Методика занятий гимнастикой в младших классах

Знания, умения и навыки в гимнастике, которыми должны овладеть учащиеся, по годам обучения изложены в программе по физической культуре. Но следует помнить, что существует целый ряд важных, полезных и нужных упражнений, которые не указа­ны в программе, но которые целесообразно включать в уроки гим­настики. В то же время эффективность обучения и воспитания определяется не столько самими упражнениями, сколько методи­кой их применения и организацией учебно-воспитательной работы. В связи с этим очень важно, чтобы подбор средств и методов и ор­ганизация занятий осуществлялись в строгом соответствии с воз­растными анатомо-физиологическими особенностями и физически­ми возможностями школьников разного возраста.

Основной формой занятий гимнастикой в школе является урок. Из всех типов (вводный, контрольный и т. п.) уроков на практике отдается предпочтение смешанному типу, в котором сочетается изучение новых упражнений с повторением и закреплением ранее изученных. Не следует увлекаться отработкой гимнастического стиля при освоении того или иного упражнения. Каждый учитель должен стремиться к высокой плотности уроков гимнастики, ис­пользовать снаряды массового типа, должен четко представлять, в какой степени используемые им средства и методы способствуют решению образовательных, оздоровительных и воспитательных за­дач, какие навыки и умения получат и закрепят ученики, насколько эффективно будут использованы упражнения для совершенствова­ния физических и морально-волевых качеств. Предметом постоян­ной заботы учителя является систематическое совершенствование у учащихся физических качеств. Это важно и потому, что чем лучше развиты физические качества, тем быстрее и лучше происходит ов­ладение движением.

Младший школьный возраст (6- 9 лет) соответствует обучению детей в 1 - 4-х классах. В этот период организм ребенка продолжает интенсивно расти и развиваться с примерно равномерным приростом тотальных размеров тела. Мальчики и девочки растут почти одина­ково. Трубчатые кости скелета приобретают строение, свойственное взрослым, однако окостенение еще не завершено. Позвоночник с не установившимися еще характерными изгибами сохраняет очень большую гибкость за счет эластичности и относительно большой высоты межпозвоночных дисков и податлив к искривлению. Мус­кулатура развивается интенсивно, однако в целом мышечная систе­ма развита еще слабо и прибавка в силе незначительная. Мышцы вследствие большой эластичности неспособны к большим напряже­ниям, но податливы к растягиванию. Быстрее развиваются круп­ные мышцы (нижних конечностей, туловища, плечевого пояса и т. п.). Отстают в развитии мелкие мышцы рук. Происходит уско­ренное развитие двигательного анализатора. Вегетативные системы отстают в своем развитии от быстро прогрессирующей способности к управлению движениями. Деятельность сердца еще неустойчива из-за несовершенства регуляторных механизмов, однако сердце в этом возрасте способно сравнительно легко приспособиться к раз­личным режимам работы и относительно быстро восстановить свою работоспособность. Все большую силу и устойчивость приобретает регулирующий тормозной контроль коры головного мозга над произвольными действиями и эмоциональными реакциями. Способ­ность к запоминанию и двигательные возможности быстро растут вплоть до 11-12 лет, а затем темп их развития замедляется.

Младший школьный возраст самый благоприятный для заклады­вания фундамента основных двигательных навыков и физических качеств. Этот возраст считают лучшим, поскольку все показатели физических способностей обнаруживают высокие нормы прироста. В особенности это относится к быстроте, ловкости, гибкости, не­которым видам выносливости. Дети этого возраста проявляют жи­вой интерес к физическим упражнениям, хорошую готовность к обу­чению, активность ижелание заниматься. В этот период знакомые формы движений заметно улучшаются, а многие новые приобрета­ются и закрепляются часто даже без инструктажа, а нередко сразу же после нескольких попыток и исправлений в грубой форме (игро­вые навыки, вело и т. п.). Вместе с тем двигательные навыки форми­руются не так быстро, как в возрасте 11-13 лет, и удачные попытки бывают реже, чем неудачные. Поэтому изучаемое упражнение сле­дует повторять не менее 6—8 раз в каждом занятии по 2-3 попыт­ки в одном подходе. Наряду с формированием основных двигатель­ных навыков следует уделять достаточное внимание отработке и мелких движений, требующих большой точности, так как в этом возрасте они представляют определенную трудность.

