Методика занятий гимнастикой в младших классах
Знания, умения и навыки в гимнастике, которыми должны овладеть учащиеся, по годам обучения изложены в программе по физической культуре. Но следует помнить, что существует целый ряд важных, полезных и нужных упражнений, которые не указаны в программе, но которые целесообразно включать в уроки гимнастики. В то же время эффективность обучения и воспитания определяется не столько самими упражнениями, сколько методикой их применения и организацией учебно-воспитательной работы. В связи с этим очень важно, чтобы подбор средств и методов и организация занятий осуществлялись в строгом соответствии с возрастными анатомо-физиологическими особенностями и физическими возможностями школьников разного возраста.
Основной формой занятий гимнастикой в школе является урок. Из всех типов (вводный, контрольный и т. п.) уроков на практике отдается предпочтение смешанному типу, в котором сочетается изучение новых упражнений с повторением и закреплением ранее изученных. Не следует увлекаться отработкой гимнастического стиля при освоении того или иного упражнения. Каждый учитель должен стремиться к высокой плотности уроков гимнастики, использовать снаряды массового типа, должен четко представлять, в какой степени используемые им средства и методы способствуют решению образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, какие навыки и умения получат и закрепят ученики, насколько эффективно будут использованы упражнения для совершенствования физических и морально-волевых качеств. Предметом постоянной заботы учителя является систематическое совершенствование у учащихся физических качеств. Это важно и потому, что чем лучше развиты физические качества, тем быстрее и лучше происходит овладение движением.
Младший школьный возраст (6- 9 лет) соответствует обучению детей в 1 - 4-х классах. В этот период организм ребенка продолжает интенсивно расти и развиваться с примерно равномерным приростом тотальных размеров тела. Мальчики и девочки растут почти одинаково. Трубчатые кости скелета приобретают строение, свойственное взрослым, однако окостенение еще не завершено. Позвоночник с не установившимися еще характерными изгибами сохраняет очень большую гибкость за счет эластичности и относительно большой высоты межпозвоночных дисков и податлив к искривлению. Мускулатура развивается интенсивно, однако в целом мышечная система развита еще слабо и прибавка в силе незначительная. Мышцы вследствие большой эластичности неспособны к большим напряжениям, но податливы к растягиванию. Быстрее развиваются крупные мышцы (нижних конечностей, туловища, плечевого пояса и т. п.). Отстают в развитии мелкие мышцы рук. Происходит ускоренное развитие двигательного анализатора. Вегетативные системы отстают в своем развитии от быстро прогрессирующей способности к управлению движениями. Деятельность сердца еще неустойчива из-за несовершенства регуляторных механизмов, однако сердце в этом возрасте способно сравнительно легко приспособиться к различным режимам работы и относительно быстро восстановить свою работоспособность. Все большую силу и устойчивость приобретает регулирующий тормозной контроль коры головного мозга над произвольными действиями и эмоциональными реакциями. Способность к запоминанию и двигательные возможности быстро растут вплоть до 11-12 лет, а затем темп их развития замедляется.
Младший школьный возраст самый благоприятный для закладывания фундамента основных двигательных навыков и физических качеств. Этот возраст считают лучшим, поскольку все показатели физических способностей обнаруживают высокие нормы прироста. В особенности это относится к быстроте, ловкости, гибкости, некоторым видам выносливости. Дети этого возраста проявляют живой интерес к физическим упражнениям, хорошую готовность к обучению, активность ижелание заниматься. В этот период знакомые формы движений заметно улучшаются, а многие новые приобретаются и закрепляются часто даже без инструктажа, а нередко сразу же после нескольких попыток и исправлений в грубой форме (игровые навыки, вело и т. п.). Вместе с тем двигательные навыки формируются не так быстро, как в возрасте 11-13 лет, и удачные попытки бывают реже, чем неудачные. Поэтому изучаемое упражнение следует повторять не менее 6—8 раз в каждом занятии по 2-3 попытки в одном подходе. Наряду с формированием основных двигательных навыков следует уделять достаточное внимание отработке и мелких движений, требующих большой точности, так как в этом возрасте они представляют определенную трудность.
