Патриотизм как объединяющая идея

«У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма... Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной». Президент Российской Федерации В.В. Путин.

Национальная идея – это осознание нацией самой себя в отличие от других народов и мира вообще, то, что определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации. Философ Владимир Соловьёв определил идею нации как «не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».

Таким образом, национальная идея – это специфика народа, причём такая, которая задаёт смысл его существования.

Каждый человек выступает представителем национальной группы со специфическими особенностями. В повседневной жизни это не заметно, однако при взаимодействии с представителями других групп или при необходимости отстаивания интересов своей группы – эти особенности становятся очевидными, и человек осознает, что существуют другие группы, значительно отличающиеся от него и его окружения, с которыми необходимо бороться.

Люди борются, соревнуются-конкурируют в экономике, в спорте, на выборах и т.д. - это не вражда-война, а борьба, ведущая к более высоким достижениям, способствующая развитию-прогрессу жизни.

Борьба – это деятельное противостояние чему-либо или кому-либо.

Само выражение «борьба» предполагает, что борющиеся должны быть подготовленными, «с кулаками». Вместо того чтобы делать добрые дела, человек, выступающий от имени добра и борющийся со злом, должен всё время «тренировать» свои кулаки, совершенствовать бойцовские качества.

Но в большинстве позитивных религий бороться со злом можно только стойкостью против зла, неподверженностью злу, вытравливанием его из себя. Бороться со злом можно только созданием атмосферы, где зло не может существовать.

В борьбе за что-либо (кого-либо) или против этого человеком затрачивается одинаковое количество нематериальных и материальных ресурсов.

Но, человек, тратящий свои ресурсы на борьбу со злом, живет негативной, отрицательной жизнью, вынужден отказываться от простых человеческих радостей, от любви, творчества, лишает себя нормальной жизни. Такая жизнь может быть оправдана в редких случаях, например, если она продиктована профессией (обвинение в суде, госнаркоконтроль и т.д.) или конкретными обстоятельствами борьбы с вопиющей несправедливостью.

Кроме того, достигнутый в борьбе с чем-то или кем-то результат «справедливости» – сомнительный. Если зло наказывается злом, если наказан невиновный или искренне раскаявшийся, если наказание превращается в рекламу зла и увеличивает количество негатива – всё это не гармонизирует мир.

Человек, борющийся с чем-то или кем-то, может иметь ошибочное представление об истинном зле. В истории человечества не единичны примеры, когда злом объявляли другую религию, расу, страну, партию, класс, другие обычаи, частную собственность и т.д.

В этих случаях реальным результатом борьбы было уничтожение людей, разрушение нормальной жизни, рост вражды, ненависти, унижения и т.д. То есть настоящее зло (разрушение гармонии мира) не только не уничтожалось, а наоборот – получало поддержку и разрасталось.

Но даже если допустить, что могут появиться эффективные измерители настоящего зла, нет гарантии того, что после его «уничтожения» оно не возникнет вновь. Люди имеют полную свободу выбора между добром и злом, и проконтролировать полностью поведение каждого человека не предоставляется возможным. Если только не убивать человека за малейшее движение в сторону зла, но так можно уничтожить всё человечество.

Самый эффективный способ борьбы с ненавистью, со злом, с болезными – предотвращать, не допускать их.

Но если где-то зафиксировано зло, возникло недовольство – это должно послужить импульсом для созидания, для борьба за что-то, а не против. Только начав бороться за что-то человек начнет влиять на окружающее как созидатель, как творец. Когда человек размышляет, как бороться «за», а потом действует, он становится максимально эффективным как для себя, так и для мира. Поэтому первое, что необходимо сделать, увидев зло, заметив, что что-то кого-то не устраивает – это понять, что тогда «за», найти созидательную цель. Несовершенство мира может казаться злом только до тех пор, пока не появится позитивная цель.

Активная борьба за что-то начинается с себя. Человек малоэффективен в борьбе за совершенство окружающих, пока сам не стал образцом для других. Причём внутри себя эффективней бороться не со своими недостатками, а за свои достоинства. Работая над собой, борясь за добро внутри себя, человек становится притягательным для других. Его недостатки растворяются в достоинствах.