У детей младшего школьного возраста необходимо развивать все физические качества (в плане общей физической подготовки). Решающий фактор в тренировке быстроты — высокая интен­сивность движений. Используя различные средства гимнастики (ОРУ, игры, бег), следует предлагать учащимся выполнять упраж­нения с определенной скоростью, постепенно повышая ее и стремясь к максимуму. Однако это должно проходить в полном соот­ветствии с уровнем освоения техники движений, чтобы предупре­дить явления судорожного напряжения.

Основной задачей воспитания ловкости должно быть овладение новыми многообразными движениями. Это расширяет базу, на ко­торой могут образоваться новые координационные связи. Учащий­ся должен непрерывно осваивать более или менее новые навыки. Если в течение долгого времени запас движений не пополняется, способность к обучению снижается. Упражнения для развития ловкости должны отличаться известной степенью трудности в коор­динационно-двигательном отношении. Для развития этого каче­ства как способности быстро перестраивать двигательные действия особенно пригодны подвижные игры и эстафеты, соответствующие данному возрасту.

Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. В практике мерой гибкости служат известные стан­дарты (наклон вперед, шпагат, мост и др.), которыми и следует пользоваться для контроля. Развитие гибкости следует начинать осторожно уже в младшем школьном возрасте, и не только потому, что в этот период мышцы особенно податливы к растягиванию, но и потому, чтобы предупредить связанное с возрастом сокращение подвижности в суставах, особенно заметное в 13-14 лет. Недоста­точно развитая гибкость является причиной невозможности при­обрести определенные двигательные навыки, задержки в развитии других качеств (сила, быстрота, ловкость), снижения качества управления движениями и т. п. Гибкость улучшается под влия­нием специальных упражнений. Следует также помнить, что боль­шая гибкость позвоночника, сочетающаяся с недостаточно или не­равномерно (асимметрично) развитой мускулатурой, делает его по­датливым к искривлению. Все это требует, чтобы упражнения для развития гибкости сочетались с упражнениями для развития силы.

Упражнения для развития силы в этом возрасте следует предла­гать в плане общей физической подготовки. Это требует тщательно и глубоко продуманной подготовки к каждому занятию с исполь­зованием специальной литературы. Развитие этого качества в дан­ный период требует особой осторожности. Объем упражнений дол­жен быть небольшим, выполняться упражнения должны в пределах малой и средней интенсивности, в сочетании с другими упражне­ниями (например, с упражнениями на гибкость), после соответст­вующей предварительной подготовки учащихся. Недопустима большая интенсивность выполнения упражнений на силу, посколь­ку пассивные структуры двигательного аппарата еще недостаточно крепки и частые максимальные раздражители могут причинить повреждения.

Детям младшего школьного возраста свойственно подражание, поэтому точный показ и имитация наиболее эффективны. При обуче­нии следует пользоваться и рассказом, но он должен быть лаконич­ным и образным. Дети особенно быстро утомляются при однообраз­ной деятельности. В связи с этим необходимо своевременно изме­нять содержание и характер занятий. Для сохранения высокого уровня работоспособности перерывы между упражнениями должны быть частыми, но непродолжительными. Длительное бездействие снижает интерес к занятиям и отрицательно сказывается на резуль­татах обучения. Короткие перерывы между упражнениями оправ­даны и физиологически, так как утомление у детей данного возрас­та быстро проходит. В этом возрасте сравнительно быстро возника­ют условно-рефлекторные связи на естественные целостные дейст­вия. Поэтому чем конкретнее двигательная задача, тем успешнее она выполняется.

Дети младшего школьного возраста склонны к играм и фантази­рованию, поэтому игровой метод обучения особенно продуктивен. Игровым методом можно обучать и всем прикладным упражнениям и несложным (для этого возраста) специальным спортивным дви­жениям, а также совершенствовать все основные двигательные ка­чества. Эффективность этого метода находится в прямой зависимос­ти от соответствующих данному возрасту средств и тщательной и продуманной подготовки учителя к каждому занятию. Следует использовать и фронтальный, и групповой, и поточный способы, позволяющие сохранять высокую плотность урока.