У детей младшего школьного возраста необходимо развивать все физические качества (в плане общей физической подготовки). Решающий фактор в тренировке быстроты — высокая интенсивность движений. Используя различные средства гимнастики (ОРУ, игры, бег), следует предлагать учащимся выполнять упражнения с определенной скоростью, постепенно повышая ее и стремясь к максимуму. Однако это должно проходить в полном соответствии с уровнем освоения техники движений, чтобы предупредить явления судорожного напряжения.
Основной задачей воспитания ловкости должно быть овладение новыми многообразными движениями. Это расширяет базу, на которой могут образоваться новые координационные связи. Учащийся должен непрерывно осваивать более или менее новые навыки. Если в течение долгого времени запас движений не пополняется, способность к обучению снижается. Упражнения для развития ловкости должны отличаться известной степенью трудности в координационно-двигательном отношении. Для развития этого качества как способности быстро перестраивать двигательные действия особенно пригодны подвижные игры и эстафеты, соответствующие данному возрасту.
Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. В практике мерой гибкости служат известные стандарты (наклон вперед, шпагат, мост и др.), которыми и следует пользоваться для контроля. Развитие гибкости следует начинать осторожно уже в младшем школьном возрасте, и не только потому, что в этот период мышцы особенно податливы к растягиванию, но и потому, чтобы предупредить связанное с возрастом сокращение подвижности в суставах, особенно заметное в 13-14 лет. Недостаточно развитая гибкость является причиной невозможности приобрести определенные двигательные навыки, задержки в развитии других качеств (сила, быстрота, ловкость), снижения качества управления движениями и т. п. Гибкость улучшается под влиянием специальных упражнений. Следует также помнить, что большая гибкость позвоночника, сочетающаяся с недостаточно или неравномерно (асимметрично) развитой мускулатурой, делает его податливым к искривлению. Все это требует, чтобы упражнения для развития гибкости сочетались с упражнениями для развития силы.
Упражнения для развития силы в этом возрасте следует предлагать в плане общей физической подготовки. Это требует тщательно и глубоко продуманной подготовки к каждому занятию с использованием специальной литературы. Развитие этого качества в данный период требует особой осторожности. Объем упражнений должен быть небольшим, выполняться упражнения должны в пределах малой и средней интенсивности, в сочетании с другими упражнениями (например, с упражнениями на гибкость), после соответствующей предварительной подготовки учащихся. Недопустима большая интенсивность выполнения упражнений на силу, поскольку пассивные структуры двигательного аппарата еще недостаточно крепки и частые максимальные раздражители могут причинить повреждения.
Детям младшего школьного возраста свойственно подражание, поэтому точный показ и имитация наиболее эффективны. При обучении следует пользоваться и рассказом, но он должен быть лаконичным и образным. Дети особенно быстро утомляются при однообразной деятельности. В связи с этим необходимо своевременно изменять содержание и характер занятий. Для сохранения высокого уровня работоспособности перерывы между упражнениями должны быть частыми, но непродолжительными. Длительное бездействие снижает интерес к занятиям и отрицательно сказывается на результатах обучения. Короткие перерывы между упражнениями оправданы и физиологически, так как утомление у детей данного возраста быстро проходит. В этом возрасте сравнительно быстро возникают условно-рефлекторные связи на естественные целостные действия. Поэтому чем конкретнее двигательная задача, тем успешнее она выполняется.
Дети младшего школьного возраста склонны к играм и фантазированию, поэтому игровой метод обучения особенно продуктивен. Игровым методом можно обучать и всем прикладным упражнениям и несложным (для этого возраста) специальным спортивным движениям, а также совершенствовать все основные двигательные качества. Эффективность этого метода находится в прямой зависимости от соответствующих данному возрасту средств и тщательной и продуманной подготовки учителя к каждому занятию. Следует использовать и фронтальный, и групповой, и поточный способы, позволяющие сохранять высокую плотность урока.