Акцентирование внимания на позитиве, а не на негативе – специфика воспитания, когда грамотные взрослые борются не с хулиганскими выходками ребенка, а за его добрые поступки.

Известно, что потребность во взаимодействии с другими – ведущая потребность растущего человека, позволяющая расширить зону его ближайшего развития. Здоровый ребёнок всегда требует внимания, чтобы развиваться. Не получая внимания своим хорошим поведением, ребёнок начинает хулиганить, капризничать, вредить. Соответственно, чтобы изменить это негативное поведение в корне, нужно обращать внимание на «добро», перестав бороться «со злом», которое только будет увеличиваться. Ребёнок одинаково ожидает похвалы или наказания и стремиться к ним как возможности получить внимание к себе. Только от взрослого зависит, что будет поощряться, а что игнорироваться.

Отказ от борьбы за добро приводит к торжеству и укреплению зла. Любое ослабление борьбы за добро или полный отказ от борьбы приводят к расползанию зла, к проникновению его во все поры общества, в умы всех людей.

Зло – хроническая болезнь мира, каждый человек и всё человечество в любой момент своей жизни стараются укрепить гармонию мира, противостоять её разрушителям. Человек не может очистить мир от зла полностью и навсегда, так как это противоречит самой природе мира.

Пока у человека есть свобода выбора, зло может возникать снова и снова. Но только в такой свободе возникает шанс безграничного развития, приближения к Творцу. Зло может победить только добро.

Укрепляя гармонию мира, человек не даёт её разрушить злу. Иначе жизнь теряет созидательный смысл, что и нужно злу.

Борьба с дискриминацией, радикальным национализмом, фашизмом, расовой экстремизмом на государственном уровне предусматривает:

- уголовное преследование идеологов и продавцов ненависти (авторов книг и их издателей);

- последовательное разоблачение общества от негативных мифов;

- избавление общества от апокалипсического комплекса неполноценности с выработкой взамен образа свободных граждан.

Современное гуманистическое мировоззрение предполагает борьбу как отдельного человека, так и человечества в целом, за благотворные для личности качества, за свойства, позволяющие использовать все возможности во благо ближнего, развивающие способность взаимодействовать с положительными качествами другого.

Для этого человеку, как и человечеству в целом, необходимо привнести в мир как можно больше любви и добра, отказаться от утилитарного, практического отношения к окружающим.

В современном мире высоко ценится человеческая жизнь, индивидуальность, её неповторимость и уникальность, творческие потенции, а также общая дружная совместная работа, гармоничное, плодотворное сотрудничество.

Борьба за счастье ближнего становится самой востребованной ценностью человечества и может выступить национальной идеей.

Национальная идея является своего рода внутренним навигатором и позволяет человеку постоянно определять и подтверждать своё место в социокультурном пространстве, свободно ориентироваться в окружающем мире людей.

Национальная идея может иметь научное содержание, одобренное большинством её населения, если будет включать в себя чёткое представление о желаемом образе жизни в стране. Александр Солженицын подчёркивал: «Такое объединительное представление, понятие может оказаться и полезным, но никогда не должно быть искусственно сочинено в верхах власти или внедрено насильственно».

В научном плане национальная идея имеет формулу: прошлое плюс настоящее, плюс будущее.

Прошлое – это вдохновляющая на победы история возникновения и достижений нации.

Настоящее – это глобальная миссия и смысл существования народа.

Будущее – это образ идеального будущего своего социокультурного сообщества.

Национальная идея переносит народ из того исторического места, где он существует, в другое историческое место – в будущее. Этот процесс сопровождается трансформацией нации при постоянном поддерживании развития. Поддержка, в первую очередь, новыми взглядами (образами) на будущее и новым востребованным содержанием (смыслами).

Национальная идея направлена на глобальную цель – на активное и качественное преобразование реальности. Тем не менее, объединяющая на десятилетия и века, она не нуждается в активном включении всех в реализацию. Развитие и распространение происходит при фоновой активности – обыденного созидания человеком окружающего мира.