Различия физического развития между мальчиками и девочками в этом возрасте несущественны, поэтому различия в содержании упражнений и методике обучения практически отсутствуют.

Основной формой занятий гимнастикой в школе является урок. В школе также используются: гимнастика до занятий, физкультур­ные паузы, гимнастические упражнения в режиме продленного дня и во время больших перемен, секционные занятия по основной и ритмической гимнастике, по акробатике, индивидуальные формы занятий (гигиеническая гимнастика, самостоятельная атлетическая гимнастика), массовые гимнастические выступления и праздники.

Содержание занятий гимнастикой в младших классах

В системе средств физического воспитания в школе одно из основных мест принадлежит гимнастике. Гимнастические упражне­ния входят в содержание всех основных форм занятий физической культурой в школе. Они являются важнейшей частью содержания уроков физической культуры, воспитательно-оздоровительных ме­роприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы, спортив­но-оздоровительных праздников и соревнований, массовых спортив­но-гимнастических выступлений, вечеров художественной самодея­тельности и т. п.

Занятия гимнастикой в школе направлены на содействие гармо­ничному формированию растущего организма, укрепление здо­ровья и повышение работоспособности учащегося, овладение им важнейшими двигательными навыками и умениями, а также но­выми видами движений, развитие физических качеств, овладение нормативами комплекса ГТО. Кроме этого, занятия гимнастикой направлены на воспитание у учащихся привычки к систематиче­ским занятиям физической культурой и спортом, смелости, настой­чивости, дисциплинированности, чувства дружбы и товарищества, навыков гигиены и культурного поведения. Реализация этих задач осуществляется путем целенаправленного использования всех форм занятий гимнастикой и каждого занятия в отдельности.

Со­держание занятий гимнастикой в школе определяется Государст­венной программой по физической культуре. Гимнастика составляет один из основных разделов этой программы, и ее учебный материал распределен по годам обучения с учетом возрастньк возможностей, физической подготовленности, половых различий и состояния здо­ровья школьников.

Программой для учащихся 1-4-х классов предусмотрены теоре­тические сведения, сообщаемые в процессе практических занятий, в двигательном режиме школьника, закаливании, о правильной осанке, рациональном дыхании при выполнении упражнений, требования гигиены при уходе за телом и одеждой. В практическую часть программы для учащихся этого возраста включены простей­шие виды построений и перестроений, размыканий, поворотов, передвижений в строю, а также выполнение отдельных строевых команд, относительно большой круг ОРУ без предмета и с предме­тами, специальные упражнения для формирования правильной осанки. Отводится большое место упражнениям в ходьбе, беге, танцевальным шагам, различным видам прыжков и метаний, ла­заний и перелезаний, а также акробатическим упражнениям и уп­ражнениям в равновесии.

Необходимо отметить, что уже на уроках с учащимися 2-х и 3-х классов вводится элементарная снарядовая гимнастика (брев­но, гимнастическая скамейка), которая расширяется и усложняется и 4-м классе, где такие снаряды, как конь, козел, брусья, низкая перекладина, бревно и др., используются для выполнения сравни­тельно более сложных гимнастических упражнений. Учащиеся этого возраста должны овладеть пятью гимнастическими упражне­ниями комплекса ГТО первой и второй ступени. Программой пре­дусматривается контроль за степенью овладения практическим материалом. Он производится периодически оценкой качества кон­кретных двигательных навыков: уметь выполнять основные движе­ния руками, ногами, туловищем, уметь выполнять перекат, уметь лазать по гимнастической скамейке, бревну и т. п.

2.3. Комплекс упражнений по гимнастике для детей младших классов 

В данном параграфе рассмотрим комплекс упражнений для проведения занятий по гимнастике для младшего школьного возраста.

1. Комплекс ОРУ без предметов:

· Ходьба и её разновидности: с высоким подниманием колена, руки на поясе;в полуприседе, руки в стороны;с поочередными наклонами туловища.

