Эффективность комплексной методики по физическому воспитанию девиантных подростков

Комплексная методика физического воспитания девиантных подростков, разработанная для экспериментальной группы, предполагает наличие в структуре урока нескольких видов физического воздействия с целью гармонизации психического состояния и поведения подростков.

Во-первых, к таким методам мы относим танцы и танцевально-двигательные упражнения. Методика обучения танцевальным движениям как отдельное направление сформировалась в 50 – 70-х годах XX столетия. Она позволяет проводить групповые и индивидуальные занятия.

На этих занятиях можно решать корректирующие задачи по личностным проблемам детей, по проблемам тревог и страхов, связанным с кризисными жизненными ситуациями, потерей жизненного смысла, непониманием себя.

Это направление развивает творческие способности, коммуникативные навыки подростка, помогающие адаптироваться в среде сверстников и взрослых, повысить самооценку подростка.

Для подрастающего человека важно быть хозяином своего тела, а не его рабом. Для этого у подростка в процессе занятий по танцевальной методике вырабатывается привычка побеждать лень и излишние опасения, действовать всегда нужным образом, несмотря ни на что, уметь распоряжаться своим телом.

Формирование такой привычки морально укрепляет подростка: готовность действовать и уверенность в себе входят в комплекс моральных качеств, которые можно назвать спортивным духом. А человек, обладающий спортивным духом, умеет преодолевать затруднения; способен проделать огромную работу, отвечать за нее и довести ее до конца. Среди подростков необходимо воспитывать такие привычки, которые потребуются на протяжении всей жизни.

Преподавателю необходимо в процессе работы с «трудными» подростками уметь снимать излишнее возбуждение, раздражительность, с первых же занятий планировать психологическую подготовку наравне с физической подготовкой.

Среди приемов, содействующих развитию психологической устойчивости, воли, самообладания, наиболее эффективными считаются:

- требование выполнять задание на оценку в присутствии посторонних наблюдателей;

- требование выполнять задание с самооценкой (что очень важно!) сразу по исполнении;

- выполнение задания в соревновании между членами группы;

- работа над заданием при умышленно созданном шуме, мешающем сосредоточиться;

- выполнение задания в состоянии усталости.

Обучая занимающихся правильной технике выполнения танцевальных движений, учитель должен вводить в урок такие движения, с помощью которых ученики должны освоить умение сознательно управлять напряжением мышечных групп.

Развитие выносливости отдельных групп мышц еще не обеспечивает нужного уровня общей выносливости. Поэтому наиболее продуктивны для развития общей выносливости продолжительный бег, прыжки со скалкой, спортивные игры.

Для выработки у подростков максимальной мышечной силы необходимо чередовать сильные и легкие мышечные напряжения, разнообразить характер нагрузки и периодически давать мышцам возможность отдыхать.

Уроки по танцевальной методике с девочками должны отличаться от занятий с мальчиками: для девочек исключаются силовые упражнения, связанные с натугой, прыжки с большой высоты, а также упражнения, влияющие на развитие поясничной кривизны. В целом общая нагрузка для девочек несколько снижается.

В возрасте 11 – 14 лет на уроках по танцевальной методике решаются вопросы и общего развития организма детей, развивается и укрепляется мышечная система, формируются и более активно используются гимнастические упражнения на растягивание, гибкость, выносливость; развиваются быстрота, ловкость; совершенствуется координация движений. Для двигательного аппарата эти упражнения полезны тем, что во время тренировок подростки учатся активизировать несколько мышечных единств одновременно, т.е. происходит улучшение внутримышечной координации.

Таким образом, может быть увеличена общая сила мышц, т.к. в процессе обучения разные движения становятся более машинальными, совершаются уже без контроля головного мозга.

При изучении упражнений важно добиваться согласованности движений, составляющих упражнение, с его музыкальным материалом.

Эффективность воздействия данной методики основана на подборе музыки, которая способствует эстетическому воспитанию подростков, воспитывая их музыкальную память, художественный вкус. Благодаря правильному подбору музыки для подростков раскрываются двери в мир творчества; музыка имеет значение методического приема, дополняющего словесное объяснение и показ, гармонизирует эмоциональный настрой и поведенческий фон.

