Игры с элементами хореографии (хореографические игры)
Игра 1.Играющие стоят по кругу лицом к центру круга, на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Один ученик в роди «экзаменатора» находится за кругом. Он медленно проходит позади играющих, и как только он поравнялся с одним из игроков, тот должен принять одну из классических позиций для ног; руки, соответственно, должны быть в одной из позиций. «Экзаменатор» определяет точность положения. Если ошибок более трех, игрок выбывает из игры. Принятое положение сохраняется до тех пор, пока «экзаменующий» не отойдет к следующему игроку.
Игра 2. Играют две команды, построенные в шеренги одна против другой на расстоянии двух метров. В каждой шеренге участники рассчитываются по порядку номеров. Ведущий игры – «экзаменатор».
Если экзаменатор называет номер «два», то вторые номера в каждой шеренге принимают пятую (по заданию) классическую позицию для ног и вторую для рук. Номера называются в любой последовательности. Участник с числом ошибок более трех выбывает из игры. Игрок, пропустивший свой номер или растерявшийся, выбывает из игры.
Игра 3.Играющих команд не более трех, в каждой команде не более четырех игроков. Команды расположены по указанию преподавателя. Задание: Всем по хлопку встать на полупальцы, во второй позиции, держа руки над головой в третьей позиции.
Ведущий определяет ошибки в позициях и в устойчивости. Проигрывает команда, допустившая большее число ошибок.
Игра 4.Команды из трех человек соревнуются, выполняя задание педагога. Например: с прыжка вперед на один шаг принять третью позицию в полуприседе (демиплие), держа правую руку вытянутой вперед, левую – в сторону; голову повернуть направо. Упражнение выполняется по хлопку или свистку педагога. Оценивается техника исполнения, устойчивость.
Игра 5.Играют команды с составом не более пяти игроков в каждой. По сигналу педагога (хлопок или свисток) команды по очереди бегут к указанному месту и выполняют заранее данное задание: два человека выполняют ласточку на правой ноге, остальные стоят на левой, держа правую в сторону. Команды выполняют задание поочередно. Оцениваются техника исполнения, устойчивость, положение рук, головы.
Спортивные игры.
Игра 1. Играющие делятся на две группы. Задание: по сигналу преподавателя первая группа должна построиться в круг в центре зала, вторая – в одну шеренгу в заранее указанном месте. Оценивается точность равнения в шеренге, точность построения круга, размещение по росту, общая скорость выполнения задания. Выигрывает команда, быстрее и лучше выполнившая все условия задания.
Игра 2.Все выполняют одно задание: например, перестроение из шеренг в колонны по одному или по два в разных местах зала. Условия оценки те же, что и в игре № 1.
«Попади в цель»(учит подростка бросать мяч или другой предмет в цель, удерживая равновесие); различные эстафеты с предметами и без них, которые способствуют смене игровой ситуации, быстроте реакции и нестандартности действий, когда привычные заученные движения могут оказаться неэффективными; игры с целью развития важных двигательных качеств – выносливости к длительной работе циклического характера, сопряженной с формированием ценных прикладных качеств.
Беговая эстафета. Класс делится на 3 – 4 команды, которые бегут по кругу в медленном темпе, поддерживая расстояние между собой. У первых номеров в руках эстафетные палочки. По сигналу «Марш!» они выполняют ускорение по кругу, обегая команды соперника с наружной стороны. В это время вторые номера, став направляющими, продолжают медленный бег и сохраняют дистанцию между командами. Первый номер, сделав круг и догнав свою команду, передает палочку второму номеру и встает в конец своей команды. Второй номер выполняет то же самое, и т.д. Эстафета заканчивается, когда последний участник передает эстафетную палочку направляющему.
Эстафета «Змейка».Команды бегут по кругу, сохраняя между собой одинаковую дистанцию. Замыкающий каждой команды по сигналу «Марш!», сделав ускорение, пробегает змейкой всю команду (между всеми участниками).
