Характеристика средств гимнастики


В соответствии с общими целями физического воспитания, яв­ляющегося органической частью коммунистического воспитания, определены три основных направления применения средств гимнас­тики:

— использование гимнастических упражнений в процессе об­щего физического развития человеку (расширение диапазона про­явления его двигательных особенностей, повышение уровня раз­вития физических качеств);

— применение средств гимнастики для формирования жизненно важных навыков, необходимых в трудовой и повседневной прак­тике;

— освоение сложных гимнастических упражнений в процессе интенсивной физической подготовки и спортивной практики.

Гимнастические упражнения традиционно объединяются в сле­дующие группы упражнений, называемые средствами гимнастики:

1. Строевые упражнения— это несложные двигательные дей­ствия служебного характера, используемые для более организован­ного проведения занятий, рационального размещения занимаю­щихся во время упражнений. Самостоятельное значение имеют при приобретении навыков ритмичных согласованных действий при ходьбе и беге под счет или музыкальное сопровождение, навыков правильнойосанки

2. Общеразвивающие упражненияшироко используются во всех видах гимнастики. Это координационно несложные двигательные действия - упражнения, выполняемые с целью общей физической подготовки: развития различных групп мышц, совершенствова­ния физических качеств, приобретения элементарных двигательных навыков. Существует множество упражнений, выполняемых без предметов и сразличными предметами и отягощениями (мячи, скакалки, палки, гантели), сиспользованием гимнастического и тренажерного оборудования (скамейки, стенка, блочные и аморти­зационные устройства, «станки» и т. п.).

Следует сказать, что упражнения общеразвивающего характера могут выполняться и на гимнастических снарядах, составляя осо­бую группу. Однако в целом упражнения на снаря­дах, как более сложные и универсальные, являются самостоятель­ной частью средств гимнастики.

3. Прикладные упражнения— средства гимнастики, формирую­щие важные двигательные умения и навыки активного взаимодей­ствия с окружающей средой. Характерной особенностью, выделяю­щей их среди других типично гимнастических упражнений, являет­ся менее строгая регламентация движений по форме, допущение индивидуальных решений в действиях для достижения двигатель­ной задачи типа сохранения равновесия, перенесения груза, пре­одоления препятствия и т. п. Эти упражнения выполняются с ис­пользованием специального оборудования: канатов, шестов, ска­меек, стенок. Многие упражнения данного характера можно вы­полнять на снарядах стандартного и нестандартного образца, имеющихся в гимнастических городках открытого типа, в местах отдыха, по месту жительства, на «тропах здоровья» в пар­ках и загородных зонах. Эти упражнения являются основными при проведении гимнастических игр и эстафет, преодолении полос препятствий.

4. Вольные упражненияявляются одним из видов гимнастиче­ского многоборья в спортивной гимнастике, средством общеразви­вающего характера, использование которого направлено на разви­тие координационных способностей, повышение выносливости. Бла­годаря четко выраженной стилизации движений, тщательной отра­ботке техники, выполнению их под музыку решаются задачи эсте­тического воспитания. Варьирование сочетаний элементов, их ком­бинирование, создание учебных и спортивных композиций разви­вают творческие способности занимающихся.

5. Упражнения художественной гимнастики применяются на занятиях с женским контингентом. Они близки по задачам вольным упражнениям, но содержат специфические элементы, выполняемые без предметов (волны, равновесия, повороты, прыжки и т. п.) и с предметами (обруч, мяч, булавы, скакалка, лента и др.). В сред­ства художественной гимнастики включаются также танцевальные элементы и их сочетания. Разнообразные движения объединяются в учебные и спортивные композиции. Выполнение отдельных упраж­нений и комбинаций с музыкальным сопровождением является эффективным средством развития пластичности движений, их вы­разительности, воспитания эстетических качеств.

6. Акробатические упражнения очень действенное средство раз­вития физических качеств, воспитания решительности и смелости. Различные движения и положения тела, в том числе и переворачи­вания через голову, улучшают ориентировку в пространстве, ока­зывают специфическое воздействие на внутренние органы, повышая их функциональную устойчивость. Доступность акробатических упражнений и возможность беспрерывного усложнения позволяют использовать их в общей и прикладной физической подготовке, в различных видах спорта с целью специальной Подготовки. Спор­тивные виды акробатики отличаются преимущественным содержа­нием в них тех или иных по характеру акробатических упражне­нии: прыжков, балансирований, вольтижных элементов, выполняе­мых индивидуально (прыжки), в парах, втроем, вчетвером, муж­чинами и женщинами. К акробатическим упражнениям относятся и относительно простые групповые пирамиды — фигурные построения с поддержками.

7. Прыжки (неопорные и опорные) в отлитие от прыжков-подскоков, относящихся к группе общеразвивающих упражнений, характерны выраженной фазой полета после толика ногами и руками, развивают скоростно-силовые качества, точность движений, ловкость, волевые качества. Прыжки в занятиях применяются как средство физической подготовки, формирования прикладных уме­ний и навыков (напрыгивания, спрыгивания, перепрыгивания препятствий). В спортивной гимнастике как вид многоборья опор­ные прыжки входят в программу соревнований.

8. Упражнения на снарядах характерны необычностью условий опоры и особенными телодвижениями, обусловленными конструк­цией этих снарядов. В спортивной гимнастике снаряды делятся на виды мужского многоборья (конь, кольца, брусья, перекладина) и женского (брусья разной высоты, бревно). Это деление условно, если иметь в виду использование упражнений на снарядах в видах гимнастики оздоровительно-прикладной направленности. Так, на коне с ручками можно выполнять многие упражнения общеразви­вающего характера (к примеру, наклоны туловищу назад, наскоки). Подобный подход к использованию снарядов значительно расширя­ет диапазон их применения в занятиях с лицами разного пола, возраста, разной подготовленности. Упражнения на снарядах очень многообразны по форме, по степени сложности, по характеру воздействия на организм. Как правило, они оказывают значитель­ную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, и, следовательно, занятия на снарядах приводят к существенному развитию мускула­туры, особенно рук, плечевого пояса, так как многие элементы вы­полняются в упоре и висе на руках. Это особенно Заметно у предста­вителей спортивной гимнастики.

Разработаны и внедряются конструкции снарядов, позволяю­щие упражняться на них одновременно группе занимающихся (так называемые многопролетные, удлиненные снаряды массового типа). Их устройство предусматривает быструю установку и трансформа­цию.

Наряду с традиционными гимнастическими снарядами, истори­чески вошедшими в арсенал средств гимнастики, последнее время появились тренажеры и устройства, позволяющие выполнять мно­гие упражнения общеразвивающего характера, в том числе и в домашних условиях.


Наши рекомендации