправления в реализации системы мероприятий;
- принцип самостоятельности в организации дел детей и подростков, педагогическая поддержка;
- принцип непрерывности, системность в обучении;
- интерактивность в формах обучения;
- ориентация на достижение личностного, профессионального успеха.
В рамках программы реализуются профильные смены:
- «Арт-хол» - профильная смена, направленная на вовлечение детей и молодежи в творческую деятельность, художественную самодеятельность. Смена является своеобразной площадкой для развития качеств личности, связанных с развитием креативного мышления в сфере организации досуга и навыков в таких направлениях художественного творчества как: танец, музыка, театр, журналистика, режиссерское мастерство. Программа предполагает формирование временных детских коллектив (объединений) по интересам по указанным выше направлениям. В рамках программы реализуется комплекс мероприятий, коллективных творческих дел, обучающих мастер-классов под руководством видных деятелей культуры и творчества. В рамках программы осуществляется итоговые аттестационные мероприятия, в рамках которых участники программы представляют творческий продукт – итог обучающей программы.
- «Патриот»- профильная смена, направленная на приобщение к военно-прикладным дисциплинам начальной военной службы, развитие практических навыков и умений, используемых в дальнейшем в военной службе. Профильная смена реализуется при содействии специалистов ДОСААФ России по Волгоградской области и включает комплекс мероприятий по основным направлениям: «Тактико-специальная подготовка»; «Огневая подготовка»; «Основы самообороны»; «Основы военной службы»; «РХБЗ»; «Техника пешеходного туризма»; «Медицинская подготовка»; «Строевая подготовка»; «Способы автономного выживания», «Начальная инженерная подготовка», «Теоретические и практические навыки ПДД».
В рамках программы запланирован комплекс досуговых мероприятий, а так же система военно-патриотических игр, соревнований, тестов, полос препятствий, которая предполагает применение участниками смены полученных знаний и навыков. Учебные занятия разрабатываются на основании программы лагеря с учетом возрастных особенностей детей, уровня подготовки участников-воспитанников военно-патриотических клубов и объединений, имеющих первоначальные навыки начальной военной подготовки.
По окончанию смены участникам сдавшим нормативы по военно-прикладным видам спорта присваиваются спортивные разряды. Участники смены в возрасте от 14 до 17 лет проходят первоначальную подготовку водителей категории «Б» на базе УСТК ДОСААФ России.
Игровая программа смены представлена не олимпийскими видами спорта и полевыми выходами; запланированы мастер-классы в рамках смены:
Рукопашный бой; Техника горного туризма; Техника пешеходного туризма; Страйкбол; Поисковая деятельность; Основы автономного пребывания в зимний/летний период, Практическое вождение автомобиля (с 14 лет).
- «Мосты дружбы» - профильная смена, направленная на привлечение детей и молодежи к изучению историко-культурного наследия своей Родины и других народов мира; межнациональному диалогу.
Образовательный курс программы представлен практическими и теоретическими учебными занятиями по основным разделам: «Государственные символы и ритуалы РФ»; «Принцип взаимоотношений между последователями разных идеологических концепций, убеждений и верований»; «Метод социально-политических решений и действий»; «Исторические традиции, ментальность различных слоев народа»; «Специфика взаимодействий между этносами и религиозными общностями, их открытость другим культурам»; «Содержание сообщений СМИ»; «Культура, как средство понимания», «Спорт без границ». Проект реализуется в формате сюжетно-ролевой игры, где каждому временному коллективу – отряду – предлагается сформировать свое государство, свою модель самоуправления в государстве, разработать систему выборов руководителей, корпоративную культуру и т.д.
Игровая программа смены также включает соревнования, товарищеские матчи в национальных видах, конкурсы художественной самодеятельности и т.д.
Историко-культурная программа включает в себя комплекс мероприятий и коллективных творческих дел: викторины, тесты по истории развития национальных видов спорта; «Вечер памяти»; вечер «Патриотической песни»; просмотр документальных фильмов и записей.
