Методика обработки результатов тестирования

1. Все подсчеты родители выполняют сами. Резуль­таты тестирования обсуждаются коллективно или с глазу на глаз с педагогом только по просьбе участника рабо­ты с тестом.

2. Внутри каждого раздела каждый из признаков оценивается в баллах: от 2 до 5. Если данный при­знак присущ ребенку в высокой степени, ему можно поставить 5 баллов, если в достаточной— 4; оценка ниже двух баллов не выставляется. Внутри каждого раздела баллы суммируются, сумма делится на коли­чество признаков.

3. Строится график уровня интересов ребенка. На горизонтальной оси располагаются восемь делений по числу разделов, на вертикальной — через равные рас­стояния — числа от 2 до 5. Точки соединяются.

График помогает родителям принять первоначаль­ное правильное решение в вопросе выбора для ре­бенка вида внеурочной деятельности, правильно оце­нить перспективы своего ребенка. Если у ребенка ни одна из склонностей ярко не проявляется, это озна­чает лишь то, что ему нужно уделять больше внима­ния, стараясь сделать его жизнь более интересной и насыщенной.

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

Ведущая задача эстетического воспитания

"Эстетически воспитанный человек— это человек, который умеет находить, чувствовать, создавать пре­красное в жизни и в искусстве, оценивать явления и факты окружающего мира по законам гармонии и кра­соты", — так определяет конечную цель эстетического воспитания краткий словарь "Семейное воспитание" (М., 1990). В эстетическом воспитании подрастающего поколения важную роль играет искусство: общение с ним определяет нравственное становление личности. Впечатления, полученные от художественных произве­дений (будь то музыка, живопись, литература и т.д.), ребенок перерабатывает и реализует в собственном ху­дожественном творчестве. Детское художественное творчество — средство самовыражения и самоутверждения. Искусство развивает способности ребенка к ху­дожественному творчеству. Оно широко используется ребенком в учении, труде, игровой деятельности. Ис­кусство заполняет свободное время школьника соци­ально ценным содержанием, удовлетворяет эстетиче­ские потребности ребенка и способствует их всесторон­нему развитию. Искусство, кроме того, осуществляет своеобразную психотерапию, способствует снятию на­пряжения от учебы, труда и спорта.

Всеобщность эстетического воспитания связана с тем, что в любом возрасте каждый человек соприка­сается с эстетическими явлениями духовной жизни, труда, искусства, природы. Поэтому эстетическое об­разование каждого ребенка является важнейшим ус­ловием формирования с детства социально активной личности.

Школа осуществляет эстетическое воспитание бла­годаря тому, что самые различные виды искусства вза­имодействуют между собой. Это взаимодействие осно­вано на межпредметных связях различных школьных дисциплин, например, литературы, изобразительного ис­кусства и музыки. Осуществляется эстетическое вос­питание за счет раскрытия красоты науки, труда, фи­зической культуры, эстетики взаимоотношений в школьном коллективе.

Семья представляет собой своего рода социальный '-микрокосм", который с первых лет жизни приобщает ребенка к достижениям общечеловеческой культуры, поэтапно расширяет его кругозор, обогащает опыт. Успешность этого процесса напрямую связана с та­кими факторами родительской семьи, как возрастной состав, профессиональная подготовка и личностные предпочтения окружающих ребенка взрослых. Имен­но в семье благодаря заботе родителей о духовной жизни проявляются и реализуются интеллектуальные и эмоциональные возможности ребенка. Его привя­занность к близким, доверие к ним определяют глу­бокое усвоение их взглядов, отношения к искусству, ценностных установок. Подражательность младших школьников приводит к тому, что их эстетические предпочтения, как правило, совпадают с аналогичны­ми предпочтениями родителей.

Естественно, что под влиянием семьи первоначаль­но формируются интересы и эстетический вкус ре­бенка. При этом чем более значимым в личностном отношении является взрослый, тем успешнее проис­ходит присвоение малышом его эстетических пристра­стий. Так мальчишка-дошкольник, влюбленный в старшего брата-подростка, делает вид, что так же, как и он, "балдеет от хэви-металл". Девочка, мама кото­рой в редкие минуты отдыха открывает крышку пиа­нино, будет говорить, что тоже хочет учиться музы­ке, а пока, подражая матери, станет тайком от взрос­лых "терзать" и без того расстроенный инструмент. Является ли такое подражание основанием для того, чтобы предположить в мальчишке будущего неисп­равимого металлиста, а в девочке поклонницу фор­тепианной классики? Конечно, нет. Одни интересы будут вытесняться другими, одни люди будут уходить на второй план, а на их месте оказываться другие. Дру­гие не всегда нам нравятся. Это может огорчать и тре­вожить родителей, если они не сумеют вовремя усво- Ш ить мысль о том, что у каждого человека (а именно J так необходимо воспринимать ребенка в любом возра­сте) есть право на собственные пристрастия.

