Экономическое развитие края в 50-80-е годы.

Промышленность

В 50-80-е годы индустриальное лицо края значительно изме­нилось. В эти годы в области были построены Волжская ГЭС, ряд заводов по производству сборного железобетона, металлургичес­кий комбинат. Волжский автомобильный завод в г.Тольятти, завод синтетического спирта в г.Новокуйбышевске, заводы синтетичес­кого каучука, минеральных удобрений, цементного машиностроения, координатно-расточных станков, мощные нефте- и газопроводы и многие другие предприятия.

Особое внимание в 50-х годах уделялось строительству Куйбышев­ской гидроэлектростанции (экологические последствия рассматрива­лись тогда весьма оптимистично). Ставрополь-на-Волге, стоявший в стороне от железных дорог, получил выход на железнодорожные ма­гистрали страны и стал стремительно расти. В конце октября 1955 г. Волга была перекрыта, а в декабре дал ток первый агрегат гидро­станции. Станция вошла в состав Единой энергетической системы страны. Энергия из Жигулей стала передаваться в города и села Центральной России, Урала, Куйбышевской, Ульяновской, Саратовской и других областей.

Сооружения гидроузла общим протяжением по водонапорному фрон­ту около 5,5 км подняли воды Волги и образовали водохранилище площадью свыше 6,5 тыс.кв.км. Это водохранилище длиной 500 км, шириной местами до 40 км располагается в пределах трех автоном­ных республик и двух областей, на территории десятков админи­стративных районов.

Но и до сих пор нет однозначной оценки экономического зна­чения строительства каскада гидроэлектростанций на Волге, его влияния на демографические и социальные процессы в регионе, на экологическую обстановку в Поволжье.

Быстрыми темпами развивалась в послевоенные годы нефтяная и газовая промышленность. Только за 1956-1957 гг. геологи от­крыли 24 новых месторождения нефти и газа. Предприятия нефте­химии оснащались новой техникой, внедрялись передовые методы труда. Были значительно расширены мощности Куйбышевского и Сызранского нефтеперерабатывающих заводов.

К концу 1958 г. область по добыче нефти обогнала Баку и вышла на третье место в СССР, а по ее переработке прочно за­крепилась на втором месте.

Если в первые послевоенные годы основное внимание сосредо­точивалось на механизации трудоемких работ, то в 50-е годы – прежде всего на комплексной механизации и автоматизации произ­водственных процессов. В 1956-1957 гг. на предприятиях Самары было установлено 16 автоматических, 52 конвейерных и 130 поточных линий. Самарцы впервые в России внедрили вакуумное литье жаропрочных сталей. Это позволило повысить коэффициент исполь­зования металла с 17 до 87% и снизить трудоемкость изделий на 20%. В 1957 г. в Самаре было освоено 133 новых типа подшипни­ков и 83 новых вида изделий. В этом же году впервые на наших заводах начали применять механизмы программного управления. Пи­онером выступил авиационный завод.

В 50-60-е годы самарские строительные организации занимали одно из первых мест в стране по внедрению железобетонных изде­лий. Машиностроение и металлообработка стали занимать 42% объ­ема промышленного производства области. Осваивалось производ­ство все новых типов подшипников, резьботокарных и винторезных высокоточных станков, скоростных токарных полуавтоматов автотракторного оборудования и т.д. В 1958 г. в Самаре было выпуще­но 39,2% подшипников, произведенных в РСФСР.

В конце 50-х годов самарцы поставляли свою продукцию в 31 страну мира. По темпам роста промышленного производства область занимала первое место в РСФСР.

В 60-е годы производительность труда на предприятиях об­ласти возросла на 40,5%. Ряд предприятий – моторостроительный имени Фрунзе, 4 ГПЗ, аэродромного оборудования наращивали про­изводства даже при сокращении количества обслуживающего персо­нала. Объем валовой продукции машиностроения и металлообработ­ки увеличился в 1,9 раза.

Новаторы нефтяной промышленности разработали новый метод разработки месторождений – блоковую систему, которая позволи­ла с момента ее внедрения дополнительно добыть 68 млн. т. нефти. За это изобретение группе работников объединения Куйбышевнефть и института Гипровостокнефть в 1966 г. присуждена Государствен­ная премия. В 1970 г. Государственной премии удостоена группа буровиков и ученых за разработку и внедрение комплексно авто­матизированных буровых установок, которые позволили повысить производительность труда и полностью механизировать тяжелый труд.