Обежав всех, он становится во главе колонны и, выставив правую (левую) руку в сторону, подает сигнал новому замыкающему продолжить эстафету.
Команда продолжает бежать в медленном темпе, сохраняя дистанцию, а последний (в начале эстафеты он был последним) выполняет то же самое, и т.д., пока направляющий вновь не окажется во главе своей команды.
«Убегая догони». Команды бегут в медленном темпе по кругу, сохраняя между собой заданную учителем дистанцию. По сигналу «Марш!» команды начинают ускорение по кругу, стараясь догнать впереди бегущую команду. Эстафета завершается в момент, когда любой участник одной команды догонит замыкающего другой команды.
Подвижные и спортивные игры помогают в формировании характера подростка. Пробуждая в играх эмоциональную сферу ребенка, воздействуя на развитие его двигательных способностей, мы добиваемся положительной динамики в его интеллектуальной деятельности, адаптируем его к задачам обучения, развития и воспитания. Благодаря получаемой большой массы впечатлений во время занятий физической культурой мы формируем у подростка устойчивый интерес к занятиям физической культурой и позитивно воздействуем на его поведенческую сферу.
Рис. 4
Важным видом воздействия на развитие физических качеств у подростков с девиантным поведением с целью его коррекции является релаксационное расслабление всех мышц. Поэтому одним из видов работы на уроке мы выбрали релакс как элемент психорегуляции подростка. Для этого на каждом уроке по физической культуре нами было запланировано 2 – 5 мин для упражнений сначала в водной части урока, а со временем после нагрузок различного характера (см. рис. № 4).
Умения пользоваться приемами психорегуляции помогут подросткам в различных жизненных ситуациях: перед экзаменом, контрольной работой, при подготовке к спортивным соревнованиям; при появлении негативных эмоций: страха, волнения, обиды и т.п.
Этот метод включает в себя физические упражнения по напряжению и расслаблению основных мышечных групп. В ходе каждого упражнения чередуются сильное мышечное напряжение с последующим расслаблением.
Часто зажатость и безынициативность подростков, низкий уровень развития и искаженное развитие воображения мешают им импровизировать в процессе выполнения упражнений.
При сильном нервно-психическом напряжении можно выполнить 20 – 30 приседаний, либо 15 – 20 прыжков на месте.
Приведем пример релаксационных упражнений для снятия напряжения с мышц лица, тела, рук.
Упражнения повторяем 2 – 3 раза.
Упражнение «Улыбка»
Инструкция.Представьте себе нарисованное на картинке солнышко, яркое, красивое, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбнитесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь. Ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.
Упражнение «Винт»
Инструкция.Вы – винтики,и вас вкручивают в пол. Исходное положение: пятка и носки вместе, тело все напряжено, как будто железное. Корпус поворачивается влево и вправо. Винтик устал «вкручиваться» - расслабьтесь, отдохните.
Упражнение «Мороженое»
Инструкция.Вы – мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Ваши руки напряжены, ваше тело «ледяное». Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, руки, ноги стали мягкими, расслабленными. Руки бессильно повисли вдоль тела…
Физические упражнения, направленные на расслабление мышечных групп, способствую улучшению в них микроциркуляции, что способствует профилактике прогрессирования дегенеративных процессов в мышцах и тканях всего организма подростка. Результаты исследования подтвердили наше предположение о том, что у девиантных подростков повышен тонус мышц всего туловища, поэтому необходимость обучения детей навыкам релаксации бесспорна. А в игровой форме это еще и увлекательно.
Следствием негативного поведения подростка является вспыльчивость, грубость по отношению к своим сверстникам и взрослым, необъяснимое чувство тревоги, нежелание заниматься физическими упражнениями, что объясняется перенапряжением психики.
Поэтому важно своевременно познакомить детей с приемами психорегуляции, позволяющими укреплять нервную систему при помощи физических упражнений и системы дыхания.
Для удобства упражнения можно поделить на три группы:
I группа.Упражнения для укрепления нервной системы (их необходимо выполнять длительное время).
