Культурология как наука. Исследования культуры (или, по крайней мере, отдельных ее сторон и

Исследования культуры (или, по крайней мере, отдельных ее сторон и

аспектов) начались еще в античности (см. вопрос 1.1). Однако культура как целостная

система превращается в предмет научного интереса только в ХУП-ХУШ вв. в рамках

философии.

Выделение культурологии как специальной научной дисциплины из

философии и отделение ее от этнографии, «доистории» (изучение древней истории, в

том числе и археологическое), антропологии происходит, начиная со второй

половины Х1Х в.

Само название «культурология» появилось сравнительно недавно: в конце

Х1Х-начале ХХ вв. Его стали использовать многие исследователи. Так, английский

этнограф и антрополог Э.Тайлор назвал одну из глав в книге «Первобытная культура»

(1871 г.) «Наука о культуре». Выдающийся немецкий химик В.Оствальд в начале ХХ

в. рекомендовал называть науку о цивилизациях, или о специфически человеческих

способах деятельности, культурологией.

Однако самая значительная роль в обосновании данной науки и закреплении

ее названия как культурологии принадлежит американскому антропологу Л.Уайту. В

1939 г. в статье «Проблема терминологии родства» он использовал понятие

культурологии для обозначения науки о классе явлений, имеющих наряду с

функциональным еще и ценностное, символическое значение. Обоснованию

культурологии Л.Уайт посвятил свой труд «Наука о культуре» (1949 г.). Он считал,

что культурология изучает предметы, имеющие символическое значение

(«символаты»), с экстрасоматической точки зрения, т.е. с точки зрения, выходящей за

пределы отдельного человеческого тела, организма (soma – тело). Л.Уайт считал, что

«открытие» культуры когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с

гелиоцентрической теорией Коперника.

Термин «культурология» закрепился в отечественной гуманитарной традиции.

В зарубежной литературе для аналогичного комплекса знаний используются термины социальная или культурная «антропология», «культурная история» (в том числе и

«новая культурная история» - синтез истории быта с этнопсихологией), «этнология».

Культурология прошла разные этапы развития. В нашей стране она наиболее

активно развивается с 60-х гг. ХХ в. Однако это лишь подчеркивает ее перспективы,

ибо открывает возможность творческого поиска.

На сегодняшний день культурология – интегративная социогуманитарная

дисциплина, результат междисциплинарного синтеза знаний о культуре как

специфической функции человеческого бытия.

Существуют два основных подхода к пониманию культурологии как науки:

1) культурология как комплекс дисциплин, изучающих культуру. На Западе

этот комплекс наук называют «cultural studies» (изучение культуры),

«multicultural studies» (изучение культурного многообразия),

«cross-cultural studies» (изучение межкультурного взаимодействия). У нас в

России этот комплекс наук иногда называют культуроведением.

2) культурология как самостоятельная научная дисциплина.

Вот об объекте и предмете культурологии с точки зрения второго подхода мы

и будем говорить.

Объект науки – это совокупность качественно определенных явлений и

процессов реальности, существенно отличных по своей внутренней природе,

основным чертам и законам функционирования и развития от других объектов этой

реальности. Предмет науки выражает целенаправленную заинтересованность ученых в

освоении конкретной области реальности (объекта исследования).

Очевидно, что культура может являться как объектом, так и предметом

исследования. Объект исследования – это культура «в широком смысле слова», т.е.

совокупность всех способов и результатов человеческой деятельности, передаваемых

от поколения к поколению и от эпохи к эпохе внебиологически (методами обучения и

воспитания). Этот объект – общий для культурологии и для других

социогуманитарных наук.

По вопросу о предмете культурологии как науки в отечественной литературе

существуют две точки зрения.

Первая точка зрения состоит в том, что предмет культурологии – культура «в

узком смысле слова». В этом случае особый исследовательский интерес оказывается

направлен на такие общие аспекты человеческой деятельности, как:

а) средства взаимопонимания и взаимосогласования в коллективной

деятельности, или социальные нормы (А.Я.Флиер);

б) семиотическая, знаковая система (Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский);

в) совокупность ценностей и смыслов (Н.Чавчавадзе, А.А.Радугин).

Вторая точка зрения принадлежит ленинградской (санкт-петербургской)

культурологической школе (М.С.Каган, С.Н.Иконникова, В.П.Большаков). Она

состоит в том, что для исследования культуры в рамках культурологии важен не

столько учет многогранности этого явления, сколько, наоборот, осознание ее

целостности.

Нужно отметить, что трудности выделения как объекта, так и предмета

исследования в изучении культуры определяются спецификой самой культуры. Она

является связующим звеном между человеком и окружающим его миром, особой

формой бытия, характерной для человека и общества. Культуру, таким образом,

можно изучать различными методами (см. вопрос 3.5).

Структуру культурологии можно выделять разными способами:

1) по роли общего и единичного в исследовании – социальная культурология(исследует общее, объективные причинно-следственные связи) и гуманитарная

культурология (анализирует смысл уникальных культурных феноменов) (см. вопрос

3.5);

2) по цели исследования – теоретическая культурология (изучает культурные

процессы и явления, возникающие и функционирующие по преимуществу стихийно,

на основании общих закономерностей социокультурной жизни людей) и прикладная

культурология (изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного

прогнозирования и управления социокультурными процессами) (см. вопрос 3.4);

3) по разделам – а) история мировой и отечественной культуры, б) история

культурологических учений, в) социология культуры, г)культурная антропология,

д) прикладная культурология.

В настоящее время интенсивно, хотя и несколько хаотично, идет процесс

дифференциации культурологического знания, что свидетельствует о развитии науки.

Появляются новые дисциплины: теория межкультурной коммуникации, теория

культуры повседневности, конфликтология, геономика (культурологическая

география), компаративистика (сравнительное изучение культур) и др. Немалую роль

в этом играют потребности современной эпохи, интересы исследователей,

накопленный материал, запросы практики.

Задачами современной культурологии являются: с одной стороны,

способствовать диалогу культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным

культурам, иным смысловым мирам (см. вопрос 4.5.); а с другой стороны,

формировать «культурную компетентность личности», т.е. комплексное обучение

человека самой тривиальной и одновременно самой экзотической из всех

специальностей – профессии полноценного члена общества (см.: Флиер А.Я.

Культурология для культурологов).

Таким образом, культурология выполняет следующие основные функции:

1) объяснительная (сведение непонятного к понятному, включение данного

культурного феномена в общий социокультурный контекст);

2) понимающая (обретение целостной интуитивно-смысловой причастности

субъекта к постигаемому явлению);

3) прогностическая (прогнозирование дальнейшего развития

социокультурного процесса, возможное управление им);

4) воспитательная (участие в социализации и инкультурации субъекта,

осознание им своей социокультурной позиции, формирование культурной

компетентности).

Основными принципами современной культурологии являются:

- единство естественнонаучной и гуманитарной культуры, понимания и

объяснения;

- принципы ненасилия: понимание мира как многогранного и многозначного,

отсутствие монополии на истину, поиск консенсуса в диалоге;

- принципы плюрализма и дополнительности: рассмотрение различных

вариантов и школ при сохранении индивидуальных научных предпочтений,

невозможность «окончательных», единственно верных определений;

- принципы компаративистики: диалог культур. При этом анализ других

культур должен сочетаться с углубленным изучением российской культуры (идея

патриотического воспитания);

- междисциплинарные подходы: использование данных и методов смежных

социогуманитарных наук (истории, психологии, социологии, философии,

антропологии, этнографии, лингвистики и др.) (см. вопрос 3.2).

Наши рекомендации