Определите, к какому стилю принадлежит текст, и приведите доказательства
О масштабах воздействия человека на природно-территориальный комплекс можно судить по степени преобразования земной поверхности в пределах конкретных территорий, в том числе по соотношению долей площади, занятых естественной растительностью, сельскохозяйственными угодьями, застройкой.
По нашему мнению, для оптимизации использования земель необходимо поддерживать эколого-геотехноморфологический статус территории, который определяется соотношением площадей, занятых: а) рельефоидами (зданиями, инженерными сооружениями) вместе с асфальтированными поверхностями (Р); б) техноплагенновозникшими, техногенноизмененными, техногенносозданными формами, т. е. преобразованным рельефом (ПР); в) естественными формами рельефа (ЕР).
Кратно поясним, что имеется в виду под техноморфологическим рельефопреобразованием территории. Производственная деятельность проявляется в геотехноморфогенном пространстве напрямую и опосредованно, поэтому принципиально различать техноплагенные (от лат. plaga – толчок) процессы, которые представляют собой развивающиеся за счет природных сил явления, возникшие вследствие технологического толчка или в результате завершившегося техноморфологического мероприятия-действия. В отличие от них под техногенными процессами подразумеваются непосредственные технологические действия по перемещению (изъятию или привнесению) вещества (материала) земной поверхности как части литосферы.
VI. РИТОРИКА
Создайте текст аргументирующей речи (150 – 300 слов) для устного выступления, используя один из предложенных тезисов (требования к составлению речи см. методические рекомендации на с. 12).
1) Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом (Фридрих Ницше).
2) Кто в доме хозяин?
ВАРИАНТ 8
I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Расставьте ударения.
Мастерски, свекольный, углубить, уведомить, поняли, феномен, приговор, прозорливый, сосредоточение, средство, духовник, завидно, знамение, зубчатый, кашлянуть, камбала, водопровод, плато, закупоривать, квартал.
II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.
1) Дед Антип был настоящий сибирянин.
2) Наш район начали отелефонивать.
3) За одним столом сидели американки, корейки и индейки.
III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Образуйте причастия от следующих глаголов.
Повторять, услышать, увидеть, рисовать, расколоть, предупреждать, бить, лелеять, зависеть, организовать, гнать.
Определите род имен существительных. Подберите к ним прилагательные (определения)
Контральто, ЮНЕСКО, обжора, ОРВИ, пушту, тюль, визави, Капри, кольраби, пони, салями, жалюзи.
Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).
Сто девяносто два, четыреста сорок два, пятьсот семьдесят шесть.
Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм, и исправьте предложения.
1) Ответ по заявлению был получен немедленно.
2) Книга рассказывает, как правильно содержать аквариумных рыбок и об устройстве их дома.
3) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Германия, Франция, РФ и др.
4) Ряд столов стояли посередине комнаты.
5) В середине туристической группы мы видим новичка, который поправляет лямку рюкзака, которая натерла ему плечо.
IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Подберите к словам по два антонима.
Мороз, свежий, горячий, короткий, горький.
Объясните значения слов иноязычного происхождения. Составьте с ними предложения.
Имитировать, камуфляж, преамбула, превентивный, сентенция.
Объясните значения фразеологических выражений с использованием словаря.
Напустить туману, почивать на лаврах, вариться в собственном соку, сизифов труд.
Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.
1) Адъютант, с простреленным навылет плечом, раненный в руку, шел по лесу куда глаза смотрят.
2) Храни этот подарок, как зеницу в оке.
3) Она в него до ушей влюблена.
5. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.
1) Наташа так сильно испугалась, что истошно вцепилась в его локоть.
2) Уже принят генеральный план реконструирования нашего города.
3) На вечере превалировали вокальные номера.
4) В коридоре висит анонс, информирующий о предстоящем собрании.
5) Онегин и Ленский отличались контрастирующими чертами характера.
6) Летом мы совершили небольшой круиз: сели на поезд и поехали в Москву.
7) В новую квартиру еще не завезли ни мебель, ни стулья.
8) Рекордсмены установили три новых мировых рекорда.
V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Определите, какую стилевую окраску имеют данные слова: книжную или разговорную. Если слово имеет книжную окраску, то укажите, в каких функциональных стилях оно может использоваться.
Подождать, налогоплательщик, киоскерша, новизна, автобиография, отчаяние, очарование, пустячок, мировое соглашение, попрыгунья, заявитель, обвиняемый, изысканный, книжка, оптимизация.