ТЕМА 13: Специфика и исторические судьбы Российской культуры

69. Формирование русской государственности было связано с в противостоянем двух основных центров. Каких?

а) Киева – Чернигова;

б) Чернигова – Полоцка;

в) Киева – Новгорода;

г) Новгорода – Смоленска.

70.Что, по мнению, историка В.О. Ключевского, сыграло важнейшую роль в формировании культуры Древней Руси?

а) Политика первых русских князей;

б) Династические связи с крупнейшими дворами Европы;

в) Влияние геополитических и природных факторов;

г) Изолированность первых славянских племен.

71.Что не относится к описаниям характера древних славян, оставленных византийскими историками?

а) сильны, выносливы, терпеливы;

б) отважные воины;

в) не знают лукавства, злости, отличаются гостеприимством;

г) имеют высокую грамотность.

72.Что нельзя отнести к этапам развития языческой культуры?

а) обожествление сил природы;

б) культ предков;

в) появление "Бога богов";

г) единобожие.

73.Какие этнические группы не участвовали в формировании древнерусской народности?

а) славянские;

б) балтийские;

в) арабо-семитские;

г) финно-угорские.

74.В скандинавских сагах IX века Древняя Русь назвалась "Гардариком". Это означало?

а) аграрные поселения;

б) родовые коллективы;

в) страна городов;

г) территориальные общины.

75.Двоеверие на Руси, это сочетание двух мировоззренческих систем:

а) христианства и ислама;

б) язычества и христианства;

в) иудаизма и христианства;

г) язычества и ислама.

76.Что из причин выбора православия можно выделить как решающий фактор?

а) православие в большей степени отражало быт древнеславянского общества;

б) зависимость духовной власти от императорской в системе Византийской государственности;

в) традиционные политические, экономические и культурные связи Киева и Константинополя;

г) разрешение отправления религиозного культа на национальном языке.

77.К последствиям введения христианства на Руси можно отнести:

а) интенсивное развитие русской государственности;

б) формирование русского православия, переплетенного с язы-ческой мистикой;

в) воспитание человека на основе новой морали, вытекающей из евангелических заповедей;

г) включение в европейский христианский мир.

78.Какой смысл вкладывался в Древней Руси в идеал святости?

а) непогрешимость;

б) покаяние и следование православным канонам;

в) ощущение собственной ничтожности перед лицом Бога;

г) воплощение в земном мире духовно-нравственного идеала христианства.

79.Какова основная тема древнерусской литературы?

а) сказочные события;

б) подвиги народа и его героев;

в) смысл человеческой жизни;

г) деяния князей и их родословная.

80.Что не было характерным явлением для периода формирования культуры Московского царства?

а) быстрая и активная миграция из Киевской Руси на северо-восток;

б) срединное положение между цивилизациями Востока и Запада, и не примыкание ни к одной из них;

в) бурный рост городов и городского населения;

г) становление в условиях сложных взаимоотношений с Золотой Ордой.

81.Что было главным фактором, породившим доктрину "Москва – третий Рим"?

а) амбиции русских митрополитов;

б) психология российских христианских масс;

в) борьба с ересью;

г) падение Константинополя в XV веке.

82.Какое философско-богословское течение не было характерным для Московского государства:

а) томизм;

б) традиционное православие;

в) исихазм;

г) ереси.

83.Что можно отнести к характеристике "иосифлянства"?

а) уединенная, созерцательная монашеская жизнь;

б) церковь свободная от земельных владений;

в) отдаление церкви от светской власти и мирской жизни;

г) тесная связь с действующей властью и поддержка ее.

84.Что неверно характеризует юродство эпохи Московского царства?

а) юродство в России приобрело массовый характер;

б) юродивые – это обличители всяческой неправды у людей;

в) юродство связано обязательно с душевным убожеством;

г) объектом нападок юродивых чаще были цари и государственные деятели.

85.Что нельзя отнести к важнейшим причинам проведения реформы церкви патриархом Никоном?

а) необходимость пересмотра всех церковных образов и приведение их в соответствии с греческим богослужебным порядком;

б) необходимость упорядочить обрядовую практику русской церкви;

в) растущее религиозное вольномыслие;

г) амбиции патриарха Никона.

86.Петровские реформы охватили?

а) армию;

б) церковь;

в) государственные учреждения;

г) практически все сферы жизни общества.

87.Понятие "секуляризация" это:

а) процесс обновления церкви;

б) философское направление XVIII в.

в) синтез культур;

г) вытеснение религиозной культуры светской.

88.К результатам реформы церкви при Петре I следует отнести:

а) поднятие авторитета церкви;

б) укрепление независимости церкви от государства;

в) подчинение церкви государству, утрата ее независимости;

г) переход церкви к активной поддержке преобразовательной деятельности Петра I.

