Тема 3. Стилистическая система русского языка
Стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка, вызванной сферами и задачами общения (функцией речи). Ее место в лингвистике: принципиальное отличие от дисциплин, изучающих строй языка (фонетики, лексикологии, грамматики), ее близость с культурой речи, рассматривающей, как стилистика, закономерности употребления языковых средств. Основные понятия функциональной стилистики: стилистические ресурсы языка и стили речи.
Стилистические ресурсы языка. Стилистическая окраска языковых средств: книжная и разговорная, функционально-стилистическая, эмоционально-экспрессивная. Синонимы. Изобразительно-выразительные речевые средства. Средства словесной образности. Тропы: эпитет, сравнение, ирония, метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраз.
Стилистические фигуры: анафора и эпифора, параллелизм, антитеза, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Стили речи:разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Понятие стиля речи: признаки внеязыковые (сфера применения, условия общения, задача речи) и языковые. Подстили и жанры как разновидности того или иного стиля.
Характеристика стилей и жанров.
Разговорный стиль речи: сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства (фонетико-интонационные особенности, лексика и фразеология, особенности морфологического и синтаксического строя речи). Активность тропов, инверсии, эллипсиса, преимущественное использование устной диалогической речи.
Условия и формы речевой реализации: преимущественно бытовая сфера использования; преимущественно устная форма речи обычно в виде диалоги; контактный, индивидуальный способ общения; неофициальный характер отношений говорящих; максимальное или умеренное проявление индивидуальности говорящего.
Научный стиль речи: сфера применения, функция речи, характерные языковые средства (особенности лексики и грамматики). Научно-популярный и учебно-научный подстили. преимущественное использование монологической речи, как письменной и устной.
Структура определения научного понятия, классификация научных понятий. Устный ответ как разновидность научно-учебной речи (типа сообщения, рассуждения, описания). Доклад как один из жанров научного стиля речи.
Условия и формы речевой реализации: научная и производственная сфера использования; преимущественно письменная форма речи в виде монолога; неконтактный и массовый способ общения; официальный характер отношений; незначительное проявление индивидуальности автора.
Подстили научной речи: собственно научный, учебно-научный, научно-популярный. Жанры: монография, статья в журнале, учебное пособие, лекция, доклад, курсовая работа, дипломная работа и др.
Официально-деловой стиль речи: сфера применения, функция речи, характерные языковые средства (официально-деловаялексика и фразеология, особенности морфологического и синтаксического строя речи). Преимущественное использование письменной монологической речи. Деловые бумаги, их стандартная форма. Единые государственные требования к оформлению документов. Неуместность употребления элементов официально-делового стиля за пределами сферы официально-делового общения (канцеляризмы).
Условия и формы речевой реализации: использование в сфере делопроизводства; письменная форма речи в виде монолога:
Неконтактный и обычно массовый способ общения; официальный характер отношений; предписывающий или констатирующий характер содержания текста; минимальное проявление индивидуальных речевых особенностей составителя документа, высокая степень стандартизации (стереотипности) языка деловых документов.
Подстили: законодательный, административно-канцелярский, дипломатический.
Жанры: закон, указ, постановление, приказ, заявление, нота, меморандум, отчет, инструкция, доверенность, протокол, справка и другие деловые бумаги.
Публицистический стиль речи: сфера употребления; функция речи, характерные языковые и речевые средства (особенности лексики и фразеологии, морфологического и синтаксического строя речи; активность тропов и стилистических фигур) Активность монологической речи, как устной, так и письменной.
Язык газеты как подстиль публицистической речи. Его основной признак - сопряжение стандарта и экспрессии.
Жанры публицистики: информационное сообщение, заметка в газету, статья (проблемная и дискуссионная), репортаж, интервью, очерк (проблемный и портретный), приветственное слово.
Художественный стиль речи: сфера употребления, эстетическая функция речи. Образная конкретизация как основное свойство художественной речи. Активность средств словесной образности, эмоционально-экспрессивных языковых средств, тропов, стилистических фигур. Тщательность отбора языковых и речевых средств и высокая степень организации текста. Использование исключительно письменной формы речи.
Стихи и проза. Ритм и рифма. Стихотворная речь как верхний предел интонационно-ритмической организации художественного текста.
Язык художественной литературы: язык художественной литературы как одна из форм существования национального языка. Язык художественной литературы и литературный язык, сложный характер отношений между ними в синхронном и диахроническом плане. Строгость и общеобязательность нормы в литературном языке и «свободный», качественно иной ее характер в языке художественной литературы.
Своеобразие языка художественной литературы как искусства слова. Функции языка в произведении словесного искусства. Эстетическая функция языка художественной литературы – конструктивная и определяющая его черта. Значительность индивидуально-авторского (субъективно-личного) начала в языке художественной литературы.
Отношение языка художественной литературы к системе функциональных стилей литературного языка. Язык художественной литературы как категория нового качества. Язык художественной литературы как объект стилистики русского литературного языка и как объект самостоятельной филологической науки - стилистика художественной речи.