Программа была составлена с учетом возрастных и половых особенностей учащихся и обязывала педагога выполнить все, что в ней предусмотрено, и в установленные сроки. Однако результаты обучения не могут быть одинаковыми у всех детей: объективная причина этого – различная степень их одаренности. Одни прогрессируют более успешно, другие остаются на среднем уровне.

Учебный год подразделяется на три периода – подготовительный, основной и переходный. Во второй четверти идет работа по изучению новых, более сложных, чем в первой четверти, элементов программы.

В третьей четверти, когда восстановлено после зимних каникул состояние полной трудоспособности, завершается работа над координациями повышенной трудности, изученными в первом полугодии, и этим заканчивается изучение программы года.

После весенних каникул наступает четвертая четверть, начало которой отводится на восстановление работоспособности, а затем осуществляется проработка всего пройденного за год материала.

Основные принципы построения календарного плана, обеспечивающие подготовку учеников, не расходятся с принципами работы по основным предметам. Танцевальная подготовка в значительной степени зависит от успеха занятий, от реализации плана, разумно составленного в интересах общего дела.

Исходя из рекомендаций ВНИИ ФК 1984 г., где оговаривается объем

двигательной активности для школьников 11 – 14 лет разработана программа комплексной методики по физическому воспитанию подростков с 14 – 21 часом дополнительной нагрузки в неделю с оздоровительной целью (см. табл. № 10).

Таблица № 10. Примерный план распределения учебного времени на занятия по комплексной методике физического воспитания для трудных подростков в структуре традиционной школьной программы в структуре традиционной школьной программы.

  Класс     Виды физических упражнений и количество часов     Всего часов
  Танцевальные движения Релаксационные упражнения Спортивные, подвижные, национальные игры Упражнения на расслабление и тактильный контакт Дыхательная и психогимнастика    
         
             
             

Индивидуальности, представленные в группе, дают возможность участникам получать и давать обратную связь, и благодаря этому расширять поведенческий репертуар социально – психологических ролей.

Физический опыт действия мышц выступает как путь познания опыта о себе, развивает «Я – концепцию» и способствует повышению самооценки подростка.

Танцевальная двигательная методика использует движение как основное средство для достижения следующих целей:

- развитие способностей подростка;

- наиболее полное самовыражение его личности;

- катарсическое высвобождение подавляемых эмоций и отношений;

- коррекция системы отношений личности;

- коррекция отношений в группе и, как следствие, поведения;

- стимуляция творческого начала личности;

- создание более положительного образа тела и принятие тела участниками группы;

- изменение стереотипов поведения.

Структура занятий включает в себя: период разминки, разучивание танцевальных фигур и движений, закрепление старого движения и разучивание нового (см. табл.11). Каждый урок разучивается не более 2 – 3 движений. Когда все движения усвоены, приступаем к разучиванию танца.

В структуре каждого занятия необходима разминка.

Для подростков разминка – разогрев мышц.

Разминка служит подготовкой к занятию (физической и умственной). Такая подготовка уменьшает риск получения травмы.

Общие разминочные упражнения повышают готовность всего тела к выполнению упражнений и движений.

Активная разминка проводится мышечной работой. Усиливается циркуляция крови, температура мышц повышается и система кровообращения готова к предстоящему представлению. Лучше всего физические реакции происходят при оптимальной температуре.

Индивидуальная разминка, подобранная с учетом особенностей возраста и строения тела подростка необходима и обязательна перед основными занятиями.

Центральная нервная система достаточно развивается для выполнения симметричных движений руками к 11 – 12 годам. Это значит, что полная координация движений еще не развита у 12-ти летних учеников. Возрастные различия в развитии и недостаточная координация как результат должна приниматься во внимание преподавателем.

