Муравьев А. В., Сахаров А. М.

М91 Очерки истории русской культуры IX—XVII вв.: Книга для учителя. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1984.— 336 с., ил.

В книге даны основные этапы истории культуры средневековой Руси, их особенности и отли­чительные черты. Развитие культуры рассматривается как часть истории, что помогает раскры­тию объективных закономерностей исторического процесса. В книге обращено внимание как на развитие материальной культуры, в которой ярко воплощаются творческие силы народа, так и духовной культуры, которая в условиях феодальной церковной идеологии отражала особенности и противоречия феодального строя Руси. Эти две стороны культуры рассматриваются в тесном взаимодействии.

В пособии приведен большой фактический материал, который должен помочь учителю в проведении занятий.

© Издательство «Просвещение», 1984 г.

________________________________

OCR и вычитка – Aspar, 2011. Постраничная нумерация сносок заменена сквозной.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Культура Руси IX — первой половины XII в.

Глава II. Культура Руси второй половины XII — первой половины XIII в.

Глава III. Русская культура второй половины XIII — XV вв.

Глава IV. Русская культура конца XV — XVI вв.

Глава V. Русская культура XVII в.

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемые вниманию учителя в качестве учебного посо­бия очерки истории русской культуры с IX по XVII в. охватывают средневековый период истории нашей страны, время утвержде­ния и развития феодального строя в России.

При изучении отечественной истории в средней школе озна­комление учащихся с историко-культурными явлениями пред­ставляет собой одну из важнейших задач курса. Помимо огром­ной воспитательной функции изучение истории культуры дает возможность на ярком, доступном учащимся материале конкрет­но представить прошлые эпохи, способствует возбуждению живо­го интереса к истории — предмету, играющему исключительную роль в формировании мировоззрения учащихся.

Многими веками создавалась богатая и разнообразная культу­ра человеческого общества, достигшая в наше время удивитель­ных успехов. Великая, неисчерпаемая сила ума человека и упорство его неустанного труда привели ныне к смелому вторже­нию в космическое пространство, к созданию сложнейших вы­числительных машин и автоматизации производства. Человек сумел познать не только многие тайны природы и создать совер­шенную технику, он овладел законами общественного развития. Гений Маркса и Ленина указал пути построения самого справед­ливого на земле коммунистического общества, в период разверну­того строительства которого вступила ныне наша Родина.

В тысячелетней истории человеческого общества сменилось много эпох. Ушли навсегда в прошлое отжившие формы общест­венной организации. Изменились строй жизни и воззрения людей. Но, как и много сотен лет тому назад, современного человека волнуют и радуют дивные творения материальной и духовной культуры, созданные давным-давно. Не простое почтение перед седой древностью и не праздное любопытство влекут людей сего­дняшнего дня смотреть полотна великих художников прошлого и любоваться неповторимыми формами древних сооружений, слу­шать бессмертную музыку, впервые прозвучавшую несколько столетий тому назад, вчитываться в строки, написанные мыслите­лями и писателями прошлого. «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество», — сказал В. И. Ленин на заре существования Советского государства. Идя к коммунизму, мы совершили настоящую культурную революцию в нашей стране. Богатства, выработанные человечеством, служат народу. Овла­дение этими богатствами — важнейшее средство воспитания нового человека, с его высоким благородством и многосторонностью его культуры.

Предлагаемая книга освещает ранние этапы развития культу­ры русского народа. Предметом ее является культура эпохи, отделенной от нас почти тремя столетиями последующего разви­тия материальной и духовной культуры. Но достижения после­дующих веков не могут заслонить собой богатства древнерус­ской культуры не только в силу ее неповторимости, но и по­тому, что вся последующая культура опиралась в своем разви­тии на многовековые традиции предыдущих времен.

Культура средневековой феодальной Руси имеет свои особен­ности, определенные ее исторической судьбой. IX — начало XIII в. были периодом последовательного, поступательного раз­вития культуры, достигшей наивысшего расцвета накануне монголо-татарского нашествия. Нашествие и установившееся затем иноземное иго затормозили культурное развитие Руси, привели к почти полному прекращению на длительное время внешних связей, что не могло не сказаться на состоянии культуры. Лишь с середины XIV в. в связи с общим экономическим подъемом Руси, наметившимися тенденциями к объединению после Кули­ковской победы, подготовившей реальные условия для освобождения русских земель от монголо-татарского ига, начинается новый, мощный подъем русской культуры. Восстанавливаются, приумно­жаются культурные традиции, устанавливаются культурные связи с другими, прежде всего Балканскими, странами. Дальней­шее развитие русской культуры было в это время неразрывно связано с созданием единого Российского государства, с теми социально-экономическими и политическими процессами, кото­рые ему сопутствовали.

