Тема 1. Функционально-смысловые типы речи
Автор
Н.Г. Келеберда, доцент кафедры гуманитарных дисциплин
кандидат философских наук, доцент
Ответственный за выпуск
Т.А. Марченко, доктор социологических наук, профессор
Рецензенты
Е.Е. Корнилова, доктор филологических наук, профессор РГУ
О.Н. Бондина, кандидат филологических наук,
доцент Ростовского филиала РТА
©Российская таможенная академия
Ростовский филиал РТА, 2008
тематический план
№ | Наименование темы | Количество часов | ||||
Всего | Аудиторные занятия | Самост. работа | ||||
очное | лекции | семинары | очное | |||
очное | очное | |||||
1. | Введение. Структура, предмет и задачи курса “Русский язык и культура речи” | |||||
Раздел 1 Русский язык. | ||||||
2. | Речевое общение. Типы речевых ситуаций. | |||||
3. | Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение | |||||
4. | Функциональные стили современного русского языка. | |||||
5. | Научный стиль. | |||||
6. | Официально-деловой стиль. | |||||
7. | Язык и стиль служебных документов | |||||
8. | Реклама в деловом общении. | |||||
9. | Публицистический стиль. | |||||
10. | Технология публичного выступления. | |||||
11. | Язык художественной литературы и разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского языка. | |||||
Раздел 2. Культура речи. | ||||||
12. | Основные понятия культуры речи. | |||||
13. | Нормативность речи. | |||||
14. | Основные направления совершенствования грамотного письма и говорения. | |||||
итого | ||||||
Самостоятельная работа студентов.
Семинарские занятия
Тема 1. Функционально-смысловые типы речи
I. Задания для самостоятельной работы
1.Понятие об основных видах речевой деятельности.
2.Формы речи (устная и письменная).
3.Построение устного (монологического и диалогического) и письменного (монологического) высказывания.
II.План семинарского занятия
1. Описание, виды описаний. Композиция текста при описании.
2. Повествование, его особенности. Композиция повествовательного текста.
3. Рассуждение, его разновидности. Методы и формы построения рассуждений.
III.Рекомендации по выполнению самостоятельных заданий и подготовке к семинарскому занятию
При изучении этой темы необходимо рассмотреть основные виды речевой деятельности. Важно обратить внимание на то, что существуют разные единицы речевого общения в устной речи – это речевое высказывание, и в письменной речи – это предложение. Причем предложение может не совпадать с речевым высказыванием. Основной единицей диалога является диалогическое единство.
При ознакомлении с темой следует вспомнить графическое оформление диалога при его трансформации в письменную речь.
При подготовке к семинару следует дать определение функционально-смысловым типам речи, указать особенности построения текстов (композиция) при описании, повествовании или рассуждении.
IV.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Гойхман О.Я. Русский язык и культура речи. - М., 2005. - С. 85-89.
2. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. - М., 2005. - С. 114-129.
3. Максимов И.Б. Русский язык и культура речи. - М., 2004. - С. 61-73.
Дополнительная
1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию.
- М., 2004. - С. 42-100.
Дополнительная
1.Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. - М., 2002.
Дополнительная
1.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. – Ростов н/Д, 2000.
2.Водина Н.С. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник: Практикум. - М., 2000.
Дополнительная
1.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. – Ростов н/Д, 2000.
2.Водина Н.С. и др. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник: Практикум. - М., 2000.
Дополнительная
1.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д, 1995.
2.Сопер Г. Основы искусства речи. - М., 1995.
3.Хазагеров Т.Г., Ширина П.С. Общая риторика: курс лекций и словарь. – Ростов н/Д, 1994.
Дополнительная
1.Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. - М., 2002.
Тема 7. Нормативность речи
I. Задания для самостоятельной работы
1.Понятие русского литературного языка и литературной нормы.
2.Понятие синонимов, антонимов, паронимов и омонимов. Ошибки, связанные с их неправильным употреблением.
3.Понятие лексической сочетаемости.
II.План семинарского занятия
1.Основные понятия культуры речи: норма (вариант/инвариант), целесообразность, речевые ошибки.
2.Нормы русского произношения и ударения (орфоэпические и акцентологические нормы).
3.Нормы русского словообразования.
4.Нормы орфографии и пунктуации.