Семья регулирует художественное творчество млад­шего школьника, поддерживая или отвергая его инте­ресы. Трудно предположить, что ребенок, который с дошкольного возраста не имеет других предметов для рисования, кроме шариковой ручки и обрывков тетра­дей, сохранит желание рисовать и будет в дальнейшем с удовольствием этим заниматься. Ведь его рисунки ни­кто не берег: не складывал в папку, не прикалывал к обоям, не показывал друзьям, не предлагал подарить в день рождения бабушкам-дедушкам, друзьям-прияте­лям. Никто не всматривался в эти рисунки. Они со­держат много разнообразной информации. Используя их, психологи "заглядывают" во внутренний мир ре­бенка, выявляют проблемы, подбирают пригодные для данного ребенка пути их решения.

Можно выделить несколько типов родительского от­ношения к эстетическому воспитанию ребенка.

Тип первый.Родители убеждены, что ребенку уго­тована судьба профессионала: музыканта, художни­ка, актера, скульптора и т.д. Вопреки суждению пе­дагогов о том, что для данного ребенка нецелесооб­разно планировать профессиональную карьеру, дру­гие интересы и потребности малыша приносятся- в жертву родительским амбициям. В этом случае неиз­бежно "силовое давление" на ребенка, а это в ко­нечном итоге может привести к утрате теплоты и за­интересованности, без которой невозможны плодо­творные взаимоотношения между детьми и их роди­теля ми.

Тип второй. Родители считают, что в наш суровый век искусство не может "прокормить" человека, тем бо­лее семейного. А поэтому, вопреки желанию ребенка, его занятия художественным творчеством вытесняются более практичными делами: иностранные языки, ком­пьютер, экономика...

Тип третий Родители, которые считают эстетическое образование необходимым направлением формирования интеллигентного человека. Но и эти родители не всег­да могут самостоятельно "выстроить стратегию" эсте­тического развития своего ребенка. Им полезно, напри­мер, узнать, что младший школьный возраст очень пло­дотворен для музыкального развития. В это время за­кладываются основы музыкальной восприимчивости. Яркость, свежесть эмоциональных впечатлений детей, их отзывчивость на явления жизни, расположенность к усвоению новых знаний позволяют использовать про­стые и естественные, а значит практически доступные каждой семье приемы.

Отправной момент музыкального воспитания — вос­приятие музыки. Оно лежит в основе всех видов музы­кальной деятельности: слушания, исполнения, сочини­тельства. Наиболее доступным для каждого человека яв­ляется слушание. Оно расширяет музыкальный круго­зор, благо, что дома можно слушать разную музыку. Грамзаписи, аудиокассеты, лазерные диски, синтезато­ры. Фактически, на любой семейный достаток.

Обдумывая, как помочь ребенку научиться слушать музыку, родители нередко обнаруживают, что сами этим умением не обладают. Что же делать? Ответ один — учиться вместе со своим ребенком. А ему наиболее до­ступны произведения, отражающие жизнь детей, ска­зочные образы, героические сюжеты, картины приро­ды. В этом случае роль взрослого сводится к тому, чтобы настроить маленького слушателя. При этом решающим фактором успеха становится увлеченность и заинтере­сованность близких.

Смолкли последние звуки. О чем спросить ребенка? Понравилась ли ему музыка. Какая она: веселая или грустная, торжественная или игривая, быстрая или мед­ленная... А может быть, ему удалось узнать прозвучав­шие музыкальные инструменты. Как видите, ни о ре­гистрах, ни о мелодической линии, темпе, динамике речь не идет.

Многократное прослушивание помогает ребенку глубже проникнуть в музыкальный образ, уточнить какие-то осо­бенности, на которые при предыдущих прослушиваниях ребенок не обратил внимания. Есть и другие приемы, которые повышают активность восприятия ребенком музы­кального произведения: движение под музыку, хлопки, ходьба, бег, танцевальные па, движения рук. Можно ис­пользовать игровые приемы, которые внесут дополнитель­ный эмоциональный настрой и закрепят интерес ребен­ка к музыке. Такие задания могут обыгрывать разные си­туации: "на уроке" (учитель — ребенок), "на концерте" (ребенок выступает в роли лектора). Задача— помочь школьнику поделиться своими впечатлениями о музыке, сформулировать мысли, оценить чувства, которые эта му­зыка у него вызвала.

