Муравьев А. В., Сахаров А. М.
М91 Очерки истории русской культуры IX—XVII вв.: Книга для учителя. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1984.— 336 с., ил.
В книге даны основные этапы истории культуры средневековой Руси, их особенности и отличительные черты. Развитие культуры рассматривается как часть истории, что помогает раскрытию объективных закономерностей исторического процесса. В книге обращено внимание как на развитие материальной культуры, в которой ярко воплощаются творческие силы народа, так и духовной культуры, которая в условиях феодальной церковной идеологии отражала особенности и противоречия феодального строя Руси. Эти две стороны культуры рассматриваются в тесном взаимодействии.
В пособии приведен большой фактический материал, который должен помочь учителю в проведении занятий.
© Издательство «Просвещение», 1984 г.
________________________________
OCR и вычитка – Aspar, 2011. Постраничная нумерация сносок заменена сквозной.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Культура Руси IX — первой половины XII в.
Глава II. Культура Руси второй половины XII — первой половины XIII в.
Глава III. Русская культура второй половины XIII — XV вв.
Глава IV. Русская культура конца XV — XVI вв.
Глава V. Русская культура XVII в.
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемые вниманию учителя в качестве учебного пособия очерки истории русской культуры с IX по XVII в. охватывают средневековый период истории нашей страны, время утверждения и развития феодального строя в России.
При изучении отечественной истории в средней школе ознакомление учащихся с историко-культурными явлениями представляет собой одну из важнейших задач курса. Помимо огромной воспитательной функции изучение истории культуры дает возможность на ярком, доступном учащимся материале конкретно представить прошлые эпохи, способствует возбуждению живого интереса к истории — предмету, играющему исключительную роль в формировании мировоззрения учащихся.
Многими веками создавалась богатая и разнообразная культура человеческого общества, достигшая в наше время удивительных успехов. Великая, неисчерпаемая сила ума человека и упорство его неустанного труда привели ныне к смелому вторжению в космическое пространство, к созданию сложнейших вычислительных машин и автоматизации производства. Человек сумел познать не только многие тайны природы и создать совершенную технику, он овладел законами общественного развития. Гений Маркса и Ленина указал пути построения самого справедливого на земле коммунистического общества, в период развернутого строительства которого вступила ныне наша Родина.
В тысячелетней истории человеческого общества сменилось много эпох. Ушли навсегда в прошлое отжившие формы общественной организации. Изменились строй жизни и воззрения людей. Но, как и много сотен лет тому назад, современного человека волнуют и радуют дивные творения материальной и духовной культуры, созданные давным-давно. Не простое почтение перед седой древностью и не праздное любопытство влекут людей сегодняшнего дня смотреть полотна великих художников прошлого и любоваться неповторимыми формами древних сооружений, слушать бессмертную музыку, впервые прозвучавшую несколько столетий тому назад, вчитываться в строки, написанные мыслителями и писателями прошлого. «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество», — сказал В. И. Ленин на заре существования Советского государства. Идя к коммунизму, мы совершили настоящую культурную революцию в нашей стране. Богатства, выработанные человечеством, служат народу. Овладение этими богатствами — важнейшее средство воспитания нового человека, с его высоким благородством и многосторонностью его культуры.
Предлагаемая книга освещает ранние этапы развития культуры русского народа. Предметом ее является культура эпохи, отделенной от нас почти тремя столетиями последующего развития материальной и духовной культуры. Но достижения последующих веков не могут заслонить собой богатства древнерусской культуры не только в силу ее неповторимости, но и потому, что вся последующая культура опиралась в своем развитии на многовековые традиции предыдущих времен.
Культура средневековой феодальной Руси имеет свои особенности, определенные ее исторической судьбой. IX — начало XIII в. были периодом последовательного, поступательного развития культуры, достигшей наивысшего расцвета накануне монголо-татарского нашествия. Нашествие и установившееся затем иноземное иго затормозили культурное развитие Руси, привели к почти полному прекращению на длительное время внешних связей, что не могло не сказаться на состоянии культуры. Лишь с середины XIV в. в связи с общим экономическим подъемом Руси, наметившимися тенденциями к объединению после Куликовской победы, подготовившей реальные условия для освобождения русских земель от монголо-татарского ига, начинается новый, мощный подъем русской культуры. Восстанавливаются, приумножаются культурные традиции, устанавливаются культурные связи с другими, прежде всего Балканскими, странами. Дальнейшее развитие русской культуры было в это время неразрывно связано с созданием единого Российского государства, с теми социально-экономическими и политическими процессами, которые ему сопутствовали.
