Динамика физического развития и физической подготовленности и изменение психолого-педагогических характеристик подростков за период эксперимента

Танцевально-двигательная методика, спортивные и подвижные игры, релаксационные и психорегулирующие упражнения широко используются во всем мире для улучшения физического состояния здоровья человека, но их воздействие в комплексе, с правильным дозированием и чередованием в ходе занятий с успехом может применяться для профилактики и коррекции отклоняющегося поведения у подростков.

Одной из задач педагогического эксперимента было применение перечисленных выше упражнений в физическом воспитании девиантных подростков и выяснение того, насколько они эффективны для улучшения показателей их физических способностей и поведенческой сферы.

Нужно отметить, что показатели физической подготовленности подростков обеих групп за время педагогического эксперимента улучшились.

Так показатели, характеризующие уровень развития выносливости (6-ти мин. бег) в экспериментальной группе достоверно возросли с 950 ± 150 до 1200 ± 150 (м), (р < 0,05), а в контрольной с 1000 ± 200 до 1150 ± 150, м (р > 0,5).

Если до начала эксперимента подростки экспериментальной группы подтягивались на перекладине 4±1 раз, то по окончании - 7± 2 раза при

р < 0,01; в контрольной соответственно – 5 ± 1 раз и 6 ± 1 раз.

Аналогичное положение характерно и для показателей, характеризующих уровень развития других физических качеств.

Так, результаты в скоростно-силовом тесте существенно возросли у подростков, занимавшихся по разработанной методике. В прыжках в длину эти данные увеличились с 140 ± 4,0 см до 165 ± 4,0 см (р < 0,05). В контрольной группе эти показатели возросли незначительно (с 145 ± 4,0 до 155 ± 4,5 см при р > 0,05).

Результаты в беге на 30 м в экспериментальной группе улучшились с 5,9 м/с ± 0,8 до 5,5 ± 0,7 м/с с р < 0,01, а в контрольной - с 6,1 ± 0,8 м/с до 5,9 ± 0,8 м/с с р > 0,05. Аналогичное положение характерно и для других тестов.

У девиантных подростков контрольной группы также произошло увеличение исследуемых показателей физической подготовленности, но не столь значительное, как в экспериментальной.

Таким образом, целенаправленные педагогические воздействия средствами комплексной методики по АФК способствовали эффективному улучшению физической подготовленности у подростков экспериментальной группы при систематических занятиях физическими упражнениями.

Для определения эффективности влияния предложенной методики на состояние организма подростка в процессе педагогического эксперимента было проведено тестирование показателей PWC 170 в начале и в конце эксперимента.

Вариантом теста был выбран легкоатлетический бег [Никифорова Н.Ю. 2005]. Исходя из 2-х факторов:

1) учащение сердцебиения при мышечной работе прямо пропорционально ее интенсивности;

2) степень учащения сердцебиения при любой физической нагрузке обратно пропорциональна способности испытуемых выполнять мышечную работу данной мощности.

Поэтому ЧСС является критерием физической работоспособности.

Чтобы тест дал надежные результаты, были соблюдены необходимые условия:

- проба была выполнена без предварительной тренировки;

- скорость бега на дистанции поддерживалась относительно одинаковая;

- длительность каждой из нагрузок была равна 4 5 мин.

Путем подстановки экспериментальных значений ЧСС и мощности работы в формулу:

PWC – 170 = W1 + (W2 - W1 ) х 170 – f1 / f2 – f1

определили физическую работоспособность (PWC – 170), при известной мощности 1-й (W1) и 2-й (W2) нагрузок и ЧСС в конце 1-й (f1) и 2-й (f2) нагрузок.

В обеих группах был зафиксирован низкий показатель PWC 170. Этот факт объясняется тем, что подростки обеих групп до эксперимента не занимались какими-либо физическими упражнениями.

Только в процессе регулярных физических занятий постепенно развивается тренированность, характеризующаяся комплексом морфологических и функциональных сдвигов в деятельности организма, улучшением механизмов регулирования и адаптации к физическим нагрузкам, ускорением процессов восстановления [В.Е.Епифанов, 1990].

В процессе эксперимента этот показатель существенно возрос в экспериментальной группе и не так существенно в контрольной.

Так величина PWC 170 в экспериментальной группе возросла с 110,3 ± 30,3 до 124,7 ± 29,0 Вт (р > 0,05). В контрольной группе этот показатель повысился с 104,47± 9,3 до 108,5 ± 10,8 Вт (р < 0,05).

В ходе эксперимента показатели ЧСС имели тенденцию к снижению как в экспериментальной группе – с 94,7 ± 2,0 до 75,1 ± 1,0, так и в контрольной – с 84,7 ± 1,5 до 78,7 ± 1,9 уд./м.

Снижение показателей свидетельствует о росте экономизации в деятельности ЧСС у подростков в процессе тренировочных занятий.

