Специалистов нефтегазового производства
Условия нефтегазового производства предъявляют организму выпускников требования, при которых необходимо сконцентрировать усилия на развитие физических качеств силы, быстроты, выносливости и гибкости. С этой целью нужно знать требования, предъявляемые к развитию этих основных физических качеств.
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).
Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые стимулируют увеличение напряжение мышц. Такие средства называются силовыми.
К основным средствам развития силы относятся:
- упражнения, отягощенные весом собственного тела (подтягивание в висе, отжимание в упоре лежа на полу, удержание равновесия в упоре и др.);
- упражнения с весом внешних предметов (штанга, гантели, гири, набивные мячи и др.);
- упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (силовая скамья, силовая станция).
К дополнительным средствам развития силы относятся:
- упражнения с партнером;
- упражнения с использованием собственного веса (рис. 43).
Рис. 43. Упражнение с собственным весом для развития силы
Быстрота – это способность человека выполнять двигательные действия в короткий промежуток времени.
На производстве часто складываются внезапные ситуации, когда человек должен с максимальной быстротой среагировать на какой-либо сигнал. В связи с этим развитие быстроты имеет важное прикладное значение для будущего специалиста нефтегазового производства.
Различают три вида (формы) быстроты:
1. Скорость зрительно-моторных реакций.
2. Скорость одиночного движения.
3. Частота движений в единицу времени (рис.44).
Рис. 44. Упражнение для развития быстроты – стартовое ускорение
Лучше тренировать скорость одиночного движения и частоту движений в единицу времени.
Основные требования для развития быстроты:
- основным методом развития быстроты являются многократные движения с предельной скоростью;
- интервал отдыха должен быть небольшим, чтобы не сгладился эффект от предыдущего упражнения;
- повторение коротких отрезков следует делать до 10 раз в течение 30-40 минут;
- качество быстроты развивается в основном на свежие силы, поэтому развивать его надо в начале занятия.
Для развития быстроты в самостоятельных занятиях можно использовать бег на скорость, бег с ускорением, прыжки, спортивные игры (бадминтон, баскетбол, ручной мяч), упражнения со скакалкой и др.
Выносливость – это способность противостоять утомлению, или иными словами – способность выполнять работу в течение как можно большего времени.
Успешнее всего выносливость развивается посредством различных физических упражнений, из которых наиболее эффективен бег. Бег является основой легкой атлетики, ему отводится одно из первых мест в физическом воспитании студентов (рис. 45).
Рис. 45. Упражнение для развития выносливости – длительный бег
У выносливости есть свой уровень. При выполнении любой физической нагрузки рано или поздно наступает утомление, т.е. временное снижение работоспособности, чем раньше оно наступает, тем ниже считается уровень выносливости. Следовательно, при выполнении одинаковой работы более выносливым будет считаться тот, кто меньше утомляется.
Косвенный метод определения выносливости заключается в оценке выносливости по времени бега на какую-либо определенную дистанцию, например 2000 и 3000м. Уровень развития выносливости можно определить также и по расстоянию, какое студент способен пробежать за определенное время, например, за 12 минут.
Для студентов, будущих специалистов нефтегазового производства, важно развивать физическую, психическую и сенсорную выносливость. Первостепенное значение имеет общая выносливость.
Ловкость – это способность быстро, точно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно). Ловкость может понадобиться специалисту нефтегазового производства в аварийных ситуациях, а также в их профессиональных умениях и навыках.
Ловкость, как правило, проявляется при:
- смене позы в сложных условиях меняющейся обстановки (преодоление полосы препятствий, лазание по гимнастической стенке и наклонным лестницами т.п.);
- в игровых упражнениях, требующих взаимодействия и противодействия;
- сохранении равновесия на ограниченной опоре.
Наиболее распространенными и общедоступными методами развития ловкости являются – игровой метод, соревновательный метод и метод «круговой тренировки». Работа над воспитанием и совершенствованием ловкости должна осуществляться непрерывно на всех занятиях физическими упражнениями (рис. 46).
Рис. 46. Применение ловкости в игровой обстановке
Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Различают активную гибкость, пассивную гибкость, анатомическую гибкость.
Активнаягибкость проявляется при выполнении упражнений, амплитудные характеристики которых проявляются с помощью наших усилий. Пассивнаягибкость проявляется, когда амплитуда движений осуществляется извне. Для развития гибкости предъявляются следующие требования: предельная амплитуда движения, оптимальное время нахождения мышц в растянутом состоянии (рис. 47).
Рис. 47. Упражнение на гибкость
В самостоятельных занятиях для развития гибкости нужно применять наклоны, маховые движения, упражнения с принудительным растягиванием, но не более 15-20 сек. Лучше выполнять три серии упражнений с увеличением отягощения в каждой серии.
При развитии гибкости необходимо:
- упражнения выполнять после тщательной разминки;
- упражняться ежедневно, можно 2-3 раза в день;
- каждое упражнение повторять 10-15 раз;
- выполнять упражнения с увеличивающейся амплитудой до проявления болевых ощущений в растягиваемых мышцах, связках;