Каган «философия культуры»

Система, структура, элемент, функция, целостность

• Система– [целое, состоящее из частей]совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.

• Система – совокупность объектов, объединенных относительно устойчивыми взаимосвязями, более значимыми, нежели взаимосвязи с окружающей средой, и создающими новое качество (называемое эффектом системы), которым не обладают ни отдельные эти объекты, ни другие их совокупности.

• Элемент – составная часть системы. Критерием выбора элемента служит то, насколько он фиксирует целостные свойства объекта, его структуру, динамику.

• Структура– строение, внутреннее устройство; упорядоченное множество подсистем и связей между подсистемами.

• Функция– работа элемента в системе.

• Целостность системы подразумевает, что в некотором существенном аспекте «сила» или «ценность» связей элементов внутри системы выше, чем сила или ценность связей элементов системы с элементами внешних систем или среды.

• Граница - наиболее совершенный механизм защиты (граница), способный оградить систему от сигналов, переработка которых выходит за пределы адаптационных возможностей.

Принципы системного подхода

Принцип целостности.

• Свойства системы принципиально несводимы к сумме свойств ее эелементов.

• Каждый элемент системы, его свойства, отношения зависят от места и функций внутри системы.

“Целое всегда больше суммы своих частей”

• Системный эффект (эммерджентность)– возникновение у системы новых свойств, которыми ни один из элементов не обладает.

Принцип структурности

• Для описания системы очень важно описание ее структуры.

• Поведение системы обусловлено не столько поведением элементов, сколько свойствами структуры.

• В структуре таится «тайна целостности» системы.

Принцип иерархичности

• Каждый компонент системы, в свою очередь, может быть исследован как система (подсистема).

• Структура системы включает строится на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. (Управляющая система и объект управления)

Принцип взаимозависимости системы и среды

Система формирует и проявляет свои свойства во взаимодействии со средой.

Системное исследование в самом общем виде можно представить как три взаимосвязанных пути

• Предметный (элементный) анализ: выяснение компонентов элементов (компонентов, подсистем) и связей между ними. Морфология культуры и архитектоника культуры.

• Функциональный анализ: (место и роль). Важнейший принцип системного подхода – движение от целого к части.

• Исторический анализ (хроноструктурный подход). Изучение процесса развития системы. Процесса изменений, при которых система остается тождественна.

Важнейшая задача С.П. – выработка общей модели (культуры), все другие трактовки которого являлись бы частным случаем этого определения.

«Культура – форма бытия, образованного человеческой деятельностью». Каган М.С. Философия культуры. 1996.

«Культура - всеобщая технология человеческой деятельности» Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. 1971.

Критика (ограниченность) системного подхода к исследованию культуры

• Нацеленность на инвариантные модели (вариативность ускользает или описывается в очень абстрактной форме).

• Операции расчленения исследуемого материала ведут к схематизации, а, значит, к упрощению.

• Формализация исследуемого материала.

Каган «Философия культуры»

Рассматривал культуру как систему

Метасистема «бытие» - в неё входит культура как система.

Бытие в обыденном смысле – объективная реальность.

Культура – одна из форм бытия, как и человек, общество, природа.

Природа – сложившаяся форма существования материи.

Вторая форма бытия – общество людей. Отличие от животных – общественные отношения, не детерминированные биологически, не транслируемые генетически.

Третья форма – человек, синтезирующий природные и социальные закономерности.

Единство сущности и существования.

Человек стремится передать накопленный опыт последующим поколениям à возникает четвертая форма бытия – культура. Деятельность человека опредмечивается.

Культура охватывает человеческую деятельность:

1. качества самого человека как субъекта деятельности

2. способы деятельности

3. многообразие предметов (опредмечивание)

4. вторичные способы деятельности (распредмечивание)

5. человек как продукт культуры и её творец

6. связь процессов опредмечивания и распредмечивания с общением людей

Опредмечивание: накапливает опыт в отторгнутом от себя виде.

3 подсистемы культуры: духовная, материальная, художественная

3 сферы отношений Культура – Природа:

1. культура – вторая природа

2. Противоборство К и П внутри человека

3. Человек посредством мифа и искусства рисует идеяльный мир

Процесс превращения природы в культуру:

1. человек ощущает себя гармоничной частью природного мира

2. рождение цивилизации, человек освобождается от власти природы над собой

3. гармоничные отношения природных и культурных сил (в будущем)

3 подсистемы:

Духовная: результаты, продукты духовной деятельности:

1. познание

2. ценностное осмысление и идеальное преобразование

3. общение

Материальная:

1. физическая культура (человеческая телесность)

2. техническая культура (мир предметов, технологий)

3. социально-организационная культура (институты, учреждения)

Художественная культура

Культура как целое

Системный взгляд

Все элементы зависят друг от друга

Художественная культура – слой, кристаллизующийся вокруг искусства

Трехмерное пространство художественной культуры.

1. морфологическое – строение, виды, жанры, взаимоотношения

2. духовно-содержательное

3. функциональное

Никифорова спрашивала про функции культуры по Кагану, говорила, что они есть в Философии культуры, я не нашла. Если кто найдет – допишите, пожалуйста!

Наши рекомендации