Деятельная концепция культуры

Деятельностные подходы к обществу и культуре стали разрабатываться стали разрабатываться в наше лит-ре в 60-е г.г. деятельностный подход представлен в работах Давидовича, Жданова, Маркаряна, Кагана. Каган в своей работе "Чел .деятельность" опытная система анализа выделяет основные элементы деятельности: субъекты деятельности, объекты деят-ти предметы деят-ти способы и средства ее осуществления. К культуре Каган относит способы, средства и продукты деятельности. Деятельностный подход позволяет выявлять взаимосвязи между элементами культуры, представить культуру как целостную систему, показать источники и движущие силы развития культуры, ее противоречия. Одним из главных противоречий - противоречие между стереотипической и творческой деятельностью. Стереотипы - это любые относит. устойчивые, повторяющиеся формы деятельности, кот. служат средством закрепления и передачи соц. опыта. Основными видами стереотипа деятельности являются обряды, обычаи и традиции. Обряды - формализованные формы деятельности, символич. модели поведения. Обряды несут большую этетич. нагрузку, выступают формой эмоц. Отношения к миру, способствуют укреплению связей между людьми. К обрядам относятся ритуальные действия религиозного хар-ра, празднества, игровые действия, торжественные церемонии. Обычаи - это соц. значимые формы деятельности, благодаря кот. накопленный опыт передается от поколения к поколению. Обычаи действуют вне произвольной сфере, хотя в ряде регионов мира они регулируют и трудовые процессы. К ним относятся традиции трудовые навыки, формы поведения, жизн. уклад, воспитание. Традиции, в отличии от обычаев и обрядов, выступают в более обобщенной, интегрированной форме деятельности.

Аксиологическая концепция культуры.

Аксиология – это теория ценностей.
С позиций аксиологического подхода культура – это система базовых ценностей общества, находящегося на определенной стадии своего исторического развития.
Культура – это система ценностей общества, потому что:
- она определяет специфику той или иной культуры, ее отличие от других культур
- в ней концентрируются все результаты духовной деятельности человека
- система ценностей представляет собой наиболее устойчивую структуру человеческого сознания
- она определяет отношение людей ко вновь созданным произведениям духа, ценностям прошлых эпох или ценностям других культур.

Информационно-знаковая (семиотическая) концепция культуры.

Семиотика - это теория, исследующая свойства знаков и знаковых систем. В рамках семиотической концепции культура рассматривается как знаково-символическая система. Одним из первых, кто обратил серьезное внимание на знаковый характер культуры, был Э. Касссирер (1874 - 1945). Он заложил основы семиотического подхода в исследовании культуры. По мнению Кассирера, вся человеческая деятельность носит символический характер. Из этого положения им делается вывод о том, что сущностью человека является способность к созданию символов. В своей книге "Философия символических форм" он рассматривает мифологию, религию и науку как особые культурно - символические системы.

Одним из основоположников семиотического направления в нашей отечественной науке является Ю. М. Лотман (1922 - 1993). Он видел в культуре знаковую систему и определял ее как "семиосферу" (по аналогии с понятием "биосфера", введенным В. И. Вернадским), подчеркивая тем самым ее глобальный характер. "Область культуры - всегда область символизма". Основную социальную роль культуры он видел в том, что она является "негенетической памятью коллектива", хранит и передает накопленный опыт.

Культура и цивилизация

Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. По времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина "культура" - лишь в XVIII веке. Его автором, считается шотландский философ А. Ферпоссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития.

Согласно другой версии, термин "цивилизация" был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах -широком и узком. Первый из них перекликался с тем, который вкладывал в него Ферпоссон, и означал высокоразвитое обществo, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятием "культура" и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII века.

Культура и природа.

Самым общим образом культурология может быть охарактеризована как все то, что создано руками и умом человека в процессе его исторической жизнедеятельности, и представляет собой то, что не имело бы места и не способно было бы удерживаться в дальнейшем без постоянных усилий и поддержки человека, соответственно, природа — это все существующее и не созданное человеком, то, что не является результатом человеческой деятельности и может существовать независимо от нее.

Наши рекомендации