III. Рекомендации по выполнению самостоятельных заданий и подготовке к семинарскому занятию
При подготовке к занятию по данной теме следует обратить внимание на категориальный аппарат дисциплины «культура речи». Необходимо дать определение всем новым терминам. Следует помнить о том, что ошибки имеют оборотную сторону и могут быть образными средствами, усиливающими изобразительность речи. Желательно проиллюстрировать это на конкретных примерах.
IV.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д, 2003. - С. 69-162.
2.Гойхман О.Я. Русский язык и культура речи. - М., 2005. - С. 149-169; 187-236.
3.Максимов В.И. Русский язык и культура речи. - М., 2004. - С. 272-349.
4.Мурашов А.А. Культура речи. - М., 2003. - С. 52-60; 72-133; 246-251.
Дополнительная
1.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Словарь ударений для радио и телевещания. – Ростов н/Д, 2004.
2.Вакуров В.Н., Рахманова Л.И. Трудности русского языка: Словарь-справочник. - М., 1994.
3.Словарь современного русского языка. М.-П., 1999.
Автор-составитель
Н.Г. Калиберда
г. Ростов-наДону, 2008
21 с.
Сдано в производство 23.05.08
Подписано в печать 28.08. 2008.
Формат 60х84/16. Ксерокопия. Таймс. Усл.-п.л. 1,4
Заказ № 2178 Тираж 21 экз.
РИО Ростовского филиала РТА,
344002, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденовский,20
Автор
Н.Г. Келеберда, доцент кафедры гуманитарных дисциплин
кандидат философских наук, доцент
Ответственный за выпуск
Т.А. Марченко, доктор социологических наук, профессор
Рецензенты
Е.Е. Корнилова, доктор филологических наук, профессор РГУ
О.Н. Бондина, кандидат филологических наук,
доцент Ростовского филиала РТА
©Российская таможенная академия
Ростовский филиал РТА, 2008
тематический план
№ | Наименование темы | Количество часов | ||||
Всего | Аудиторные занятия | Самост. работа | ||||
очное | лекции | семинары | очное | |||
очное | очное | |||||
1. | Введение. Структура, предмет и задачи курса “Русский язык и культура речи” | |||||
Раздел 1 Русский язык. | ||||||
2. | Речевое общение. Типы речевых ситуаций. | |||||
3. | Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение | |||||
4. | Функциональные стили современного русского языка. | |||||
5. | Научный стиль. | |||||
6. | Официально-деловой стиль. | |||||
7. | Язык и стиль служебных документов | |||||
8. | Реклама в деловом общении. | |||||
9. | Публицистический стиль. | |||||
10. | Технология публичного выступления. | |||||
11. | Язык художественной литературы и разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского языка. | |||||
Раздел 2. Культура речи. | ||||||
12. | Основные понятия культуры речи. | |||||
13. | Нормативность речи. | |||||
14. | Основные направления совершенствования грамотного письма и говорения. | |||||
итого | ||||||
Самостоятельная работа студентов.
Семинарские занятия
Тема 1. Функционально-смысловые типы речи
I. Задания для самостоятельной работы
1.Понятие об основных видах речевой деятельности.
2.Формы речи (устная и письменная).
3.Построение устного (монологического и диалогического) и письменного (монологического) высказывания.
II.План семинарского занятия
1. Описание, виды описаний. Композиция текста при описании.
2. Повествование, его особенности. Композиция повествовательного текста.
3. Рассуждение, его разновидности. Методы и формы построения рассуждений.
III.Рекомендации по выполнению самостоятельных заданий и подготовке к семинарскому занятию
При изучении этой темы необходимо рассмотреть основные виды речевой деятельности. Важно обратить внимание на то, что существуют разные единицы речевого общения в устной речи – это речевое высказывание, и в письменной речи – это предложение. Причем предложение может не совпадать с речевым высказыванием. Основной единицей диалога является диалогическое единство.
При ознакомлении с темой следует вспомнить графическое оформление диалога при его трансформации в письменную речь.
При подготовке к семинару следует дать определение функционально-смысловым типам речи, указать особенности построения текстов (композиция) при описании, повествовании или рассуждении.
IV.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Гойхман О.Я. Русский язык и культура речи. - М., 2005. - С. 85-89.
2. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. - М., 2005. - С. 114-129.
3. Максимов И.Б. Русский язык и культура речи. - М., 2004. - С. 61-73.
Дополнительная
1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию.
- М., 2004. - С. 42-100.