Различия физического развития между мальчиками и девочками в этом возрасте несущественны, поэтому различия в содержании упражнений и методике обучения практически отсутствуют.
Основной формой занятий гимнастикой в школе является урок. В школе также используются: гимнастика до занятий, физкультурные паузы, гимнастические упражнения в режиме продленного дня и во время больших перемен, секционные занятия по основной и ритмической гимнастике, по акробатике, индивидуальные формы занятий (гигиеническая гимнастика, самостоятельная атлетическая гимнастика), массовые гимнастические выступления и праздники.
Содержание занятий гимнастикой в младших классах
В системе средств физического воспитания в школе одно из основных мест принадлежит гимнастике. Гимнастические упражнения входят в содержание всех основных форм занятий физической культурой в школе. Они являются важнейшей частью содержания уроков физической культуры, воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы, спортивно-оздоровительных праздников и соревнований, массовых спортивно-гимнастических выступлений, вечеров художественной самодеятельности и т. п.
Занятия гимнастикой в школе направлены на содействие гармоничному формированию растущего организма, укрепление здоровья и повышение работоспособности учащегося, овладение им важнейшими двигательными навыками и умениями, а также новыми видами движений, развитие физических качеств, овладение нормативами комплекса ГТО. Кроме этого, занятия гимнастикой направлены на воспитание у учащихся привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом, смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы и товарищества, навыков гигиены и культурного поведения. Реализация этих задач осуществляется путем целенаправленного использования всех форм занятий гимнастикой и каждого занятия в отдельности.
Содержание занятий гимнастикой в школе определяется Государственной программой по физической культуре. Гимнастика составляет один из основных разделов этой программы, и ее учебный материал распределен по годам обучения с учетом возрастньк возможностей, физической подготовленности, половых различий и состояния здоровья школьников.
Программой для учащихся 1-4-х классов предусмотрены теоретические сведения, сообщаемые в процессе практических занятий, в двигательном режиме школьника, закаливании, о правильной осанке, рациональном дыхании при выполнении упражнений, требования гигиены при уходе за телом и одеждой. В практическую часть программы для учащихся этого возраста включены простейшие виды построений и перестроений, размыканий, поворотов, передвижений в строю, а также выполнение отдельных строевых команд, относительно большой круг ОРУ без предмета и с предметами, специальные упражнения для формирования правильной осанки. Отводится большое место упражнениям в ходьбе, беге, танцевальным шагам, различным видам прыжков и метаний, лазаний и перелезаний, а также акробатическим упражнениям и упражнениям в равновесии.
Необходимо отметить, что уже на уроках с учащимися 2-х и 3-х классов вводится элементарная снарядовая гимнастика (бревно, гимнастическая скамейка), которая расширяется и усложняется и 4-м классе, где такие снаряды, как конь, козел, брусья, низкая перекладина, бревно и др., используются для выполнения сравнительно более сложных гимнастических упражнений. Учащиеся этого возраста должны овладеть пятью гимнастическими упражнениями комплекса ГТО первой и второй ступени. Программой предусматривается контроль за степенью овладения практическим материалом. Он производится периодически оценкой качества конкретных двигательных навыков: уметь выполнять основные движения руками, ногами, туловищем, уметь выполнять перекат, уметь лазать по гимнастической скамейке, бревну и т. п.
2.3. Комплекс упражнений по гимнастике для детей младших классов
В данном параграфе рассмотрим комплекс упражнений для проведения занятий по гимнастике для младшего школьного возраста.
1. Комплекс ОРУ без предметов:
· Ходьба и её разновидности: с высоким подниманием колена, руки на поясе;в полуприседе, руки в стороны;с поочередными наклонами туловища.
· Бег.
· Покачаем руками:И.п.- ноги на ширине плеч, руки внизу, отведены назад.1-4 – раскачивание рук вперед- назад, поднимая их всё выше и выше.
