Вопрос. Понятие и теории личности.
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
Человек– понятие самое общее, родовое.
Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «перво-кирпичик» (от лат. individ — неделимый, конечный).
Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях — биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.
Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т. е. акцент делается на социальном начале.
Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития.
Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.
По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии.
Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может «помогать» родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку.
Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д., в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, то сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены обществаг — это следующий важный шаг в процессе создания своего «Я».
Третий этап, по Миду, - стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых^ идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол.
Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит «навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности».
Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.
Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.
Социальные роли попытался систематизировать Толкотт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:
1. Эмоциональность.
2. Способ получения.
3. Масштаб.
4. Формализация.
5. Мотивация.
Концепция личности 3. Фрейда. Другой образ личности возник под влиянием идей 3. Фрейда, рассматривавшего человека как стремящегося к удовольствию, а общество — как систему запретов, табу.
Бессознательные (в первую очередь, сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.
Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой («Оно», или «Ид»), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой («Я», или «Эго») и верхний слой («Сверх-Я», или «Супер-Эго») — нормы общества, воспринятые человеком.
Вопрос. Социализация.
Социализация – это одновременно и процесс научения навыкам социального взаимодействия, и процесс культурной адаптации и интериоризации.
Большинство современных социологов рассматривают социализацию как процесс взаимодействия между индивидами, развивающими в обществе собственные стратегии, и принятыми обществом системами норм и ценностей.
Социализация позволяет индивиду приобрести багаж, необходимый ему, чтобы эффективно функционировать в воспитавшем его обществе. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно среди членов своей группы, индивид должен органически усвоить совокупность присущих этой группе норм, ценностей, символов, моделей поведения, традиций и идеологий.
Кроме того, в процессе социализации индивид обретает социальное самоотождествление, то есть возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведенческие модели своей группы и не разделяет чужих.
Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и достигнув взрослого состояния, индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям — при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, брак, смена деревенского места жительства на городское и наоборот, вынужденная смена работы, сопровождающаяся сменой круга общения, и т. д.), к новым ролям — при вступлении в брак, рождении детей, занятии должностей и т. п.
Именно поэтому П. Бергер и Лукман различают два типа социализации: первичную социализацию, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества, и вторичную, означающую любой последующий Процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрйруется в новые секторы общества.
В ходе научения у человека формируется как бы «вторая натура», для обозначения которой французский социолог П. Бурдье ввел понятие «габитус».
Габитус — это совокупность культурного наследия, глубоко усвоенного индивидом и направляющего его поведение даже без участия его сознания. Можно определить габитус и как системный способ существования, настолько неотъемлемый для данного индивида, что кажется врожденным и естественным. Габитус– это внутренний социальный порядок.
Различаются три типа габитуса. Первый из них — культурный, или национальный, габитус. По мнению Элиаса, культурный габитус характеризует коллективное национальное самосознание и определяет культурные различия между народами.
Второй тип габитуса — классовый габитус. По рождению все мы обязательно принадлежим к определенному социальному классу.
Наконец, можно выделить третий тип габитуса, так называемый половой габитус. Он соответствует половым ролям и моделям поведения, которые общество ассоциирует с каждым из полов.
В работе социологов Р. Клутье и А. Рено выделены четыре иерарх химически расположенные структуры, осуществляющие социализацию. Воздействие этих структур наслаивается друг на друга. Первая из этих структур – это микросистема, в функционировании которой индивид принимает непосредственное участие: семья, школа или детский сад, круг друзей. Вторая структура – мезосистема– это отношения между элементами микросистемы, например между семьей и школой. Третья структура — это экзосистема, состоящая из институтов, которые не касаются данного индивида непосредственно, тем не менее участвуют в его социализации, иногда оказывая на него очень сильное влияние. Это, например, работа родителей, их деловое окружение, начальники и подчиненные, взаимоотношения которых с самими родителями часто играет важную роль в формировании представлений о мире взрослых у ребенка. Наконец, четвертая структура — это макросистема, культурное окружение. Речь идет о социальных ценностях и идеологиях, не только прямо внушаемых ребенку, но и косвенно влияющих на функционирование первых трех структур. Это идеологические установки общества в целом, детские и юношеские организации идеологического характера'и т. д.
Первичная индивидуальная адаптация – конформизм – отражает соответствие между целями и ценностями общества и средствами для их достижения. Подавляющее большинство людей согласны следовать тому, что от них требует общество, если они уверены, что смогут прийти к идеалу честным путем.
По мнению Ф. Буррико, конформизма нельзя добиться механическим применением формального социального контроля. Для понимания подчинения индивидов социальным нормам их группы необходимо принимать во внимание роль межличностных отношений. Именно потому, что некоторые люди имеют для нас значение, мы хорошо выполняем наши профессиональные обязанности. Привязанность к определенным лицам, а также чувство ответственности по отношению к ним приводят к тому, что индивид выбирает модель поведения, кажущуюся ему обременительной или неприятной, но которой он, несмотря на это, придерживается.
Маргинализациянекоторых из них происходит вынужденно, поскольку они не могут отвечать требованиям доминирующей социальной модели, будучи неспособными в нее интегрироваться. Речь идет об инвалидах, психически больных людях и о всех тех, кто отвергнут обществом.