89.Петровские преобразования способствовали возникновению двух субкультур: "почвеннической" и "западнической". Что нельзя отнести к "почвеннической" культуре:

а) поверхностное усвоение западного уклада жизни;

б) носителями этой культуры были в основном трудящиеся массы;

в) господство коллективизма и уравнительного принципа социальной справедливости;

г) развитие богатейших традиций народной культуры.

90.Кто является автором сочинений "Духовный регламент" и "Правда воли монаршей", где изложена политическая доктрина русского абсолютизма?

а) Стефан Яворский;

б) Дмитрий Ростовский;

в) Феофан Прокопович;

г) Прокопий Лупкин.

91.Характерной особенностью русской литературы XIX в. явилось то, что она выполняла функции:

а) философского осмысления жизни, нравственных и религиозных исканий;

б) общественно- политической мысли;

в) гуманитарного знания и искусства;

г) все перечисленное.

92.Кто не входил в число художников "передвижников"?

а) В. Петров;

б) В. Тропинин;

в) Н. Крамской;

г) И. Левитан.

93.Какая из характеристик не относится к периоду "серебряного века":

а) этот период создал новую ментальность человека, освобождающегося от мышления, пропитанного политикой, социальностью;

б) "серебряный век" – это эпоха тотального индивидуализма;

в) "серебряный век" – это время консолидации российской интеллигенции;

г) "серебряный век" – это время богоискательства, господство мистического начала в культуре.

94.Какая характеристика советской культуры является более верной?

а) советская культура – это воспевание коммунизма и сталинщины;

б) советская культура – это живой, противоречивый процесс;

в) советская культура продолжает традиции российской мен-тальности;

г) советская культура сложная диалектическая целостность, которая никогда не была единым монолитом.

95.В 30-е годы с СССР наступает новый этап в развитии культуры. Что не является характерным для этого периода?

а) прекращение плюрализма предыдущих времен;

б) объединение деятелей литературы и искусства в единые унифицированные союзы;

в) создание условий для свободы творчества;

г) утверждение единственного метода – метода социалистичес-кого реализма.

96. Политическая и культурная "оттепель" в СССР наступает:

а) 20 – 30 гг.;

б) 30 – 40 гг.;

в) 50 – 60 гг.;

г) 70 – 80 гг.

97.Автором "Философических писем", вызвавших спор между славянофилами и западниками, был:

а) Н.М. Карамзин;

б) П.Я. Чаадаев;

в) А.С. Хомяков;

г) И.В. Киреевский.

98. Кто из представителей умеренно-либерального направления западничества, был автором работы "Взгляд на юридический быт Древней России"?

а) Т.Н. Грановский;

б) И.С. Тургенев;

в) К.Д. Кавелин;

г) Б.Н. Чичерин

.

99. В 1871 г. выходит знаменитая работа "Россия и Европа", в которой излагается культурологическая теория ставшая родоначальницей "органической" школы. Ее автором был:

а) Т.Н. Грановский;

б) А.И. Герцен;

в) С.М. Соловьев;

г) Н.Я. Данилевский.

Кратко аргументируйте свой выбор.

6. Темы и литература для написания контрольных работ

Требование к оформлению контрольной работы:

Достаточный объем работы предполагает примерно 15-18 страниц школьной тетради. Страницы нумеруются, оставляются поля для заметок проверяющего работу преподавателя.

На обложке необходимо указать фамилию, инициалы, шифр студенческого билета, номер контрольной работы и домашний адрес студента-заочника. На первой странице тетради пишется номер контрольной работы, название темы, план.

Каждый раздел выделяется подзаголовком и нумеруется согласно плану. В конце контрольной работы приводится список использованной литературы, подпись, дата окончания работы. Отсутствие плана или списка литературы может быть достаточным основанием для «незачета». Список литературы должен включать не менее 4-5 наименований, причем учебники в это число не включается.

В случае «незачета» студент должен переделать работу или дополнить в соответствии с замечаниями. На повторную проверку высылаются оба варианта.

Без выполнения контрольной работы студенты не допускаются к зачету или к экзамену.

Темы распределяют по алфавиту и студент должен выбрать тему в соответствии с первой буквой своей фамилии. Если к буквам предложено несколько тем, студент может выбрать одну по желанию. Например, номер контрольной работы студента Иванова соответствует цифре 5.

Желаем удачи!

Распределение тем:

А – 1, Б – 2, В – 3, Г – 4, Д – 5, Е – 6, Ж – 7, З – 8, И – 9, К – 10, Л – 11, М – 12, Н – 13, О – 14, П – 15, Р – 16, С – 17, Т – 18, У –19, Ф – 20, Х – 21, Ц – 22, Ч - 23, Ш Щ – 24, Э – 25, Ю Я – 26.

Наши рекомендации