· Погреемся:И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны, ладонями кверху.1- со словами «РАЗ»- туловище влево, руками обхватить себя за плечи( ноги несдвигать);2- повернуться прямо , руки в стороны. Повторить 5 раз в каждую сторону.
· Присядем пониже:И.п.- основная стойка (О.С.). руки в стороны.1-2 –присесть, руками обхватить колени, голову наклонить вперед.3-4 – выпрямиться, руки в стороны, прогнуться. ( 6-8 раз)
· Стройные березки:И.п.- о.с.1-2 – подняться на носки, поднять руки через стороны вверх, посмотреть на них.3-4 –опуститься на всю ступню, руки через стороны вниз ( 6-8 раз).
· Весёлый мячик:И.п.- о.с., руки на поясе.На 8 счетов- прыжки на месте, легко на носках; на 8 счетов- ходьба на месте.
· Ходьба на месте.
2. Комплекс ОРУ « Силачи»:
· Ходьба друг за другом, свободно размахивая руками.
· Ходьба с высоким подниманием коленей, руки на поясе.
· Ходьба.
· Непродолжительный бег, до 2 мин.
· Ходьба и перестроение в круг для выполнения ОРУ.
· И.п.- ноги на ширине плеч, руки к плечам, пальцысжаты в кулаки, смотреть прямо.1- руки в стороны, пальцы выпрямить, ладони вниз;2- с напряжением. Руки к плечам, пальцы сжать вкулаки ( 10-12 раз).
· Тук- тук.И.п.- ноги на ширине плеч, руки на поясе.1-3 - наклонится вперед, со словами « тук- тук» постучать правым кулаком о левый;4- выпрямится, руки на пояс, хорошо прогнуться- вдох.
· И.п.- лечь на живот, ноги вместе прямые, руки согнуты.1-2 - поднять руки вверх- в стороны; поднять ноги – прогнуться;3-4 - вернуться в и.п.- выдох.Повтор 8 раз.
· Ходьба на месте.
· Ходьба «змейкой» со сменой направо
3. Комплекс упражнений №1для формирования правильной осанки «Ровная спина»:
Разошлись по залу.
· И.П.- встать к стене, касаясь её затылком, лопаткой, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, шаг назад; повторить несколько раз.
· И.П. – то же. Ходьба по залу в различных направлениях; возвращение в и.п.. Встать на свои места в две шеренги.
· И.П.- основная стойка. Согнуть правую ногу вперед, руки в стороны, хлопок в ладоши за спиной, хлопок под ногой, вернуться в и.п.. То же сгибая левую ногу вперед. Повтор 10 – 12 раз.
· И.П.- основная стойка. Присесть на носках, колени развести. Сина прямая, руки вперед- в стороны- положение приземление при прыжке; вернуться в и.п. Повтор 10-12 раз.
· И.П.- основная стойка. Полуприсед, руки назад, махом рук вперед небольшой прыжок вверх. Мягкий присед с сохранением равновесия; вернуться в и.п. Повтор 10 – 12 раз.
· То же упражнение, но прыжок вверх и на полшага вперед.Перестроение в одну ширенгу – вторая ширенга делает 2 шага вперед.
· Бег в чередовании с ходьбой.
5. Комплекс упражнений № 2для формирования правильной осанки:
· И.П. – касаясь её затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед. шаг назад; повторить несколько раз.
· И.П. – упор стоя на коленях. Спина слегка прогнута. Наклоняя голов вперед, согнуть спину, вернуться в и.п. (кошечка).
· И.П. – стоя, ноги врозь. Наклон туловища влево, левая рука скользит вниз, правая вверх. Вернуться в и.п.. То же вправо. ( насос).
· И.П. – стоя, ноги врозь, руки в стороны. Повороты туловища вправо и влево.
· И.П. – сидя на полу, ноги прямые, руки вверх. Наклоняясь и опуская руки вперед, поднять правую ногу и коснуться пальцев рук носком вернуться в и.п.. То же левой ногой.
· И.П. - стоя на носках, левая нога перед правой, руки на поясе. Прыжки, меняя положение ног.
· Ходьба на месте.