II группа. Упражнения, используемые для укрепления нервной системы (их необходимо выполнять длительное время).
III группа. Упражнения для использования при внезапно возникших стрессовых ситуациях, с целью уменьшить негативные реакции.
Эти упражнения предложены в системе уроков по физической культуре. Ю.А.Копыловым, кандидатом педагогических наук Института возрастной физиологии РАО, но далеко не всегда используются в работе с девиантными подростками.
Рис. 5.
Группа I.
«Стойка на одной». Исходное положение – опора стоя. Согнув правую ногу в колене, упереть стопу во внутреннюю часть левого бедра, ближе к паху, руки вверх, соединив ладони. Продолжительность позы до 1 мин., после чего, вернувшись в исходное положение, повторить задание, сгибая в колене левую ногу.
«Сгибание и разгибание рук». Исходное положение – опора стоя. Сделать медленный и глубокий вдох через нос, руки вперед ладонями вверх. Задержав дыхание и сжав пальцы в кулаки, быстро согнуть руки к плечам, а затем медленно с силой выпрямит их вперед, повторяя движения 2 – 3 раза. С выдохом опустить руки и расслабить все мышцы.
Группа II.Упражнения выполняют на полу.
«Удаление отрицательных эмоций». Выполняют во время медленной ходьбы. Необходимо мысленно представить себе, что в самом центре Земли находится мощный пылесос, который, начав работать, вытягивает из человека все отрицательные эмоции, страх, неуверенность или волнение. Отрицательные эмоции удаляются из тела, отрываются и засасываются пылесосом. Занимающимся необходимо поверить, что все происходит на самом деле. Продолжительность занятия до 7 минут.
«Выбрасывание отрицательных эмоций».Исходное положение – опора стоя. С медленным вдохом через нос поднять прямые руки вверх на 5 – 10 секунд. В это время представить, что в руках находится емкость (мешок, банка, кувшин и т.п.), куда из тела «перетекают» отрицательные эмоции, страхи, волнения. Резко наклоняясь вперед, с выдохом «бросить» емкость с отрицательными эмоциями» вниз. Расслабить руки, медленно выпрямиться одновременно со вдохом. Повторить 2 – 4 раза.
Группа III.Упражнения выполняют, чтобы как можно быстрее снять отрицательные эмоции непосредственно после их возникновения.
«Задержка дыхания».Сделав максимальный глубокий выдох и максимальный глубокий вдох, задержать дыхание. Мышцы гортани не напрягать. Воздух задерживать в легких за счет расширения и напряжения грудной клетки. Выдержав максимально длительную (с учетом индивидуальных возможностей) задержку дыхания, резко выдохнуть через широко открытый рот. Завершить упражнение, сделав несколько глубоких вдохов и выдохов.
«Подняться над ситуацией».Выполнять после стрессовой ситуации, мысленно представив себе, что тело начинает увеличиваться в длину и вырастает до космических размеров. С высоты своего нового роста, из космоса мысленно представить себе стрессовую ситуацию, которая увидится теперь маленькой и несущественной. Собственные страхи и волнения также6 кажутся не слишком существенными. После обретения спокойствия медленно спуститься» из космоса и принять свои обычные размеры тела.
При хорошем, ритмичном дыхании кровообращение в области грудной клетки бесперебойно, и сердце работает беспрепятственно, так как вся сеть кровеносных сосудов включена в процесс постоянной смены расширений и сужений – то есть, постоянно упражняется.
Рис. 6.
Чтобы избежать этих нежелательных явлений, чтобы дыхание всегда было свободным и выносливым, необходимо научить детей выполнению определенных правил. Вдох обязательно делать через нос, выдох – через рот; никогда не следует выполнять дыхание насильно, так как это нарушает естественный физиологический процесс и вызывает излишнее мышечное напряжение; выдох должен быть спокойным и как можно более полным – тогда и вдох будет наиболее полным, а значит – в легкие поступит наибольшая порция кислорода, нужного для окислительных процессов, для питания организма и вентиляции легких. В обучении этим правилам нужно соблюдать последовательность: трудные дыхательные упражнения надо предлагать после того, как будут разучены более легкие; не нужно форсировать процесс обучения координации движения с дыханием.