Лауреатами стали научные работники института Гйпровосток­нефть К.Б.Аширов, А.И.Губанов, В.И.Колганов, М.Т.Осипов, Б.Ф. Сидоров, М.Л.Сургучев, а также производственники объединения И.Л.Ханин, И.В.Иванов, В.И.Муравленко, Д.А.Такоев.

В середине 70-х годов широко были известны замечательные труженики и рационализаторы Герои Социалистического Труда мас­тер завода имени Масленникова Анна Ивановна Терехова, фрезеров­щик завода имени Фрунзе Иван Павлович Кудинов, токарь завода "Экран" кавалер многих боевых наград Иван Егорович Глотов. Бри­гадиру комплексной бригады каменщиков треста № 11 Герою Соци­алистического Труда Петру Прокофьевичу Мачневу за достигнутые успехи в строительстве в 1978 г. была присуждена Государствен­ная премия.

В 60-70-х годах втрое увеличилась производительность тру­да на основных промышленных предприятиях области. Отчисления от прибыли, вносимые промышленностью в бюджет, превысили раз­мер ассигнований на него более чем вдвое. Происходили значитель­ные качественные преобразования в основных фондах промышлен­ности. На вооружение самарских заводов поступило большое количество автоматических, агрегатных, специальных станков и стан­ков с программным управлением.

В 1966-1972 гг. ускоренными темпами велось строительство Волжского автомобильного завода. Был обеспечен ввод полной про­ектной мощности по выпуску 660 тыс. автомобилей в год, а затем их выпуск был доведен до 740 тыс. в год. Отличительной особенно­стью строительства Волжского автомобильною завода являлось его комплексное сооружение, когда наряду с возведением новых произ­водственных мощностей решалась задача по строительству новой части г.Тольятти (так стал называться г.Ставрополь), промышленно-коммунальной зоны, различных производственных баз. Для 60-70-х годов это была подлинная революция в отечественном автомобиле­строении.

Крупными промышленными узлами стали города Сызрань и Чапаевск, а затем и новые города – Новокуйбышевск, Жигулевск, От­радный, Нефтегорск.

К концу 70-х годов самарцы поставляли продукцию машиностро­ения во все экономические районы страны и в 70 зарубежных стран.

Самарские металлурги впервые в стране освоили производство легкосплавных труб для бурения глубинных скважин, было организо­вано производство труб для орошения полей и широкозахватных дождевальных установок "Волжанка". Была спроектирована новая технологическая линия для выпуска алюминиевой ленты, покрытой пищевым лаком, для производства из нее консервных банок взамен луженой жести. Металлурги внедрили в производство еще одно важ­ное новшество – технологию непрерывной разливки металла в электромагнитном поле и сконструировали установку для ее осуществления. Новизна технологии и установки была подтверждена авторскими свидетельствами. Было получено свыше 100 патентов из США, ФРГ, Англии и других стран. Продано несколько лицензий.

Интенсивное внедрение новой техники и технологии продолжа­лось и в 80-е годы.

Развивалась инфраструктура области. На рубеже 70-80-х годов здесь было построено 1335 км автомобильных дорог с твердым покры­тием, развивался трубопроводный транспорт. По Приволжскому управ­лению гражданской авиации продолжалось увеличение воздушных ли­ний союзного значения и местных воздушных линий.

Были приняты специальные решения правительства по комплекс­ному развитию Самары и сооружению метрополитена.

Быстрыми темпами развивалась оборонная, авиационная и аэроко­смическая промышленность.

Самара становится сосредоточением крупнейших авиационных, электротехнических, электронных, аэрокосмических предприятий и фирм, заводов промышленного машиностроения, комбинатов нефтехи­мического и полимерно-синтезного профиля.

Самара превратилась в военно-промышленный мегаполис и "за­крытый город".

К началу 90-х годов в области сложилось несколько крупных промышленных узлов. В Самарском промышленном узле были сосредото­чены ракетно-авиационные, химическое производства, машинострое­ние и станкостроение, приборостроение и связь, металлургия, строительное и деревообрабатывающее производство, пищевая и лег­кая промышленность. Тольяттинский промышленный узел известен прежде всего как центр автомобилестроения и химической индустрии, Сызранский промышленный узел представлен в основном предприятия­ми машиностроения, химической и пищевой промышленности. Особое место в области занимает нефтехимия, которая получила бурное развитие, правда, на базе старой технологии 50-60-х годов в Новокуйбышевске, Отрадном и Сызрани. С начала века в основном на обо­рону работают предприятия Чапаевска (Иващенково).

