Структура и методы социологии.
Структура и методы социологии.
Структура социологии (3 подхода)
· Содержательный(предполагает обязательное наличие 3 компонентов:
а) эмпирия (практика; комплекс социологических исследований ориентирован на сбор анализов реальных фактов социальной жизни с использованием специальных методик)
б) теория (совокупность суждений, гипотез, объясняющих процессы социальных развитий в целом, так и отдельных ее компонентов)
в) методология (система принципов, лежащих в основе накоплений, применения социальных знаний)
· Целевой (делится на фундаментальную, ориентирована на прирост знаний, решает научный проблемы, связанные сформированием знания о социальной действительности и объяснением социального развития» прикладную, ориентирована на практическую пользу; представляет собой совокупность контрастных программ, рекомендаций, моделей, процедур исследований – нацелены на достижение реального эффекта)
· Масштабный (макро и микро)
Макро социология изучает крупномасштабные социологические явления и процессы
Микро социология изучает сферу непосредственного социального взаимодействия людей
Методы социологии
· Наблюдение
· Эксперимент
· Сравнительный
· Историческое сравнение
Связь социологии с другими науками
Связь с социальной философией, социология понимается как наука о наиболее общих законах развития общества.
Связь с экономикой, социология помогает экономическим наукам анализировать роль человеческого фактора в производстве, его влияние на рост производительности труда, качество продукции, на решение технических, технологических, управленческих задач современного производства.
Связь с политической наукой, социологи способны быстро реагировать на любые события в обществе: они могут за короткое время собрать сведения о реакции общественного сознания на то или иное решение правительства, парламента или президента, об отношении общества к принятию нового закона или назначению нового министра.
Социология может сыграть значимую роль в формировании духовной культуры, создании позитивной нравственной атмосферы в обществе, выработке ценностей, моральных норм, эстетического вкуса, а также оказывать влияние на воспитание людей.
Связь с точными науками, социологические данные эмпирических исследований обрабатываются при помощи компьютерного программного обеспечения для создания, развития и эффективного использования которого активно применяются специальные знания из областиматематических наук.
Функции социологии
Основные:
1.Позновательная (обеспечивает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни)
А) объяснительная
Б) описательная
В) диагностическая
2.Управленческая ( использование социологических знаний в управлении; социология помогает определить оптимальные способы решения социологических проблем)
А)организационно-технологическая
Б) контрольно-аналитическая
3.Прогоностическая ( выработка научного обоснованного прогноза о тенденциях развития социологических процессов в будущем
А) моделирование
Б) конструирование
В) планирование
Дополнительные:
1.Фильтарционная (отсекание неточных и недостоверных знаний, полученных в ходе исследования)
2.Методологическая (связана с разработкой исследования социологических объектов)
3.Интеграционная (объединение всех знаний полученных практическим и теоретическим путем)
4.Нормативная (разработка принципов и норм для познания социологической реальности)
Социальные связи
Социальная связь – это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности.
Элементы соц. Связей:
1) Субъекты связи (два и более людей);
2) предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);
3) механизм регулирования взаимоотношений.
Виды соц. Связей:
Социальные связи формируются на основе непосредственных контактов между людьми.
· Социальный контакт – это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее, соучастие, но ещё не взаимодействие.
Когда люди понимают значение или ценность данного социального контакта для них, возникает следующая ступень в развитии социальных связей – социальное взаимодействие. (В социологии принят специальный термин для обозначения социального взаимодействия – интеракция).
· Социальное взаимодействие – это систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. Происходит как бы обмен действиями разного характера; при этом действия одного участника приспосабливаются к действиям другого.
Взаимодействия осуществляются на разных уровнях:
1) межличностные;
2) личностно-групповые;
3) межгрупповые.
Социальные отношения – устойчивая система социальных взаимодействий. Партнёры принимают на себя определённые функции, обретают совокупность прав и обязанностей, которые они должны выполнять по отношению друг к другу.
Развитие социальных отношений может происходить в двух направлениях:
усиление связей, партнёрских отношений или 2) обособление и даже противостояние.
Формы социальных взаимодействий:
· Сотрудничество (деловое партнёрство, дружба, политический союз, сотрудничество между фирмами);
· Соперничество (стремление сторон превзойти друг друга, добиться определённого успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон: власть, голоса избирателей, любовь, территория): 1) конкуренция; 2) конфликт.
Понятие и признаки культуры
Признаки культуры:
Первый признак культуры – надбиологичность-заложенное в культуре осознанное человеческое начало
Второй признак культуры - социальность. Культура всегда социальна – культура не существует вне общества; это общественное достояние, которое получают люди и передают дальше.