Человек, умеющий правильно дышать, способен на большие достижения до старости.
Когда легкие требуют воздуха, надо дать им возможность получить его в нужном объеме, однако не каждый знает, как это сделать. Нельзя, например, применять энергичное дыхательное упражнение непосредственно после сильного напряжения – следует дать сердцу отдохнуть путем нескольких глубоких, спокойно выполненных выдохов. Нужно научиться тщательно и глубоко выдыхать не только во время бега, гребли, игр и тому подобного интенсивного движения, но и после гимнастических упражнений следует избегать задержек дыхания. Как раз на уроках по танцевально-двигательной методике есть возможность приучить детей делать спокойные вдохи и выдохи, причем таким образом, чтобы вдох приходился на момент размаха, а выдох на момент напряжения.
В комплексную методику физического воспитания девиантных подростков мы обязательно включили упражнения, опирающиеся на неразрывную связь тела и духовно – психической сферы человека. Нам представляется, что в школе наиболее эффективны упражнения, основанные на телесно – ориентированных методах, помогающие снять напряжения в мышцах, подавить негативные чувства и страхи у детей, восполнить дефицит тактильных ощущений, недополученных ими в раннем детстве.
Выделяют следующие группы упражнений с детьми:
1. Упражнения, в которых главную роль играет прикосновение консультанта к ребенку и наоборот. По теории основателей телесно ориентированного метода, физическое прикосновение взрослого – признак его заботы о ребенке. Это прикосновение как бы возвращает ребенка к младенчеству, когда прикосновения матери выражали нежную любовь. Отсутствие необходимой поддержки и физического контакта ребенка с матерью (если его недостаточно держали на руках) становится причиной детских страхов.
2. Упражнения, направленные на устранение страха падения. Есть дети, которые часто попадают в ситуации падения. Биоэнергетик А.Лоуэн считает, что предлагая человеку падать произвольно, мы существенно снижаем страх падения. Поэтому суть упражнений заключается в падении подростков на спортивный мат в игровой форме.
3. Упражнения, направленные на избавление страха самовыражения. Здесь ведется работа с глазами и голосом. Задания состоят из напряжения губ и челюстей, а затем инициирования громкого крика, визга или проговаривания значимых фраз. Разработаны специальные упражнения для установления контакта глаз.
Но самым эффективным и ценным для работы с девиантными подростками мы выбрали из этого метода «технику ступенчатого расслабления».
Научиться чувствовать себя
(техника ступенчатого расслабления Е.Шубиной)
Эту технику рекомендуется выполнять тогда, когда ученики очень устали и не могут расслабиться. Чтобы научить подростка работать с собственным телом, надо сначала научить его почувствовать, как можно расслабиться изнутри до самой глубины тела и души. Для этого необходимо выполнять следующие требования:
- занять удобную позу, лучше на полу, в позе звезды;
- включить тихую музыку, пусть звучит фоном;
- лежа на полу с закрытыми глазами, начать внимательно прислушиваться к своему телу. Попробовать найти в нем напряжение;
- обнаружив напряжение, не пытайться сразу его убрать, просто посмотреть на него внутренним взором, ведь если оно появилось, значит, оно имеет право быть. Изучить его. Какое оно? Какого цвета? Формы? С чем связано? Поблагодарить его за присутствие, возможно, своим появлением оно избавило вас от душевной боли;
- вдоволь насмотревшись на напряжение (для этого вам хватит 2-х минут) мысленно сказать себе «раз-два-три» и на счет «три» — расслабиться, убрав это напряжение и одновременно расслабив все тело. Если вы все сделаете правильно, у вас появится ощущение, что вы словно слегка провалились (ушли) в землю;
- снова полежать спокойно и прислушаться к своему телу. Постараться увидеть в теле оставшиеся зоны напряжения (ведь где-то же оно еще присутствует). Полюбопытствовать, а что это за напряжение? И вновь сказать себе «раз-два-три» и расслабить все тело, как бы падая вниз;
- повторить это «падение вниз», с предшествующим исследованием тела, еще несколько раз, пока вы не почувствуете, что тело полностью расслабилось, конечности стали тяжелыми, а вы потеряли счет времени и границам пространства. Обычно, это не более 6 – 7 этажей расслабления;
- полежать так какое-то время и медленно встать через поворот на бок. Постараться в ближайшие полчаса не делать резких движений и не напрягаться.
