Ницше о кризисе европейской культуры
Фридрих Ницше (1844-1900) - виднейший представитель “философии жизни”, критик классической западной культуры, который
-подвергает разрушительному анализу традиционные ценности культуры - религию, философию, науку, мораль;
-подчеркивает, что эволюция ведет к ослаблению “воли к жизни”;
-выделяет в культуре аполлоническое (гармонизирующее, оформляющее) и дионисийское (чувственное, вакхическое, опьяняющее) начала;
-критикует христианство за потворствование всему слабому, умирающему;
-выдвигает идею “сверхчеловека”, который должен стать на место Бога.
Ницше подверг резкой критике религию, культуру, мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию. Ницше и Соловьев – вестники великого кризиса, сдвигов и перемен, которые были ими угаданы и осмысленны. Кризис жизни à кризис мысли à кризис культуры. Ницше говорил о том, что произошла смерть субъекта – смерть классического человека. Сверхчеловек – человек мыслящий, одержимый жаждой власти. Христианская нравственность есть мораль слабых, Бог создан людьми. В сочинениях Ницше встречается две концепции сверхчеловека.
1) Биологическая теория.
Теория Дарвина учит, что все в мире постепенно развивается и существующие теперь виды организмов выработались долгим путем эволюции. В настоящее время высшей ступенью эволюционного процесса является будто бы человек. В будущем должен появиться еще более совершенный вид, который уже не будет принадлежать к роду homo sapiens, но образует особый биологический вид homo supersapiens. Этой эволюционной теорией Ницше и воспользовался для обоснования своего учения о сверхчеловеке. Ницше говорит: «Цель развития данного вида находится там, где этот вид дошел до крайних пределов своего развития и переходит в высший». Свое полное раскрытие дарвинистическая концепция сверхчеловека получает из книги «Так говорил Заратустра»: «Вверх идет наш путь, от рода к сверхроду, Заратустра, покидая уединение, обращается к народу с такой речью: «До сих пор все существа создавали нечто, что превосходило их, а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее снова возвратиться к зверям, чем преодолеть человека? Что такое обезьяна для человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека, — посмешищем или мучительным позором». Эволюция еще не достигла своего предельного пункта, она должна пойти дальше, — от человека к другому биологическому виду, стоящему ступенью выше на биологической лестнице. Это существо, которому Ницше дает название «сверхчеловек», будет находиться в таком же отношении к человеку, в каком теперь стоит сам человек к обезьяне, следовательно, будет превосходить его по своей психофизической организации.
2)Человек есть биологический конец развития. Эту мысль Ницше высказывал и ранее. Так, в «Утренней заре». Он говорит: «Прежде старались создать чувство величия человека тем, что указывали на его божественное происхождение; теперь этот путь запрещен: у входа на него поставили обезьяну с другим страшным чудовищем, и она внушительно скрежещет зубами, как бы желая сказать: не сметь идти по этой дороге! Теперь обратились к другому направлению, к цели, куда идет человечество, и указывают на этот путь, как на доказательство его величия и родства с Богом. Увы!... нет для человечества перехода в высший порядок». Таким образом, совершенствование возможно только в пределах существующего вида. В сочинении под заглавием «Антихрист» Ницше говорит: «Не в том, что должно сменить человека в цепи существ, заключается вопрос: человек есть нечто окончательное».
При таком воззрении самое понятие о сверхчеловеке получает уже относительное значение, именно оно означает «нечто, представляющее в отношении ко всему человечеству своего рода сверхчеловека». И если в «Так говорил Заратустра» говорится, что «никогда еще не было сверхчеловека», то в «Антихристе», наоборот, утверждается, что люди сверхчеловеческого типа уже были. «Счастливые, особенно удачные экземпляры человеческого рода были всегда возможны. И может быть, всегда будут возможны». Ницше выражает только сожаление, что такой тип был доселе счастливой случайностью и никогда не являлся продуктом намеренного созидания. Итак, по другой концепции, которую можно назвать культурно-исторической, сверхчеловек есть только совершеннейший человеческий тип.
Эволюции человека в сверхчеловека:
1) презрение ко всему мелкому, ничтожному и пошлому в современной жизни, в ненависти к людям «слабым», т. е. пессимистам, уставшим жить и потому клевещущим на жизнь и силы ее;
2) «любовь к дальнему», т. е. любовь к сверхчеловеку, в котором осуществляется вполне стремление воли к мощи. «Дальнее» - синоним «идеального» и в силу этого противополагается «ближнему», т. е. эмпирически данному, ближнему в пространственном и психологическом смысле. Отсюда, «любовь к дальнему» означает любовь к максимальному развитию воли к мощи одинаково как в себе, так и в других.
Два основных вида любви к дальнему:
1) любовь к собственному индивидуальному «само», осуществляющему идеал сверхчеловека
2) любовь к наивысшему развитию воли к мощи и в других людях.
Но только отдельные личности, обладающими соответствующими задатками, способны подняться до осознания великой задачи, стоящей перед культурой (возникновение "истинных людей", способных к творческой деятельности, к критическому осмыслению действительности и преобразованию ее). Причины, не позволяющие культуре достигать поставленных целей:
1.Эгоизм приобретателей (момент, мнение, мода).
2.Эгоизм государства (стремление развивать "внешнюю сторону культуры", "ходячие люди" для существующего порядка)
3. Эгоизм всех тех, кто имеет основания скрываться под внешней формой.
4.Эгоизм науки (наука холодна и суха; полезна себе и вредна своим служителям, так как переносит на них свой характер и мертвит их человечность).
"Цивилизация желает чего-то другого, чем культура. Быть может, прямо противоположного.", "Человек - неудавшийся эксперимент природы".