Далеко не каждого ребенка вдохновляет роль мен­тора. Фантазер с большим удовольствием возьмется со­чинять сказку, отдельные события которой можно про­иллюстрировать фрагментами знакомых музыкальных произведений. Если дать прослушать такую "музыкаль­ную" сказку его друзьям-приятелям, может возникнуть новая возможность: рисование картинок к сказке. Так один вид творческой деятельности ребенка будет сти­мулировать другой.

Значительный простор для эстетического развития ребенка предоставляет посещение спектаклей. Если мы хотим достичь максимального эффекта — глубокого вли­яния искусства на ребенка — его нужно к этим встре­чам готовить.

Рассмотрим возможности такой подготовки на при­мере спектакля "Конек-горбунок". Общеизвестно, что основу спектакля составила сказка П.Ершова. Значит, прежде, чем наступит праздничный день — посещение театра, нужно почитать с ребенком эту замечательную книгу. Читать не торопясь, время от времени сменяя малыша, если он пока неважно читает, давать ему от­дохнуть от утомительной работы, не торопить его, когда он рассматривает картинки, а включиться в это заня­тие, привлекая внимание к деталям изображения, к средствам, которые использовал иллюстратор.

"Конек-горбунок" переиздавался многократно с ил­люстрациями разных художников: черно-белыми, цвет­ными... Разные стили, разная манера рисунков. И в каждой есть своя прелесть. Не менее интересен отбор эпизодов, которые привлекли внимание художника. А как интересно сопоставить изображение одного и того же сказочного персонажа разными художниками! От та­кого приема будет естественней переход к другому: предложить ребенку самому изобразить конька-горбун­ка, Иванушку, его братьев, царя или царь-девицу... По­сле посещения спектакля полезно сопоставить образ ге­роя на рисунке и сценический образ.

Полезна беседа с ребенком по содержанию спектак­ля- Если книга под рукой, можно еще раз перечитать особенно понравившиеся места, отыскать те фрагмен­ты, которые не вошли в спектакль.

Музыкальное сопровождение спектакля может быть различным. Но ведь в серии "Сказка за сказкой" суще­ствует альбом с записью этой сказки в исполнении 0-Та-бакова- Там использована музыка А-Лядова и И.Стравин­ского. Сказку младшие школьники слушают с огромным удовольствием и до посещения спектакля, и после него. Не упустите новой возможности воздействовать на эмо­циональный мир маленького школьника!

Пластинки фирмы "Мелодия" в красочных конвер­тах практически исчезли с прилавков. Но фирма "Два жирафа" освоила выпуск сказок на аудиокассетах, что существенно расширяет возможности использования этого богатства в семье.

Заметное влияние на эстетическое развитие младших школьников оказывает слушание программной музыки. Рассмотрим эти возможности на примере общеизвестно­го произведения П.И.Чайковского "Детский альбом". Од­ни пьесы больше нравятся мальчикам ("Марш деревян­ных солдатиков"), другие привлекут и растрогают девочек ("Новая кукла", "Болезнь куклы", "Похороны куклы"), третьи дадут мощный толчок фантазии тех и других.

К чему сводится роль взрослого? Краткими поясне­ниями следует дать первоначальный толчок эмоциям, несколькими фразами и выразительными движениями рук помочь ребенку уловить ритм и обозначить слова­ми характер музыки.

Следующий этап ~ иллюстрирование музыки. Здесь огромную роль играет не техника рисунка ("умение ри­совать"), а материалы, при помощи которых можно до­биваться большей выразительности и яркости иллюст­раций. Вот что советует ребятам блестящий иллюстра­тор детских книг В.Курчевский. Лучше всего рисовать красками: акварель и гуашь. Для этого нужна бумага плотная, чуть шероховатая, с маленькими углублениями. Краски на нее ложатся ровно, рисунок акварелью получается прозрачный. Листочки из тетрадей (поло-71 ски мешают рисунку, а маленький формат листа не позволяет нарисовать "все, что захочешь") и бумага для пишущей машинки (мгновенно промокает и коробит­ся) для рисования красками не пригодны. Для рисова­ния цветными карандашами нужна особая бумага. Именно из нее делают специальные тетради для рисования. Карандаши, как и краски, можно смешивать. По­лучаются очень красивые многокрасочные работы. Бо­ковая сторона грифеля дает широкую линию и позво­ляет легко и быстро закрашивать большие поверхно­сти. Бывает, что ребенок не признает ничего, кроме фломастеров. Рисовать ими легко, но возможности это­го инструмента в детской руке весьма ограничены.