Исследование позволило выработать дополнительный модуль социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением, чтобы помочь им осуществить наращивание когнитивного, деятельностного и личностного потенциала. Комплексное сочетание психолого-педагогических, психо-терапевтических и физкультурных методов может дать положительный эффект в практической деятельности по коррекции девиантного поведения подростков. Для этого был разработан план педагогической реабилитации подростков через основные виды деятельности.
ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Укрепление здоровья и физическое воспитание.
1. Развитие индивидуальных физических возможностей; формирование знаний об особенностях строения и физиологии организма, навыков и умений физической деятельности.
2. Развитие у подростков чувства личной ответственности за свое здоровье, гармоничное физическое совершенствование личности, пропаганда здорового образа жизни.
II. Совершенствование духовного мира
1. Воспитание уважения к высшим духовным ценностям, привитие культуры общения и поведения на основе этических норм и принципов.
2. Подготовка детей к осознанию своего назначения в мире.
3. Формирование у подростков собственных нравственных ценностей, выработка умения размышлять, видеть и понимать прекрасное, дарить радость другим и заботиться о слабых.
III. Мир, в котором мы живем
1. Формирование гражданской ответственности, чувства любви к своей стране, уважения к другим национальным культурам.
2. Изучение истории своей Родины, города, традиций и обычаев, национальной культуры своего народа.
3. Привитие навыков коммуникабельности и делового общения.
4. Профессиональная ориентация.
IV. Коррекция и развитие навыков учебной деятельности.
1. Коррекция учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей подростков.
2. Перенос учебных знаний в различные области человеческой жизни.
V. Экологическое воспитание
1. Развитие экологической грамотности, формирование навыков адекватного поведения в природе.
2. Выработка туристических навыков.
3. Уход за растениями.
VI. Коммуникативная деятельность (поведение).
1. Изучение личностных качеств и способности к социальной адаптации подростка.
2. Установление адекватных отношений со сверстниками.
3. Устранение негативных проявлений в поведении со стороны подростка путем индивидуального и комплексного подхода. С учетом особенностей каждого.
VII. Досуговая деятельность
1. Влияние на поведение подростка через его интересы.
2. Развитие навыков организации социально значимых форм и видов досуговой деятельности: организация и проведение спортивных праздников, сюжетно-ролевых, подвижных, спортивных и национальных игр; активная деятельность подростков во всем, в чем они могут себя раскрыть и реализовать.
VIII. Социально-бытовая адаптация
1. Развитие навыков общения. Начало утверждения подростка как социально значимой личности, формирование навыков поведения в социальном пространстве.
2. Формирование социальной активности, расширение знаний и закрепление навыков правильного поведения в социальном пространстве.
Анализ результатов исследования показывает, что в экспериментальной группе значительно улучшились не только физические способности подростков, но и восстановился их социальный статус, постепенно произошла переориентация противоправной направленности их поведения. Традиционные формы и методы занятий физической культурой недостаточно эффективны для диагностики и коррекции отклоняющегося поведения, поэтому занятия физическими упражнениями по экспериментальной комплексной методике способствуют обратимости процесса дезадаптации трудных подростков.
Исследование позволило выработать дополнительный модуль социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением, чтобы помочь им осуществить наращивание когнитивного, деятельностного и личностного потенциала. Комплексное сочетание психолого-педагогических, психотерапевтических и физкультурных методов может дать положительный эффект в практической деятельности по коррекции девиантного поведения подростков. Для этого был разработан план педагогической реабилитации подростков через основные виды деятельности.