· Бег.

· Покачаем руками:И.п.- ноги на ширине плеч, руки внизу, отведены назад.1-4 – раскачивание рук вперед- назад, поднимая их всё выше и выше.

· Погреемся:И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны, ладонями кверху.1- со словами «РАЗ»- туловище влево, руками обхватить себя за плечи( ноги несдвигать);2- повернуться прямо , руки в стороны. Повторить 5 раз в каждую сторону.

· Присядем пониже:И.п.- основная стойка (О.С.). руки в стороны.1-2 –присесть, руками обхватить колени, голову наклонить вперед.3-4 – выпрямиться, руки в стороны, прогнуться. ( 6-8 раз)

· Стройные березки:И.п.- о.с.1-2 – подняться на носки, поднять руки через стороны вверх, посмотреть на них.3-4 –опуститься на всю ступню, руки через стороны вниз ( 6-8 раз).

· Весёлый мячик:И.п.- о.с., руки на поясе.На 8 счетов- прыжки на месте, легко на носках; на 8 счетов- ходьба на месте.

· Ходьба на месте.

2. Комплекс ОРУ « Силачи»:

· Ходьба друг за другом, свободно размахивая руками.

· Ходьба с высоким подниманием коленей, руки на поясе.

· Ходьба.

· Непродолжительный бег, до 2 мин.

· Ходьба и перестроение в круг для выполнения ОРУ.

· И.п.- ноги на ширине плеч, руки к плечам, пальцысжаты в кулаки, смотреть прямо.1- руки в стороны, пальцы выпрямить, ладони вниз;2- с напряжением. Руки к плечам, пальцы сжать вкулаки ( 10-12 раз).

· Тук- тук.И.п.- ноги на ширине плеч, руки на поясе.1-3 - наклонится вперед, со словами « тук- тук» постучать правым кулаком о левый;4- выпрямится, руки на пояс, хорошо прогнуться- вдох.

· И.п.- лечь на живот, ноги вместе прямые, руки согнуты.1-2 - поднять руки вверх- в стороны; поднять ноги – прогнуться;3-4 - вернуться в и.п.- выдох.Повтор 8 раз.

· Ходьба на месте.

· Ходьба «змейкой» со сменой направо

3. Комплекс упражнений №1для формирования правильной осанки «Ровная спина»:

Разошлись по залу.

· И.П.- встать к стене, касаясь её затылком, лопаткой, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, шаг назад; повторить несколько раз.

· И.П. – то же. Ходьба по залу в различных направлениях; возвращение в и.п.. Встать на свои места в две шеренги.

· И.П.- основная стойка. Согнуть правую ногу вперед, руки в стороны, хлопок в ладоши за спиной, хлопок под ногой, вернуться в и.п.. То же сгибая левую ногу вперед. Повтор 10 – 12 раз.

· И.П.- основная стойка. Присесть на носках, колени развести. Сина прямая, руки вперед- в стороны- положение приземление при прыжке; вернуться в и.п. Повтор 10-12 раз.

· И.П.- основная стойка. Полуприсед, руки назад, махом рук вперед небольшой прыжок вверх. Мягкий присед с сохранением равновесия; вернуться в и.п. Повтор 10 – 12 раз.

· То же упражнение, но прыжок вверх и на полшага вперед.Перестроение в одну ширенгу – вторая ширенга делает 2 шага вперед.

· Бег в чередовании с ходьбой.

5. Комплекс упражнений № 2для формирования правильной осанки:

· И.П. – касаясь её затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед. шаг назад; повторить несколько раз.

· И.П. – упор стоя на коленях. Спина слегка прогнута. Наклоняя голов вперед, согнуть спину, вернуться в и.п. (кошечка).

· И.П. – стоя, ноги врозь. Наклон туловища влево, левая рука скользит вниз, правая вверх. Вернуться в и.п.. То же вправо. ( насос).

· И.П. – стоя, ноги врозь, руки в стороны. Повороты туловища вправо и влево.

