Фрагменты подготовительных материалов

Мальчик, оставленный у чужих, гораздо более богатых. Его переживания при виде обилия. Он оскорбляется. Он ждет объяснения. Здесь нельзя удариться в сторону темы о гордой бедности. Мальчику дорого то, что заработано его матерью. Ему дорого свое заработанное богатство.

Очень было бы необходимо дать картинку какой-нибудь бедной семьи, которая борется за жизнь весело и энергично. Но какую? Кто? Почему она бедна? Кто отец, кто мать?

Научись сначала зарабатывать, а потом будешь требовать — мещанство. Ничего даром — тоже мещанство.

О потребностях: ни одного года жизни нельзя отложить. Как это показать? Вот здесь стоит вопрос о распределении потребностей на текущие и подготовляющие будущее. Это важно, но как бы это устроить, чтобы не показать сухо.

Вопросы о перспективе. Здесь две трудности:

1. Какие семейные перспективы показать?

2. Как их переключить в перспективы общественные?

Семья и другие семьи. Вопрос сложный и трудный. Здесь бывает пренебрежение, но бывает знакомство и помощь… Здесь хороши были бы картинки. Дружба с рабочей семьей.

Сложный вопрос о деньгах. О детской просьбе. Что можно купить, чего нельзя купить. Знать возможности семьи. Определенное чувство собственного достоинства (с. 35 bis). Дети должны знать цену деньгам. Карманные деньги. Покупка сладостей.

Общие деньги. Деньги — стипендия (с. 41 bis).

Большие и малые семьи. Трагедия единственного ребенка. Перекармливают. Старшие и младшие братья (с. 14). Только семья, где несколько детей, коллектив. Трагическое в единственном ребенке. Сложнейший цикл… (с. 81 и 81 bis). Легкоуязвимые семьи с одним ребенком (с. 77). Истеричный.

Прочность семьи в детях. Прочности коллектива (с. 77). Дело воспитания связывает родителей…

Разрушение коллектива. Конфликты взрослых. Алиментщик. Семья как упражнение для будущих граждан. Степан Денисович Веткин.

(О половом воспитании)

Не требует труда, а требует: без хитрости.

Половая пытливость есть продукт роста.

Раннее развитие полового любопытства.

Вопросы пола должны быть тайной.

Должны быть нормы…

Из зелени вырастают цветы.

Есть вещи, которые человек научится понимать, когда вырастет.

Облагородить инстинкт.

Делают жизнь нищей и скучной.

Надо, чтобы дети любили своих родителей, дорожили их любовью.

Любовь — благо.

Уметь любить и ненавидеть.

Хороший лирик.

Любовь — большое, красивое чувство.

Благовидное признание большой любви. Сильная любовь — идеал. Пример — родители. Воспитание характера и воли. От соблазна — «нельзя». У девушек идеал — целомудрие. Женская гордость, женская независимость: это не раба. Не может быть случайных связей… Люди больших чувств.

Две семьи живут рядом. Мальчики бывают друг у друга. В одной семье пропала готовальня. Подозрение пало на мальчика А. Нужно отдать справедливость: обе семьи не столько интересовались готовальней, сколько воспитательной проблемой. Мальчик в краже не признавался. Началось настоящее следствие, довольно хитрое и воодушевленное. Обе семьи им страшно увлеклись, но ничего открыть не могли. Пришли ко мне обе матери. Я выслушал их и сказал:

— Бросьте, забудьте об этой готовальне. И мальчик пусть забудет.

— А если он все-таки украл?

— И в этом случае.

Они ушли. А потом звонили мне и благодарили.

У Гали сказано: умение принести жертву тому, кого мы любим. Предполагается, что можно любить родителей и не уметь ничем для них пожертвовать. Не уметь ощущать чувства долга.

Очевидно, такое положение возможно не только по отношению к родителям, но и по отношению к обществу.

Чрезвычайно интересным поэтому представляется задание:

параллельные художественные образы ребенка и человека, которые обладают любовью, но лишены чувства долга. (Подходят Олег, Лиля и Люля в некоторых своих проявлениях.)

Либо в художественном образе, либо в сентенции доказать сущность такой любви. Что это за любовь? Мы отбрасываем случаи, когда нет никакой любви, а есть холодный расчет.