Наиболее зримо научно-технические достижения были видны в работе мощного аэрокосмического комплекса (заводы "Прогресс" и авиационный. Куйбышевский авиационный институт, Центральное кон­структорское бюро), где проектировались и выпускались самолеты Ту-134, Ту-154, ракеты-носители "Протон", "Энергия", ракетно-космические комплексы "Союз-Прогресс" и т.д.

Самарская (тогда Куйбышевская) область была крупным транспортным центром СССР. Основные железнодорожные магистрали, построенные еще в конце XIX-начале XX в. соединяли через Куйбышев Европейскую часть страны с Сибирью и Средней Азией. Это создавало базу для актив­ного грузового движения через территорию страны и укрепляло торгово-экономические связи области со всеми районами страны. В го­ды советской власти были проложены крупные автомагистрали. Тру­бопроводы, проходившие через область, использовались для транс­портировки нефти и газа в западные районы страны и Восточную Европу. Куйбышев являлся крупной водной пристанью на Волге. Раз­ветвленная транспортная система усиливала важное место области в народнохозяйственном комплексе.

Но постепенно в экономике нарастали кризисные явления. Ухуд­шилось положение дел в капитальном строительстве. Замедлялись темпы экономического роста. Многие предприятия становились все менее восприимчивыми к внедрению новшеств. Планы ускорения со­циально-экономического развития и структурной перестройки, выд­винутые М.С.Горбачевым и его окружением во второй половине 80-х годов, не могли быть реализованы. На рубеже 80-90-х годов началось абсолютное снижение объемов производства. Ряд предприятий не выполняли договорные обязательства. Снижалось производство и потребление продуктов питания. Как и на территории всей стра­ны, остро встал вопрос радикальных экономических реформ.

Сельское хозяйство

Состояние сельского хозяйства к началу 50-х годов оставалось, как и прежде, сложным. Работа в колхозе давала лишь 20-30% денеж­ных доходов семьи, а каждый пятый колхоз вообще не выдавал де­нег на трудодни. Колхоз, таким образом, предоставлял крестьянину не столько средства пропитания, сколько право кормиться за счет личного подворья, которым он занимался в свободное от работы в "общественном хозяйстве" время.

В августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР глава правительства Г.М.Маленков сформулировал новый экономический курс, который впервые в советской истории предусматривал, прио­ритетное развитие легкой промышленности, производство товаров широкого потребления. Курс на социальную переориентацию эконо­мики достаточно быстро стал воплощаться в конкретные товары, жилье, повышение зарплаты. Сделана была попытка и вывода сельского хо­зяйства из затяжного кризиса. Для этого предусматривалось снижение сельскохозяйственного налога (на 1954 г. – в 2,5 раза), списание по нему недоимок, увеличение размеров приусадебных хозяйств колхозников, повышение заготовительных цен на сельхоз­продукцию, расширение возможностей для развития колхозного рын­ка, а также значительного увеличения капиталовложения и поставок техники в деревню. Наступил краткий период улучшения политичес­кой и экономической ситуации в деревне.

Усилилась помощь города селу. В 1953-1958 гг. в механизацию труда, строительство производственных зданий и сооружений об­ласти было вложено в колхозах 530 млн. руб., в совхозах – 308 млн. руб. Только в Куйбышеве 222 предприятия взяли шефство над 71 МТС и 543 колхозами. Промышленные предприятия в те годы изготовляли для села сверх плана запасные части, культиваторы, силосоубороч­ные комбайны и другие машины. В результате в 1954-1958 гг. сред­ние темпы сельскохозяйственного производства составили 8% (в 1950-1953 гг. было 1,6%). Денежные доходы колхозов с 1953 по 1958 год увеличились в 3 раза. В 1954-1955 гг. в области было введено до­полнительно в хозяйственный оборот 115 тыс. гектаров целинных и залежных земель. Силами молодых энтузиастов был создан совхоз "Южный" в Больше-Глушицком районе. В 1958 г. область смогла впер­вые продать 50 млн. пудов зерна. По тем временам это был значитель­ный успех. Область была награждена орденом Ленина.

