Контроль знаний студентов
Требования к экзамену: 5) знание определений базовых понятий и владение терминологией в области МКК; 6) знание различных точек зрения отечественных и зарубежных лингвистов по проблеме понимания в МКК и по проблемам межличностной интеракции; 7) умение обнаружить ошибки, допущенные в процессе межличностной интеракции, ведущие к непониманию; 8) умение выделять культуремы в процессе межкультурного общения; Экзамен включает в себя ответ на два теоретических вопроса и анализ реферата. Критерии оценок ответа: “отлично”– студент демонстрирует при наличии четкое понимание методологии и содержания теории МКК, а также различных подходов и научных взглядов, умение применять теоретические знания на практике; “хорошо” –студент демонстрирует четкое понимание проблем и содержания теории МКК, но затрудняется проследить ее функционирование на практических примерах; “удовлетворительно”– студент демонстрирует знание основ теории МКК; “неудовлетворительно” - студент демонстрирует отсутствие знаний, отражающих основное содержание дисциплины, а также неумение применить и прокомментировать их на конкретных примерах. |
5. Примерные вопросы к итоговому контролю
3. Коммуникация как объект исследования на социологическом, кибернетическом, политологическом, социобиологическом, философском, психологическом, лингвистическом, культурологическом уровнях.
4. Понятия межкультурной коммуникации, коммуникативной компетенции, коммуникативного события. Когнитивная и прагматическая основы коммуникативной деятельности.
5. Виды знакового (символьного) поведения в человеческом сообществе (понятие СЕМИОТИКА).
6. Принципы знаковой коммуникации.
7. 5. Коммуникация как символьный, личностный, трансакционный неосознаваемый процесс. Обоснование неточности процесса коммуникации.
8. Предмет исследования когнитивной лингвистики и прикладной лингвистики. Описание культурно обусловленных знаний в форматах сценариев, фреймов и др.
9. Высшие психические функции. Знаковое опосредование высших психических функций.
10. Основные принципы деятельностного подхода в психологии как научная методология для теории межкультурной коммуникации. Понятие деятельности в работах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева.
11. История исследований процессов общения.
12. Виды коммуникации.
13. Формы коммуникации.
14. Коммуникационные средства.
15. Единицы коммуникации: текст, коммуникативные акты.
16. Роль семиотики и семиологии в теории МКК.
17. Вербальная коммуникация и невербальные средства коммуникации.
18. Что такое «кинесика» и «проксемика» в межкультурной коммуникации.
19. В чем состоит проблема стирания культурной самобытности? Приведите примеры.
20. Влияние явления «культурная идентичность» на процесс межкультурной коммуникации.
21. В чем состоит содержание и причины формирования этнической идентичности?
22. 4. Значение этноцентристского видения мира и этноцентризма для процесса межкультурной коммуникации. Приведите примеры.
23. Каковы составляющие личной идентичности и в чем ее сущность?
24. Чем определяется поведение людей в процессе коммуникации?
25. Типы общения и понимания: симпатия и эмпатия. Правила Беннета.
26. Текстовая деятельность. Предмет текстовой деятельности.
27. «Текст», «коммуникация», «псевдокоммуникация», «квазикоммуникация», «коммуникативная компетентность», «тезаурус» – культурные универсалии в структуре социокультурной коммуникации.
28. Понятие “Смысловые ножницы”. Приведите примеры.
29. Текстовые компетенции.
30. Знаковое общение как предмет семиосоциопсихологии.
31. Картина мира, созданная языком и культурой
32. 7.Отражение реальности посредством языковой картины мира. 1. Понятия «свой» и «чужой» в теории и практике МКК.
33. Каковы основания актуальности проблем межкультурной коммуникации в современных условиях.
34. Основные причины и следствия конфликта культур.
35. Понятия «культурная дистанция» и «культурный шок» в межкультурной коммуникации.
36. Приведите примеры конфликта культур из практики МКК.
37. Чем характерны опосредованные конфликты с иностранной культурой?
38. 6. Каковы изменения в культурной и языковой картинах мира, происшедшие за последние десятилетия? Приведите примеры. Исследование межкультурной коммуникации с точки зрении различных областей науки.
39. Принципы коммуникации.
40. Основные функции культуры.
41. Влияние культуры на восприятие и коммуникацию в ее различных сферах и видах
42. Параметры для описания влияния культуры на человеческую деятельность.
43. Основные сферы деятельности, осуществляемые посредством коммуникации. Основные выводы работ Ф.Клакхона и Ф.Шродбека, Э.Холла, Г.Хофстеде.
44. Низкоконтекстные и высококонтекстные культуры. Приведите основные характеристики и примеры.
45. Лингвистические направления исследования теории МКК.
46. Кросс-культурные лингвистические исследования.
47. Прикладной аспект межкультурной коммуникации.