Но интересной представляется и такая механика, когда любовь есть, а все-таки присутствует явное и решающее ощущение возможностей уклониться при прямом усилии всего общества. В таком случае есть математическая уверенность, что и без меня все будет сделано, что я малая песчинка и мое участие ничего в сущности не решает. Возможно, что и нет такого рассуждения, но есть такое представление, и оно все решает. Это в особенности важно во время общественных напряжений. Например, наводнение в Крюкове… Иногда здесь бывает полная уверенность в том, что мои интересы прямо связаны с общими усилиями, а все-таки я уйду домой и буду со страхом ждать, пока другие сделают. Иногда здесь решающей является физическая лень, но бывает и глубоко циничная арифметическая уверенность.

Во всяком случае, можно утверждать, что работа воспитания здесь должна происходить не в области рассуждения, а в области чувства и опыта. Опыт должен выработать у человека рефлекс на коллективное действие, когда человек бросается на помощь, не производя никакого учета собственных и общественных усилий, когда единственной формой рассуждения должен быть общий, коллективный успех. Митька.

Во всяком случае, в семье совершенной противоположностью правильной линии является непротивленчество в этом отношении. Чувство долга по отношению к родителям должно воспитываться на каждом шагу, но при одном условии: чтобы оно не заслоняло чувства долга по отношению к обществу. Именно поэтому нужна семья не отца-хозяина, а семья — трудовой коллектив.

Скажем, семья Кононенко не является таким трудовым коллективом. В ней все построено на целесообразности учебы сына. Поэтому для сына вообще не остается ничего другого, как расти эгоистом.

Долг по отношению к родителям должен быть воспитан, ибо он не является, по-видимому, зоологическим свойством: забота о потомстве — сохранение вида. Долг по отношению к родителям не заслоняет обыкновенно долга относительно общества.

Даже если семья имеет полную возможность освободить детей от хозяйственной заботы и работы, то делать этого нельзя, потому что важна не работа как трудовое усилие, полезное или бесполезное, а та философия, которая воспитывается в детях. Философия равнодушия.

…31. Нельзя недооценивать значения внешности в письменных работах. Значение хорошего почерка не только эстетическое, но и грамматическое. Плохой, неряшливый почерк сводит почти на нет зрительные импульсы в деле правильного письма, уменьшает удовлетворение ученика от собственной работы и, следовательно, уменьшает его требования к ней.

Красиво и аккуратно писать дети должны уже в первом классе. Это очень нетрудное дело2… Разумеется, сам учитель должен прежде всего упорядочить свой почерк.

4. Наши школьники очень мало заучивают наизусть. Необходимо в несколько раз увеличить число стихотворений, басен и прозаических отрывков3

…Совершенно необходимая черта деликатности и доверия. На этой черте взаимное понимание возможно без применения грубых слов и натуралистических анализов. На этой черте значительным и мудрым будет каждое слово, сказанное вовремя, экономное и серьезное слово о мужестве и красоте жизни, о достоинстве человека и женщины, то слово, которое помогает родиться будущей большой любви, творческой и богатой силе жизни.

В такой обстановке сдержанности и чистоты проходит половое воспитание в каждой здоровой семье.

О ЧЕМ СКАЗАТЬ В ПОВЕСТИ

Случай с лентой и глазами.

Битье и наказание.

«Взять без спросу».

Воровская… (мораль?).

Отвращение к воровству.

Детский напор.

Каприз — условный рефлекс.

Распоряжение.

Послушание в младенческом возрасте.

Признаки делового распоряжения.

Сюжетные линии:

Ваня.

Родители — друзья…

Авторитет твердой воли.

Авторитет любви.

Разумный авторитет.

ТЕМЫ «КНИГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

С. 4. О заботе детей по отношению к родителям. Уборка с 13 лет.

5. На ту же тему. Важно: «единение и братская связь между трудящимися». Отрицательные примеры… Очередь за туфлями для дочери.

5 bis. Ложный аскетизм матери. У дочери лучшая постель. Мать на положении крепостной — мать теряет уважение. Насколько это распостраненно. Что получится из такой молодежи. Олег.

6. Границы долга родителей и свободы ребенка. Слепая эгоистическая любовь матерей — воспитание тирана и эксплуататора. Два естества: общественное и домашнее… Вина матери в том, что она не воспитывает гражданина.

6 bis. Широкое воспитательное значение чувства благодарности и заботы о родителях.

7. Как воспитывается пролетарский гуманизм. Об обязательном равенстве в пище. Отказ от сладостей.

7 bis. Ела ли домработница. Последний кусок и последняя конфета. Умение без судорог и стенаний ограничить себя для другого. Оставление на тарелках, куски хлеба.

8. Вилка и нож к 6 годам. Общий характер заботы о платье: прежде всего удобнее.

8 bis. Одежное тщеславие. ребенок-игрушка. Бант и нервы.