Таким образом, в процессе занятий физическими упражнениями повысилась работоспособность учащихся, возросла величина аэробных возможностей организма подростков.

Полученные результаты эксперимента свидетельствуют о том, что систематические занятия физическими упражнениями являются эффективным средством повышения физической подготовленности и функционального состояния организма, а значит, воздействие методики носит позитивный характер. (см. диаграмму № 4 и таблицы № 8, 9).

Диаграмма № 4.

Динамика физического развития и физической подготовленности и изменение психолого-педагогических характеристик подростков за период эксперимента - student2.ru



Таблица № 8. Динамика показателей физической подготовленности подростков в процессе педагогического эксперимента

(nэ=20, nк = 20)

мальчики

  Показатели   Экспериментальная   t   Р   Контрольная   t   Р
до после до после
1. Скоростные (бег 30 м, с)   2. Координационные (челночный бег 3х10 м, с)   3. Скоростно-силовые (прыжки в длину с места, см)   4.Выносливость (6-ти мин. бег, м)   5. Гибкость (наклон вперед из положения сидя, см)   6. Силовые (подтягивание на перекладине, количество раз)   5,55     9,29     160,67     10,6     6,53   3,8   5,37     8,91             8,53   4,73 - 5,05 0,29 -2,11 0,65 1,48 -0,62 ‹ 0,05 › 0,05 › 0,05 › 0,05 › 0,05 › 0,05 6,01 9,25 171,67 1100,83 5,5 4,17 5,94 9,09 175,75 7,08 6,25 -5,94 -1,8 0,88 2,29 2,2 1,9 ‹ 0,05 › 0,05 › 0,05 ‹ 0,05 ‹ 0,05 › 0,05

Таблица № 9. Динамика показателей физической подготовленности подростков в процессе педагогического эксперимента

(nэ=20, nк = 20)

Девочки

  Показатели   Экспериментальная   t   Р   Контрольная   t   Р
до после до после
1. Скоростные (бег 30 м, с)   2. Координационные (челночный бег 3х10 м, с)   3. Скоростно-силовые (прыжки в длину с места, см)   4.Выносливость (6-ти мин. бег, м)   5. Гибкость (наклон вперед из положения сидя, см)   6. Силовые (подтягивание на перекладине, количество раз)   5,86     9,6     1011,6   7,4     2,6   5,72     9,28       9,6       -1,4 -6,25 1,93 3,41 12,27 -2,54 › 0,05 ‹ 0,05 › 0,05 ‹ 0,05 ‹ 0,05 › 0,05 6,35 9,95 142,5 942,75 4,125 6,275 9,7875 145,75 968,75 4,875 6,5 -6,85 -3,92 4,38 4,58 5,72 -5,15 ‹ 0,05 ‹ 0,05 ‹ 0,05 ‹ 0,05 ‹ 0,05 › 0,05

В III главе уже указывалось на то, что у 62 подростков были выявлены отклонения в поведении, которые проявлялись в заниженной самооценке, низкой мотивации к обучению, в т.ч. и к занятиям физической культурой. У подростков экспериментальной группы (97 %) были определены различные виды акцентуаций характера. Наибольший процент составил на начало эксперимента гипертимный тип (40 %) – в экспериментальной группе, 39 % - в контрольной группе.

Для определения эффективности воздействия занятий по АФК на социально-психологические характеристики девиантных подростков экспериментальной группы изучалось изменение показателей риска их социальной адаптации, изменения в их поведении и сглаживание акцентуаций характера.

В результате анализа диагностических карт испытуемых установлено, что социально-психологические характеристики подростков экспериментальной группы имели тенденцию к положительным изменениям. (см. диаграммы № 5, 6).

Динамика физического развития и физической подготовленности и изменение психолого-педагогических характеристик подростков за период эксперимента - student2.ru

Динамика физического развития и физической подготовленности и изменение психолого-педагогических характеристик подростков за период эксперимента - student2.ru

Если на начало эксперимента подростки экспериментальной группы имели высокий уровень дезадаптации (53,8 %), то на конечном этапе уровень дезадаптированности снизился до 18 % (р < 0,05).

Замечена положительная динамика и в снижении уровня тревожности с

77 % до 43 % в экспериментальной группе и с 74 % до 67 % в контрольной группе и агрессивности с 85 % до 51 % в экспериментальной группе, с 78 % до 48 % в контрольной группе.

Таким образом, подростки экспериментальной группы имели психические и эмоциональные отклонения, им свойственны дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, которые явились причиной различных отклонений в поведении и значительно низкого уровня физических способностей.

Благодаря занятиям по разработанной методике стало возможным корректировать психофизическое состояние, создавать благоприятный микроклимат для адаптации и нормализации физического состояния и поведенческой сферы девиантных подростков и других детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке.

Наши рекомендации