Понятие корпоративной культуры

Глава 10КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

Культура организации относится к базовым по­нятиям науки управления, так как в основе облика организации лежит специфическое качество производимой продукции и ока­зываемых услуг; правила поведения и нравственные принципы работников; репутация в деловом мире и т.п.

Культура организации — система общепринятых в организа­ции представлений и подходов к постановке дела, к формам отно­шений и достижению результатов деятельности, которые отлича­ют данную организацию от всех других.

Менеджмент и корпоративная культура взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом управление не просто соответству­ет культуре организации, сильно зависит от нее, но оказывает влияние на формирование и адаптацию культуры к новой страте­гии. Поэтому менеджеры должны уметь управлять культурой сво­ей организации.

Целью корпоративной культуры является помощь работникам продуктивно исполнять свои обязанности в организации и полу­чать от этого большее удовлетворение, что в свою очередь приве­дет к повышению экономической эффективности деятельности организации в целом. Ведь сплоченный, движимый единой целью, работающий, как отлаженный часовой механизм, коллектив при­несет гораздо больше пользы, чем «сообщество разброда и шата­ния». А эффективность бизнеса является важнейшим показателем для организации. Очевидно, что влияние на нее корпоративной культуры организации огромно.

Говоря короче, основная цель корпоративной культуры — са­моподдержание и саморазвитие организации.

Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих еди­нообразное понимание своих целей, значения и места, ценно-

134 Глава 10. Корпоративная культура

стей и поведения, вызвало к жизни понятие корпоративной культуры.

Понятие «корпоративная культура» формировалось на заре монополизма. Когда основатель крупнейшей автомобильной корпорации Г. Форд здоровался со своими рабочими за руку и поздравлял их с семейными торжествами, он создавал на своих заводах именно эту культуру — общую благоприятную атмосферу среди персонала всех уровней. Это эфемерное явление: его нель­зя потрогать в буквальном смысле, но плоды его материальны, так как непосредственно способствуют увеличению доходов компании.

Корпоративная культура — это не только имидж организации, но и эффективный инструмент стратегического развития бизнеса. Ее формирование всегда связано с инновациями, направленными на достижение бизнес-целей и, следовательно, повышение кон­курентоспособности.

В «классическом» понимании корпоративная культура рас­сматривается как инструмент стратегического развития организа­ции через стимулирование инноваций и управление изменения­ми.

Заметим, что корпоративная культура существует в любой ор­ганизации — с момента ее появления и до самого конца ее сущест­вования вне зависимости от того, создается специальная служба для работы с ней или нет.

Специалисты по управлению человеческими ресурсами по-разному интерпретируют понятие корпоративной культуры. Приведем несколько определений.

Корпоративная культура — это система ценностей и методов управления.

Здесь суммируются нематериальные активы организации и конкретные механизмы, что приводит к его неоднозначному тол­кованию.

Корпоративная культура — это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой, т.е. опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации, процесс принятия решений, мифы, страхи, надеж­ды, устремления и ожидания, реально испытываемые работника­ми (Б. Феган).

Корпоративная культура — приобретенные смысловые систе­мы, передаваемые посредством естественного языка и других

§ 10.1. Понятие корпоративной культуры 135

символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны создавать культуральное пространство и особое ощущение реальности (А.Н. Занковский).

Корпоративная культура — сложный комплекс предположе­ний, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идео­логии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожида­ниях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях» (Т.Ю. Базаров).

Таким образом, корпоративная культура — большая область явлений материальной и духовной жизни коллектива: домини­рующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые форми­руются с момента образования организации и разделяются боль­шинством работников.

Можно сказать, что корпоративная культура — это то, как ра­ботники относятся к хорошо сделанной работе, а также то, что по­зволяет оборудованию и персоналу работать гармонично. Это клей, который держит; это масло, которое смягчает... Это то, по­чему люди занимаются различной работой в рамках организации. Это то, как одни подразделения организации видят другие ее час­ти и какие формы поведения выбирает для себя каждое подразде­ление в результате этого видения.