О прочих доступных премудростях детского рисова­ния можно прочитать в прекрасных книгах для детей (Курчевский В.В. Быль-сказка о карандашах и кра­сках. — М-, 1980; А что там, за окном? — М., 1985.)

При повторном прослушивании программных произ­ведений ребенок может вносить в свои рисунки исправ­ления и дополнения или создавать новые иллюстрации.

Непрограммная музыка может служить фоном для фантазирования... Не хочешь рисовать, полистай альбом с цветными репродукциями. Подбор иллюстраций к музыке увлекает ребенка. Как показывает опыт, с ра­ботой прекрасно справляются даже воспитанники де­тских садов — детишки пяти-шести лет.

С первого класса детям доступен жанр оперы. Это вов­се не значит, что семилетнего пора тащить в Большой театр на "Хованщину". И сами замучаетесь, и его задерга­ете, и от соседей "комплиментов" наслушаетесь. Нужны произведения, доступные по содержанию и музыкально­му языку. К ним относятся "Мойдодыр" Ю-Левитина, "Красная шапочка" М.Раухвергера, "Алиса в стране чу­дес" Геворкяна. Прекрасно воспринимаются младшими школьниками музыкально-литературные композиции по балетам П.И.Чайковского "Щелкунчик", "Лебединое озе­ро", "Спящая красавица". Широкое распространение ви­деотехники и пунктов проката, во многих из которых можно подобрать или заказать кассету с тем произведени­ем, которое вы планируете использовать в работе по эсте­тическому воспитанию своего ребенка, приближает искус­ство к семье, живущей в любом уголке России.

Родителям необходимо сообщить о том, какие воз­можности для эстетического воспитания есть в дан­ной школе: какие работают кружки, мастерские, сту­дии; есть ли в непосредственной близости от школы внешкольные учреждения, в которых ребенок может заниматься в соответствии со своими интересами- Ес­ли такие возможности разнообразны, может случить­ся, что, позанимавшись 2-3 месяца в школьном хо­ре, ребенок переберется в кружок "Умелые руки", по­том будет настаивать на том, чтобы его записали "на каратэ". Такие передвижения могут быть вызваны це­лым спектром причин: от насмешек одноклассников ('•В хоре вместе с девчонками рот разевает!") до нео­жиданного восторга перед возможностями человече­ских рук после посещения выставки художника Алек­сея Зеля, под волшебными руками которого оживает холодное стекло. Для того чтобы найти свое увлече­ние, ребенку нужно время, нужна возможность по­пробовать свои силы.

Однозначно, что только в тесном союзе семьи и школы может быть решена главная задача эстетиче­ского воспитания младшего школьника ~ сделать до­ступным для каждого ребенка мир прекрасного, нау­чить его открывать прекрасное в природе, труде, че­ловеческих отношениях, научить воспринимать и це­нить искусство.

Музыка в семье

"Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо раз­личал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано... Я часто пе­вал с ним вместе; а затем и сам начал подбирать на фортепиано услышанные от него пьесы с гармонией", — вспоминал Н.А. Римский-Корсаков.

Этот пример — лучшая иллюстрация того, сколь бла­готворны были в России традиции домашнего музицирования. Практически у каждого человека, независимо от того, к какому сословию он принадлежал от рожде­нии, знакомство с музыкальным искусством— будь то пение, танец или игра на музыкальном инструменте — начиналось в семье.

Из поколения в поколение души людей питал фольк­лор, заменявший оперу и симфонический оркестр- Дети, услышав первые колыбельные, подрастая, сами начина­ли петь колядки, веснянки, запевки, считалки, слушали пение взрослых, узнавали, как звучат егорьевские песни на первый выгон скота после зимы. Не было для кре­стьянского ребенка лучшего учителя музыки, чем народ­ная песня и обряд. А путь к ним начинался в родной избе от песен, причетов и веселушек родной бабушки.