· И.П. – сидя на полу, ноги прямые, руки вверх. Наклоняясь и опуская руки вперед, поднять правую ногу и коснуться пальцев рук носком вернуться в и.п.. То же левой ногой.

· И.П. - стоя на носках, левая нога перед правой, руки на поясе. Прыжки, меняя положение ног.

· Ходьба на месте.

6. Полоса препятствий « Разведчики»:

1круг

Первая скамейка: ходьба на носках, руки вверх, соскок вперед.

Вторая скамейка: ходьба, руки в стороны, соскок влево.

Наклонная скамья: на четвереньках переход на гимнастическую стенку.

Стенка: по третьей рейке от пола, лицом к стене, приставным шагом.

«По кочкам»: бег с прыжками через набивной мяч с приземлением в квадрат на обе ноги, поворот налево.

Длинная вращающаяся скакалка: пробежать под скакалкой.

2 круг

Первая скамейка: ходьба, высоко поднимая колени и с хлопком под поднятой коленкой, соскок вперед с хлопком над головой.

Вторая скамейка: ходьба, руки на поясе, соскок вправо.

Наклонная скамья: на четвереньках, переход на гимнастическую стенку.

Стенка: первые два пролёта - передвижение правым боком к стенке, лицом вперед; следующие два пролёта – левым боком к стенке, спиной вперед.

По кочкам: то же упражнение, как и в 1 круге.

Скакалка: пробежать под скакалкой

7. Комплекс упражнений с гимнастической палкой:

· И.П. – ноги вместе, руки с палкой внизу. 1-2 – подняться на носки, палка вверх, посмотреть на неё – вдох. 3-4 – опустить палку - выдох.

· И.П. – ноги на ширине ступни, палка за спиной на лопатках.1 – наклон влево- выдох.2 – выпрямится, прогнуться- выдох.

· И.П.- сидя на полу, ноги вместе прямые, руки с палкой перед грудью.1-4 –прокатить палку по ногам до носков, наклон головы к ногам- выдох.5-8 – прокатить палку в обратном направлении, поднять палку к груди, прогнуться- выдох.

· И.П. – стоя, ноги вместе, руки с палкой над головой.1 – поднять согнутую левую ногу, руки вперед.2 – с палкой, прижать колено к груди – выдох.3 - опустить ногу.4- поднять руки с палкой вверх – вдох.Прыжки.

· И.П.- стоя . ноги вместе, палка перед грудью.1 – прыжок, ноги в стороны, палку вверх.2 – ноги вместе, палку к груди.

· Бег в высоким подниманием коленей, руки с палкой вытянуты вперед перед грудью.

8. Подвижные игры с мячом.

· Мяч соседу.

Играющие стоят в кругу, лицом к центру. На расстоянии 1 шага друг от друга, передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу. Водящий, находящийся за кругом, старается коснуться мяча, не задевая играющих. Тот, у кого он коснётся мяча. Становится водящим.

· Точно в мишень ( подвижная цель).

Играющие образуют большой круг и становятся друг от друга на расстоянии 2-3 шага . Перед носками игроков, стоящих в кругу, проводится черта. В круг выходит водящий, игроки стараются попасть в водящего мячом. Водящий, бегая внутри круга, увёртывается от мяча. Игрок, который попал в водящего мячом, становится на его место.Игрокам нельзя переступать черту. Если водящий поймает мяч, то это попаданием не считается.

· Мяч в воздухе.

Играющие становятся в круг. Выбирается водящий и встаёт в центр круга с мячом в руках. Он высоко подбрасывает мяч вверх и называет имя одного из детей, тот в свою очередь должен подбежать и поймать мяч, а водящий бежит на его место.Если ребёнок поймал мяч, он становится водящим и также бросает мяч.Если же он не успел поймать мяч, дети разбегаются, а ребёнок, подняв мяч с земли, кричит : «Стоп!» и бросает мяч в ноги одному из играющих. Тот в кого попали мячом ,становится водящим, игра продолжается.

9. Подвижные игры

· К своим флажкам.

Играющие делятся на 4 команды и становятся в кружки. В центре каждого – игрок с цветным флажком в поднятой руке. Все остальные разбегаются по площадке, становятся к стене и закрывают глаза. В это время игроки с флажками тихо и быстро меняются местами.