9. Бант определяет будущий характер. У родителей должно быть более красивое и дорогое платье.

9 bis. Зависть к чужому платью. Аргумент: она молода — ей все. (Пушкин и теща.) В чем красота наших юношей?

10. «Каждому по потребностям» и жадность. Белоподкладочники и кисейные барышни. Наше старое студенчество.

10 bis. Граница потребления у состоятельных. Зоя. «Вы живете для детей». Нужны идейные мотивы самоограничения.

11. Причины уступчивости родителей: отдохнуть «как у людей». Бездумье и безответственность.

11 bis. Городничиха и ее дочь. Платье Захаржевской. «Подруга — мать. Она от меня ничего не скрывает».

12. Эгоизм, прикрытый правдивостью. Воспитать мужа, будущего семьянина.

12 bis. У нас не может быть вырывания кусков. И сования кусков в рот.

13. «Молоховец».

13 bis. Книга должна спасти от закармливания.

14. Миллион терзаний по поводу пищи.

14 bis. Ребенок ест плохо. Что ему давать.

15. Капризы с едой, рефлекс на родителя.

15 bis. Власть ребенка именно в области еды. Ложка родителей: умрет. Ложка ребенка.

16. Лечение этих капризов: коллектив.

16 bis. Деловое отношение к вопросу. Распоряжение.

17. Долой ритуальное отношение к еде. К врачу.

17 bis. «Табу»: того не ем — не советское явление.

18. Чистоплотность и брезгливость. Почему парижская мода?

18 bis. наши возможности в этом отношении.

19. «Не хуже людей». Парижских?

19 bis. Где провести демаркационную линию наших вкусов?

20. «Мы должны красиво жить» (Зоя). Платье из крепдешина.

20 bis. Девочка в 15 лет не пошла на октябрьский вечер, потому что не было готово крепдешиново платье.

21. Значение школьной формы.

21 bis. Разделение коллектива по одежде.

22. Нужна коллективная этика. Последовательность в нарядах.

22 bis. Как все сказанное совместить с борьбой с уравниловкой…

23. Простая философия распределения.

23 bis. Логика: «Будешь зарабатывать…»

24. Воспитание бережливости.

24 bis. Сохранение платья, стен, паркета. Пыль.

25. Надо щетки, а продается дрянь.

25 bis. Не умеют вытирать ноги.

26. Бережливость к социалистической собственности.

27. Воспитание аккуратности и бережливости.

27 bis. Гладить белье. Бережливость — самодеятельность.

28. Отрицательные примеры…

28 bis. Керосинка, примус.

29. Внимание к мелочам.

29 bis. Что еще должны делать дети?

30. Разделение труда на две категории: высшая и низшая. Домработница. «Она получает деньги».

30 bis. «Дураков хватает». Но дураки — дефицитный товар. Эксплуатация человека в домашней работе.

31. Как дети должны относиться к домработнице?

32. Как говорить детям о труде? Труд не только ради денег.

32 bis. Беззаботное детство… Какую заботу должны переживать дети?

33. Наше отношение к детям — это не наше личное дело. Мы вышли из личной разобщенности. Даже чистота постели общественно резонирует.

33 bis. Транскрипция чувства благодарности.

34. Есть недовольные — все им мало. Неблагодарные.

34 bis. «Болезни» старых и новых терминов. То же о благодарности. Отношение детей к семейному бюджету.

35. Непротивленчество и раздражительность из-за денег. Уничтожение застенчивости. Варина Ляля.

35 bis. Как дети должны относиться к деньгам. Реализм в этом вопросе.

36. О карманных деньгах у детей.

36 bis. «Дай 50 коп.». О тратах на сладкое.

37. «Взять без спросу» (сладкое или деньги). О воровстве.

37 bis. О воспитании отвращения к воровству.

38. О воровстве и воспитании честности в советской семье.

38 bis. Игра в воровство у родителей.

39. «У меня есть 100 рублей. Я у тебя накрала». До каких самодурств может дойти родитель? Мальчик украл пальто на заводе — и повесился. нет ли здесь связи с игрой?

39 bis. Путаница бессмысленна. Дети, живущие на алименты. Игра детей в алименты.

40. Положение детей, живущих на алименты.

40 bis. Как организовать отношение детей к неполадкам взрослых?

41. «Это на меня папа дает».

41 bis. Деньги должны принадлежать всей семье, даже стипендия.

42. Забота о себе и жертва собой в новой транскрипции. Помочь старухе.

42 bis. Помощь бабушке. В семье не должна воспитываться жадность.

43. О радостях ребенка и родителей. Деньги у нас, в колхозе и в буржуазной семье.