Домашнее музицирование необходимо в семье вов­се не для того, чтобы выпестовать музыканта. Музы­кант— призвание, осознать которое может только сам человек. Последствия "подталкивания" ребенка на эту, без преувеличения, .каторжную дорогу родителями, как правило, плачевны, и особенно для мужчины: скудное существование, уязвленное самолюбие, отвращение в , конечном результате к одному из чудес, дарованных че­ловеку, — музыке. Не ради этого быт семьи должен быть наполнен музыкой. Дело, по-видимому, в том, что ни один другой вид искусства не может так возвысить куль­туру человеческого чувства, так расцветить и обогатить человеческое восприятие, как искусство музыкальное. Но нет при этом более сложного вида искусства, тре­бующего особого усердия и при музицировании, и при восприятии.

Лучше всего приобщать ребенка к музыке не с пе­ленок, а даже.,, до пеленок. Надо сказать, что вопрос о музыкально-эстетическом воспитании малыша еще в утробе матери является одним из наиболее перспектив­ных в современной музыкальной педагогике. Если да­же просто в присутствии будущей матери постоянно звучит хорошая музыка, не просто хорошая, но и раз­нообразная, — это уже хорошо,

Но здесь встает проблема вкуса— как определить, хо­роша музыка или не слишком? Не все, что нам нравит­ся, истинно хорошо, и не все, что не нравится, — истин­но плохо- Наверное, в процессе слушания (и, как след­ствие, музицирования в любой из форм — пение, игра ш гитаре или на рояле и т.п.) большое место должно уде­лить классической музыке, шедеврам джаза (Эллингтон, Армстронг, Гудмен, Гершвин) или лучшего рока ("Битлз", •'Дин перпл", "Пинк флойд", "Джетро талл").

Как быть с классикой? Очень хорошо, если в семье постоянно звучит музыка Моцарта и Бетховена, Глин­ки и Римского-Корсакова, Шостаковича и Свиридова, пусть даже и бессистемно. Не более ли важны приви­тый интерес к музыке и к культуре слуха?

Ни для кого не секрет, что засилие эстрады на радио, телевидении, концертных площадках сейчас приобрело уг­рожающий характер. Слушание только потока эстрадной музыки особенно вредно. Ведь звуковой пустоцвет, кро­ме сиюсекундного развлечения, человеку ничего не дает. Классическая же музыка (в том числе и "легкая") тем и сильна, что ее отобрал не какой-либо маститый специа­лист, а время' Поэтому эстетический целительный эф­фект гарантирован изначально. Как же ее слушать? На­верное, так же, как читать классическую литературу— ведь системно это мало кто делает-

Известно, что во многих семьях существует традиция обсуждения новостей — бытовых, политических, по ра­боте и т.п. А почему не могут быть в этом перечне ново­сти музыкальные? Существует интерес к музыке новой, молодой: человек сталкивается с неизвестным, может быть, и отталкивающим — скажем, с авангардом или ро­ком, — но новым, современным, требующим обдумыва­ния и обсуждения. Ведь это так захватывает— следить за новинками! Причем не только за новинками эстрады.

Любой педагог с уверенностью скажет: ничто не мо­жет так заинтересовать музыкой, как неподдельная, го­рячая любовь к ней самого педагога. И в семье то же самое: ценнее всего создать обстановку любовного, тре­петного отношения к музыке. И не последнее место здесь занимают совместные разговоры о ней, чтение о ней, размышления о ней с ребенком, сообща.

Музыка, если человек привык к ней с детства и в нем проросло замечательное чувство вкуса, может стать для него ярким и ни с чем не сравнимым по силе увлечени­ем. Но часто бывает иначе. И с печалью смотришь в блек­лые, без искорки глаза детей, когда игла проигрывателя опускается на пластинку, — нет в них привычного спо­койного внимания, любопытства ожидания начала музы­ки, нет предвкушения ее. И как в этот момент сразу за­метны дети из семей, где музыку слушают и ценят: они всегда ждут прослушивания с нетерпением и, главное, с радостью. А цена этой радости — и мысль, и разноцвет­ное восприятие, и гуманность, и добро, и отзывчивость, и интеллигентность.

Нужно ли делать усилия, слушая классику? Да, бес­спорно, и особенно на первых порах. Самообразова­ние — это почти всегда самоотречение. Нельзя скрыть — родители, которые пожелают сделать музыку неотъем­лемой частью своего семейного быта, обязательно встре­тятся с трудностями, если не имеют никакой подготовки в этой области. Но быстро почувствуют и радость, и преимущества, и нравственное здоровье такого время­препровождения. Для сплочения семьи трудно подска­зать более эффективный "витамин".