С конца 50-х годов, после кратковременного процветания в 1954-1958 гг., ситуация вновь стала обостряться. Темпы роста сель­скохозяйственной продукции замедлились. С 1963 г. СССР начал регулярно и в возрастающих размерах импорти­ровать зерно из-за границы. Усилился отток, а иногда и просто бегство сельских жителей, особенно молодежи, в город. Сказыва­лась острая нехватка средств на финансирование деревни. Вновь стали нарушаться принципы материальной заинтересованности кол­хозников в результатах труда. Административно-хозяйственные ре­организации государственных машинно-тракторных станций с прода­жей их техники колхозам, курс на ограничение и даже на ликвида­цию личного подворья крестьян – все это наносило невосполнимый урон деревне. Появились якобы "неперспективные" деревни и села, что привело к исчез­новению с карты Самарской области десятков населенных пунктов.

В 60-80-е годы делались очередные попытки изменить коренным образом ситуацию в деревне. Строился государственный эксперимен­тальный животноводческий комплекс "Поволжский". Вступали в строй птицефабрики: первая очередь Подбельской и Обшаровская. Молочные комплексы были построены в Безенчукском, Большечерниговском, Волжском и других районах, по откорму крупного рогато­го скота – в Большечерниговском, Волжском, Клявлинском и других.

Делались определенные шаги по переводу сельскохозяйственно­го производства на индустриальную основу. В 70-е годы были по­строены и вошли в действие Алексеевский свиноводческий комплекс с ежегодным откормом 108 тыс. свиней и годовым производством 12,6 тыс.т. свинины, Тольяттинская бройлерная фабрика на 2 млн. бройле­ров в год, колхозные, совхозные и межхозяйственные комплексы, теплично-парниковый комбинат в г.Тольятти площадью 106 тыс.кв.м. с производством 3,5 тыс. т овощей в год. Но и эти меры уже не смогли коренным образом изменить ситуацию в аграрном секторе эко­номики.

1972 г. и особенно 1975 были годами жесточайшей засухи. И вновь падало производство, вновь приходилось селу и городу на­прягать силы, чтобы преодолеть старые и новые беды самарского села.

В 1981-1985 гг. колхозы и совхозы получили 12 тыс. тракто­ров всех марок, более 8 тыс. зерноуборочных комбайнов, свыше 7 тыс. грузовых автомобилей и много другой техники. К концу 80-х годов в области имелось 277 колхозов и 128 совхозов, за которы­ми было закреплено 4,2 млн. земельных угодий.

Продолжалось сооружение обводнительно-оросительного канала. Орошаемое поле области составило к 1985 г. 164 тыс.га.

Но несмотря на отдельные успехи, особенно в благоприятные по климатическим условиям годы, положение в сельском хозяйстве области так никогда и не было устойчивым и стабильным.

Архитектура и строительство

В 50-60-е годы в области была создана солидная строительная индустрия, развитая сеть организаций для производства проектных и изыскательных работ в строительстве. Крупнейшими из них были – Промстройпроект, Куйбышевгражданпроект, трест инженерно-строи­тельных изысканий. В области функционировали филиалы институтов Гидропроект, Оргэнергострой, Гипронефтезаводы и др.

Одной из крупнейших строительных организаций страны был трест Куйбышевгидрострой, созданный в 1950 г. для сооружения Волжской гидроэлектростанции. После завершения строительства гидроузла в 1958 г. тресту было поручено возведение крупных предприятий в районе городов Тольятти и Жигулевск. За период с 1958 по 1965 гг. Куйбышевгидростроем было сдано в эксплуатацию 303 промышленных объекта. Самые крупные из них – заводы Куйбышевфосфор, электротехнический, азотно-туковый, ремонтно-механический, Электрощит, Тольяттинская ТЭЦ и другие. Трест построил также Жигулевский комбинат строительных материалов, аэропорт Курумоч, Переволокский деревообделочный комбинат, кирпичный завод. Тольяттинский речной порт. Ему же было поручено строить и Волжский автомобильный завод.

Строительно-монтажный трест № 25 (с 1940 по 1947 г. – Особстрой, затем с 1947 по 1954 г. – Куйбышевское территориальное строительное управление) сыграл основную роль в строительстве Сызранского и Куйбышевского нефтеперерабатывающих заводов, обу­стройстве Зольненского и Мухановского нефтедобывающих промыслов. В Самаре трестом были сооружены такие заводы, как долотный, мон­тажных и рулонных заготовок, минераловатных изделий, железобе­тонных изделий, и др. Сотни производственных объектов, много жилых домов, школ, детских учреждений было построено трестом на селе.

