Виды коммуникаций в сети Интернет

Анализируя сетевые коммуникации, возникает необходимость выявить виды коммуникации в сети Интернет, поскольку, появление сети Интернет, как новейшего средства массовой коммуникации, привело к появлению особых сообществ, которые свойственны только этой среде. И коммуникативное пространство включает в себя неформальное общение и способность самовыражения.

Перед тем как приступить к рассмотрению видов сетевых коммуникаций, следует изучить ее как функцию. Главным моментом в сетевых коммуникациях является интерактивность общения двух или более собеседников в один момент времени из любых точек мира в различных видах и формах.

Интерактивность в сети Интернет выделяет три формы: во-первых, «люди и документы» – это возможность для Интернет-пользователя формировать и реализовывать запрос на какую-либо информацию; во-вторых, «люди и технология» – это приспособленность, удобство информационной технологии для пользователей; затем, «люди и люди» – речь идет о приспособленности данной коммуникации к двустороннему общению, также о социальных технологиях общения, помогающие достижению позитивных социальных целей; о том, как происходит процесс коммуникации между журналистами, обществом, властью и бизнесом – основными субъектами, которые выделяются в изучении функционирования современного социума.

Важно отметить и про различие понятий «интерактивность» и «обратная связь». Первое понятие более широкое, чем второе. Обратная связь – это реакция, отклик субъекта на информационное воздействие. Именно в этом качестве в сети Интернет пока чаще всего используется функция «форум». Также показатели посещаемости тоже выступают в роли обратной связи: свидетельствуют о том, заинтересовались ли сайтом и его контентом Интернет-пользователи. А понятие «интерактивность» же предоставляет и другие возможности: контроля Интернет-пользователя над содержанием (запрос, оценка), участия в его создании через постановку проблем для освещения и обсуждения, инициативу в обсуждении, авторство, обмен мнениями с другими пользователями и т.п. Однако, такие возможности могут применяться и в традиционных СМИ, но не все. К примеру, возможность общения по горизонтали, между пользователями. Но потенциал новейшей современной технологии проявляется только через активность людей.

Также стоит отметить, что сеть Интернет является многосторонним СМИ, который формирует множество различных форм коммуникации. По мнению М. Морриса их можно поделить на четыре категории: 1), «асинхронная коммуникация «один на один» (электронные письма, смс, iMessage); 2), асинхронная коммуникация «многих с многими» (например, сеть Юзернет или Ответ. майл: сводки, листы рассылок, где требуется согласие на рассылки или пароль, для входа в программу, в которой сообщения касаются определенных тем); 3), синхронная коммуникация «один на один», «один и несколько», «один с несколькими» строятся вокруг каких-либо определенных тем, (например, ролевые игры, чаты, форумы); 4), асинхронная коммуникация, где обычно пользователь пытается разыскать сайт для получения определенной информации и здесь можно встретить коммуникацию «многие и один», «один на один», «один и многие» (например, веб-сайты, гороскопы, блоги)» [16].

Сеть Интернет – это особенно удобная с точки зрения техники среда, которая идеально подходит для различных публикаций, распространения, обсуждения, высказывания своего мнения, а также коллективного создание текстов [21].

Современные исследователи, такие как Ю.Д. Бабаева, О.В. Смыслова, А.Е. Войскунский, [2] сумели выделить следующие часто используемые виды общения в сети Интернет: во-первых, общение в реальном времени (так называемый «чат»): с одним Интернет-пользователем и с множеством таких пользователей одновременно и мгновенно; во-вторых, общение, при котором сообщения доставляются к адресату с отсрочкой: с одним Интернет-пользователем (электронная почта) и со множеством таких пользователей, которые участвуют в телеконференции (ньюс-группы).

Существует несколько основных видов сетевых коммуникаций, в зависимости от времени общения, типа субъектов, от открытости или закрытости сообщества, от мультимедийности, от того, может ли существовать этот вид вне пространства сети Интернет или нет. К основным относятся электронная почта, форум, блог, чат [32].

Согласно Е.Н. Галичкиной, коммуникация в сети Интернет «представляет собой сложную комбинацию дискурсов – она содержит в себе признаки разных дискурсов, но в то же время полностью не принадлежит ни одному из них. Личная электронная переписка – это деловой дискурс, официальная переписка – институциональный дискурс, обмен научной информацией – научный дискурс, рекламные сайты – рекламный дискурс» [10].

Это еще раз подтверждает, что в сети Интернет возникает и формируется новейшая коммуникативная среда, так называемое «коммуникативное пространство», в котором непрерывно и с большой скоростью образуются новые виды общения. Л.А. Капанадзе, Н.Г. Асмус, О.В. Лутовинова говорят о «теории виртуального жанроведения». Это новая теория, появившаяся в среде Интернет-дискурса, которая описывает и структурирует все существующие Интернет-жанры и способы их классификации.

Л.А. Капанадзе определяет виды коммуникации в сети Интернет: «Веб-сайт; домашняя страница (имеет меньший масштаб, нежели сайт); электронная библиотека; электронный журнал; электронное письмо; чат (разговоры в «реальном времени»); гостевая книга, доска объявлений; коллекция программ; каталог (например, виртуального магазина); коммерческие объявления; рекламные баннеры» [18]. Таким образом, исследователь Л.А. Капанадзе разделяет виды коммуникации в сети Интернет на две группы: «виды, которые тяготеют к письменным текстам, а также, виды, которые являются своеобразным «гибридом» письменного и устного текста» [18].