Такой философско-литературный текст, полученный в результате систематизации исторических и литературных источников, может быть упрощён до простого слогана, становясь яркой и привлекательной картиной мира для большинства представителей нации.

В истории России известны такие девизы-идеи: «За Русскую землю», «За святые церкви», «За веру, царя и Отечество», «Москва – Третий Рим», «Православие, Самодержавие, Народность», «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами», «Народ и партия – едины» и др.

Если национальная идея – это смысловая специфика народа, логично заключить, что российский патриотизм (в Российской Федерации больше 300 национальностей и одна «наднациональность» – россияне, о которой, очевидно, и говорит Президент РФ) – особенный, противопоставляемый «чужим» патриотизмам.

В США патриотизм атрибутивно-государственный.

В объединённой Европе – толерантно-смирительный.

В Японии – семейно-корпоративный.

В Китае – коммунистический.

В арабском мире – мусульманский.

Какой патриотизм в России? Как его противопоставить другим национальным патриотизмам?

Патриотизм: основные понятия и споры

Слово «патриотизм» - греческого происхождения, «patria» - «отечество». Идея патриотизма связана с идеей «отца», «крови» - то есть с чувством общности с представителями своего племени, людьми, говорящими на том же языке и принадлежащими к тому же народу, готовность жертвовать своими интересами во имя своих сограждан, территории, семьи.

Вокруг понятия «патриотизм» ведётся много споров.

Во времена Просвещения возникло понятие «критического патриотизма». Генри Торо в своей книге «О долге гражданского неповиновения» называл обязанностью гражданина и патриота категорический отказ от выполнения «неправильных», «губительных» для страны законов; любовь не должна быть слепой и нерассуждающей, а критические замечания – восприниматься как унижение идеалов и предательство Родины; общество для своего самосохранения должно одобрять инакомыслие.

Критические патриоты выступают за максимальную свободу прессы, за надзор гражданского общества над государством и чиновниками, за честное преподавание истории, чтобы не повторять негативные события и ситуации.

Патриотизм может перерасти в национализм, при котором одна нация, стремясь к господству над другими, объявляет себя лучше, чище, свободней, умнее человечества в целом, выше принципов справедливости, дружбы и равенства.

Жить в мире – это значит иметь общие для всех культур и государств смыслы: общие образы, ценности, стереотипы, оценки, параметры требуемого поведения.

С одной стороны, это создает предпосылки для стирания различий между народами и их подчинения идеальному образу мира, растворяющему локальные культуры в некой интеграционной культуре. С другой стороны, только единение с сохранением многообразия культур является основой для диалога между людьми, а значит, устойчивого, гармоничного мира.

В современном мире создание такой интеграционной культуры – это путь объединения различных наций, создавших собственные государства для управления своими потребностями.

Национализм (фр. nationalisme) – идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму.

Самостоятельным предметом любви в национализме является сам народ, понимаемый как самобытная сущность, более высокая форма организации живой материи, чем отдельный индивид или механическая совокупность индивидов. В националистическом мировоззрении народ является абсолютной ценностью, служению которой должна быть посвящена жизнь человека как части народного организма. Сбережение народа, его физическое, духовное и материальное развитие составляют высший смысл бытия национально мыслящей личности.

Отношение к другим народам в национализме определяется тем, как они способствуют или препятствуют жизнедеятельности своего народа.

Противополагание «свои – чужие» является в национализме очень четким, но позитивное или негативное отношение к «чужим» зависит исключительно от исторического и современного отношения иных народов на бытие народа собственного. Если нет влияния со стороны другого народа, – отношение к нему нейтральное, есть влияние благоприятное – отношение положительное, есть влияние негативное – отношение отрицательное.

Заведомая и беспричинная неприязнь к «чужим» называется ксенофобией.

Ксенофобия – ненависть к другим. Ксенофобская составляющая иногда появляется в национализме, но не сама по себе, а только как реакция на негативное чужеродное влияние, реальное или мнимое. В таком случае национализм преобразуется в нацизм. Формула нацизма: «национализм + ксенофобия».

Нацизм предполагает активное противодействие вредоносному вмешательству в жизнь своего народа, вплоть до уничтожения его источника, то есть другого народа – того, от которого исходит угроза.