- «К Олимпийским Победам» - профильная смена, направленная на приобщение детей и молодежи к занятиям спортом и физической культурой; пропаганду здорового образа жизни. Программа смены включает комплекс мероприятий, направленных на популяризацию массовых, общедоступных видов спорта (футбол, волейбол, баскетбол, шашки, дартс, спортивное ориентирование и т.д.); сплочение отрядов; формирование законов и условий совместной работы; организацию спортивно-тренировочного процесса в различных видах спорта; дальнейшее повышение спортивного мастерства; выявление сильнейших спортсменов.
Основными спортивными формами реализации программы являются: Веселые старты, День футбола, День здоровья, День рекордов; Навыки туризма (эстафета); Праздник мяча; Спортивный калейдоскоп; Спартакиада, Олимпийские игры. Программа смены включает комплекс профилактических интерактивных занятий, организованных представителями волонтерских объединений, популяризирующих здоровый образ жизни, а так же антинаркотическое, антиалкогольное, антитабачное поведение. В рамках программы предполагается встреча с представителями спортивных сообществ и федераций, Олимпийскими чемпионами; показательные выступления в различных направлениях: гимнастика, чирлидинг, рукопашный бой, спортивные танцы и т.д.
- «Искра» - профильная смена, направленная на подготовку лидеров детских и молодежных общественных объединений для реализации социально-значимых проектов. Программа смены предполагает комплекс мероприятий по программе личностного роста «Навстречу успеху», которая представлена тренингами, ориентированными на самопознание, саморазвитие, командообразование, программирование личностного и профессионального роста в сфере общественной деятельности. Занятия ведутся на основе методических разработок привлеченными специалистами со специальным образованием – психологи Института повышения квалификации, тренеры, педагоги, специалисты Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» и др.
Для потенциальных лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений, участвующих в программе планируется организация обучающих встреч с обсуждением следующих вопросов:
- информирование молодых людей о деятельности ДМО Волгоградской области, их программах и проектах в 2017 году;
- ознакомление учащихся с формами и сферами работы общественных объединений, правилах их создания, организации и функционирования;
- создание организационной культуры, формирование и развитие корпоративной культуры в объединении;
- формирование представления о роли команды в работе общественного объединения, методы формирования команд;
- планирование, организация и проведение плановых мероприятий, порядок проведения мероприятий на примере программ и проектов ДМО;
- работа с документацией. Правило оформления плана работы, положения о проведении мероприятия, писем, заявлений, социальных проектов.
В рамках профильной смены организована работа органов соуправления участников смены и педагогов. Функциями соуправления в профильной смене являются:
- обеспечение оптимальной работы всех коллективов в лагере, решение повседневных задач;
- подготовка к будущему выполнению обязанностей по участию в руководстве общественными делами, т.е. приобретение каждым знаний, умений и навыков управленческой деятельности.
Содержание деятельности органов соуправления проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведение итогов сделанного в следующих направлениях:
- законотворческая деятельность подразумевает разработку, принятие и реализацию общелагерных законов.
- разработка системы стимулирования деятельности и Положения о поощрении личностных и командных достижений участников программы.
Принципы организации лагерногосоуправления: гласность и демократия, выборность снизу вверх и сменяемость представителей, открытость и доступность, равенство и сотрудничество, добровольность и творчество.
Структура лагерногосоуправления осуществляется на основе следующих положений:
- наличие общелагерных и отрядных органов соуправления;
- в соответствии с содержанием смены выделяют 4 объединения, которые работают по основным направлениям деятельности (физическое оздоровление и спорт, досуг, информационное обеспечение, дежурство и дисциплина).
- высшими органами общелагерного и отрядногосоуправления являются общелагерный и отрядный сбор. Высшими исполнительными и координирующими органами соуправления являются Совет лагеря и Совет отряда.