Подростки с явными акцентуациям характера составляют группу повышенного риска, поскольку достаточно случайного стечения обстоятельств или непреднамеренного отношения к слабым сторонам представителя того или иного типа акцентуации, как возникают условия для перехода акцентуации в психопатии или психопатические подростковые реакции. Ряд типов акцентуаций провоцируют отклоняющееся поведение, выражающееся в возможных формах проявления дезадаптации (табл. № 12).
Табл. 12. ПОКАЗАТЕЛИ РИСКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Акцентуации характера | Возможные формы нарушения поведения |
1. Гипертимный 2. Циклоидный 3. Лабильный (эмотивный) 4. Сензитивный (тревожный тип) 5. Психостенический 6. Шизоидный 7.Эпилептоидный тип 8.Истероидный (демонстративный) тип 9. Неустойчивый тип | Недисциплинированность, прогулы, конфликты со взрослыми, мелкие асоциальные поступки и правонарушения, избегание контроля, склонность к алкоголизации, возможно раннее начало половой жизни Депрессия или эмоциональный подъем, склонность к приему алкоголя, попытки самоубийства, носящие аффективный характер Самоубийство в аффективном состоянии, редкие демонстративные побеги из дома Заниженная самооценка, конфликты и драки, побеги в результате психических травм, суицидальные попытки из-за длительных переживаний Невротические заболевания, неврозы и навязчивые страхи Замыкание в себе, чувство одиночества, склонность к приему токсических средств, неумение вступать в контакт Побеги из дома и разрыв с семьей, склонность к азартным играм, опасность быстрого развития алкоголизма, асоциальных действий; склонность к сексуальному насилию Демонстративный характер побегов из дома, алкоголизации, суицидальных попыток с целью привлечения внимания Отсутствие желания учиться, безволие, прогулы, отсутствие интереса к учебе; ранняя склонность к алкоголю, курению, наркотикам |
ВЫВОДЫ
1. Экспериментальные данные и практический опыт показали, что процесс дезадаптации подростков – обратимый процесс. Подростковый возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Поэтому при правильно подобранных средствах и методах педагогического воздействия выравниваются отклонения не только в физических способностях организма, но и в психоэмоциональном и поведенческом уровнях.
2. Анализ результатов анкетирования свидетельствует о том, что методика направленного воздействия воспитательных и физкультурно-оздоровительных мероприятий позволяет положительно влиять на социально дезадаптированных подростков, предупреждать правонарушения в их среде.
3. Оценка уровня тревожности, агрессивности у дезадаптированных подростков достоверно выше, чем у их благополучных сверстников. Уровень мотивации к учебной деятельности у девиантных подростков и самооценка занижены. Поэтому важным этапом исследования было привлечение девиантных подростков к занятиям физической культурой. Работа по формированию мотивации к здоровому образу жизни строилась с учетом физического и психоэмоционального состояния испытуемых, а также исходя из их интересов и потребностей.
4. Оценка уровня физической подготовленности подростков экспериментальной и контрольной групп выявила средний уровень этих показателей, а в некоторых контрольных упражнениях ниже среднего (6-минутный бег, прыжок в длину с места).
5. На основе комплексного изучения психолого-педагогических характеристик и показателей физической подготовленности подростков разработана комплексная методика профилактики и коррекции физического состояния и поведенческих отклонений девиантных подростков 11 - 14 лет. Комплекс содержит танцевально-двигательные и психорегуляционные упражнения, упражнения на дыхание и релаксацию, элементы спортивных и подвижных (в т.ч. национальных) игр, упражнения аэробной направленности, умеренной интенсивности.
6. Занятия по данной методике способствуют активизации познавательной деятельности подростков, повышению интереса к занятиям по физической культуре и увеличению уровня показателей развития физических способностей. В ходе эксперимента отмечено существенное улучшение этих качеств. Показатели быстроты на 6 %, выносливости на 5 %, скоростно-силовые на 12 %, силовые на 27 %.