Строительно-монтажный трест № 11, созданный еще в 1943 г., построил значительную часть промышленных предприятий в Совет­ском, Кировском, Промышленном районах Самары, целый ряд жилых микрорайонов, кинотеатров, школ, Дворец культуры на площади Ки­рова, авиационный завод, заводы "Прогресс", имени Фрунзе, сдал городу 445 культурно-бытовых учреждений, провел реконструкцию Самарского драматического театра в 1967 г.

Куйбышевский металлургический завод, серный комбинат, типо­графия издательства "Волжская коммуна", дворец спорта и свыше 30 промышленных корпусов были построены трестом Металлургстрой.

Важная роль в сооружении жилых микрорайонов, набережной на Волге в Самаре и других объектов социально-культурного назначе­ния принадлежит строителям треста № 24.

В 50-60-е годы в области появились новые города: Новокуйбышевск, Октябрьск, Жигулевск, Похвистнево, Отрадный. Заново на новом месте был построен Ставрополь (с 1964 г. – Тольятти).

Особенно масштабными были изменения, происшедшие за послед­ние полвека в областном центре – Самаре (в 1935-1991 гг. – Куй­бышев).

Городская застройка в 50-е и последующие годы шла по двум направлениям: первое – строительство на свободных территориях в Кировском и Советском районах, второе – на многих улицах в ста­рой части города и на магистралях со сносом ветхого фонда.

Интенсивное жилищное строительство велось вдоль улиц Победы, Свободы, Вольская, Юных пионеров. Ставропольская. Здесь возникли невысокие, в два-три этажа компактные комплексы домов с хорошей планировкой квартир, с простой, но выразительной архитектурой фасадов, с широким использованием в их композициях балконов, не­больших открытых террас, граненых эркеров, рельефных наличников на окнах. По этажности городская застройка этих лет оказалась примерно такой: 20% нового жилого фонда составляли одноэтажные здания, 30% – двухэтажные, трех- четырехэтажных домов было мень­ше половины – 43%, а пятиэтажных и выше – только 7%.

С 1948 г. начались работы по сооружению ансамбля жилых и общественных зданий на Самарской площади. В центре просторной площади четко спланирован сквер, впоследствии искусно озеленен­ный и освещенный изящными торшерами художественного чугунного литья. Площадь отличают архитектурно-художественная цельность, ясность форм, масштабность и соразмерность отдельных зданий.

В 50-60-е годы внедряется магистральный принцип строитель­ства, позволивший создать емкие и компактные жилые районы или группы и вместе с тем впечатление крупного промышленного города, каким становился он на самом деле. Начинается архитектурное формирование огромного Приволжского района, построенного вместе с великолепной новой набережной в прибрежной полосе.

Завершилась застройка нескольких кварталов по улицам Ново-Садовая, Советской Армии, и также на проспекте Масленникова, соединившего Ново-Садовую с Московским шоссе.

В сентябре 1967 г. в Совете Министров РСФСР был утвержден новый генеральный план дальнейшего развития города с числен­ностью населения в конце расчетного срока (в 1980 г.) 1,2 млн. человек.

Застройка 60-70-х годов характеризуется прежде всего массово­стью, отличается от предшествующей укрупнением масштаба градо­строительных задач, большим числом изготовленных в заводских ус­ловиях конструктивных элементов зданий.

В 70-80-е годы укрепляется понимание того, что строительство в старой части города долине вестись лишь как планомерное, с обя­зательной деликатной реконструкцией или реставрацией сохранивших­ся зданий старой Самары, отмеченных стилевыми чертами эклектики и модерна.

Четверть века длится застройка двенадцатикилометровой улицы Стара-Загора, вдоль которой расположились крупные комплексы жи­лых домов, кинотеатры "Шипка" и "Самара", детский парк, вычисли­тельный центр, поликлиника, крытый рынок и т.д.

Одновременно с сооружением огромного числа жилых домов на северо-восточных городских землях значительный объем жилья стро­ится в относительно старой части города (Мичуринский жилой рай­он и его часть – прибрежный микрорайон).

