Компетентностная карта дисциплины
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Б1. В.1
Учебно-методический комплекс
(программа и методические указания по изучению курса)
для студентов бакалавриата направления 080100.04 Экономика
профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Чита
Издательство ЧИ БГУЭП
УДК 71
ББК 87.7
А 35
Печатается по решению УМК Читинского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права»
(протокол № ____ от _______________ 2013 г.)
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры истории и политологии (протокол № 1 от 4 сентября 2013 г.)
Составитель к.ф.н., доцент С.Г. Азовцева
Рецензент к.ф.н., доцент С.Е. Аршинская
СОГЛАСОВАНО
Зав. кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит» к.э.н., доцент Л.Н. Тарасова
____ ____________ 2013 г.
Декан Финансово-информационного факультета к.э.н., доцент
Н.Я. Кривоносова
____ ____________ 2013 г.
Начальник УМО О.А. Захарова
___ ____________ 2013 г.
Зам. директора по учебной работе Л.А. Болтовская
___ ____________ 2013 г.
А 35 Культурология: учебно-методический комплекс (программа и методические указания по изучению курса) для студентов бакалавриата направления 080100.04 Экономика профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / сост. С.Г. Азовцева – Чита : Изд-во ЧИ БГУЭП, 2013. – 25 с.
Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления бакалавриата 080100.04 Экономика, утвержденного 21 декабря 2009 г. Содержит программу и методические указания по изучению курса.
Предназначен для студентов очной и заочной форм обучения.
ББК 87.7
© Издательство ЧИ БГУЭП, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.. 4
1.1. Цели освоения дисциплины.. 4
1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. 4
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.. 4
2. Структура дисциплины... 7
2.1. Трудоемкость дисциплины и ее общая структура. 7
2.2. Содержание разделов дисциплины, структурированное по видам учебной работы и формам обучения 7
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 9
3.1. Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению.. 9
Раздел 3. Типология культуры как метод научного познания социокультурных систем и объектов 16
3.2. Список рекомендуемой литературы.. 21
3.2.1. Основная литература. 22
3.2.1. Дополнительная литература. 22
4. Организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 23
4.1. Организация текущего контроля. 23
4.2. Форма и правила проведения промежуточной аттестации (зачета) 23
1. Пояснительная записка
УМК составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 080100.03 Экономика и в соответствии с учебным планом профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», утвержденного на заседании кафедры истории и политологии.
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Культурология» является построение «генетики» культуры, которая объясняет историко-культурный процесс, а также позволяет воспроизводить модель различного типа культур и проводить их сравнительный анализ
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Культурология» относится к базовой (обязательной) части «Гуманитарного, социального и экономического циклов» (Б1.)
Данная дисциплина является важнейшей составляющей системы современного образования. Культурология как область знания призвана готовить молодое поколение к осмыслению мира как совокупности культурных достижений человечества, а также способствовать взаимопониманию и общению представителей разных культур. Дисциплина «Культурология» имеет важное значение в изучении цикла дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла образовательного стандарта подготовки бакалавров наряду с курсами «История», «Философия», «Политология». В комплексном взаимодействии друг с другом они подготавливают студентов к усвоению специальных и правовых дисциплин.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Компетентностная карта дисциплины
Код компетенции | Компетенция |
ОК-1 | Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения. |
ОК-2 | Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы. |
ОК-4 | Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать их возможное развитие в будущем. |
ОК-6 | Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь. |
Ключевыми компетенциями, формируемыми в процессе изучения дисциплины, являются ОК-4; ОК-2
Уровневое описание признаков компетенции ОК-4:
Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать их возможное развитие в будущем
Уровень освоения | Признаки проявления |
Продвинутый (91 – 100 баллов) | Способен, ориентируясь на основные направления современного обучения и используя обширные предметные знания, понимать основные теоретические положения, лежащие в основе современных культурологических концепций. Готов использовать культурологические знания в профессиональной деятельности. Способен оценивать и сравнивать различные модели современных культур, понимать разнообразные культурные ориентации. |
Базовый (71 – 90 баллов) | Имеет хорошие предметные знания, владеет культурологической терминологией. Понимает основные проблемы культурологии, разбирается в различных типах религиозной и светской культуры, а также хорошо представляет существенные различия между Западной, Восточной и Русской (славянской) цивилизациями. |
Минимальный (41 – 70 баллов) | Имеет представление о культурологии как науке; знает базовые культурологические термины, основные культурологические концепции (О.Шпенглер, А.Тойнби, Н.Я.Данилевский, К.Ясперс). Понимает значение культурологии и её место в системе гуманитарного знания. |
Уровневое описание признаков компетенции ОК-2:
Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
Уровень освоения | Признаки проявления |
Продвинутый (91 – 100 баллов) | Способен, опираясь на современные знания, полученные в процессе обучения, понимать социально-значимые философские проблемы, в которых отражены процессы развития общества, культуры, а также цивилизационные процессы. Готов использовать знания и представления о проблемах современной культуры в научной и практической деятельности и дальнейшем непрерывном образовании. Способен оценивать различные типы цивилизаций и ориентироваться в современных цивилизационных процессах (информационных, техногенных), а также хорошо понимать особенности современного социокультурного мира. |
Базовый (71 – 90 баллов) | Имеет хорошие предметные знания о наиболее общих законах развития культуры, цивилизации, общества. Умеет использовать знания социальной философии и культурологии для анализа событий, происходящих в современной России и в мире в целом, а также владеет культурологическими методами, с помощью которых можно анализировать сферы материальной и духовной культуры. |
Минимальный (41 – 70 баллов) | Имеет представление об основных проблемах культурологии, хорошо понимает связь культурологии с, философии, а также место культурологии в системе гуманитарного знания. Знает и понимает основные аспекты культуры как сложного и противоречивого социального феномена, а также имеет представление об особенностях материальной и духовной культуры, отличии массовой культуры от элитарной. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- актуальные проблемы культурологии в рамках учебной информации, базовые термины культурологии, основные концепции о сущности культуры, перспективах её развития, месте человека в системе культуры.
Уметь:
- репродуцировать информацию, полученную на лекциях и семинарах по культурологии;
- иллюстрировать закономерности развития культуры, иллюстрировать закономерности развития культуры на примерах знаний, полученных по своей специальности;
- самостоятельно получать культурологические знания, пользуясь различными источниками;
- использовать базовые положения культурологии при решении профессиональных задач.
Владеть:
- навыками аргументации в процессе дискуссий, обсуждения профессиональных и других актуальных проблем;
- грамотной литературной письменной и устной речью с богатым словарным запасом;
- различными методами организации самостоятельной работы;
- навыками работы в Интернете для получения необходимой информации.
Структура дисциплины