Поэтому нацизм, в отличие от ксенофобии, которая может быть глобальной, отторгающей все чужеродное, всегда является адресным, нацеленным на конкретный источник угрозы в виде враждебного народа. Нацизм вырастает из национализма тогда, когда в народном сознании такая угроза начинает восприниматься как смертельно опасная.

Если национализм по своей природе – явление абсолютно позитивное, несущее только добро, то нацизм негативен и представляет собой зло, оперируя категориями народов и исторически устоявшимися в массовом сознании штампами.

Нацизм может иметь искусственный генезис, как, например, это было в фашисткой Германии. Немецкий нацизм, известный как гитлеризм, представлял собой социально-психологическую манипуляцию на почве коллективного комплекса неполноценности немецкого народа после поражения в Первой мировой войне и последующего ограбления и унижения Германии державами-победительницами.

Действительной угрозы существованию немецкой нации со стороны других народов не было, и гитлеровцы придумали её в лице малочисленных и невлиятельных тогда в Германии евреев, цыган, нацелили энергию объединенной ими немецкой нации на внешнюю экспансию ради захвата жизненного пространства на Востоке.

Фашизм (итал. fascismo от fascio «союз, пучок, объединение») — обобщённое название крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа, характерным признаком которой является милитаристский национализм, антикоммунизм, ксенофобия, реваншизм, шовинизм, мистический вождизм, презрение к выборной демократии и либерализму, вера в господство элит и естественную социальную иерархию, в ряде случаев геноцид.

Поражение в завоевательной войне отрезвило немцев, и нацизм в их сознании рассеялся вместе с расизмом – теорией арийского расового превосходства.

Экстремизм (от лат. extremus — крайний) – приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике): провокация беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения.

Экстремизм – это действия (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, стратегии) личности, далёкие от общепринятых. В обстановке конфликта – демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта. Однако, обозначение видов деятельности, людей и групп как «экстремистских», а также определение того, что следует считать «обычным» или «общепринятым», - это всегда субъективный и политический вопрос.

Радикальный национализм, фашизм, расовую дискриминацию и экстремизм объединяет ненависть: к лицам иной расы, вероисповедания, этнического происхождения, а также группам иного пола, ориентации или политических убеждений.

Основные противники государственного патриотизма – космополиты, которые считают, что все человечество – это единый народ, что Планета Земля является для всех и каждого Родиной. Критики космополитизма считают, что общечеловеческая культура складывается из достижений отдельных наций; литература, искусство, музыка, не имеющие корней в народе, оказываются неспособными создать великие произведения.

Часто патриотизм рассматривают как групповое чувство любви к родине, происходящее от древнейшего инстинкта защиты своих близких и своей территории от врагов. В этом случае патриотизм – это всегда ещё и нелюбовь не к своей родине. Если человек любит свою родину и все другие страны – то он уже патриот всех стран. Об этом парадоксе негатива в патриотизме рассуждал Л.Н.Толстой, считавший патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное – безнравственным»:

«Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоёвано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоёванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоёвывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный-патриотизм покорённых, угнетённых народов-армян, поляков, чехов, ирландцев и т.п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия. Скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств». Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет».

Философ Н.М. Ильичев выделяет три группы подмены сущности, содержания и роли патриотизма:

1. Отрицание патриотизма: а) сводящие патриотизм к свойству «негодяев»; б) рассматривающие патриотизм анахронизмом; в) отрицающие возможность его научного определения.

2. Извращение сущности патриотизма: а) сведение патриотизма лишь к местному; б) оценка его как интимного; в) отождествление патриотизма лишь с государственным патриотизмом; г) постановка знака равенства между патриотизмом и национализмом; д) оценка патриотизма как неподдающегося воспитанию; е) сведение патриотизма лишь к совокупности возможностей.

3. Клевета на носителей патриотизма: а) на всех русских; б) на ветеранов; в) на гениев русского народа; г) на все прошлое русского народа, преклонение перед американским и европейским и т.д.