7. Систематические занятия по экспериментальной методике (4 раза в неделю) позволили снизить уровень тревожности, агрессивности, повысить самооценку личности подростков. С этой целью в комплексе использовались методы психорегуляции, релаксации и дыхательной гимнастики, техника ступенчатого расслабления.
8. Разработанная методика направленного воздействия физической культуры на коррекцию и профилактику физического и психоэмоционального состояния девиантных подростков способствует позитивным изменениям в восстановлении их социального статуса, формировании ценностных ориентаций, мотивации к учебной деятельности, в выборе модели поведения.
Методика формирования у девиантных подростков нравственного поведения путем подбора средств и методов физического воспитания может быть рекомендована учителям физической культуры, родителям и инспекторам ПДН, специалистам, работающим с данной проблемой.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Занятия физической культурой с трудными подростками должны быть направлены на достижение следующих целей:
- снизить уровень тревожности, агрессивности, повысить мотивационные установки;
- привить навыки здорового образа жизни, укрепить здоровье;
- сформировать стойкий интерес к занятиям физическими упражнениями, добиться выработки потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
- повысить уровень развития выносливости и других физических качеств;
- предоставить возможность самовыразиться и самореализоваться в процессе спортивной деятельности;
- создать более положительный образ тела и повысить самооценку;
- создать положительную эмоциональную атмосферу тренировочной деятельности, сформировать ценностные ориентации, готовность к активной социальной позиции и изменить стереотипы поведения.
С самых первых дней занятий преподаватель должен тщательно изучать своих учеников – их характеры, состояние нервной системы, интересы, образ мыслей, реакцию на замечания и их восприятие, степень переживаний при неудачах, силу эмоциональных проявлений и др.
Следует добиваться сознательного изучения любого задания. Это позволит избежать расточения сил, отдалить наступление усталости или уменьшить ее степень и повысить качество выполнения упражнений.
Одно важное правило следует выполнять преподавателю: никогда не прибегать к «муштре», а прививать ученикам умение профессионально контролировать работу своих мышц.
Для гармоничного физического воспитания и спортивного совершенствования необходимо развитие всех силовых качеств.
В основу экспериментальной методики положены принципы: систематичности занятий (3 – 4 раза в неделю), непрерывности (круглогодично), длительности (год, два), постепенности и адекватности (индивидуализации) использования нагрузок.
Методика характеризуется следующими требованиями:
- оздоровительно-профилактическая направленность занятий;
- упражнения аэробной направленности, умеренной интенсивности;
исключение элементов единоборств;
- частота занятий не менее 3-4 – х раз в неделю;
- постоянное, но постепенное усложнение упражнений, увеличение
нагрузки по мере формирования интереса к занятиям;
- физиологическая нагрузка в диапазоне ЧСС не менее 120-140 уд/мин.;
- применение на начальном этапе кругового, повторно-серийного
метода проведения занятий, по мере формирования интереса к
занятиям применение методов «до отказа», соревновательного,
самостоятельного;
- наличие пиковых нагрузок в пределах 90-95 % от максимума.
Для повышения профилактико-коррекционной направленности занятий необходимо придерживаться следующих установок:
- упражнения должны быть адекватны личностным, возрастным и
физическим особенностям занимающихся, отвечать их интересам и
потребностям;
- упражнения должны быть доступны и понятны занимающимся, но
освоение их должно происходить с определенным усилием, чтобы не
терять свою привлекательность;
- в комплекс упражнений должны быть включены упражнения для
психорегуляции, расслабления групп мышц, снятия агрессивности и
тревожности, выработки выносливости и повышения самооценки;
- в комплексе должны разумно сочетаться объем, интенсивность и
направленность нагрузок. Не рекомендуются упражнения,
включающие элементы единоборств.
