Тема 9. Культура средневековой Европы
Средние века – это тысячелетний период в истории Западной Европы. Хронологические рамки средневековой культуры - V – XVI века н.э. (с падения Римской империи в 1476 году до эпохи Реформации).
Обратите внимание на факторы, на основе которых возникла и развивалась культура Западной Европы в средние века:
I) Культурные традиции молодых, сильных народов – кельтских, славянских, германских, а также их культурный взаимообмен. Именно они разрушили Римскую Империю, и на основе своих собственных традиций стали строить новое средневековое общество. Из вышеназванных групп племен впоследствии сформировались современные народы Западной Европы – немцы, англичане, французы и т.д.
II) Античное влияние. Культура средних веков возникла не на пустом месте. Вышеуказанные племена в течение нескольких столетий контактировали с римской империей, усваивая латинский язык, политические институты, правовую культуру. Через несколько столетий после падения Римской империи (с IX века) средневековая культура стала осваивать античную философию, литературу. Именно античное знание стало основой для развития средневековой науки и философии. Латинский язык в период расцвета средневековой культуры стал языком богословия и науки, официальным языком, объединяющим Европу.
III) Христианизация подавляющего большинства европейских народов и племен. Христианство являлось важнейшим фактором культуры европейского средневековья. Оно было не просто религией, а основой всего мировоззрения средневекового человека. Именно христианство давало людям представления о происхождении и устройстве мира, о цели и смысле жизни, о добре и зле, о прекрасном и некрасивом. В средние века не было ни одной сферы жизни, на которую не влияла бы христианская религия. Католическая церковь была в средние века надгосударственным институтом, и именно поэтому страны Западной Европы, несмотря на различия в языках, традициях, развивались в рамках единого культурного поля. Христианство сформировало следующие черты средневекового менталитета: 1) теоцентризм – такой тип мировоззрения, при котором Бог выступает главной мировой, творческой силой. Вмешательство человека в божественное дело было недопустимо. Вселенная мыслилась как абсолютно подчиненная Богу. Эта сила могущественнее человека и довлеет над ним.
2) Утверждало греховность и несовершенство человеческой природы. Божественные частицы мира доступны через искупление грехов и поклонение Богу.
3) Формировало догматизм мышления (догма – положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах). Они являлись доминирующими на протяжении всего средневековья.
Необходимо обратить внимание на то, что христианство как мировоззренческая система не могло сразу же «прижиться» полностью. Долгие века оно соседствовало с мифами, языческими богами, обрядами тех народов, которые его принимали. И именно это явление в науке получило название «двоеверие».
IV) Влияние мусульманского мира. Оно началось с крестовых походов (XI-XII века) в страны ислама. Благодаря им европейцы познакомились с научной мыслью, философией, искусством мусульманских стран, значительно расширились географические представления европейцев. Они восприняли античную культурную традицию, во многом разрушенную в самой Европе.
Культурная и общественная жизнь концентрировалась в первые столетия средневековой эпохи в замках и монастырях, позже – в городах, в которых активно развивалась торговля и ремесло.
Социальная структура средневекового общества представляла собой иерархическую лестницу, «вершиной» которой являлся король, а «ступенями» - рыцарство, вассалы. На самой нижней ступени лестницы находилось крестьянство – основа средневековой феодальной экономики. Общество делилось на замкнутые группы – сословия (рыцарство, духовенство, крестьянство). Это способствовало сохранению средневекового социального порядка, сохранению социальной системы «господин-слуга».
Именно поэтому в средние века, кроме официальной, религиозной культуры существовал широчайший пласт народной (смеховой) культуры, которая в определенной степени противостояла христианским идеалам. Ее основными жанрами были карнавал, фарс, мистерия. Отметьте, что средневековье характеризуется столкновением двух культурных ориентаций: церковной и народной.
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Истоки средневековой культуры:
а) Культурные традиции варварских народов;
б) Отношение к античному наследию.
2. Христианство и средневековый человек.
3. Образ горожанина, крестьянина, рыцаря и монаха в средневековой культуре.
4. Значение средневековья для европейской культуры.
Литература:
1. Батурин А.П. Проблемы менталитета средневекового человека. Кемерово, 2002.
2. Гофф Ж. Л. Цивилизация средневековой Европы. М., 1992.
3. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы гла-
зами современников. М. 1989.
4. Гуревич А.Я. Культура средневековья и историк ХХ в. // История мировой культуры. М., 1989. С. 210-319.
5. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
6. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.
7. Павленко В.Г., Николаев Р.В. Европейское рыцарство. Кемерово. 1998.
8. Руа Ж.Ж. История рыцарства. М., 1996.
9. Сапронов П.А. Курс лекций по истории и теории культуры. СПб., 2002.