По сигналу «Все к своим флажкам!», дети открывают глаза, ищут свои флажки и быстро бегут к своему флажку и образуют кружки. Побеждает команда, сделавшая это быстрее.

Класс смирно!

Кол- во играющих : 20- 30 человек.

Место: зал, площадка.

Значение: игра помогает усвоить строевые команды и перестроение, воспитывает внимание и быстроту реакции.

Играющие строятся в одну ширенгу. Руководитель даёт различные команды. Нужно выполнять только те, перед которыми будет сказано слово «Класс!». Ошибающиеся делают шаг вперед, но продолжают играть. В конце игры отмечают самых внимательных.

· Путаница

Дети стают в круг и берутся за руки. Водящий отворачиваются и игроки начинают запутываться перелезая, как только можно, не РАЗМЫКАЯ рук.

Затем водящий должен распутать этот клубок, так же не размыкая рук.

· Два мороза

Кол- во играющих: 20-30- чел.

Место: зал, площадка.

Подготовка: На противоположных сторонах зала отмечаются двумя параллельными линиями два « дома».

Два водящих- «морозы»- становятся посередине площадки. Остальные располагаются за линией «дома».

Два «мороза» говорят:

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые;

Я – мороз красный нос,

Я – мороз синий нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пустится?

Дети отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!

С этими словами дети бегут в противоположный дом. Морозы пятнают их « замораживают». Пойманные дети отходят в сторону. После нескольких перебежек «морозы» меняются. Выигрывают те, которых не поймали.

Правила:

1.Перебегать только после фразы- « …и не страшен нам мороз».

2. Нельзя возвращаться в дом.

· У ребят порядок строгий

Ученики ходят по залу и говорят слова:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места,

Ну трубите веселее:

Тра- та-та, тра- та- та!

По окончании слов, подаётся команда « Становись!». Все должны построится в колонну и идти в колонне на пяточках, руки за головой, спина прямая. Ученики, прошедшие в колонне с плохой осанкой ( опустив голову, сгорбившись), проигрывают.

· Запрещенное движение

Дети повторяют за ведущим все движения, кроме одного запрещенного ( прыжка или, например, хлопка).

Заключение

Благодаря своим методическим особенностям, гимнастика является самым доступным средством физического воспитания, средством избирательного и всестороннего воздействия на двигательную, а через нее и на другие функции организма, психические и личностные свойства занимающихся. Именно поэтому ею занимаются в детских садах, в средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, в средних и высших учебных заведениях разного профиля.

Гимнастика также выступает как научная дисциплина и изучает закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий.

В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех или иных упражнений.

Наиболее оптимальные формы проведения гимнастики в 1-4 классах являются простей­шие виды построений и перестроений, размыканий, поворотов, передвижений в строю, а также выполнение отдельных строевых команд, относительно большой круг ОРУ без предмета и с предме­тами, специальные упражнения для формирования правильной осанки. Отводится большое место упражнениям в ходьбе, беге, танцевальным шагам, различным видам прыжков и метаний, ла­заний и перелезаний, а также акробатическим упражнениям и уп­ражнениям в равновесии.

Список использованной литературы

1. Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. - М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. - 780 c.

2. Багнетова, Е. А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций / Е.А. Багнетова. - М.: Феникс, 2016. - 256 c.

3. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2013. - 431 c.

4. Борисова В. В., Шестакова Т. А. Оздоровительный фитнес в системе физического воспитания дошкольников и младших школьников / В. В. Борисова, Шестакова Т. А. - Москва: Машиностроение, 2015. - 899 c.

5. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2016. - 224 c.

6. Грибачева, М. А. Программа интегративного курса физического воспитания для учащихся начальной школы на основе футбола / М.А. Грибачева, В.А. Круглыхин. - М.: Человек, 2016. - 248 c.

7. Губа, В. П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи / В.П. Губа, О.С. Морозов, В.В. Парфененков. - М.: Советский спорт, 2016. - 208 c.

8. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта / В.И. Дубровский. - М.: Владос, 2014. - 512 c.