В начале 60-х годов строители Самары стали пионерами полно­сборного домостроения в стране. Они были первыми по внедрению легкого и теплого керамзитобетона в жилищное строительство. И миллионы квадратных метров жилой площади были построены именно в этом конструктивном варианте. Неоднократно менялась и улучша­лась планировка и комфортность квартир, разнообразились типы зданий. И только фасады панельных зданий заводского производства до сих пор мало чем отличаются от своих прародителей и маловыра­зительны.

Пополнился общественными учреждениями район Полевого спуска вблизи набережной: гостиница "Театральная", оригинальный Дворец бракосочетаний с золотистой крышей, здание Объединенного диспет­черского управления энергосистемами Средней Волги (ОДУ). Последнее сооружение может быть зачислено в ряд наиболее примечательных в городе.

На ул.Осипенко в эти же годы было построено новое здание об­ластной научной библиотеки. В 1971 г. взамен небольшого здания, долгое время служившего горожанам (бывший Народный дом), был по­строен Дворец культуры "Звезда".

В садово-парковой зоне был размещен комплекс зданий государственного университета. Но было завершено строительство лишь первой очереди. Архитектурный облик университета пока не сформирован и не совпадает с традиционным представлением об ар­хитектуре университетских построек, которые всегда были примечательными.

Бесспорной гордостью горожан являются волжские набережные с просторными оборудованными пляжами, озелененные в традициях современного садово-паркового искусства. Их протяженность составляет 4,3 км. Берег Волги превратился в сплошной бульвар.

На рубеже веков (1990-2001 гг.)

В итоге реформ 1985-1991 гг. в стране начался глубочайший системный кризис: структурная перестройка промышленности привела к падению объемов производства, изменение централизованного министерского руководства – к абсолютно неуправляемой экономике, отдельные эксперименты в аграрной сфере – к сокращению сборов зерна, уменьшению продукции животноводства. Всеобщий дефицит то­варов "правил бал". В рамках социализма все возможные экспери­менты были сделаны, и они оказались неудачными.

К началу 1992 г. ситуация в стране коренным образом изменилась. Не было уже КПСС, СССР был распущен и образовалось Содружество не­зависимых государств.

Новая правительственная "Программа углубления экономических реформ" стала осуществляться с 1 января 1992 г. В основных чертах сложивша­яся только недавно, она ставила своей целью стабилизировать эко­номическую ситуацию в стране и подготовить Россию для "вхождения в мировое хозяйство", т.е. в социально организованную рыночную экономику. Впервые звучала мысль о том, что не только техничес­кие, но и организационные, финансовые западные новшества должны дать корни в российской действительности. В наших условиях это означало отказ от централизованного руководства экономикой, ее разгосударствление и регулирование экономики преимущественно через финансовую систему (банки), а не государственный бюджет.

В правительстве, и в значительной части населения жили иллю­зии о том, что становление современного рынка в наших условиях всеобщего товарного дефицита при величайшем желании народа жить лучше, при присущем на энтузиазме – дело, если не легкое, то до­статочно быстрое. В течение пяти-шести лет предполагалось прео­долеть спад производства, осуществить структурную перестройку промышленности и конверсию военного производства, а также на основе частной собственности на землю дать размах фермерскому движению. В Программе говорилось о том, что созидание новых эко­номических отношений должно было сопровождаться активной социаль­ной политикой, поддерживающей людей в это трудное время. Реформы начались с 1 января 1992 г. и шли в трех плоскостях: либерализация оптовых и розничных цен; массовая приватизация государственной собственности; структурная перестройка промышленности и конвер­сия военного производства.

Экономические реформы осуществлялись в условиях нестабильно­сти власти, конфликты между законодательной и исполнительной властью даже приняли форму вооруженного столкновения (октябрь 1993 г.). В 1993-1994 гг. в центре и регионах формировались но­вые органы государственной власти. На смену советам народных де­путатов пришли губернские, городские и Государственная думы. В условиях минимального государственного финансирования производ­ства главная ответственность за судьбу реформ, за жизнь людей ло­жилась на местные администрацию и правительство.

Наша область имела более весомый и разнообразный промышлен­ный потенциал, чем в среднем по России, здесь пересекались многие транспортные магистрали, здесь была сосредоточена мощная научная и технологическая база. Все это создавало достаточно благоприят­ные условия для перехода экономики области на новые способы хо­зяйствования. В то же время узкая специализация, военное или просто монопрофильное производство губернского города значительно усложняли переход на рыночные рельсы предприятий, чья продук­ция не имела потребительского спроса.

