Общее и особенное в определениях культуры и цивилизации
ТЕМА 9. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
В научной литературе понятия “культура” и “цивилизация” зачастую отождествляются, рассматриваются как синонимы, выражающие одно и то же содержание. Однако более строгое исследование показывает, что эти понятия имеют не только общее, совпадают по содержанию, но и обладают существенными различиями, что характеризует их как особые, относительно самостоятельные категории.
Термин “цивилизация” происходит от латинского слова сivilis - гражданский, принадлежащий государству. Истоки слова «ц-ция» восходят к античным временам, к=ре Др.Греции и Др.Рима. основным типом полит системы в античности была самоуправляемая община свободных граждан, город-г-во, которое греки называли «полис», а римляне – «цивитас». Понятие «цивитас» связывалось у римлян с представлениями о благоустроенной жизни свободного г-ва, фундаментом которого являются разумные и справедливые законы, установленные мудрыми людьми. И вполне естественно, что с точки зрения римлян образцом был сам Рим.
По времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина "культура" - лишь в XVII веке. XVII в. фр.ф-ф Гольбах писал о происходящей в ходе истории «ц-ции народов», имея ввиду, что ц-ция есть процесс совершенствования их образа жизни. По другой версии автором, считается шотландский философ А. Ферпоссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития. Согласно другой версии, термин "цивилизация" был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах - широком и узком. Первый из них перекликался с тем, который вкладывал в него Ферпоссон, и означал высокоразвитое обществo, основанное на началах разума, науки, просвещения, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятом "культура" и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIIIв.
XIX век – это уже не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества.Л.Морган , Ф.Энгельс и др. рассматривали ц-цию как ступень соц. прогресса, следующую за дикостью и варварством. А так как на этой ступени возникают различные формы общества, то в ист-филос. лит-ре получила признание мысль о существовании разных ц-ций. Наиболее развитой ц-цией представлялся тип общества, сложившийся к тому времени в европейских странах. К концу 19 в. вера в прогресс европейской ц=ции поколебалась. Маркс, Ницше и др. ф-фы стали говорить о неискоренимых пороках. Они утверждали, что европейская ц-ция порождает тенденции, ведущие к разложению и упадку человеческой культуры.
Итак, цивилизация - многозначное понятие, употребляется в культурологии и политологии, во-первых как синоним культуры, как ее ступень, следующая за варварством, и во-вторых, как особый тип органической целостности, являющийся либо симптомом упадка культуры, либо ее высшей стадией. Современный уровень цивилизации характеризуется научно-техническим прогрессом, а также наличием определенных признаков, основными из которых являются - урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность.
В научной лит-ре существует по крайней мере 3 основных позиции в отношении культуры и цив-ции: отождествление, противопоставлении и взаимопроникновении.
1. Понятия цивилизации и культуры рассматриваются как синонимы, Они обусловлены чертами сходства, к которым следует отнести:
- Соц. природу их происхождения. Ни культура, на ц-ция не могут существовать вне человеческого начала.
- Ц-ия и культура являются результатом человеческой деятельности. И первая, и вторая, являются, по сути, искусственной средой обитания, т.е. второй природой.
- состояние общества, основанного на правопорядке и моральных принципах. Ц-ция воплощает целостность всех культу, их единство, противостоящее варварству, выступает воплощением единства и идеалом прогресса чел-ва. (конец 18 века).
- Ц-ция и культура есть результат удовлетворения потребностей человека (материальных или духовных).В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка Крупнейший историк 20 века А.Тойнби называл ц-циями различные типы общества как относительно самостоятельные социокультурные миры. Цив-ция это сообщество людей, объединенные основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые черты в соц-полит орг-ции, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности человека к данному сообществу. А. Тойнби, рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. На позиции отождествления культуры и ц-ции стоял, в частности, З.Фрейд, который считал, что и то и другое отличает человека от животного.
- Как «культура», так и «ц-ция» применяются для обозначения определенных исторических типов культуры, эпох в истории культуры, имеющих конкретную географическую привязку форм культуры. Например, «антич к-ра» и «антич ц-ция» означают одно и то же, т е указывают на процесс развития ч-ва, которое перешло от жизни по законам природы к культурному или цивилизованному состоянию. Однако, как правило, культура мыслится как нечто, возникшее раньше, чем ц-ция.
2. Между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. У них есть точки соприкосновения, взаимодействия и взаимопроникновения. Ц-ция и культура – неразделимы, одно без другого существовать не может. Цивилизация – это единый организм, все части которого взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Это сложная система, которая имеет внутренний механизм функционирования Ц-ция и культура – результат челов. деятельности по преобразованию природы и человека. Ц-ция позволяет ч-ку решить вопрос соц орг-ции и упорядоченности окружающего мира, а культура – духовно-ценностной ориентации в нем. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений.
Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. Одними из первых на это обратили внимание немецкие романтики, которые отмечали, что культура "прорастает" цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Поэтому вполне объяснимо, что в повседневной жизни мы не слишком различаем их. Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая в свою очередь включает в себя цивилизованность.
3. Сторонники третьего похода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге "Закат Европы" (1918 - 1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы, для творческого расцвета личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа. Любая культура, утверждает Шпенглер, неизбежно порождает цивилизацию, в которой она угасает, «окостеневает». Цивилизация, т.обр., выступает как последняя завершающая стадия развития всякого социокульт. мира, эпоха «заката», смерти культуры.
Культура
1. внутреннее духовное содержание ц-ции.
2.создает средства и способы развития духовного начала в человеке, нацелена на формирование и удовлетворение духовных запросов. Не имеет утилитарного характера, она бескорыстна.