Патриотизмом в разные времена называли различные явления в общественных отношениях. Нередко подменяя понимание любви к родине, например, любовью к государству, империи и т.д. Так появились термины:

- городской патриотизм – любовь к своему городу;

- государственный патриотизм – любовь к государству;

- имперский патриотизм – лояльность (любовь) к империи и её правительству;

- квасной патриотизм (ура-патриотизм) – гипертрофированное чувство любви к государству и своему народу;

- полисный патриотизм – любовь к полису, то есть образу жизни, традициям, особенностям, культам. Существовал в античных городах-государствах (полисах) и был основан на местных религиозных культах;

- ультрапатриотизм – любовь к отечеству в крайних, безрассудных формах;

- христианский патриотизм – одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить своё Отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»);

- этнический патриотизм – любовь к своему этносу.

Оставаясь в центре внимания философии (Платон, Аристотель, Плутарх, Ф. Бэкон, Н. Макиавелли, Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменский, Г.В.Ф.Гегель, Ж.П. Сартр, В. Соловьёв и др.) патриотизм получил классическое (энциклопедическое) определение: любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

Самыми восприимчивыми к идеям патриотизма являются подростки 8–18 лет.

Во-первых, потому что именно в этом возрасте у человека обостряется чувство групповой идентичности, но ещё нет ответственности за собственную семью, детей, свой бизнес, карьеру. Подросток особенно глубоко руководствуется понятиями «свой - чужой», чаще пользуется местоимениями «мы», «нас», «наш».

Во-вторых, дети редко задумываются над словами сами, но они признают силу обрядов и ритуалов в формировании лояльности к Родине, нации, народу, территории.

В-третьих, дети чаще доверчивы взрослым, они верят в лидеров своей страны, вдохновляются примерами исторических героев.

С возрастом, это деление людей уступает место пониманию, что все люди одинаковые, поведение зависит от человека, а не от группы, к которой он принадлежит.

Осмысленный патриотизм – это понимание патриотом первопричин:

- своей глубокой психологической привязанности к родине (или приобретённой родине) как единственному желательному месту для жизни относительно других стран; интереса к своему народу, к его духовному и материальному благополучию;

- испытываемого эмоционального отклика, гордости за историю, достоинства, выдающихся личностей, воплощающих образы, смыслы, идеалы развития своей Родины;

- своих действий по защите чести, целостности территории и безопасности соотечественников.

Патриотическое самосознание – это понимание не только того, что я познаю, люблю, делаю, но и зачем всё это происходит.

Гражданин и патриот

Понятия «патриот» и «гражданин» часто ошибочно отождествляют.

  Гражданин Патриот
Как стать Гражданство присваивается законодательно Патриотизм воспитывается
Определение лицо, принадлежащее к постоянному населению государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью политических и иных прав и обязанностей человек, любящий свою страну, преданный своему Отечеству и народу, взявший на себя ответственность за других людей и за свою Родину
Специфика понятия юридическое нравственное
Сопутствующие понятия «гражданские права», «гражданские обязанности», «гражданские отношения», «государство» «Родина», «Отечество», «любовь», «ответственность»
Требует обучения навыкам цивилизованной защиты своих интересов и гражданских прав ответственности и служению другим людям  
Как обеспечивается знанием, активным использованием своих гражданских прав, правовым сознанием и исполнением гражданского законодательства служением
Обязанности / долг уплата налогов, охрана природы, защита Отечества ответственность за ближних и Родину
Сфера сфера индивидуальных интересов человека сфера ответственности, определения своей полезности близким и обществу
Отношение с государством Соотносит свои обязанности с предоставляемыми правами, для отстаивания прав критикует государство, инициирует революции Готов жертвовать собой

Из таблицы видно, что понятия «патриот» и «гражданин» не тождественны. Патриота можно только воспитать, невозможно принудить человека быть патриотом, приобрести или выменять патриотизм на разные блага или права, как это можно сделать с гражданскими обязанностями.

Патриот – это человек, взявший на себя ответственность за других людей и за свою Родину. Понятие «ответственность» не обусловлено юридическими правами и обязанностями. Ответственный человек действует не по обязанности, а потому, что он считает себя первопричиной всего происходящего с ним, с его близкими и с его Родиной.