6. Полоса препятствий « Разведчики»:
1круг
Первая скамейка: ходьба на носках, руки вверх, соскок вперед.
Вторая скамейка: ходьба, руки в стороны, соскок влево.
Наклонная скамья: на четвереньках переход на гимнастическую стенку.
Стенка: по третьей рейке от пола, лицом к стене, приставным шагом.
«По кочкам»: бег с прыжками через набивной мяч с приземлением в квадрат на обе ноги, поворот налево.
Длинная вращающаяся скакалка: пробежать под скакалкой.
2 круг
Первая скамейка: ходьба, высоко поднимая колени и с хлопком под поднятой коленкой, соскок вперед с хлопком над головой.
Вторая скамейка: ходьба, руки на поясе, соскок вправо.
Наклонная скамья: на четвереньках, переход на гимнастическую стенку.
Стенка: первые два пролёта - передвижение правым боком к стенке, лицом вперед; следующие два пролёта – левым боком к стенке, спиной вперед.
По кочкам: то же упражнение, как и в 1 круге.
Скакалка: пробежать под скакалкой
7. Комплекс упражнений с гимнастической палкой:
· И.П. – ноги вместе, руки с палкой внизу. 1-2 – подняться на носки, палка вверх, посмотреть на неё – вдох. 3-4 – опустить палку - выдох.
· И.П. – ноги на ширине ступни, палка за спиной на лопатках.1 – наклон влево- выдох.2 – выпрямится, прогнуться- выдох.
· И.П.- сидя на полу, ноги вместе прямые, руки с палкой перед грудью.1-4 –прокатить палку по ногам до носков, наклон головы к ногам- выдох.5-8 – прокатить палку в обратном направлении, поднять палку к груди, прогнуться- выдох.
· И.П. – стоя, ноги вместе, руки с палкой над головой.1 – поднять согнутую левую ногу, руки вперед.2 – с палкой, прижать колено к груди – выдох.3 - опустить ногу.4- поднять руки с палкой вверх – вдох.Прыжки.
· И.П.- стоя . ноги вместе, палка перед грудью.1 – прыжок, ноги в стороны, палку вверх.2 – ноги вместе, палку к груди.
· Бег в высоким подниманием коленей, руки с палкой вытянуты вперед перед грудью.
8. Подвижные игры с мячом.
· Мяч соседу.
Играющие стоят в кругу, лицом к центру. На расстоянии 1 шага друг от друга, передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу. Водящий, находящийся за кругом, старается коснуться мяча, не задевая играющих. Тот, у кого он коснётся мяча. Становится водящим.
· Точно в мишень ( подвижная цель).
Играющие образуют большой круг и становятся друг от друга на расстоянии 2-3 шага . Перед носками игроков, стоящих в кругу, проводится черта. В круг выходит водящий, игроки стараются попасть в водящего мячом. Водящий, бегая внутри круга, увёртывается от мяча. Игрок, который попал в водящего мячом, становится на его место.Игрокам нельзя переступать черту. Если водящий поймает мяч, то это попаданием не считается.
· Мяч в воздухе.
Играющие становятся в круг. Выбирается водящий и встаёт в центр круга с мячом в руках. Он высоко подбрасывает мяч вверх и называет имя одного из детей, тот в свою очередь должен подбежать и поймать мяч, а водящий бежит на его место.Если ребёнок поймал мяч, он становится водящим и также бросает мяч.Если же он не успел поймать мяч, дети разбегаются, а ребёнок, подняв мяч с земли, кричит : «Стоп!» и бросает мяч в ноги одному из играющих. Тот в кого попали мячом ,становится водящим, игра продолжается.
9. Подвижные игры
· К своим флажкам.
Играющие делятся на 4 команды и становятся в кружки. В центре каждого – игрок с цветным флажком в поднятой руке. Все остальные разбегаются по площадке, становятся к стене и закрывают глаза. В это время игроки с флажками тихо и быстро меняются местами.