У истории культуры есть свой предмет исследования. Она изу­чает результаты человеческой деятельности в сфере материальной и духовной культуры в том виде, как они сложились и дошли до нашего времени. При этом подходе деление на материальную и духовную культуру исчезает уже потому, что произведения ма­териальной культуры возникают не сами собой, а только через деятельность человека, осознающего свои ценности. Вне челове­ческого сознания, вне человеческого мышления не появляется ни одно произведение материальной культуры, ни одно проявление духовной культуры. Эта взаимосвязь всегда находится в поле зрения исследователя культуры. И в то же время в памятниках материальной культуры рассматриваемого периода творческие силы народа воплотились с наибольшей силой. Сложнее обстояло дело с развитием духовной культуры. «...Пока человеческий труд был еще так малопроизводителен, что давал только ничтожный избыток над необходимыми жизненными средствами, до тех пор рост производительных сил, расширение обмена, развитие госу­дарства и права, создание искусства и науки — все это было воз­можно лишь при помощи усиленного разделения труда, имевше­го своей основой крупное разделение труда между массой, занятой простым физическим трудом, и немногими привилегирован­ными, которые руководят работами, занимаются торговлей, госу­дарственными делами, а позднее также искусством и наукой»[1]. Господствующему классу принадлежала большая роль в развитии духовной культуры. «Мысли господствующего класса,— отме­чали К. Маркс и Ф. Энгельс,— являются в каждую эпоху господ­ствующими мыслями. Это значит, что тот класс, который пред­ставляет собой господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила. Класс, имеющий в своём распоряжении средства материального произ­водства, располагает вместе с тем и средствами духовного произ­водства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духов­ного производства, оказываются в общем подчинёнными господ­ствующему классу»[2]. Основным средством материального произ­водства в феодальную эпоху была земля, находившаяся в распо­ряжении феодалов. Поэтому феодальная идеология являлась господствующей духовной силой средневекового общества.

Это не значит, конечно, что в производстве духовной культуры народные массы не принимали никакого участия. Наоборот, их роль была весьма значительной, и не только в создании много­численных произведений народного творчества, но и в создании ряда произведений культуры господствующего феодального класса. Так, например, устное народное творчество оказало боль­шое влияние на форму и содержание литературных памятников феодальной эпохи — летописей, повестей, сказаний и т. п. произ­ведений, возникших в феодальных кругах.

Но при всем этом господствующей идеологией оставалась идео­логия эксплуататорского класса, она подчиняла себе, как отме­чали основоположники марксизма-ленинизма, мысли трудящих­ся. Отсюда — широкое распространение в народных массах веры в «справедливость» верховной власти, облечение антифеодальных выступлений в религиозную оболочку, столь характерные для средневековья. В феодальную эпоху существовало «верховное господство богословия во всех областях умственной деятельно­сти», что являлось «необходимым следствием того положения, ко­торое занимала церковь в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя»[3]. Вот почему борьба различных по содержанию классовых тенден­ций в культуре феодальной эпохи, как правило, протекала в одних и тех же мировоззренческих формах, свойственных этой эпохе в целом. При этом отражение классовой борьбы в процес­се развития культуры выступает с полной отчетливостью и в фео­дальную эпоху.

Развитие культуры, таким образом, было органически связано с господствующим строем, оно отражало этот строй и его противоречия. И вместе с тем создававшиеся в феодальную эпоху произ­ведения материальной и духовной культуры имели и более широ­кое значение, являясь этапом и основой дальнейшего культурно­го развития человеческого общества. Без этого этапа был бы невоз­можен блестящий расцвет культуры в позднейшее время.

Изучение истории русской культуры IX—XVII вв. имеет определенные сложности. Несмотря на успешную разработку советскими историками вопросов развития культуры в период феодализма, значительное число работ обобщающего характера и исследований, посвященных отдельным проблемам и отраслям культуры, многие аспекты истории культуры требуют как привле­чения новых памятников материальной и духовкой культуры, так и дальнейшего изучения и осмысления накопленного. Так, в хронологические рамки настоящих «Очерков» практически укла­дывается вся история русского летописания, имеющая свои осо­бенности и характерные черты, присущие отдельным ее этапам: Дневнерусскому государству, периоду феодальной раздроблен­ности, Российскому государству. В свою очередь каждый из этих этапов имеет внутренние хронологические и территориальные под­разделения. Если успехами историков, литературоведов летописа­ние Древнерусского государства изучено достаточно полно и все­сторонне, то история летописания XIII—XVII вв. имеет много пробелов. Многочисленные наслоения, переработки, переписки материалов, введение новых текстов, оценок зачастую затрудня­ют создание полной картины дела летописания. Имеющаяся специальная литература может помочь учителю более глубоко познать эти проблемы.

Аналогичные трудности имеются и при изучении других ас­пектов и отраслей культуры. Например, изучение живописи требует не только простого зрительного восприятия, хотя оно и имеет большое значение, но и проникновения в образный мир художника, его мироощущение, умение художественными сред­ствами подчеркнуть определенную идею, которую он вкладывает в свое творение. Восприятие прекрасного, требует: «Если ты хо­чешь насладиться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком»[4]. Художественные приемы, идеи, вкусы художника со временем меняются. Они зависят от социаль­ного заказа, окружающего художника реального мира и многих других условий. Все это требуется учитывать при оценке живопис­ных творений прошлого. Цель настоящих «Очерков» показать существенные черты и особенности истории русской культуры с IX до XVIII в.

В XVIII в. русская культура вступает в качественно новый этап своего развития, основные особенности которого изложены в «Очерках истории русской культуры XVIII века» Б. И. Краснобаевым[5].

ГЛАВА I

Наши рекомендации