43 bis. Почему нужна была финансовая тайна в буржуазной семье, а у нас не нужна.

44. «Секрет воспитания». Мерка по отношению к себе.

44 bis. Родительские вопросы. «Поза». «Поставить».

45. Воспитание — дело трудное, но дело, от которого никто отказаться не может.

45 bis.Воспитание — дело трудное, длительное. Искреннее и простое. «Кто кого воспитывает». Погоня за любовью.

46. Он противный и действует мне на нервы. Никаких фокусов и заклинаний. Никакой погони за любовью.

46 bis. Уравниловка обращается в диктатуру детей, Дети чувствуют большое и глубокое чувство, в каких бы формах его ни выражали. Не нужно проявлять сильных чувств. Девичьи поцелуи и нежности. Воспитание сдержанности.

47. Умение владеть своими чувствами. Поцелуй матерей… Проявление чувств без тормозов.

47 bis. Встреча матери после отсутствия с сыном.

48. А как можно было бы? Всегда владеть своими чувствами — это и значит воспитывать. Возможны ли игровые установки?…

50. В каких случаях возможна игровая установка? Случай с лентой.

51. Детские глаза. Нужно уметь читать их.

51 bis. Нельзя любоваться детским обманом. Нельзя позволять детям спекулировать интересом к ним. «Мама, это его любовница?» — Восторг?

52. Саша: очень хороший образец воспитания от случая к случаю и полной бестолковости.

52 bis. «Времени нет воспитывать». Ложь, нет не времени, а чувства ответственности.

53. Дело в вашем гражданском долге, товарищи родители!

53 bis. Не требуется так много времени!

54. Первое детство — это здоровье. А к 12 годам — все.

54 bis. Родители должны активно учавствовать в определении характера.

В воспитательном деле нет мелочей и нейтральных вещей.

55. «Дети — не ангелы, а звереныши».

55 bis. «Кошке не дам, все сьест Вася». Избегать предрассудков и фокусов.

56. Воспитание простых «механических» привычек. мальчик заснул на новогодней елке.

56 bis. До пяти лет нужно воспитывать отношение к взрослым.

57. Авторитетный тон родителей до 5 лет.

57 bis. Качества родительского распоряжения. Его важность.

58. Даже в играх — вежливость и деликатность.

59. В чем основа родительского авторитета.

59 bis. Потом воспитательная нагрузка уменьшается, но количественная, а не качественная. Не нужно, чтобы ребенок был всегда на глазах.

60. Вопрос решается прежде всего нашей жизнью.

60 bis. Дети рано начинают гордиться работой родителей.

61. Надо ребенку предоставить свободу, но нужно о нем всегда помнить.

61 bis. Надо рукводить ребенком, а не надоедать ему.

62. Что я хочу воспитать.

62 bis. Общие понятия надо расчленять. Не просто: коммунистическая личность.

63. Дочь коммунистов, которая не умеет…

63 bis. «Подать ложку из буфета». Тургеневская девушка. Другая ли

идеология?

64. Родители не знают, что именно они говорят.

64 bis. Нужна не цель, а программа: советский диапазон необьятен.

65. Бытовая и хозяйственная беспомощность.

65 bis. Плохо чувствовать себя неприспособленным.

66. Дело коммунистки в Одессе.

67. Умелость превращается в нагрузку.

68 bis. Такое неравенство ведет к раздражению.

69. Что же такое разделение труда?

69 bis. В вопросах труда должны мыслить диалектически.

70. Дети свободны от всякого ига, даже родительского.

71. Наши дети самые счастливые. Они наследники.

71 bis. Они не должны наследовать наши предрассудки.

72. Родительская власть в буржуазной семье.

72 bis. Дети — цветы жизни.

73. Вульгаризация этого лозунга! (А какой будет плод?) Корни.

75. Семья — советская ячейка.

75 bis. «Свободная любовь» и пр.

76. Закон об абортах.

76 bis. Ему нужна девственница.

77. Наш семейный союз.

77 bis. Единственный ребенок…

78. «Он меня посылает к черту».

79. Он отказался пойти за хлебом.

79 bis. Можно ли такую семью назвать счастливой?

80. Обуздать стихию родительской любви…

80 bis. Зоологическая любовь.

81. Если несколько детей — коллектив.

82 bis. Дети времен гражданской войны — лучше…

84. «Наш шофер». Бьюик.

85. «Он думал, что мы простые мальчики».

85 bis. Отношение старшей сестры к этому…

86. Наше богатство увеличивается. «Я не аскет…»

87. «Диалектика чувств» Дзержинского. Об избалованности.