Создание рыночной среды началось с "освобождения" оптовых и розничных цен с 1 января 1992 г. Это означало, что цены на вы­пускаемые товары назначает производитель и продавец, а потреби­тель (покупая или, наоборот, не покупая их) регулирует размер цены. Одновременно легализировалась частная и индивидуальная тор­говля.

Либерализация торговли привела к колоссальному скачку цен: в течение 1992 г. потребительские цены в области выросли в 25,9 раз, в 1993 – в 11,2 раза, в 1994 – в 4,9 раза.

Правительство предупреждало население о предстоящем увеличе­нии цен, но никто не ожидал такого громадного роста. Рыночное регулирование само по себе в российских условиях не действовало. Мгновенный рост цен вынудил население уменьшить потребление мяса, молока, рыбы, овощей и т.д. В большинстве семей расходы на пита­ние выросли и составляли теперь 60-70% их бюджета. Новый толчок инфляции дало освобождение цен на энергоносители с лета 1992 г. Галопирующая инфляция перестроечных времен переросла в гиперинф­ляцию. По некоторым данным, с июля 1992 по январь 1993 г. было напечатано денег в четыре раза больше, чем их было в обращении до этого.

Либерализация цен сопровождалась большим притоком на внут­ренний рынок импортных товаров. Они мгновенно насытили потреби­тельский рынок страны, области в том числе, но практически не оставили шансов отечественному производителю выдерживать с ними конкуренцию. Предотвратить инфляцию для правительства ста­новилось главной задачей.

В течение осени 1992-1993 гг. прошел первый этап передачи государственных предприятий в частную собственность (приватиза­ция). Граждане России получили бесплатно ваучеры – ценные бумаги, подтверждавшие право их владельцев на покупку государственной собственности в размере 10 тыс.руб. Эти ваучеры в течение 1993 г. можно было обменять на акции приватизируемых предприятий, сдать в чековый инвестиционный фонд, который приобретал акции по пору­чению вкладчиков, или просто продать. Акционерными стали пред­приятия "Авиакор", "Самеко", "Самаранефтегаз", "Строммашина", производственное объединение "Красная звезда" и многие другие.

Второй, денежный этап приватизации начался в 1994 г., когда акции приватизируемых предприятий стали продаваться на аукционах, появлялись реальные их собственники в лице отечественных и ино­странных предпринимателей. Началось формирование крупных финансово-промышленных групп и холдингов (держательских компаний, имевших значительный пакет акций предприятий), а затем и распределение между ними сфер влияния.

В этой борьбе не обошлось без преступлений, физической рас­правы противоборствующих сторон. Так, в декабре 1991 г. был убит директор Новокуйбышевского перерабатывающего завода И.А.Дик. Чуть позже завод вошел в состав крупнейшей нефтяной компании ЮКОС. В нашей области к началу 1995 г. было приватизировано око­ло 60% предприятий, где было занято более половины всего трудо­способного населения области (590 тыс. человек). По данным на 1 июля 1997 г., 85% предприятий области находится в частном владе­нии (в России – 71,8%). Итак, промышленные предприятия стали объектом купли-продажи на фондовом рынке. Одновременно в облас­ти, как и в стране, проводилась малая приватизация, когда в частную собственность распродавались магазины, предприятия об­щественного питания, сферы услуг. Началась приватизация жилья.

В годы экономических реформ появились специализированные предприятия оптовой торговли – биржи. Сейчас в области действу­ют три биржи – Самарская фондовая региональная, Самарская валют­ная межбанковская, Тольяттинская универсальная.

Важное место в рыночной инфраструктуре заняли коммерческие банки и другие финансовые учреждения. Первыми коммерческими банками в области стали появившиеся в 1989 г. Автовазбанк и Волгоинкомбанк. В 1994 г. в области работало уже более 25 само­стоятельных и отделений центральных коммерческих банков. Из местных самыми крупными были Автовазбанк, Средневолжский коммер­ческий (СВКБ), Ладабанк и Самараагробанк, которые до рейтингу 1994 г. входили в 100 крупнейших банков страны.

Со второй половины 1990-х годов все больше наблюдалась кон­центрация банковского капитала, поглощение местных банков круп­ными столичными. Только в течение 1996 г. в Самарской области число действующих банков уменьшилось с 36 до 27. На территории области работают филиалы и отделения 27 иногородних банков.