Третий признак культуры - ценностность и осмысленность. Культура – это мир ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, которые значимы для человека и конкретного общественного организма.
Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. С одной стороны, это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино.
Структура культуры
Социальные статусы и роли
Социальным статусом называется положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе.
Каждый человек является членом различных социальных групп и соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называетсястатусным набором. Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называетсяглавным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.
Статусы подразделяются напредписанные (получаемые в силу рождения) идостигаемые (которые приобретаются целенаправленно). Чем свободнее общество, тем менее важными становятся предписанные статусы и более важными — достигаемые.
Социальная роль - это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.
Нормативные требования, связанные с социальной ролью, как правило, более или менее известны участникам ролевого взаимодействия, поэтому порождают определенные ролевые ожидания: все участники ожидают друг от друга поведения, вписывающегося в контекст данных социальных ролей. Благодаря этому социальное поведение людей становится в значительной степени предсказуемым.
Социальная мобильность
Социальная мобильность — это процесс перемещения индивида и социальных групп в социальном пространстве.
Виды социальной мобильности:
1) По пространственным характеристикам
· Вертикальная
Перемещение индивида или группы внутри социальной мерархии с изменением социального статуса.
- Восходящая
- Нисходящая
· Горизонтальная
Перемещение индивида ил группы из одной позиции в другую без изменения социального статуса.
2)По плотности
· Индивидуальная
· групповая
3)по
· меж поколенная
· внутри поколенная
Социальные мефты(каналы) по которым происходит перемещение между социальными слоями.
1) Оброзование
2) Армия
3) Церковь
4) Экономическая деятельность
5) Удачный брак
Образование
Образование обеспечивает усвоение человеком знаний, опыта, накопленного поколениями. Именно система образования в первую очередь формирует сознание людей, обеспечивает связь с духовной жизнью общества, работает на социализацию личности.
Религия
Религия затрагивает мировоззренческую сферу человека, помогает преодолевать страдания, стрессы, способствует общению людей, сплачивает их на основе религиозной веры. Религия близка как пропаганде, так и массовой культуре.
Пропаганда
Пропаганда направлена на распространение определенных идей, взглядов, аргументов для целенаправленного воздействия на людей с целью повлиять на их оценки реальности и их поведение.
Массовая культура
Массовая культура представляет собой совокупность произведений весь доступных для восприятия, ибо в ней все проблемы, события и явления преобразуются в художественные мифы, транслируемые с помощью массовых коммуникаций на миллионные аудитории.
Реклама
Реклама — это точно позиционированное для целевой аудитории сообщение о товаре, услуге, идее, персоне, событии, подготовленное и размещенное по определенной цене и имеющее целью повлиять на предпочтения и поведение аудитории. Реклама — это коммуникативная связь между производителем и потребителем.
Массовые акции
Публичные акции — представляют собой совокупность мероприятий, воздействующих на публику с целью социальных изменений. Это воздействие сводится к формированию определенного общественного мнения в пользу определенных идей, событий, явлений.
1.Огюст Конт (1798–1857) жил в г. Монпелье, Франция. В 1817–1824 гг. был секретарем известного философа-утописта графа Сен-Симона.
Французское общество в этот период остро переживало кризис традиционных идеологических систем, на фоне интенсивного развития науки и техники шли поиски справедливого общественного устройства.
Основной заслугой О. Конта следует считать то, что он совершил переворот в общественных науках, определив предмет и метод социологии. Он же 1839 г. ввел и термин «социология» для обозначения новой науки об обществе. Первый крупный его труд (1830–1842) – шеститомный «Курс позитивной философии».
По мнению Конта, «социология» – единственная наука, призванная открывать законы, универсальные как для природы, так и для общества. Впоследствии подобное положение назвали принципом универсализма.
О. Конт верил, что с помощью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы
2.Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог; он разделял представления Конта о социальной статике и социальной динамике. Согласно его учению, общество похоже на биологический организм и его можно представить как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Подобно тому как человеческое тело состоит из органов — почек, легких, сердца и т.д., общество состоит из различных институтов, таких, как семья, религия, право. Каждый элемент незаменим, поскольку выполняет свою собственную социально необходимую функцию.
Каждый социальный организм, по мнению Спенсера, состоит из трех основных органов (систем): 1) производственного (сельское хозяйство, рыболовство, ремесло); 2) распределительного (торговля, дороги, транспорт и т. и.); 3) управленческого (старейшины, государство, церковь и т. п.).