9. Елизарова, Е.М. Физическая культура 2-4 классы. Уроки двигательной активности. / Е.М. Елизарова. - М.: Советский спорт, 2013. - 95 c.

10. Ефименко Н.Н. Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Н. Ефименко // Мультиурок. – 2017.

11. Игнатов Д.М. Исследование специфических условий и факторов, определяющих развитие двигательных качеств учеников начальных классов / Д.М. Игнатов // Перспективы науки и образования. – 2014. - №4(10). – С. 88-91.

12. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е.П. Ильин. - М.: Просвещение, 2016. - 224 c.

13. Каинов, А.Н. Физическая культура 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. - М.: Советский спорт, 2013. - 171 c.

14. Качашкин, В. М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 2015. - 304 c.

15. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. - Ростов на/Д: Феникс, 2014. - 256 с.

16. Кучер В. А., Григус И. М. Применение подвижных игр и их влияние на организм школьников / В. А. Кучер, И. М. Григус // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2013. - №1. – С. 39-42.

17. Лесгафт, П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания. Избранные психологические труды / П.Ф. Лесгафт. - М.: Институт практической психологии, МОДЭК, 2016. - 416 c.

18. Лях В.И. Физическая культура. 1-4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. / В.И. Лях, М.: Просвещение, 2013. – 190 с.

19. Макеева В. С. Профессионально-личностное развитие учителя в процессе физического воспитания / Макеева В. С.. - Москва: РГГУ, 2015. - 103 c.

20. Мартынова, Е.А. Физическая культура. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 2-7 лет по программе "Детство". / Е.А. Мартынова и др. - М.: Советский спорт, 2013. - 302 c.

21. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе / А.П. Матвеев. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 248 c.

22. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.

23. Османов Р. З., Гунажоков И. К. Принципы построения процесса физического воспитания в общеобразовательной школе / Р. З. Османов, И. К. Гунажоков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2013.

24. Патрикеев, А. Ю. Гимнастика и подвижные игры в начальной школе / А.Ю. Патрикеев. - М.: Феникс, 2014. - 95 c.

25. Патрикеев, А. Ю. Летние подвижные игры для детей / А.Ю. Патрикеев. - М.: Феникс, 2014. - 224 c.

26. Патрикеев, А.Ю. Физическая культура. 3 класс: рабочая программа по учебнику А.П. Матвеева. / А.Ю. Патрикеев. - М.: Советский спорт, 2013. - 52 c.

27. Прокофьева, В. Н. Практикум по физиологии физического воспитания и спорта / В.Н. Прокофьева. - М.: Феникс, 2016. - 192 c.

28. Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев . - М.: ИЦ Академия, 2013. - 176 c.

29. Секерин, В.Д. Физическая культура (для бакалавров) / В.Д. Секерин. - М.: КноРус, 2013. - 424 c.

30. Ситник, Б. А. Летние забавы. Энциклопедия подвижных игр / Б.А. Ситник. - М.: Суфлер, Феникс, 2013. - 567 c.

31. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 431 c.

32. Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сборник научных статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции / под ред. Г. В. Бугаева, О. Н. Савинковой. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. — 466 с.

33. Фирсин С. А., Маскаева Т. Ю. Материально-технические условия организации и проведения занятий по физкультуре и спорту / С. А. Фирсин, Т. Ю. Маскаева. // Человек. Спорт. Медицина. – 2015. – С. 159-162.

34. Якубович, М. А. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания / М.А. Якубович, О.В. Преснова. - М.: Владос, 2016. - 288 c.

35. Ярлыкова О.В., Пешехонова Е.С. Развитие физических качеств младших школьников на уроках физической культуры / О.В. Ярлыкова, Е.С. Пешехонова // Таврический научный обозреватель. – 2016. - №1. – С. 92-94

36. Ярлыкова О.В., Чубукова В.В. Влияние подвижных игр на развитие физических качеств младших школьников во внеурочной деятельности / О.В. Ярлыкова, В.В. Чубукова // Таврический научный обозреватель. – 2016. - №1. – С. 99-100.

Наши рекомендации