Тот, кто берет на себя ответственность за какие-либо процессы или людей, автоматически занимает позицию ценного, полезного лидера. Только сильный способен сказать: «Это – моя зона ответственности, я должен быть этому благодарен, потому что могу изменить её к лучшему». Такая позиция, сформулированная в соответствующую миссию, сразу возвеличивает человека и делает его магнитом для окружающих и всех ресурсов мира.

Если патриотизм выступает спорным понятием, то воспитание патриота с кокретными компетенциями может выступить объединительной идеей. При этом, воспитание патриота прошлым, размышления о славной истории должно обязательно подкрепляться сотворением ответственного настоящего для лучшего будущего. Патриот без прошлого бесполезный. Но патриот без позитивного будущего не имеет смыслов для своего развития.

Смыслы патриота

Смысл жизни – философское, теологическое, филологическое определение конечной цели существования конкретного человека как биологического вида, индивидуума и как предназначение человечества.

Вопрос о смысле жизни – это вопрос о предназначении человека, его полезности и значимости для себя, ближнего, семьи, общества, государства.

Среди множества подходов к решению этого вопроса выделяются три ведущих:

- смысл жизни изначально присущ в её эволюционных основаниях;

- смысл жизни – за пределами самой жизни;

- смысл жизни создается, созидается самим человеком.

Постановка вопроса о смысле жизни является признанием возможной бессмысленности жизни. Вопрос «Зачем живет человек?» - это отражение сомнения в смысле человеческого существования. Попытка найти ответ на этот вопрос позволяет человеку задуматься о том мире, в котором он живет, о тех образах, которые он достигает, о тех целях, которые он перед собой ставит. Ответ на этот вопрос тесно связан с пониманием места человека и в человеческой истории.

Каждый человек и человечество в целом не просто песчинка в необозримом мире или «краткий» эпизод в безграничной длительности мира. Oни способны влиять на мир и на самих себя, познавать собственное бытие и бытие как таковое, искать и находить смысл жизни.

Смысл жизни – одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее ведущее значение для становления духовно-нравственного облика личности, её воспитания, обучения, образования.

Аристотель считал главным смыслом жизни счастье, состоящее в мышлении и познании. Киники – счастье как добродетель. Стоики видели смысл жизни в нравственности. В Средневековье смысл жизни был связан с почитанием предков, следованием общераспространенным религиозным и мифическим идеалам. Прагматики считают смыслом жизни веру в цели, которые заставляют человека ценить жизнь. Гуманисты заявляют о взаимном добровольном сотрудничестве для содействия человеческому благополучию здесь и теперь.

Смысл жизни – эта то, что я люблю, благодаря чему я делаю счастливыми своих ближних, что находится на пересечении трёх плоскостей: - прошлых достижений, наград, даров и опыта, которыми человек с радостью, без принуждения делится с другими; - настоящих увлечений (хобби) и исследований других людей, времён, территорий, книг, фильмов, интернета, журналов, ТВ, вызывающих восторг и восхищение не только у меня самого, но и у окружающих; - будущих ожиданий от самого себя и ближних.

Смысл жизни для каждого конкретного человека – это понимание содержания и направленности своего предназначения, своего места в мире. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья: собственного и ближних.

Счастье – абстрактная категория, обобщенное, оцениваемое представление о желаемом образе жизни, способность мозга сопоставлять реальное и проецируемое. Счастье выступает мотивом поступков, действий, деятельности, жизни.

Счастье («с» и «часть» – «обретение другой части») – состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения в межличностном взаимодействии.

Рациональное и иррациональное счастье.

Рациональное счастье – имеющее чёткий образ и логику достижения. Противоположно иррациональному счастью – вне образа и логики, основанному на чувствах.

Рациональность счастья – это скорее направленность, способ его достижения, а не характеристика его эффективности. Не так важно, насколько в конкретном взаимодействии человека с человеком было реализовано рациональное счастье, возможно, что в недостаточном объеме, но важно то, что изначально было выбрано направление рационального, по возможности, понятийного, образного и желаемого счастья. Обдуманного и продуманного счастья.