Следует помнить, что нынешнее время отличается повышением интереса к классике в связи с широким внедрением в быт компакт-дисков, в каталоге которых классическая музыка занимает очень много места (как вообще уделяется чрезвычайно много места классике в общественной жизни стран Западной Европы и США). Слушать "на компакте" Бетховена или Вивальди стало и у нас если не желанным, то, во всяком случае, мод­ным. Пусть интерес к серьезной, высокой музыке про­будится через... аудиоаппаратуру высокого класса (кста­ти, действительно превосходящую грампластинки и кас­сеты изумительным акустическим качеством). Важен ре­зультат. Во всяком случае, на занятиях в школе стало очень частым делом такое, например, выражение сим­патии к классической музыке: "Вивальди? Я знаю Ви­вальди. Она у меня есть на компакт-диске. Классно!" То есть мальчишка не знает, что Вивальди — он, а не она, но ведь музыку-то слушает.

Делом престижа в современном обществе стало и по­сещение концертов в филармонии. Как ни обидно бы­вает порой за нынешнюю филармоническую публику, а все же слушает-то она Моцарта и Вагнера, Мусоргского и Свиридова, а от этого еще никто не становился ху­же... Опыт визитов на концерты со старшеклассниками показал, что ярчайшие страницы в летописи музыкаль­ных впечатлений (кстати, и у ребят, и у взрослых) от­крываются именно при совместных визитах в филармо­нию. Следует заметить, что девочки и при этом, как правило, прекрасны, а мальчишки даже элегантны, как никогда.

Убежден, что в нашем обществе должно состояться формирование нового художественного интеллекта. Ус­ловия для этого с точки зрения технического совершен­ствования жизни (SD-ROT, компакт-диски, видео и т.п.) создались как никогда благоприятные. Осталось "самое малое" — влечение душевное, искреннее. А такое долж­но впервые сложиться только в семьях, потому что это материя сокровенная и лишь естественным путем, от сер­дца, может быть соткана; это должно стать генетиче­ским наследством.

У многих родителей возникает проблема с приобре­тением записей классической музыки. Во многом эта проблема решена известным московским педагогом В.В. Кирюшиным, который на основании официально ут­вержденных учебников по музыкальной литературе вы­пустил комплект из 19 аудиокассет под названием "350 шедевров классической музыки". Исполнительской ба­зой "Шедевров" стали записи фонда Российского ра­дио, Желающие приобрести этот комплект (совершен­но незаменимый и дома, и к школе, потому что в нем музыка воистину на все случаи жизни) могут обратиться а Ассоциацию эмоционально-образного развития лич­ности в Москве.

Вопросы для обсуждения

Мое собственное отношение к музыке. Жанры, которые меня особенно интересуют. По­чему?

Жанры, которые меня раздражают. Почему? Интересуются ли музыкой мои дети?

Какие жанры они предпочитают? Почему?

Что сделано в нашей семье для формирования у детей интереса к музыке?

Как оценить результативность этой работы? Что еще можно сделать в этом направлении?

Ребенок в музее

Нужно ли ходить с детьми в музеи? Если спросить любого родителя, ответ вернее всего будет положитель­ным. Если поинтересоваться у учащихся начальной школы, часто ли они с родителями бывают в музеях, то нередко в классе обнаруживается значительная груп­па детей, которые никогда не посещали музеи. Чего же ждут взрослые? Как правило, инициативы школы. Учи­тель решит, когда и в какой музей отвести детей, а мы, родители, конечно, поможем: за путевкой съездить, ре­бят привезти-увезти, одеть-раздеть.

Но познавательные потребности отдельного ребен­ка могут не совпадать с планами и намерениями учи­теля. Да и задача у коллективных экскурсий, как пра­вило, иная — углубление и расширение знаний, пре­дусмотренных программой. Поэтому и называются та­кие экскурсии учебными.

А что такое в обыденном представлении музей? Не­редко у взрослого человека он ассоциируется с пыль­ным шкафом, наполненным старыми вещами. Но именно здесь можно совершить открытие, встретиться с чудом, а значит, подпитать волшебный огонь вооб­ражения, горящий в каждом ребенке, и раздуть едва тлеющий уголек фантазии у взрослого. Ведь каждый музейный экспонат хранит тайну- А что может быть более волнующим, чем тайна? Разгадывая ее, взрос­лый и ребенок станут ближе друг другу, объединен­ные общими интересами. Вместе они смогут совер­шить фантастические путешествия во времени и про­странстве. Музей — мощная и безопасная машина времени. Музей может помочь, как это ни покажется странным, решить проблемы семейной разобщенности. Вот только взрослый, намечая поход в тот или иной музей, должен согласовать свое решение с ребенком. Насилие, даже прикрытое благими намерениями позна­комить ребенка с миром прекрасного, может вызвать вполне определенную реакцию — убить всякое жела­ние приблизиться к нему.