По сигналу «Все к своим флажкам!», дети открывают глаза, ищут свои флажки и быстро бегут к своему флажку и образуют кружки. Побеждает команда, сделавшая это быстрее.
Класс смирно!
Кол- во играющих : 20- 30 человек.
Место: зал, площадка.
Значение: игра помогает усвоить строевые команды и перестроение, воспитывает внимание и быстроту реакции.
Играющие строятся в одну ширенгу. Руководитель даёт различные команды. Нужно выполнять только те, перед которыми будет сказано слово «Класс!». Ошибающиеся делают шаг вперед, но продолжают играть. В конце игры отмечают самых внимательных.
· Путаница
Дети стают в круг и берутся за руки. Водящий отворачиваются и игроки начинают запутываться перелезая, как только можно, не РАЗМЫКАЯ рук.
Затем водящий должен распутать этот клубок, так же не размыкая рук.
· Два мороза
Кол- во играющих: 20-30- чел.
Место: зал, площадка.
Подготовка: На противоположных сторонах зала отмечаются двумя параллельными линиями два « дома».
Два водящих- «морозы»- становятся посередине площадки. Остальные располагаются за линией «дома».
Два «мороза» говорят:
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые;
Я – мороз красный нос,
Я – мороз синий нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пустится?
Дети отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
С этими словами дети бегут в противоположный дом. Морозы пятнают их « замораживают». Пойманные дети отходят в сторону. После нескольких перебежек «морозы» меняются. Выигрывают те, которых не поймали.
Правила:
1.Перебегать только после фразы- « …и не страшен нам мороз».
2. Нельзя возвращаться в дом.
· У ребят порядок строгий
Ученики ходят по залу и говорят слова:
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места,
Ну трубите веселее:
Тра- та-та, тра- та- та!
По окончании слов, подаётся команда « Становись!». Все должны построится в колонну и идти в колонне на пяточках, руки за головой, спина прямая. Ученики, прошедшие в колонне с плохой осанкой ( опустив голову, сгорбившись), проигрывают.
· Запрещенное движение
Дети повторяют за ведущим все движения, кроме одного запрещенного ( прыжка или, например, хлопка).
Заключение
Благодаря своим методическим особенностям, гимнастика является самым доступным средством физического воспитания, средством избирательного и всестороннего воздействия на двигательную, а через нее и на другие функции организма, психические и личностные свойства занимающихся. Именно поэтому ею занимаются в детских садах, в средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, в средних и высших учебных заведениях разного профиля.
Гимнастика также выступает как научная дисциплина и изучает закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий.
В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех или иных упражнений.
Наиболее оптимальные формы проведения гимнастики в 1-4 классах являются простейшие виды построений и перестроений, размыканий, поворотов, передвижений в строю, а также выполнение отдельных строевых команд, относительно большой круг ОРУ без предмета и с предметами, специальные упражнения для формирования правильной осанки. Отводится большое место упражнениям в ходьбе, беге, танцевальным шагам, различным видам прыжков и метаний, лазаний и перелезаний, а также акробатическим упражнениям и упражнениям в равновесии.
Список использованной литературы
1. Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. - М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. - 780 c.
2. Багнетова, Е. А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций / Е.А. Багнетова. - М.: Феникс, 2016. - 256 c.
3. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2013. - 431 c.
4. Борисова В. В., Шестакова Т. А. Оздоровительный фитнес в системе физического воспитания дошкольников и младших школьников / В. В. Борисова, Шестакова Т. А. - Москва: Машиностроение, 2015. - 899 c.
5. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2016. - 224 c.
6. Грибачева, М. А. Программа интегративного курса физического воспитания для учащихся начальной школы на основе футбола / М.А. Грибачева, В.А. Круглыхин. - М.: Человек, 2016. - 248 c.
7. Губа, В. П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи / В.П. Губа, О.С. Морозов, В.В. Парфененков. - М.: Советский спорт, 2016. - 208 c.
8. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта / В.И. Дубровский. - М.: Владос, 2014. - 512 c.