Н.Г. Асмус, исследовавший жанры виртуального общения, обращается к большому количеству взаимосвязанных между собой параметров жанра. Среди них такие критерии, «как тематический признак, коммуникативная цель, сфера общения, образ автора (читателя), режим синхронного (асинхронного) времени, форма объективации (близость к письменному или устному тексту), диалог, композиция, языковые особенности» [1]. Исследователь определяет следующие виды жанров виртуального общения: электронная почта, чат, форумы или виртуальные конференции.

Также автор сгруппировал все жанры сетевых коммуникаций на канонические (например, жанр рекламы в виртуальном пространстве, т.е. которые не появились в рамках среды Интернет) и неканонические (например, электронная почта, чат, форум, блог, т.е. которые появились в рамках среды Интернет) [1].

Исследователь-лингвист О.В. Лутовинова разделяет общение в сети Интернет на дискусообразующие и дискурсоприобретенные жанры. «Дискурсообразующие жанры – это виртуальные жанры, различающиеся по двум критериям структурность и композиционность» [28]. Здесь автор рассматривает «жанр» в качестве «определенного типа высказывания в рамках определенного дискурса, являющийся своего рода текстом, который вписан в определенную коммуникативную обстановку» [28]. Дискурсоприобретенные жанры – это «устойчивые типы высказываний в уже сложившихся формах общения, жестко обусловленных в виртуальной среде определенными техническими параметрами» [28]. К дискурсообразующим жанрам О.В. Лутовинова вносит электронное письмо (e-mail), чат, форум и гостевую книгу, жанр мгновенных сообщений, блог, многопользовательскую ролевую игру онлайн, СМС, а к дискурсоприобретенным – флейм, сетевой флирт, виртуальный роман, креатифф, флуд, спам и послание [28].

Стоит отметить, что точка зрения лингвиста о виртуальных жанрах, которые могут заменять друг друга, трансформироваться внутри других жанров, является интересной. Такая замена и изменение происходит в результате развивающихся технологий сети Интернет, что также приводит и к формированию новых жанров в виртуальном пространстве.

Следовательно, опираясь на исследования Л.А. Капанадзе, О.В. Лутовинова, Е.А. Северина и Н.Г. Асмус, можно выделить наиболее часто встречающиеся виды коммуникаций в сети Интернет: во-первых, электронная почта; во-вторых, форум; в-третьих, чат.

Наиболее универсальное и легкодоступное средство сетевой коммуникации это – электронная почта (е-мейл), которое, несомненно, напоминает известный процесс коммуникации через бумажные письма, которые в свою очередь отправляются в конвертах. Но при этом электронное письмо отличается тем, что оно отправляется с компьютера одного собеседника на почтовый сервер, а затем доставляется другому собеседнику на его почтовый ящик. Такой процесс коммуникации при хороших условиях занимает не больше 2-6 минут. Электронное письмо, как и обычное бумажное письмо в конверте, может содержать в себе разные вложения в виде графических файлов (фотографии, рисунки, картинки, схемы, таблицы), но аудио и видео файлы (музыка, речь, фильм) может содержать в себе только электронное письмо.

Ещё одним способом сетевой коммуникации являются форумы – это процесс обмена информации и общения между множеством Интернет-пользователей, которые заинтересовались темой обсуждения, а в свою очередь эта тема является причиной взаимодействия этих пользователей в одном конкретном месте для вынесения её на всеобщее обсуждения. Их главное отличие состоит в том, что при создании Интернет-форумов нет никаких строгих запретов на контингент участников – таковыми участниками могут стать различные Интернет-пользователи, которые зарегистрированы на определенном форуме. Также нет и временных рамок обсуждения темы – этот процесс по времени зависит от самих Интернет-пользователей по степени заинтересованности данной темой на этом обсуждении собеседниками.

Преимущества Интернет-форумов перед живым общением: в первую очередь, возможность общаться с людьми не отправляясь в место проведения данного форума, достаточно включить компьютер или мобильный телефон и зайти на электронный адрес; во-вторых, экономия времени, сил и денег при участии в форуме; в-третьих, возможность принимать участие сразу и мгновенно в нескольких форумах; в-четвертых, отсутствие физического и визуального контакта с собеседниками, которая исключает возможность применения физической силы в ситуациях, в которых возник спорный момент; а затем, период проведения форума не имеет жестких временных рамок.

Недостатки Интернет-форумов являются в том, что необходимо наличие компьютера с выходом в сеть Интернет, электронного почтового ящика, регистрации на форуме, а также элементарных знаний по использованию программного обеспечением; а также, частое отсутствие визуального представления о собеседниках в виду их нежелания выставлять свои фото на всеобщее обозрение.

Следующее средство коммуникации – это чаты, являющиеся разновидностью форумов. Создаются они непосредственно для стимуляции живого группового или индивидуального общения в основном молодых людей. Этапы общения через чат: Интернет-пользователи, читая какие-либо высказывания, находят близкого или интересного для себя собеседника с которым, в начале общения, обмениваются общей информацией о себе, либо открыто предлагают ему познакомиться. Затем идет диалог, существующий для того, чтобы узнать собеседника, и, в итоге, если собеседники заинтересованы друг в друге, они договариваются о реальной встрече.

Преимущества и недостатки общения в чате схожи с преимуществами и недостатками общения на форумах. Однако, чаты бывают анонимными.

Таким образом, исследовательский интерес к проблематике сетевых коммуникаций обусловлен тем, что по уровню увеличения количества пользователей в сети Интернет возрос и уровень не только ее социальной значимости, но возникло и сформировалось большое количество проблем проблемы. С одной стороны, сетевые Интернет-сообщества являются продолжением и новым измерением традиционно сформировавшихся структур социокультурной жизни, а с другой, они представляют собой особое социокультурое пространство, в котором развивается новейшее качество повседневной жизни.


Наши рекомендации