Материал по теме занятия
КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ.
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ .
Практикум
Домашнее задание:
1. Подобрать высказывания и афоризмы классиков литературы и выдающихся мыслителей прошлого о культуре речи, силе слова.
2. Подготовить мини выступление для общего обсуждения «Чем отличается речь педагога в общении с детьми, родителями и педагогами», опираясь на материалы к занятию (см. ниже)
3. Продолжить список правил речевой культуры педагога:
Правила речевой культуры педагога:
1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.
2. Педагог должен говорить внятно.
3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.
5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
7. ……………………………………………….
4.Выучить стихотворение:
Семь компонентов нашей речи
Запомнить просто и легко!
Лишь вспомни радугу на небе,
И станет на душе светло!
Ведь радуга, как речь, игрива,
Спонтанна, звучна и проста,
И удивительна красива
Во все былые времена!
В ней правильность, логичность, точность,
Богатство красок, чистота,
А выразительность какая?
Ведь от неё поёт душа!
Мой стих приобретёт известность,
И в этом есть свой толк, уместность!
Спасибо всем за нашу встречу,
За семинар «Культура речи!»
5.Перевести текст на литературный язык:
«…В кадре обыкновенный лифт. Лифт поднимается вверх. В кабине - пожилой обитатель дома и юный гражданин. Старший задает вопрос младшему:
- Как дела?
- У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывает к Шкету. Дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул, да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во, ржачка! Клево, да?
6. Тренировка интонации и выразительности речи.Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.
Произнесите фразу «Иди сюда»
громко,
возмущенно,
радостно
таинственно.
Скажите «Умница»
тихо,
громко, ласково,
удивленно,
радостно.
Материал по теме занятия
Теоретическая часть.
1.Понятие культуры речи и ее элементы.
2.Этикетные нормы общения. Речевой этикет.
3. Нарушения этики ведения диалога с учащимися.
4.Речевая этика в профессиональной деятельности учителя. Пути совершенствования речевого мастерства учителя.
5.Формирование культуры речевого общения в классном коллективе.
1.Понятие культуры речи и ее элементы.
Умеем ли мы говорить? Один педагог говорит всегда тихо, другой,как правило, кричит; третий говорит медленно и нудно; четвертый каждую фразу начинает с «Ну вот, значит, это…», пятый без конца крутит прядь волос на затылке или позванивает ключами в кармане… Все это мешает понять детям «нашу душу и наши мысли », и они обсуждают, смеясь и удивляясь такому поведению учителя. Наша речь- это отражение индивидуального рисунка нашего профессионального поведения:
« - Я вообще не понимаю, зачем вы тут нужны на моем уроке, - кричит учи-
тельница обзевавшемуся шестому классу» (вопрос, конечно, интересный, действительно - зачем?),
«- Им же ничего не надо! Я так интересно рассказывала, а они не слушают..» (И как только учитель догадался, что рассказывал интересно, а?),
« –Я тебя спрашиваю, где твое воспитание?- Вопит на всю столовую гренадерского вида учительница, подняв за шиворот на метр от пола юркого второклассника». (У нее-то с воспитанием все в порядке!),
« –Идиоты! Я же вас культуре учу! – Заявляет на уроке математики учительница, ковыряя в ухе дужкой очков». (А как у самого учителя с культурой?).
К числу часто употребляемых учителями несоответствующих этическим нормам выражений, относятся: уроды, дебилы, дауны, дубье, бестолочи, твари, коровы, кобылицы, извращенцы, Чего рожи помазали?, Девочки, взяли тряпочки и пошли на панель (это призыв помыть стены в родной школе), Что смотрите, козлиные глаза!, Лапти стоптанные!, Сидят: болото, трясина!, Имбецилы ходячие!, Вы – стопроцентная тупость! Простите, только 99-процентная, я тут один умный (учитель ОБЖ), Пеньки с глазами!, Уличные женщины!, Здравствуйте, пискухи!, Курицы, клуши! (Комсомольская правда. 2003.)
Культура речи - часть общей культуры человека. Культура речи учителя - предмет гуманитарного общения культурного плана, который включает в себя ряд взаимосвязанных понятий: культура, культурный человек, культура речи, культура профессионального (педагогического) общения.
Выдающиеся педагоги прошлого – Я.Корчак, А.С.Макаренко, И.Г.Песталоцци и другие, а также педагоги-практики современной школы в своих работах утверждают, что важнейшей предпосылкой педагогического успеха является культура речевого общения, отточенное искусство человеческих контактов самого учителя. Культура речевого поведения может рассматриваться с этической, речевой и этико – речевой позиций.
«От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных чувств и моральных отношений – таков путь к гармонии знаний и нравственности». В. А. Сухомлинский |
Культура речи:
§ это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач (Е.Н.Ширяев);
§ это те навыки и умения, которые обеспечивают правильность речевой деятельности, то есть соответствие ее общепринятым нормам, а также способность строить свои высказывания сообразно с их целями, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения (М.Р.Львов).
Понятие «культура речи» многозначно и состоит из двух ступеней освоения литературного языка:
· правильность речи - владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления….),
Оценивая речь с позиции «правильности» мы чаще всего прибегаем к характеристикам «верно - неверно», «норма – нарушение нормы».
· речевое мастерство – не только четкое использование норм литературного языка, но и умение выбирать из имеющихся вариантов наиболее точные в смысловом отношении, ситуативно и стилистически уместные словесные конструкции (Педагогическое речеведенье). Этот уровень предполагает способность отбирать речевые средства с учетом обстановки и речи, умение учитывать восприятие адресата и избегать тавтологии, многозначности, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций и т.п.
Культура речевого поведения учителя - это проявление его общей культуры. Подлинная высота культуры речи – умение мотивированно использовать средства языка для целей общения и передачи информации в конкретных условиях. Овладение знаниями в области паралингвистики (вокализация речи, ее тональность, тембр), и экстралингвистики (громкость речи, ее темп, паузы) непосредственно сказывается на плодотворности словесных контактов. Грамотное, воодушевляющее, доброе слово способно творить чудеса.
В устной речи педагог должен использовать весь арсенал выразительных средств:
· выбирать соответственно личностно - ориентированной модели обучения тон – спокойный, доброжелательный, заинтересованный,
· использовать, зависящий от возраста обучаемых, этапа обучения, сложности изучаемого материала темп речи,
· подбирать, в зависимости от ситуации общения, силу голоса,
· использовать уместную в данный момент интонацию, соблюдать паузы, логическое ударение,
· следить за соответствующей задаче урока мимикой, жестами.
Речевая (коммуникативная) культура также предполагает:
ü - умение выслушивать ученика, не перебивая воспитанника,
ü - проявлять внимательно - доброжелательное отношение к высказываниям воспитанника,
ü - тактичное руководство дискуссией, возникшей на уроке,
ü - оперативно - деликатную реакцию на ошибки учащихся в устной речи,
ü - правильность (соответствие нормам русского литературного языка) речи учителя, точное словоупотребление, в том числе и терминов.