3.Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — французский социолог. Разделяя частично точку зрения позитивизма, он выступал против биологизации социологии Контом. Основное произведение Дюркгейма — «Метод социологии» (1898). В отличие от марксизма, его теория большее значение придает субъективной составляющей социальной деятельности.
Структура социологии, по мнению Дюркгейма, включает в себя социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Социальная морфология, как и анатомия человека, занимается строением общества, его социальными органами (социальные институты, состав населения, его плотность, размещение и т. п.). Социальная физиология изучает социальную жизнедеятельность, се сферы и т. п. В результате возникает ряд отраслевых социологий: социология религии, социология семьи и т. п. Общая (теоретическая) социология устанавливает общие социальные законы функционирования общества.
4.Питирим Сорокин (1889-1968) создал социологическую теорию, которую назвали «интегральной». В ней общество рассматривалось как социокультурная система. Он выделял в социологии четыре раздела: учение об обществе, социальную механику (определение статистических законов общества), социальную генетику (происхождение и развитие общества), социальную политику (частная социологическая наука).
Элементом общества выступает взаимодействие индивидов. Оно подразделяется на шаблонное и нешаблонное, одностороннее и двустороннее, антагонистическое и неантагонистическое. Общество — это процесс и результат социального взаимодействия (взаимодействия многих индивидов). Его результатом является их приспособление к среде обитания. В процессе такого приспособления возникает социальный порядок общества, основной тенденцией развития которого является социальное равенство.
Развитие человеческого общества происходит путем эволюции и революции. Социальнаяэволюция представляет собой постепенное и прогрессивное развитие, основанное на знании общества, реформах, кооперации людей, стремлении к социальному равенству. Социальнаяреволюция - быстрое, глубокое прогрессивное или регрессивное развитие общества, основанное на насилии одного класса над другим. Оно меняет характер социального равенства.
Опираясь на опыт личного участия в двух российских революциях 1917 г., П.Сорокин выделяет их основные причины: подавление основных потребностей большинства населения существующим общественным строем, неэффективность этого общественного строя, слабость сил охраны общественного правопорядка. Социальная революция проходит стадииреволюционного взрыва, когда базовые потребности находят выход и разрушают страну, иконтрреволюции, когда эти потребности обуздывайте.
Питирим Сорокин разработал теориюсоциальной стратификации, разделения общества на множество социальных слоев (страт) в зависимости от богатства, власти, образования и т. п.
5. С именами Карла Маркса (1818-1881) и Фридриха Энгельса (1820-1895) связано созданиеисторического (экономического) материализма. Они рассматривали общество как исторически сложившуюся систему жизнедеятельности людей. Главными факторами его функционирования и развития являются экономические. Природа есть преимущественно предмет труда, которую общество с помощью развивающейся технологии превращает в материальные блага. Сознание, а вместе с ним мораль, религия и т. п. вторичны, зависимы от экономической жизни. «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Из этого принципа вытекают другие положения исторического материализма
Главными аргументами против исторического материализма оказался крах советской модели социализма в СССР и других странах, а также развитие по пути буржуазного социализма (демократического капитализма, социал-капитализма) тех стран мира, где движущей силой является средний класс. Оказалась несостоятельной претензия марксизма и индустриального пролетариата на прогрессивную роль в мире. Великий эксперимент с пролетарским социализмом, социальным равенством, лучшей жизнью для всех и т. п. состоялся и провалился.
Структура и методы социологии.
Структура социологии (3 подхода)
· Содержательный(предполагает обязательное наличие 3 компонентов:
а) эмпирия (практика; комплекс социологических исследований ориентирован на сбор анализов реальных фактов социальной жизни с использованием специальных методик)
б) теория (совокупность суждений, гипотез, объясняющих процессы социальных развитий в целом, так и отдельных ее компонентов)
в) методология (система принципов, лежащих в основе накоплений, применения социальных знаний)
· Целевой (делится на фундаментальную, ориентирована на прирост знаний, решает научный проблемы, связанные сформированием знания о социальной действительности и объяснением социального развития» прикладную, ориентирована на практическую пользу; представляет собой совокупность контрастных программ, рекомендаций, моделей, процедур исследований – нацелены на достижение реального эффекта)
· Масштабный (макро и микро)
Макро социология изучает крупномасштабные социологические явления и процессы
Микро социология изучает сферу непосредственного социального взаимодействия людей
Методы социологии
· Наблюдение
· Эксперимент
· Сравнительный
· Историческое сравнение