Конкретная ситуация: «отказаться от старого
И ПРИНЯТЬ НОВОЕ»*
Корпорация Anderson была основана в 1962 г, сначала как маленькая фирма по производству товаров широкого потребления В первые 20 лет работы отдел исследований и разработок компании создал ряд новых изделий, которые приобрели большую популярность на рынке Дела шли так хорошо что компании пришлось ввести на производстве вторую смену, чтобы удовлетворить спрос Производство в течение этих лет расширялось трижды В интервью популярному журналу Поль Андерсон, основатель фирмы, сказал «Мы не продаем свои товары, мы их распределяем» Этим он хотел подчеркнуть, что фирма имела только 24 торговых агента а получала от продаж доход, превышающий 62 млн дол в год
Три года тому назад корпорация Anderson пережила свой первый финансовый кризис в результате которого потеряла 1,2 млн дол Два года тому назад сумма потерь увеличилась до 2,8 млн, а в прошлом году - до 4,7 млн дол. Бухгалтеры подсчитали, что в этом году потери могут достичь 10 млн дол.
Обеспокоенный этой информацией крупнейший кредитор компании Citizen’s Bank настоятельно потребовал от компании внести некоторые изменения в свою деятельность, чтобы исправить ситуацию В ответ на это требование Поль Андерсон согласился уйти в отставку Совет директоров назначил на его место Мэри Хартман, главу отдела маркетинга одной из крупнейших американских компаний, торгующей потребительскими товарами
Проанализировав ситуацию Мэри пришла к выводу, что для перевода фирмы на новые рельсы необходимо осуществить ряд изменений Вот основные из них:
1. Необходимо уделять больше внимания маркетингу Важнейшим фактором успеха в продаже потребительских товаров фирмы Anderson является квалифицированный штат торговых агентов.
2. Необходимо улучшить качество продукции В настоящее время около 2% выпускаемой продукции оказывается бракованной в то время как в других фирмах, работающих в тех же направлениях, этот показатель не превышает 0,5%. В прошлом товары фирмы пользовались таким спросом, что контроль за качеством не был важен. Теперь же отсутствие контроля приносит серьезные убытки.
3. Необходимо провести сокращение оперативного персонала. В настоящее время компания может обойтись двумя третями персонала, занятого на производстве, и половиной — административного.
Мэри еще не представила план совету директоров, но собирается это сделать. В настоящее время она обдумывает те конкретные шаги, которые необходимо предпринять для проведения реформ, и как они отразятся на работниках фирмы и производстве в целом.
Вопросы к конкретной ситуации:
1. Какие недостатки вы видите в старой организационной культуре? Что надо сделать для того, чтобы их изменить?
2. Почему Мэри будет нелегко изменить сложившуюся культуру?
3. Какие конкретные шаги должна предпринять Мэри, чтобы изменить культуру? Предложите и опишите хотя бы два из возможных шагов.
КОНКРЕТНА СИТУАЦИЯ: «СОХРАНИТЬ ТО, ЧТО ЕСТЬ»*
Больница Metropolitan была построена два года тому назад, и в настоящее время в ней работает 235 человек. Больница не велика по размерам, но поскольку она новая, то отличается высокой эффективностью Совет директоров принял решение об увеличении количества больничных коек с 60 до 190. Через год планируется увеличить количество больничных мест и штат больницы в три раза.
Администратор Клара Хокинс считает, что основная проблема, которую могут породить эти изменения, заключается в потере больницей своей эффективности. «Мне бы хотелось нанять сотрудников, которые не уступают нашим в трудолюбии, преданности делу, таланте и в умении работать с пациентами. Если мы утроим штат, то я не вижу возможности поддержать качество обслуживания пациентов. Мы можем потерять ту семейную атмосферу к которой привыкли. Нас поглотит посредственность, и мы превратимся в заурядную больницу, каких много в нашем районе, — большую и равнодушную!»
Председатель совета директоров также озабочен результатом, к которому может привести такое значительное расширение штата сотрудников. Тем не менее он считает, что Клара излишне драматизирует ситуацию. «Не думаю, что будет так уж трудно найти сотрудников, похожих на наших. Я уверен, что есть много хороших специалистов. Необходимо просто разработать конкретный план действий, который позволит тщательно отбирать тех людей, которые соответствуют существующей организационной культуре и отсеивать тех, кто не подходит Думаю, это будет проще, чем вам кажется. Поверьте мне. Все будет хорошо», - говорит председатель.
_________________________
* Лютенс Ф. Организационное поведение. – М.: ИНФРА-М, 1999. с. 583-584.
Под влиянием мнения председателя совета Клара решила, что самым эффективным способом решить проблемы будет разработка плана действий. Она собирается встретиться со своей административной группой и определить наилучшую стратегию отбора кандидатов на работу, а затем и оказывать помощь в процессе социализации принятым в существующую культуру больницы новым работникам. Клара назначила собрание на послезавтра Она собирается поделиться своими мыслями, узнать мнение своих коллег, а затем разработать план действий. «Мы уже слишком многого достигли, чтобы теперь все потерять, — сказала она своему помощнику. — Я думаю, если мы будем действовать разумно, нам удастся сохранить Metropolitan в качестве образцовой больницы района».
Вопросы к конкретной ситуации:
1. Что могут сделать Клара и ее сотрудники для отбора тех кандидатов, которые им нужны? Ответ поясните.
2. Какие меры может принять Клара, чтобы убедиться, что новые сотрудники поддержат базовые ценности больницы7 Какие шаги порекомендовали бы вы7
3. Сможет ли Клара использовать тот же самый подход, если через несколько лет ей придется принять на работу еще 200 человек?
Литература: [1, 14, 17, 21, 22, 31, 64, 70, 74, 104, 110]