Сейчас говорить о семейном посещении музеев мож­но только с определенной долей условности. Чаще всего в музей ребенок приходит с одним из родителей. Еще реже малыши оказываются в музее со своими друзья­ми. Чаще всего инициаторами посещения музея явля­ются родители, особенно в провинциальных городах, где посещение музея становится частью культурной про­граммы и нередко сочетается с прогулкой.

Как. же организовать ознакомление ребенка с музей­ными экспозициями? Каковы в этом вопросе задачи и воз­можности семьи! При выборе музея необходимо учи­тывать интересы и запросы ребенка. А если ребенок не проявляет интерес к музейным экспозициям? Пра­вы ли родители, которые предлагают посещение тех му­зеев, которые интересны им самим, те, в которые вле­кут их приятные воспоминания далекой юности... А мо­жет быть, правы те, которые согласны ждать, пока та­кие интересы у ребенка возникнут?

В решении проблемы приобщения ребенка к му­зейной культуре важен контакт между родителями и учителем, Известно, что близкий взрослый человек далеко не всегда является для своего ребенка авто­ритетом- Порой более действенным оказывается со­общение учителя о том, что хорошо было бы посе­тить такой-то музей и посмотреть такие-то экспона­ты. В этом случае вполне возможно, что в классе ока­жется несколько счастливчиков, чьи родители легче Других на подъем. Такой ребенок во время урока или на перемене сможет поделиться с одноклассниками своими впечатлениями о музее. Это особенно важно для тех ребят, у которых недостаточно высокий со­циальный статус. Младшие школьники с большим уважением относятся к тем из своих сверстников, ко­торые "много знают".

Нередко возникает вопрос, сколько раз можно (нуж­но) ходить в один и тот же музей? Однозначного ответа на этот вопрос быть не может. В один музей достаточно сходить только единожды для того, чтобы убедиться, что ваш ребенок еще до него не дорос. Или вы еще пока не нашли слов, при помощи которых можно помочь ребен­ку осознать главное содержание экспозиции, связать дни давно минувшие с днем сегодняшним, перебросить мост­ки в будущее.

В зависимости от места проживания семья имеет либо ограниченные возможности приобщения ребенка к музейной культуре, либо поистине необъятные. Так, например, в Москве только музеев, которые работа­ют с детьми, 47. Среди них такие гиганты, как Треть-' яковская галерея и Политехнический музей, и такая "игрушечка" в центре города, как мемориальный му­зей В.М.Васнецова. Но можно ли утверждать, что по силе нравственного и эстетического воздействия му­зейные гиганты столицы сильно выигрывают перед, например, прекрасным детским музеем, который со­здан в городе Ноябрьске Тюменской области? Когда речь идет о младших школьниках, на первый план вы­ступает не объем и разнообразие представленной му­зейными экспонатами информации, а те возможно­сти, которые музей предоставляет детям этого возра­ста, мастерство музейного педагога, интенсивность ч" глубина взаимодействия музея и школы, музея и семьи.

Независимо от величины, в музее могут существо­вать следующие формы работы с детьми: тематические экскурсии по конкретным разделам для детей без ро­дителей (это уже упомянутые выше так называемые учебные экскурсии); обзорные экскурсии по музею для детей без родителей; обзорные экскурсии для детей с родителями; тематические экскурсии для детей с ро­дителями; тематические мероприятия для семьи; дет­ские кружки, клубы; выездные занятия с детьми в шко­лах и детских дошкольных учреждениях. Из приведен­ного общего перечня выделим те позиции, которые рас­считаны на родителей с детьми. В какой последователь­ности лучше использовать возможности, предоставля­емые музеем семье?