У истории культуры есть свой предмет исследования. Она изучает результаты человеческой деятельности в сфере материальной и духовной культуры в том виде, как они сложились и дошли до нашего времени. При этом подходе деление на материальную и духовную культуру исчезает уже потому, что произведения материальной культуры возникают не сами собой, а только через деятельность человека, осознающего свои ценности. Вне человеческого сознания, вне человеческого мышления не появляется ни одно произведение материальной культуры, ни одно проявление духовной культуры. Эта взаимосвязь всегда находится в поле зрения исследователя культуры. И в то же время в памятниках материальной культуры рассматриваемого периода творческие силы народа воплотились с наибольшей силой. Сложнее обстояло дело с развитием духовной культуры. «...Пока человеческий труд был еще так малопроизводителен, что давал только ничтожный избыток над необходимыми жизненными средствами, до тех пор рост производительных сил, расширение обмена, развитие государства и права, создание искусства и науки — все это было возможно лишь при помощи усиленного разделения труда, имевшего своей основой крупное разделение труда между массой, занятой простым физическим трудом, и немногими привилегированными, которые руководят работами, занимаются торговлей, государственными делами, а позднее также искусством и наукой»[1]. Господствующему классу принадлежала большая роль в развитии духовной культуры. «Мысли господствующего класса,— отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс,— являются в каждую эпоху господствующими мыслями. Это значит, что тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила. Класс, имеющий в своём распоряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчинёнными господствующему классу»[2]. Основным средством материального производства в феодальную эпоху была земля, находившаяся в распоряжении феодалов. Поэтому феодальная идеология являлась господствующей духовной силой средневекового общества.
Это не значит, конечно, что в производстве духовной культуры народные массы не принимали никакого участия. Наоборот, их роль была весьма значительной, и не только в создании многочисленных произведений народного творчества, но и в создании ряда произведений культуры господствующего феодального класса. Так, например, устное народное творчество оказало большое влияние на форму и содержание литературных памятников феодальной эпохи — летописей, повестей, сказаний и т. п. произведений, возникших в феодальных кругах.
Но при всем этом господствующей идеологией оставалась идеология эксплуататорского класса, она подчиняла себе, как отмечали основоположники марксизма-ленинизма, мысли трудящихся. Отсюда — широкое распространение в народных массах веры в «справедливость» верховной власти, облечение антифеодальных выступлений в религиозную оболочку, столь характерные для средневековья. В феодальную эпоху существовало «верховное господство богословия во всех областях умственной деятельности», что являлось «необходимым следствием того положения, которое занимала церковь в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя»[3]. Вот почему борьба различных по содержанию классовых тенденций в культуре феодальной эпохи, как правило, протекала в одних и тех же мировоззренческих формах, свойственных этой эпохе в целом. При этом отражение классовой борьбы в процессе развития культуры выступает с полной отчетливостью и в феодальную эпоху.
Развитие культуры, таким образом, было органически связано с господствующим строем, оно отражало этот строй и его противоречия. И вместе с тем создававшиеся в феодальную эпоху произведения материальной и духовной культуры имели и более широкое значение, являясь этапом и основой дальнейшего культурного развития человеческого общества. Без этого этапа был бы невозможен блестящий расцвет культуры в позднейшее время.
Изучение истории русской культуры IX—XVII вв. имеет определенные сложности. Несмотря на успешную разработку советскими историками вопросов развития культуры в период феодализма, значительное число работ обобщающего характера и исследований, посвященных отдельным проблемам и отраслям культуры, многие аспекты истории культуры требуют как привлечения новых памятников материальной и духовкой культуры, так и дальнейшего изучения и осмысления накопленного. Так, в хронологические рамки настоящих «Очерков» практически укладывается вся история русского летописания, имеющая свои особенности и характерные черты, присущие отдельным ее этапам: Дневнерусскому государству, периоду феодальной раздробленности, Российскому государству. В свою очередь каждый из этих этапов имеет внутренние хронологические и территориальные подразделения. Если успехами историков, литературоведов летописание Древнерусского государства изучено достаточно полно и всесторонне, то история летописания XIII—XVII вв. имеет много пробелов. Многочисленные наслоения, переработки, переписки материалов, введение новых текстов, оценок зачастую затрудняют создание полной картины дела летописания. Имеющаяся специальная литература может помочь учителю более глубоко познать эти проблемы.
Аналогичные трудности имеются и при изучении других аспектов и отраслей культуры. Например, изучение живописи требует не только простого зрительного восприятия, хотя оно и имеет большое значение, но и проникновения в образный мир художника, его мироощущение, умение художественными средствами подчеркнуть определенную идею, которую он вкладывает в свое творение. Восприятие прекрасного, требует: «Если ты хочешь насладиться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком»[4]. Художественные приемы, идеи, вкусы художника со временем меняются. Они зависят от социального заказа, окружающего художника реального мира и многих других условий. Все это требуется учитывать при оценке живописных творений прошлого. Цель настоящих «Очерков» показать существенные черты и особенности истории русской культуры с IX до XVIII в.
В XVIII в. русская культура вступает в качественно новый этап своего развития, основные особенности которого изложены в «Очерках истории русской культуры XVIII века» Б. И. Краснобаевым[5].
ГЛАВА I