3. облагораживает и возвышает душу.
4. становление
5. творит многообразие, предполагает неравенство, индивидуальную неповторимость и разнообразие личностей.
6. элитарна и аристократична.
7. привязана к земле, ландшафту.
8. это духовные ценности, образование, достижения филос-и, искусства.
9. национальна
10.связана с культом, мифом, религией.
Цивилизация
1. внешняя материальная оболочка культуры.
2. снабжает людей средствами существования, направлена на удовлетворение практических нужд. Она утилитарна, стимулирует людей к деятельности
3. обеспечивает комфорт для тела.
4. ставшее.
5. стремится к равенству, унификации и стандартизации.
6. демократична.
7. город, скопление инженерных сооружений, экспансия и гигантизм.
8. это степень тех-го,соц-полит. развития общества (сист.з-нов, полиция)
9. интернациональна.
10. атеистична
Различия между культурой и цив-ией определяются след. хар-ками:
Во-первых, накопление предпосылок и начало становления культуры осуществляется исторически раньше, чем возникает цивилизация. Как говорилось в предыдущих темах, переход от присваивающей к производящей экономике - к земледельческой культуре, скотоводству и ремеслу, как к особым видам материальной культуры, - вызвал переход к оседлому образу жизни, возникновению первых устойчивых поселений - городов. Этот качественный скачок в материальном основании общества вызвал необходимость создания особой политической силы или организации, стоящей над всем обществом - государства, а с ним и системы права и соответствующих идеологий. Эти образования явились важнейшими достижениями общественного разума, а значит, и культуры человечества.
Во-вторых, возникновение в истории человечества первых государств означало расслоение общества на армию чиновников, т.е. аппарат государства, и его относительно свободных подданных – граждан (civilis). Этот исторический акт дал основание науке утверждать, что появление государства и гражданского общества, т.е. общества цивильных, явилось началом становления первых цивилизаций.
Возникновение государства означало победу общественного разума над стихией неупорядоченных родо-племенных отношений. Государство стабилизировало, придало более рациональный характер отношениям в обществе. Оно стало поддерживать те ценности и нормы культуры, которые способствовали прогрессу общества и преодолению в нем явлений антикультуры – дикости и невежества.
В-третьих, культура, ее развитие не только привели к становлению цивилизаций, но и стали материальной и духовной основой, источником восхождения цивилизаций на более высокие ступени своего движения. Прогресс цивилизации напрямую зависит от развития культуры. Чем выше уровень развития культуры, чем шире доступ гражданских масс к новейшим достижениям человеческого разума, тем выше цивилизованность общества и его государства.
В-четвертых, если прогресс культуры ведет к преодолению в отношениях между людьми явлений антикультуры, то цивилизация есть то состояние общества, где сохраняются, функционируют многие отжившие, архаические явления и предметы культуры, превратившиеся в феномены антикультуры. Поэтому цивилизация является противоречивым единством разумного и невежественного, рационального и иррационального, прогрессивного и архаического, т.е. единством феноменов культуры и антикультуры, где одна из этих сторон занимает господствующее значение.
Наиболее важными признаками и чертами цивилизации считаются:
1) образование государства, а с ним и гражданского общества, т.е. сословия подданных;
2) возникновение письменности;
3) отделение земледелия от ремесел;
4) расслоение общества на классы;
5) появление городов.
При этом наличие первых двух признаков практически всеми признается обязательным, а необходимость остальных нередко ставится под сомнение.
В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Для нее характерны как устойчивость, так и особая изменчивость в системе техники и условиях труда, инерционность, порядок и дисциплина. Она стремится к всеобщности и универсальности, что заметно проявляется в последние годы, когда на наших глазах на основе новейших технологий создается единая всемирная цивилизация.
В научной литературе утвердились 3 подхода к пониманию «ц-ции».Это:
1.унитарный – ц-ция как ИДЕАЛ прогрессивного развития ч-ва как единого целого;
2. стадиальный – ц-ции как ЭТАПЫ прорессивного развития чел-ва как единого целого;
3.Локально-исторический - Цивилизации рассматриваются как качественно различные, уникальные этнические или исторические общественные образования. Локальные ц-ции предст. собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: гегр. среда, э-ка, полит. устройство, соц. структура, законодательство, религия, философия, лит-ра, ис-во, быт людей, нормы их поведения и т.д. Каждый компонент несет на себе печать своеобразия той или иной локал ц-ции. Это своеобразие весьма устойчиво: конечно с течением времени ц-ции меняются, испытывают внешние воздействия, но остается некая основа, «ядро», благодаря которому ц-ция все равно отличается от другой. В своем развитии каждая ц-ция проходит общие для мирового исторического процесса этапы, хотя и в особых только ей присущих формах.
Среди сторонников локально-истрического подхода нет единства в вопросе о том, сколько было ц-ций в прошлом и сколько существует их в настоящее время. Н.Данилевский выделял в прошлом и настоящем 11 цивилизаций. А.Тойнби –21,О.Шпенглер – 8, Луайт – 4 ц-ции. Различные теории цив-ций продолжают формироваться и в наши дни.
Таким образом, цивилизация- это та ступень развития общества, где достижения культуры, поддерживаемые авторитетом и силой государства, являются широким достоянием его граждан, что ведет к преодолению в их отношениях норм архаической, устаревшей культуры, явлений варварства и невежества.
Что касается культуры, то в ней первостепенное значение имеютнациональная самобытность и оригинальность, неповторимость и уникальность, изменчивость и новизна, неудовлетворенность собой, критическое и творческое начало, самоценность, стремление к возвышенному идеалу.