9. Елизарова, Е.М. Физическая культура 2-4 классы. Уроки двигательной активности. / Е.М. Елизарова. - М.: Советский спорт, 2013. - 95 c.
10. Ефименко Н.Н. Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Н. Ефименко // Мультиурок. – 2017.
11. Игнатов Д.М. Исследование специфических условий и факторов, определяющих развитие двигательных качеств учеников начальных классов / Д.М. Игнатов // Перспективы науки и образования. – 2014. - №4(10). – С. 88-91.
12. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е.П. Ильин. - М.: Просвещение, 2016. - 224 c.
13. Каинов, А.Н. Физическая культура 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. - М.: Советский спорт, 2013. - 171 c.
14. Качашкин, В. М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 2015. - 304 c.
15. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. - Ростов на/Д: Феникс, 2014. - 256 с.
16. Кучер В. А., Григус И. М. Применение подвижных игр и их влияние на организм школьников / В. А. Кучер, И. М. Григус // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2013. - №1. – С. 39-42.
17. Лесгафт, П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания. Избранные психологические труды / П.Ф. Лесгафт. - М.: Институт практической психологии, МОДЭК, 2016. - 416 c.
18. Лях В.И. Физическая культура. 1-4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. / В.И. Лях, М.: Просвещение, 2013. – 190 с.
19. Макеева В. С. Профессионально-личностное развитие учителя в процессе физического воспитания / Макеева В. С.. - Москва: РГГУ, 2015. - 103 c.
20. Мартынова, Е.А. Физическая культура. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 2-7 лет по программе "Детство". / Е.А. Мартынова и др. - М.: Советский спорт, 2013. - 302 c.
21. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе / А.П. Матвеев. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 248 c.
22. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.
23. Османов Р. З., Гунажоков И. К. Принципы построения процесса физического воспитания в общеобразовательной школе / Р. З. Османов, И. К. Гунажоков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2013.
24. Патрикеев, А. Ю. Гимнастика и подвижные игры в начальной школе / А.Ю. Патрикеев. - М.: Феникс, 2014. - 95 c.
25. Патрикеев, А. Ю. Летние подвижные игры для детей / А.Ю. Патрикеев. - М.: Феникс, 2014. - 224 c.
26. Патрикеев, А.Ю. Физическая культура. 3 класс: рабочая программа по учебнику А.П. Матвеева. / А.Ю. Патрикеев. - М.: Советский спорт, 2013. - 52 c.
27. Прокофьева, В. Н. Практикум по физиологии физического воспитания и спорта / В.Н. Прокофьева. - М.: Феникс, 2016. - 192 c.
28. Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев . - М.: ИЦ Академия, 2013. - 176 c.
29. Секерин, В.Д. Физическая культура (для бакалавров) / В.Д. Секерин. - М.: КноРус, 2013. - 424 c.
30. Ситник, Б. А. Летние забавы. Энциклопедия подвижных игр / Б.А. Ситник. - М.: Суфлер, Феникс, 2013. - 567 c.
31. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 431 c.
32. Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сборник научных статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции / под ред. Г. В. Бугаева, О. Н. Савинковой. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. — 466 с.
33. Фирсин С. А., Маскаева Т. Ю. Материально-технические условия организации и проведения занятий по физкультуре и спорту / С. А. Фирсин, Т. Ю. Маскаева. // Человек. Спорт. Медицина. – 2015. – С. 159-162.
34. Якубович, М. А. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания / М.А. Якубович, О.В. Преснова. - М.: Владос, 2016. - 288 c.
35. Ярлыкова О.В., Пешехонова Е.С. Развитие физических качеств младших школьников на уроках физической культуры / О.В. Ярлыкова, Е.С. Пешехонова // Таврический научный обозреватель. – 2016. - №1. – С. 92-94
36. Ярлыкова О.В., Чубукова В.В. Влияние подвижных игр на развитие физических качеств младших школьников во внеурочной деятельности / О.В. Ярлыкова, В.В. Чубукова // Таврический научный обозреватель. – 2016. - №1. – С. 99-100.