Табл. № 11. Структура комплексного занятия АФК для подростков с девиантным поведением

Эффективность комплексной методики по физическому воспитанию девиантных подростков - student2.ru

               
    Эффективность комплексной методики по физическому воспитанию девиантных подростков - student2.ru
 
  Эффективность комплексной методики по физическому воспитанию девиантных подростков - student2.ru Эффективность комплексной методики по физическому воспитанию девиантных подростков - student2.ru Эффективность комплексной методики по физическому воспитанию девиантных подростков - student2.ru Эффективность комплексной методики по физическому воспитанию девиантных подростков - student2.ru Эффективность комплексной методики по физическому воспитанию девиантных подростков - student2.ru Эффективность комплексной методики по физическому воспитанию девиантных подростков - student2.ru   Эффективность комплексной методики по физическому воспитанию девиантных подростков - student2.ru Эффективность комплексной методики по физическому воспитанию девиантных подростков - student2.ru Эффективность комплексной методики по физическому воспитанию девиантных подростков - student2.ru Эффективность комплексной методики по физическому воспитанию девиантных подростков - student2.ru Эффективность комплексной методики по физическому воспитанию девиантных подростков - student2.ru Эффективность комплексной методики по физическому воспитанию девиантных подростков - student2.ru   Эффективность комплексной методики по физическому воспитанию девиантных подростков - student2.ru Эффективность комплексной методики по физическому воспитанию девиантных подростков - student2.ru Эффективность комплексной методики по физическому воспитанию девиантных подростков - student2.ru Эффективность комплексной методики по физическому воспитанию девиантных подростков - student2.ru Эффективность комплексной методики по физическому воспитанию девиантных подростков - student2.ru

Нами делается упор на благоприятное воздействие музыкального сопровождения на психику подростков. Слияние музыки с движением воздействует на улучшение эмоционального состояния и поведения проблемных подростков.

Музыка помогает понять художественный образ, снять эмоциональное и мышечное напряжение. А если она соответствует вкусу и настроению подростка, та ее действие еще более эффективно.

Часто в процессе работы пользуемся методическими приемами, такими, как:

- использование спонтанного, импровизированного танца для самовыражения и выражения отношений;

- целенаправленный выбор музыки (как учителем, так и участниками группы);

- экспериментирование с движением;

- работа с мышечным напряжением;

- целенаправленный выбор темы танцевального упражнения;

- обратная связь, необходимая для выяснения отношения участников к изменениям в отношениях между подростками и в них самих.

Главной задачей танцевально-двигательного воздействия в нашем эксперименте является освобождение подростков от негативного опыта и комплексов, связанных с недооценкой, боязнью или бесчувственностью своего тела; освобождение суставов и мышц от боли и напряжения, а также улучшение жизненного тонуса всего организма подростка.

Исходя из выше изложенного, элементы танцевально-двигательных упражнений важны и необходимы в структуре уроков по физической культуре, а также в дополнительных занятиях и внеклассных спортивных мероприятиях.

В ходе беседы и опроса мнений подростков экспериментальной группы были выявлены их интересы к танцевально-двигательной методике обучения. 80 % подростков, участвовавших в эксперименте, выразили желание заняться обучением современным брейк-дансовым танцам.

Поэтому 2 раза в неделю по 45 минут во внеурочное время с ними проводились занятия по танцевально-двигательной методике.

Во время обучения движениям танца ребята делились своими впечатлениями. Если до занятий умение сверстников владеть своим телом в процессе танца у ребят вызывало зависть и комплекс неполноценности, то теперь в процессе занятий они стали более раскрепощенными, физически сильными и выносливыми (70%), организованнее в учебе и в жизни, научились владеть своим телом, у них развились упорство и наблюдательность, появились новые навыки двигательной активности.

Эмоциональное состояние улучшилось. Со слов подростков: «Музыка так захватывает, что хочется танцевать без конца».

Многие из ребят изъявили желание всерьез заняться танцами и записаться в танцевальную группу «Дефарс» при ДК «Электрон».

Перечислим некоторые базовые движения брейк-данса.

Движение «Дорожка»

Повтор за тренером синхронного выполнения движения – самое распространенное основополагающее движение. Перекат тела с рук на ноги и наоборот. Одинаковое вовлечение мышц рук и ног.

2 движение «Приз»(заморозка).

Любое движение, когда тело зависает в какой-то позе (только мышцы рук).