Корпоративная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется прежде всего и главным образом в организацион­ном поведении сотрудников, т.е. определяет:

устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных ор­ганизационных связей, дисциплину и культуру их исполнения;

динамизм и адаптивность к нововведениям в организации;

общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве;

активные процессы позитивной самоорганизации и многое дру­гое, что проявляется в корпоративном поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных работников, подразделе­ний и организации в целом.

136 Глава 10. Корпоративная культура

Корпоративную культуру предприятия определяет формула:

общие ценности — взаимовыгодные отношения и сотрудничество добросовестное организационное поведение.

Как культура вообще базируется на общепризнанных ценно­стях и общепринятых нормах (правилах) поведения, так и корпо­ративная культура формируется на основе признанных ценностей и принятых норм поведения именно в данном коллективе и дан­ной организации.

По определению, корпоративная культура не может быть сконструирована и внедрена. Она не может быть даже заимствова­на. Могут быть заимствованы лишь некоторые структуры и меха­низмы связей, отражаемые в организационных проектах, а пере­садка с одной почвы на другую образа корпоративного поведения, как правило, не бывает успешной. Это объясняется тем, что каж­дый коллектив уникален по своим характеристикам — половозра­стному составу, профессионально-квалификационной структуре кадров, отраслевой принадлежности, географической специфике, истории становления, формирования коллектива и сложившимся традициям.

Таким образом, корпоративная культура: 0 задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему

организация функционирует именно так, а не иначе; 0 позволяет в значительной мере решить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее: ценности, нормы, поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.

Корпоративная культура возникает в любой структурирован­ной группе людей и становится тем мощнее, чем дольше сущест­вует данная структура. Обычно корпоративная культура возника­ет спонтанно, «снизу», и передается «из уст в уста», с помощью личного примера и устных наставлений старожилов.

Наибольший вклад в формирование корпоративной культуры носят наиболее харизматические личности. Именно их привычки и правила поведения неосознанно копируют их коллеги. Естест­венно, если во главе организации стоит сильный харизматический лидер, то основное влияние на формирование корпоративной культуры оказывает именно он. Тогда корпоративная культура начнет работать на своего создателя.

§ 10.1. Понятие корпоративной культуры 137

Многие руководители рассматривают корпоративную культу­ру организации, которую они возглавляют, как мощный стратеги­ческий инструмент, позволяющий:

0 ориентировать все подразделения и отдельных работников на об­щие цели;

мобилизовать инициативу работников;

1 обеспечивать лояльность;
v облегчать общение.

Специфические культурные ценности организации могут ка­саться:

О предназначения организации и ее «лица» (высшее качество, ли­дерство в своей отрасли, дух новаторства);

О старшинства и власти (полномочия, присущие должности или ли­цу, уважение старшинства и власти);

о функций различных руководящих должностей (полномочия отде­ла кадров, вице-президентов, различных отделов);

о обращения с людьми (забота о работниках и их нуждах, уважение индивидуальных прав, обучение и возможности повышения ква­лификации, справедливая оплата труда, мотивация);

о роли женщин в управлении и на других должностях;

О критериев выбора на руководящие и контролирующие должности;

> организации работы и дисциплины;

о стиля руководства и управления (авторитарный, консультатив­ный или стиль сотрудничества, роль комитетов и целевых групп);

О процессов принятия решений (кто принимает решения, с кем проводятся консультации);

о распространения и обмена информацией (информированность работников);

О характера контактов (предпочтение личных или письменных кон­тактов, возможность контактов с высшим руководством);

С> характера социализации (общение в течение рабочего дня и после него, особые условия, такие, как отдельная столовая, и др.);

0 путей решения конфликтов (желание избежать конфликта или идти на компромисс, участие в конфликтах высшего руководства);

0 оценки эффективности работы (тайная или открытая, кем осуще­ствляется, как используются результаты);

о отождествление с организацией (лояльность и целостность, дух единства, удовольствие от работы в организации).

138 Глава 10. Корпоративная культура

Наши рекомендации