По всей вероятности, начать лучше с обзорной экс­курсии. Такая экскурсия поможет выделить то, что за­интересует вашего ребенка. После этого, руководствуясь интересами школьника, можно будет подобрать темати­ческие экскурсии. Здесь ребенок получит возможность более тщательно рассмотреть самые впечатляющие экс­понаты, расширить и углубить знания, удовлетворить соб­ственные запросы. После такой экскурсии важно обсу­дить с ребенком увиденное и услышанное. И здесь нео­ценимую помощь родителям и детям окажут книги ~ эн­циклопедическая и справочная литература для школьни­ков- Существует мнение, что ребенок тем больше новой информации уносит из музея, чем "знакомее" был для него предмет экскурсии. Есть даже данные об оптималь­ном соотношении новых знаний и того, что ребенку бы­ло известно до экскурсии: 1 к 4 (на 20% новой инфор­мации 80% усвоенной ранее).

Иногда родители замечают, что участие в темати­ческих экскурсиях ребенка более не удовлетворяет. В этом случае естественным продолжением музейной работы с ребенком становится его участие в кружке. Этот шаг важен не только потому, что он открывает дополнительные возможности интеллектуального развития. Оказавшись в кругу сверстников, с кото­рыми его роднят общие интересы, ребенок приобре­тает дополнительные стимулы для формирования по­знавательных потребностей, обретает новых друзей, получает дополнительные стимулы для формирования адекватной самооценки.

Необходимо помнить, что наибольшую пользу от посещения музеев получают те дети, которые актив­но участвуют в экскурсии: отвечают на вопросы экс­курсовода, сами задают ему различные по направлен­ности вопросы (на уточнение— "не понял", на уг­лубление— "заинтересовался"). Однако не каждый Ребенок, знающий ответ на вопрос или желающий за­дать свой вопрос экскурсоводу, решается принять ак­тивное участие в работе. Главная причина такого по­ведения —- застенчивость- Она нередко раздражает ро­дителей, считающих, что, если в другой ситуации ре­бенок ведет себя раскованно, он и в музее не дол­жен теряться. Опыт показывает, что подталкивание ребенка во время экскурсии и отчитывание его за пас­сивность после не приносят желаемого результата. Эффективнее обратить внимание на поведение тех детей, которые общаются с экскурсоводом, одобрить их no-j ведение и сказать, что очень приятно видеть таких paзумных и решительных ребят.

К сожалению, далеко не всегда ребенок, находясь к группе, активно участвует в экскурсии: ходит с груп­пой, но экспонаты для осмотра выбирает сам. Таким; образом, он оказывается "без сопровождения", один на' один с экспозицией. Если вы во время семейных экс­курсий наблюдаете такое поведение ребенка, не иск­лючена возможность, что, попадая в музей с классом, он будет переговариваться с ребятами, уходить от груп­пы. А это значит, что результат посещения музея для него будет близок к нулю. Для такого ребенка особен­но полезны семейные экскурсии, которые помогут ему овладеть навыком разумного поведения в музее.

Для того чтобы откорректировать такое поведение ребенка, нужно, в первую очередь, задуматься о том, соответствует ли экскурсия возрасту вашего ребенка, интересует ли его тема, которой посвящена данная экс­курсия. Если эти условия не нарушены, ребенка нуж­но постепенно приучать внимательно слушать экскур­совода. Для начала бывает достаточно положить руку ему на плечо и договориться, что вы вместе должны занимать в группе такое место, чтобы, во-первых, ни­кому не мешать, во-вторых, чтобы не отстать от груп­пы, в-третьих, так становиться по отношению к экс­курсоводу, чтобы было хорошо и видно, и слышно. Ес­тественно, что эти задачи вы будете решать сами, а де­ло ребенка — точное выполнение ваших решений. Ока­завшись в намеченной точке, родитель передвигается за спину ребенка, обеспечивая тем самым ему удобст­во осмотра экспозиции.

Методика подготовки ребенка к посещению музея, правила отбора музейных направлений, конкретных музеев и тем ложится дополнительным грузом на пле­чи учителя начальных классов, однако, если слова пе­дагога станут для семьи подспорьем и руководством к действию, работать с такими ребятами будет зна­чительно легче и интереснее, их общее развитие, са­мосовершенствование и самопознание будет более пло­дотворным.

Как сохранить богатство?— такой вопрос задают се­бе некоторые младшие школьники-

Знакомство ребенка с музейной культурой сущест­венно раздвигает для него границы предметного мира. Музей предстает перед ним как дом, где взрослые лю­ди хранят самые ценные, любимые вещи. Такие же ве­щи есть практически у каждого ребенка- Они могут хра­ниться в ящике стола, на полке, в коробке и даже... в кармане. Все это не что иное, как маленькие детские музеи, хотя такими их ребенок не осознает.

Хранят и собирают ребята самые различные пред­<

Наши рекомендации