Методы строго регламентированного упражнения при развитии двигательных способностей (стандартный, вариативный, непрерывный, интервальный и др.).
Методы строгой регламентации применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме,.
Целью использования метода строго-регламентированного упражнения является обеспечение оптимальных условий для освоения новых двигательных умений, навыков и (или) гарантированность точного направленного воздействие на развитие физических качеств, способностей.
Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым.
Метод стандартно-непрерывногоупражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности. Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение; б) стандартное поточное упражнение.
Метод стандартно-интервального упражнения — это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.
Методы переменного (вариативного) упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.
Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8—10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений и проходит круг от 1 до 3 раз. Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств.
Методы упражнения, в режиме непрерывной нагрузкихарактеризуются слитностью воздействий, организуемы
Методы упражнения в режиме интервальнойнагрузки (методы интервального упражнения) отличаются прерывистостью
Принцип систематичности. Требования к его реализации в процессе физического воспитания.
Физиологической основой этого принципа является суперкомпенсация (сверхвосстановлениеэнергоисточников, возбудимости нервной системы). Лишь при систематических занятиях могут произойти изменения морфологической структуры организма (например, увеличение поперечника мышц) и образовываться двигательные навыки.
Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их содержания.
Одно из главных положений принципа систематичности исходит именно из того, что в процессе физического воспитания недопустимы перерывы, которые приводят к утрате положительного эффекта занятий, и что, следовательно, эффект каждого последующего занятия должен, образно говоря, «наслаиваться» определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их. В итоге эффект ряда занятий как бы суммируется - возникает кумулятивный эффект системы занятий, т. е. относительно стойкие адаптационные перестройки функционального и структурного характера, которые составляют основу физической подготовленности, тренированности и стабильных двигательных навыков.
Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе ФВ является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Оперируя различными вариантами отдыха между занятиями. Ординарный (полный) – обеспечивает восстановление работоспособности к началу следующего занятия.жёсткий (неполный) – очередная нагрузка выполняется на фоне недовостаносления работоспособности суперкомпенсаторныйобеспечивает повышенную работоспособность, наступающую при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов, что позволяет на очередном занятии выполнить более значительную, чем не предыдущем, нагрузку, а также величиной и направленностью нагрузок можно добиться максимального эффекта при достаточно частом проведении занятий с относительно большой напряжённостью.
Для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определённые интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха между нагрузками произойдёт реадаптпция – возможность организма вернуться к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успевает восстановиться. Наилучшем оптимальным интервалом отдыха будет такой промежуток времени между нагрузками.Который требуется для появления фазы сверхвосстановления (суперкомпенсации).
3 Общая характеристика документов планирования учебного процесса по предмету «Физическая культура и здоровье» в учреждениях общего среднего образования (разновидности документов планирования, требования к планированию процесса физкультурного образования).
Планирование физического воспитания - это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса.
Характеристика основных документов планирования. Основн. документами планирования в ф. в. являются: учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования логически и содержательно связаны.
По функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа.
1 определяющиеосновную направленность и содержание учебного процесса в учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа.
2 определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и расписание занятий).
3 методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).
Общий план ФВ составляет учитель ФК при участии заместителей директора, врача школы. План включает следующие разделы: 1) организационная работа: 2) учебная работа; 3) физкультурно-оздоровительные мероприятие в режиме учебного дня; 4) физкультурно-массовая и спортивная работа во внеурочное время; 5) агитационно- пропагандистская работа; 6) врачебный контроль и медико-санитарный надзор; 7) хозяйственная работа.
План утверждает директор школы.
Главное назначение годового плана-графика заключается в том, чтобы наиболее целесообразно, эффективно распределить программный материал на учебный год. Планом-графиком устанавливается последовательность прохождения материала разделов программы по месяцам и неделям учебного года. Различные условия сезонов года для занятий обусловливают необходимость при планировании выделять следующие этапы учебного процесса: 1) осенний (1 четверть), 2) осенне-зимний (2 четверть), 3) зимний (3 четверть), 4) весенне-летний (4 четверть).
Поурочный рабочий план на четверть составляется на основе годового плана-графика. Школьный рабочий план имеет две части: объяснительную записку к плану и само содержание плана. В объяснительной записке должны быть четко определены и сформулированы задачи учебной квооты на четверть с данной параллелью классов;
План-конспект урока является документом планирования на каждое занятие (урок).
Билет 19
Принцип оздоровительной направленности физического воспитания. Требования к его реализации в системе физического воспитания.
Идея укрепления здоровья человека пронизывает всю систему физического воспитания. Из принципа оздоровительной направленности физического воспитания вытекают следующее положения:
1). Ответственность перед государством за укрепление здоровья занимающихся физическими упражнениями. Физкультурные организации, преподаватели физического воспитания, тренеры (в отличие от врача) имеют дело, как правило, со здоровыми людьми. Они несут ответственность перед государством не только за сохранение здоровья занимающихся гимнастикой, спортом, играми и туризмом, но и за его укрепление;
2). Обязательность и единство врачебного и педагогического контроля.
Физические упражнения - это средство, которое лишь в условиях правильного применения дает оздоровительный эффект. В связи с этим необходимо учитывать биологические особенности возраста, пола и состояние здоровья занимающихся физическими упражнениями. Систематический врачебный и педагогический контроль предполагает строгий учет этих особенностей.
Врачебный контроль за занимающимися обязателен для всех организаций, проводящих работу по физической культуре. По данным врачебного контроля мы можем судить о положительном или отрицательном влиянии физических упражнений, изменять и совершенствовать методы физического воспитания.
Врач и педагог обязаны на основе учета изменений на основе учета изменений, происходящих в организме занимающегося под влиянием физических упражнений, предвидеть возможные отдаленные результаты этих занятий.
Смысл принципа оздоровительной направленности заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека.
Требования к реализации:
*определяя конкретное содержание средства и метода ф. в. непременно исходить из их оздор. ценности, как обяз. критерия;
*планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста и уровня подготовленности *обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе заданий и соревнований;
*широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.