При использовании средств и методов физического воспитания в работе с детьми группы риска необходимо учитывать следующее:
- при использовании метода круговой тренировки дозировку и
последовательность выполнения упражнений на силу и силовую
выносливость определяет учитель в зависимости от подготовленности
учащегося;
- количество выполняемых упражнений в комплексе может
быть доведено до 8-10 раз;
- интенсивность занятий зависит от вида включенных
в них упражнений; во время выполнения танцевально-двигательных
упражнений темп музыки определяет количество и характер
движений. С увеличением темпа музыки растет амплитуда движений,
соответственно увеличивается ЧСС;
- не допускать на занятиях начального этапа чрезмерного темпа
движений и метода «до отказа», во избежание перегрузки сердца и
появления признаков переутомления;
- в процессе занятий подвижными и спортивными играми использовать
соревновательный метод, развивая у подростков чувство доброго
соперничества и взаимопомощи;
- время выполнения упражнений необходимо постепенно увеличивать,
интервалы отдыха – уменьшать;
- на начальном и конечном этапах проводить тестирование физического
и психоэмоционального состояния, с последующим составлением
психолого-педагогической характеристики;
- достаточно высокая общая плотность занятия обеспечивается при
умеренно сниженной моторной плотности за счет применения
релаксационных и дыхательных упражнений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александров А.А. Типология делинквентного поведения при
психопатиях и акцентуациях характера//Нарушения поведения у
детей и подростков. - М., 1981.
2. Алемаскин М.А. «Психологическая характеристика личности подростка – правонарушителя» - в сб. Вопросы обучения детей с отклонениями в поведении – М., 1963. с.95
3. Алмазов Б.Н. Функциональная средовая дезадаптация несовершеннолетних. – М., - с.101.
4. Алмазов Б.Н., Умщенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. – Свердловск. 1987.
5. Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь: Сборник статей//Под ред. Красновой О.В. – М: МПГУ; Обнинск: «Принтер». 2002. – 336 с.
6. Амбрумова А. Г. Непатологические ситуационные реакции в
суицидальной практике//Научные и организационные проблемы
суицидологи. - М., 1983.
7. Андрюшина Е.В. Семья и здоровье подростка//Народонаселение, 1998.- №2.
8. Артюхова И. Ценности – цели подрастающего поколения//Директор школы, 2001. - № 10.
9. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность//Теория и практика физической культуры. № 4, 2000 г.
10. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. - М., 2000.
11. Басин М., Попов А. Формирование навыков волевой регуляции у девиантных подростков. Ж-л «Социальная педагогика» № 3 – 2004. С. 75 -78.
12. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. Социальный педагог. Введение в профессию. – М., Академия, 2006.
13. Безруких. «Опять двойка» – ж-л «Школьный психолог» №10 – 2005г., с.17, 18.
14. Беличева С. А. Типология детско-подростковой дезадаптации и стратегия диагностико-коррекционионой работы//Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. М., 1998. с. 41-45.
15. Беличева С.А. Современное состояние превентивной политики и практики в России//Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы. 1998. №2. с.76 – 89.
16. Бернс Р. Самооценка как составляющая «Я - концепции». 1986.
17. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. - М., 1999.
18. Бутаев В.К., Кучкин С.Н., Седых Н.В., Шамардин А.И. Требования к оформлению и написанию квалификационных работ, Учебно-метод. пособие для студентов АФК, ВГАФК, Волгоград – 1998 г., 51 с.
19. Вайнер Н., Костюнин С.А. Адаптивная физическая культура. М., 2007.
20. Василькова Ю.Ю., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. С. 357 – 381.
21. Вдовиченко А. А. О типах акцентуации характера у деликвентных
подростков//Психологические проблемы психогигиены, психо-профилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976.
22. Вестник образования. 2000. №4.
23. Ветров Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи. - М.,
1980.
24. Волков В.М. и Бахрах И.И. Подросток и физическая культура (Метод. указания), - Смоленск, 1970. 26с. (Всесоюзный научно – исследовательский институт физической культуры, См<