Раздел II Управление предприятием

Семинар 2: Роль учета воздействия внутренней и внешней среды на управление предприятием. Организационные структуры предприятий (2часа).

Вопросы к обсуждению:

1. Раскройте суть организационного проектирования и его основные направления.

2. Объясните, что лежит в основе организационных структур и по какому принципу формируется структура учебного заведения.

3. Перечислите достоинства и недостатки функциональных структур.

4. Расскажите, что собой представляет дивизиональная организационная структура, каковы ее разновидности и чем она принципиально отличается от функциональной?

5. Сопоставьте проектную, матричную и программно-целевую структуры.

6. Покажите, чем похожи и в чем различаются фрагментарная и адхократическая структуры.

7. Попробуйте подобрать наиболее подходящие структуры для таких организаций, как банк, крупная фирма по торговле недвижимостью, фирма, зани­мающаяся распространением косметики, венчурная фирма.

8. Придумайте себе фирму и создайте для нее организационную структуру. Проведите соответствующий конкурс в своей учебной группе.

9. Выберите наиболее подходящий вариант ответа на вопрос о том, что собой представляет управленческая структура:

a) группа руководителей организации;

b) совокупность управленческих подразделений и должностей;

c) оборудованный всем необходимым офис;

d) система связей между руководителем и подчиненными.

10. Объясните, что лежит в основе формирования управленческих структур и какие факторы определяют их особенности.

11. Вспомните, что собой представляет норма управляемости, и покажите, насколько это понятие применимо к учебной группе.

Практическое задание – разбор ситуаций: «Сверхплановая продукция», «Премия», «Предоставление отгула», «Устранение последствий аварий», «Сложное задание»

Семинар 3: Стратегический менеджмент. Его ключевая роль. Коммуникационный менеджмент (2часа)

Вопросы к обсуждению:

1. Объяснить термины: стратегия, приоритеты распределения ресурсов, стратегическая задача, прогнозирование, портфельный анализ, портфельное планирование, стратегическая хозяйственная зона.

2. Перечислите элементы, из которых состоит стратегия, и покажите их взаимосвязь.

3. Назовите факторы, которые влияют на выработку стратегии, и попытайтесь их ранжировать применительно к различным видам коммерческих и некоммерческих организаций.

4. Что собой представляют портфельные матрицы.

5. Покажите что является основой власти администрации.

6. Приведите примеры известных харизматических руководителей и попытайтесь объяснить, в чем причина, сильные и слабые стороны из власти.

7. Перечислите условия, при которых задачи, содержащиеся в распоряжении, будут эффективно решаться.

8. Что означают термины: стиль управления, стиль руководства, авторитарный стиль, демократический, либеральный, бюрократический стили, стиль ориентированный на человека и на задачу.

9. Покажите принципиальное различие между авторитарным, демократическим и либеральным стилями руководства.

10. Обоснуйте, какой из перечисленных стилей руководства в большей мере подходит для следующих организаций:

a) Совет директоров акционерного общества;

b) Конструкторское бюро;

c) Банк;

d) транспортное предприятие;

e) рекламное агентство.

Практическое задание – разбор ситуаций.

РАЗДЕЛ III. РАБОТА МЕНЕДЖЕРА

Семинар 4: Мотивация труда в системе управления (2часа)

Вопросы к обсуждению:

1. Назовите существующие формы и системы оплаты труда.

2. Выберете наиболее подходящий способ стимулирования для следующих категорий работников: землекоп, страховой агент, капитан корабля, генеральный директор фирмы, PR менеджер, сотрудник правоохранительных органов, дворник.

3. Можно ли с помощью доплат и компенсаций стимулировать повышение эффективности и качества труда.

4. Сопоставьте экономические и неэкономические методы стимулирования. Какие из них эффективнее.

5. Попытайтесь сформулировать суть содержательного и процессного подхода к мотивации.

6. Проведите сравнительный анализ концепций, выявите в них общие моменты.

7. Проанализируйте таблицу 1.

Таблица 1.

Наши рекомендации