87 bis. Изнеженность — признак упадка класса.

88. Мещанское представление об изнеженности.

88 bis. Поблескивают глаза при заграничных подарках…

89. Диалектика новой этики.

90. Будет самоограничение.

90 bis. Щупак.

91. «Тонкая материя, пропитанная радием».

91 bis. «А я себе сошью шубу — меха дешевы будут».

92. Живы еще Щупаки.

92 bis. «Маленькие дефекты жизнь исправит».

93. Блатные и шантанные песни.

94. «А здесь только мелкота!»

94 bis. Излишнее потребление.

94а. Хорошее воспитание связывает семью.

95. В больших семьях развивается сварливость.

95 bis. Свариливость — это привычка.

96. Семья Филинских.

97. Наследственность дружной семьи.

98. Семья Ленина, Дзержинского и др.

98 bis. «У моего ребенка нервы слабые».

99. Врачи здесь что-то не досмотрели.

99 bis. Переживания матери не отражаются.

100. Никто не имеет права быть раздражительным.

100 bis. Раздражительность — привычка.

101. «Шипящие кобры» на почте.

101 bis. О том же и в молодом человеке.

102. В трамвае.

102 bis. А торговка?

103. Это именно крепкие нервы.

103 bis. Раздражительность ничем нельзя оправдать.

104. Вожди: у них нервы? Горький.

105. У них надо учиться.

106. Угрожал револьвером сыну.

106 bis. Иван Грозный.

107. Формы раздражительности (А с начальством?)

107 bis. Печальные последствия раздражительности.

108. Раздражительность не трудно исправить.

108 bis. Это следствие малой культуры.

109. В очереди в автобусе.

109 bis. К чему приводит раздражительность?

110. Раздражительность на работе.

110 bis. Надо дать успокоиться.

111. Раздражительность неэстетична.

111 bis. Разговор об актрисе.

112. Кто самый красивый?

112 bis. Раздражительность переходит в приставание.

113. Мать и дочь в поселке.

114. Тон спокойный.

114 bis. Гнев и негодование.

ПРОБЛЕМЫ

Семья как коллектив

12. Воспитание семьянина, т.е. умения жить в семье, усидчивости и гармонии.

14. Преимущественное закармливание единственных детей.

22. Из-за платья ворчат на Советскую власть.

23. Простая философия распределения.

23 bis. «Вырастешь — будешь зарабатывать». Ни одного года жизни не отложить.

31. Домашняя работа и работа домработницы.

35. Вопрос о деньгах в семье.

43. Равенство в праве на радость в семье…

75. Утверждение семьи.

75 bis. «Свободная любовь» и аборты.

77. В нашем браке нет материальных соображений.

77 bis. Трагедия единственного ребенка.

81. Преимущество большой семьи.

82. Старшие дети лучше младших.

83. Затруднения с Димой.

94а. Деловая связь родителей.

94. Она скрепляет брачные узы.

119. Алиментщики.

Авторитет, свобода, дисциплина

11. Уступает под сильным напором дочери.

15. Капризы во время еды — особый вид рефлекса на мать.

15 bis. Власть ребенка проявляется в еде.

16. Извлечение капризов в еде — здоровый коллектив семьи.

16 bis. Распоряжение во время еды. Важное указание.

17. Не фиксировать внимания на самом процессе еды.

17 bis. Культура еды пойдет по линии науки, а не изощрения.

35. Непротивленчество — самая нестойкая позиция…

36. Сладкое для детей…

38. Воспитание честности…

46. Подруги-собутыльники.

46 bis. Уравниловка не годится…

50. Знать детское лицо.

50 bis. Как помогать ребенку? Случай с девочкой.

56. «Автоматические» элементы воспитания.

56 bis. Что нужно привить в первом раннем детстве?

57. Авторитет родителей.

57 bis. Форма распоряжения…

60. Полная жизнь родителей — основа авторитета.

60 bis. дети должны гордиться родителями.

72. «Чти отца». «За битого двух небитых дают».

122-123. Половое воспитание.

Любовь и долг

8. Разнаряженный ребенок — игрушка. Чем это кончается?

9. размер необходимого определяется родителями.

12. Вопросы правильного питания.

13. «Молоховец». Такая книга нужна обязательно.

14. Ребенок ест плохо, возбуждаю его аппетит острыми блюдами…

79. Сын не пошел за хлебом.

80. Обуздать стихию родительской любви.

80 bis. Зоологическая любовь антиобщественна.

88. Что значит «зажиточность»?

89. Изнеженность и мещанство.

Наши рекомендации