Упр. 1. Прочитайте следующие тексты найдите в нём разные типы сказуемого.
Руки
Однажды правая рука сказала левой:
– Тебе не стыдно? Я всё умею делать, а ты ничего не умеешь. Я и пишу, и рисую, и черчу. А ты ничего не делаешь.
На это левая рука ответила:
– Я не виновата, это человек не заставляет меня. Если он будет меня заставлять, я всё сделаю, и начерчу, и нарисую, и напишу не хуже тебя.
Сочинение
Учительница Марина Ивановна сказала, чтобы ребята написали сочинение. В этом сочинении должны быть слова: зима, весна, лето, осень.
Павлик Толмачёв подумал, а потом написал так:
«Я закаляюсь и скоро буду купаться в нашей речке круглый год».
Он поставил точку и сказал Марине Ивановне:
– Я закончил.
– Учительница посмотрела сочинение Павлика и спросила:
– А где же у тебя слова: зима, весна, лето, осень?
– Как где? – удивился Павлик. – Я их объединил. Вы же сами говорили, что зима, весна, лето и осень – это и есть круглый год.
Портрет
Людмила Васильевна подошла к доске и написала: «Портрет моего одноклассника». Потом она сказала:
– Вам надо описать внешность и основные черты характера одного из своих товарищей. Имя его можно не называть.
Юра Иванов вздохнул и задумался. Кого описывать? Петухова или Вальку Семёнова?
Прошло пол-урока, а Юра всё ещё не начинал писать. Рядом что-то быстро писала Аня Карнаухова. И тут Иванов решил: «Зачем думать? Надо списать! Не в первый раз!»
Юра начал быстро списывать у Карнауховой:
«Мой одноклассник невысокого роста. Волосы светлые, короткие. Глаза синие. Уши большие. Нос вздёрнутый. Сидеть на месте спокойно не может, всё время вертится. Когда услышит что-нибудь смешное, не смеётся, а говорит: «Ха-ха!» Иногда не хочет делать уроки и тогда списывает у своих товарищей…».
Тут Юра перестал писать и посмотрел на Аню.
– Ты чей портрет описываешь? Мой? – спросил он громким шёпотом.
– Не мешай!
– Ха-ха! – сказал Юра. – И не похож совсем!
– Иванов, не мешай Карнауховой! – сказала Людмила Васильевна. – Ты уже написал сочинение?
– Написал… – ответил Юра. – Только у меня получился … автопортрет.
Праздники
Когда я учился в первом классе, я любил праздники. В эти дни мне дарили подарки, и мне очень нравилось получать их.
Я очень любил и Новый год, и Первое мая, и Восьмое марта, и все дни рождения. Больше всего я любил свой день рождения.
Все пели, танцевали, а я сидел и ждал подарки.
Потом я решил, что праздников очень мало и надо придумать новые. И я тогда придумал праздники всего первого: первого дождя, первого снега, первых грибов. Потом – праздник всего хорошего: хорошей погоды, хорошей книги, хорошей отметки.
Папа, мама и бабушка знали о моих праздниках и приносили мне в эти дни маленькие подарки.
Я придумал так много праздников, что их надо было праздновать каждый день.
И тогда я придумал праздник отдыха от праздников.
Однажды я пошёл гулять и пришёл в мастерскую дяди Толи.
– Входи, входи! – сказал мне дядя Толя. – Хорошо, что пришёл! Будешь мне помогать.
Весь день я работал в мастерской. Работать мне нравилось.
– Ты будешь хорошим мастером! – сказал дядя Толя.
– Дядя Толя, а можно я завтра приду?
– Приходи! – засмеялся он.
Я пришёл домой очень весёлый. Это был мой самый лучший праздник – праздник без подарков.
(По Л. Сергееву)
Рисунки на асфальте
Я люблю, когда меня просят.
Просят ребята нарисовать что-нибудь, а я говорю, что нет карандашей. Они приносят карандаши, а я говорю, что карандаши плохие и что такими карандашами я рисовать не могу. И ещё говорю, что это не очень легко – хорошо что-нибудь нарисовать.
Но однажды на асфальте во дворе кто-то нарисовал зверей. Нарисовал цветным мелом, а звери были совсем как настоящие.
А вечером папа сказал мне, что в седьмую квартиру приехала девочка. Зовут её Катя, и рисует она как художник. Ребята не просили больше меня рисовать. Теперь им всё рисовала Катька-художница.
Она рисовала всё, что просили. Однажды нарисовала мелом большой корабль, и такой красивый, что даже я таких никогда не рисовал. Обидно мне стало. И когда все ребята ушли со двора, я взял и нарисовал на корабле взрыв, а вокруг корабля человечки тонут.
На другой день я вышел во двор и увидел, что все мои человечки уже сидят в цветных лодках и плывут к берегу. А ребята рассказали мне, что это Катька нарисовала лодки и спасла человечков.
Тогда я начал сердиться: девочка, а лучше меня рисует море. Я взял мел и нарисовал большого кита. Кит плыл к первой лодке и уже открыл свою большую пасть. «Теперь она ничего не сделает», – сказал я и ушёл домой.
Через час ко мне пришёл Саша, и мы побежали с ним во двор. Там было уже много ребят, они весело смеялись. Все мои человечки сидели на ките. А кит улыбался и тащил за собой цветные лодки.
Около кита стояла Катька, маленькая, смешная девчонка. Она была вся в мелу.
– Не сердись, мальчик, – сказала мне Катька. – Давай будем вместе рисовать.
(По Л. Сергееву)
Уроки 3 – 4
Полные прилагательные в роли сказуемого
Краткие прилагательные в роли сказуемого
Полные прилагательные в роли сказуемого
И.п. | Т.п. |
1.Настоящее время: а) внешность человека: Он высокий. У неё голубые глаза, светлые волосы, нос прямой. б) признак объекта: Ответ правильный. 2. Прошедшее и будущее время: а) природа: Осень была/будет тёплая. 3.Разговорный стиль: Лекция интересная | 1.Глагол-связка (Н.в.,П.в.,Б.в.): являться, казаться – показаться, оказываться – оказаться, считаться, считать кого каким, называться, называть кого каким, выглядеть, чувствовать себя каким: Работа казалась мне трудной Все считают его умным. Они выглядят усталыми. 2.Книжный стиль: Лекция была интересной. |
Упр. 1. Ответьте на вопросы, используя слова из скобок. Объясните употребление падежа прилагательного.
Какая сегодня погода? Какая была вчера? Какая будет завтра? (ясная, солнечная, пасмурная, дождливая, ветреная).
Какой сегодня ветер? Какой был вчера? (сильный, слабый).
Какое лето было в прошлом году? А в этом? (жаркое, сухое, прохладное, сырое).
Какая весна будет в этом году? Какая была в прошлом? (ранняя, холодная, поздняя, тёплая).
Какая зима на севере? А на юге? (суровая, холодная, мягкая, дождливая).