Движение «Флай»

Ноги в воздухе и на руках перекрут вокруг своей оси в разные стороны.

Движение «Опрок»

Верхние заходы ногами, переступающие движения без нижнего танца.

Следующим выбранным нами методом коррекции являлся метод игротерапии, в данном случае это метод, широко используемый в школьной практике работы, но не всегда целенаправленно и эффективно. Спортивные и подвижные игры тоже имеют определенные виды воздействия на поведение подростков.

Игры как форма активности подростка благотворно влияют на формирование его души, поведения, развитие его физических сил и способностей.

Не случайно Л.С.Выготский, В.В.Зеньковский, Д.Б.Эльконин и другие психологи детства считают игру основным средством социализации личности.

В игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы, комплексы неуверенности, формируются такие жизненно важные качества личности, как ответственность, инициатива, настойчивость в преодолении трудностей, умение владеть собой, подчиняться правилам игры.

Подвижная игра способствует укреплению здоровья, всех функций организма, закаливанию (особенно на свежем воздухе) и профилактике соматических заболеваний.

Подвижные игры хороши тем, что в них используются движения: бег, ходьба, лазанье, перелезание, прыжки, упражнения с предметами. Но чтобы вызвать интерес у подростков с девиантным поведением к игре, нужно осуществить их правильный выбор, чтобы не превысить действительные возможности ребенка и не заставить его переживать неуспех.

Это должны быть игры, нацеленные на снятие стресса, установление отношений доверия, способствующие самовыражению ребенка, поддерживающие и корректирующие самооценку подростка.

В подвижных играх ярко выражена роль движений.

Коллективный характер игр, преодоление различных трудностей в постоянно изменяющихся условиях игровой обстановки воспитывает у играющих чувство коллективизма, приучает к согласованности в выполнении действий, развивает инициативность, сознательную дисциплину, волю, ответственность и многие другие ценные качества. В играх эти качества проявляются особенно отчетливо.

Игры служат прекрасным средством создания атмосферы радости, бодрости, удовольствия. В играх дети легко усваивают и совершенствуют многие способности и жизненно необходимые навыки.

В играх широко используются бег, прыжки, лазание, ходьба, переноска груза и т.п., которые выполняются с повышенной скоростью и вследствие этого оказывают значительное воздействие на органы дыхания, кровообращения и на двигательный аппарат.

Из всего многообразия игр преподаватель должен подбирать для урока те, которые соответствуют возрасту и уровню подготовленности учеников, а также принимать во внимание условия, в которых проводятся игры. В каждом уроке решаются конкретные педагогические задачи, и нужно хорошо знать игровой материал, чтобы из всего арсенала игровых средств выбирать именно то, что максимально отвечает поставленным в уроке задачам.

В процессе игр хорошо усваиваются элементы спортивной техники и техники танцевальной, хореографической. Поскольку игра всегда содержит в себе соревнование, борьбу, то играющие упражняются в умении находить верные решения во внезапно изменяющихся условиях борьбы, а это требует применения ранее приобретенных двигательных навыков в различных связях; в результате формируются новые, более сложные навыки в играх с новыми или усложненными условиями.

Элементы состязания в играх стимулируют проявление всех волевых качеств – решительности, смелости, упорства, самообладания. И чем сложнее игровая ситуация, тем ярче и активнее проявляются эти качества.

Любая игра имеет свои правила, которые надо соблюдать; поэтому игры укрепляют дисциплину, приучают играющих уважать друг друга, отвечать за свои действия и помогать товарищу.

Кроме игр в школьном помещении, существуют игры, происходящие на местности, с походами и ориентированием; такие игры поднимают общеобразовательный уровень учеников, расширяют их познания в географии, математике, естествознании, оказывая положительное влияние на умственное развитие детей.

Подвижные игры не требуют от играющих специальной подготовки. Игры спортивные проводятся по твердо установленным правилам, определяющим и число участников, и необходимый уровень специальной и общей подготовки. Спортивные игры полезны детям всех возрастов при условии, что в каждом случае в правила будут внесены поправки, связанные с возрастом и уровнем подготовки играющих.

Наши рекомендации