Ныне укрепившиеся на финансовом рынке банки стали заниматься преимущественно операциями с ценными бумагами, государственными краткосрочными обязательствами, акциями приватизированных пред­приятий. В условиях спада промышленного производства, неста­бильной политической ситуации в стране игра на фондовом рынке была более надежным и прибыльным делом, нежели инвестирование промышленного и сельскохозяйственного производства.

Итак, на протяжении первой половины 1990-х годов в Самарской области оформился свободный рынок товаров и услуг, рынок средств производства, возник фондовый рынок и определились его главные участники.

Эти перемены в жизни общества, однако, не привели к ликви­дации экономического кризиса в стране и области. Возрождение хозяйства, поддержка населения в этих условиях теперь станови­лись главными.

Экономический кризис, начавшийся еще в советские годы, пока продолжается. Объем промышленного производства области в 1996 г. составил 58,3% от уровня 1990 г. Особенно быстрым снижение объ­емов производства было в цветной металлургии, химических отрас­лях, нефтедобыче и нефтепереработке, машиностроении, легкой промышленности. Во второй половине 1990-х годов наибольший спад пришелся на легкую, деревообрабатывающую, целлюлозобумажную от­расли. На 1 января 1997 г. 44% промышленных предприятий области были убыточными.

В 1996-1997 гг. наметились первые положительные изменения в промышленности области. В 1996 г. наблюдался рост производст­венных инвестиций (107% по сравнению с предыдущим годом). Са­марская область по рейтингу инвестиционной привлекательности заняла пятое место среди регионов России. В 1997 г. впервые за десять последних лет было достигнут рост объемов промышленного производства (107,8% за девять месяцев 1997 г. по сравнению с аналогичным показателем за 1996 г.). Появились первые надежды на улучшение экономической ситуации и выход из кризиса.

Экологическое состояние области в значительной степени за­висит от состояния промышленного производства. Самарская об­ласть входит в число территорий с "устойчивой плотностью экологи­чески опасной аварийности". По территории области проходит бо­лее 40 тыс.км продуктопроводов, газо- и нефтепроводов, аммиако-провод. Загрязнение близлежащей территории, крайняя изношенность магистралей, утечка нефти и газа, – все это тоже реалии нынешней ситуации в области. Многие реки загрязнены водными отходами, особенно Чапаевка, Криуша, Крымза, Съезжая (устье) и особенно Падовая.

В малых городах области (Похвистнево, Жигулевск, Чапаевск), где тяжелая экологическая обстановка и особенно велик спад про­изводства на бывших военных предприятиях, а рыночная инфраструк­тура не развита, правительство области предполагает создать особые экономические зоны (привлечение сюда инвестиций извне, налоговые льготы частным предпринимателям, широкая система обу­чения малому бизнесу).

Организация и управление промышленными предприятиями также вступили в другую стадию. В годы приватизации практически все промышленные гиганты области стали акционерными предприятиями, действующими на рынке самостоятельно, практически без государ­ственного вмешательства. Лишь размер отчислений от прибыли, до­ля косвенных налогов, которые поступают в федеральный и местный бюджеты, являются главным рычагом государственного регулирования промышленного производства.

Последнее десятилетие – время роста мелкого бизнеса и пред­принимательства в стране и ее регионах. На сегодняшний день предприятий такого рода в области более 50 тыс.

Создание рыночной экономики сопровождалась ростом теневой экономики, укрывающейся от налогообложения. В России, по данным Министерства внутренних дел, здесь производится до 40% валового внутреннего продукта, а получаемая прибыль распределяется келейно.

Твердый государственный контроль за "свободной рыночной де­ятельностью предприятий" – единственное средство наведения по­рядка.

Сельскохозяйственное производство в настоящее время про­должает находиться в кризисе. Объемы производства падают с 1989 г. В 1995 г. валовая стоимость сельхозпродукции составля­ла 69% от уровня 1991 г.

Однако 2001 год оказался весьма урожайным, Отдельные успехи связаны с внедрением в некоторых хозяйствах новых западных технологий. Так, с участием администрации г.Толь­ятти, АО "АвтоВАЗ", АО "Инвестиции" была построена молочная фер­ма в с.Хрящевка Ставропольского района. Надои от одной коровы доходят здесь до 36 л в день с жирностью 4,5%, тогда как средний надой по области – 6 л от одной коровы.

В сельском хозяйстве много проблем, может быть, больше, чем в промышленности – д

Наши рекомендации