Рациональное счастье разумно и логично, в отличие от телесного, эмоционального и чувственного. Счастье – это компетентность и знания, умения и навыки быть счастливым, делая счастливыми ближних, а не чувства и предчувствия, желания и импульсы, впечатления и переживания.

Сделать иррациональное счастье рациональным возможно с помощью различных методик, позволяющих привить человеку навык воспринимать информацию о ближнем (ближних) адекватно, конструктивно и целесообразно, исходя из пользы. Как правило, это тот или иной вариант позитивного мышления – типа понятийного мышления, когда при решении жизненных задач человек видит преимущественно:

· достоинства, а не недостатки;

· удачи, успехи, полезность, опыт и жизненные уроки, а не ошибки и невезение;

· цели и задачи, а не проблемы;

· возможности, а не препятствия;

· свои желания и ресурсы, а не нужды и потребности.

Позитивное мышление не в том, чтобы не замечать негатив, а в том, чтобы смотреть туда, куда нужно, и делать то, что следует, не акцентироваться на отсутствии чего-то, а ориентироваться в том, чем владеешь и какие есть потенциальные ресурсы.

Позитивное мышление соединяет в себе элементы позитива и конструктива, присущие реалистичным, ответственным и деятельным личностям: позитивное мировосприятие, конструктивное реагирование на свои и чужие ошибки, грамотную критику, осуществление мотивации и поддержки.

Позитивное мышление – один из важнейших инструментов и важный этап в развитии личности, залог делового успеха, межличностной и внутренней гармонии.

При этом, позитивное мышление должно быть реалистичным, конструктивным и ответственным.

Способность быть счастливым – взаимообразный процесс, предполагает взаимодействие с другим (другими) человеком (прямое или абстрактное), сравнение своего образа жизни с другими, с уровнем культуры, общественными ценностями и нормами. Другая часть, дополняющая человека до счастья, другой человек, несущий ценностное содержание, – обусловливает состояние удовлетворенности моментом или периодом своей жизни.

Способность к проживанию счастья есть предрасположенность человека к проживанию удовлетворенности от взаимодействия с другими людьми. Наибольшая способность быть счастливым у того, кто наделён общением с другими людьми (ближними), осознавая их ценность, умея противодействовать влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности.

Человек как созидатель собственной жизни счастлив потому, что выстраиваемая им жизнь соответствует его представлению о жизни в обществе счастливых людей, а его способности созидать счастливую жизнь (делать счастливыми себя и близких) максимально развиты.

При условии широкого круга субъектов взаимодействия, возможность проживать счастливое состояние увеличивается, раздвигаются рамки мира, увеличивается количество людей, удовлетворённых жизнью.

Жизнь человека – цепь взаимодействий с окружающим миром, складывающаяся из серии воздействий в определенных ситуациях.

В конце XX века английский антрополог Робин Данбар обосновал количество постоянных социальных связей, которые человек может поддерживать. По исследованиям социологов, современный человек за всю свою жизнь заводит, в среднем, около 1700 знакомств, но поддерживать активные социальные коммуникации способен примерно со 150 людьми (в диапазоне от 100 до 230) - так называемое «число Данбара». Поддержание таких связей предполагает знание отличительных черт индивида, его характера, а также социального положения, что требует значительных интеллектуальных способностей.

Человек влияет на счастье ближнего, увеличивая количество субъектов его взаимодействия, тем самым расширяя ценностное пространство его личности, задавая потенциал в зоне его ближайшего развития.

Образ счастья, образ счастливого человека в контексте его социальных связей с другими людьми, являясь общей объективной закономерностью человеческой жизни, выступает мотивом самосовершенствования и целью взаимодействия.

Задача профессионалов, помогающих другим людям достигать заданный образ счастливых людей, не столько подготовка их к будущей жизни, сколько вооружение их инструментами формирования способности быть счастливым в данный момент жизни, в данном окружении, не перекладывая ни на кого ответственность за ход и смысл своей жизни.

Профессионал не формирует счастливого человека, но содействует р<

Наши рекомендации