Глава 1. Теоретические и методические основы формирования корпоративной культуры организации

Кафедра менеджмента и государственного управления

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ГРУППЫ КОМПАНИЙ «АВТОМАГИСТРАЛЬ»

Допущена к защите Зав. Кафедрой менеджмента и государственного управления Профессор, д.э.н. __________________Яшин С.Н. Выполниластудентка 751-2группы очного отделения Иванова С.В. __________________ (подпись) Научный руководитель доцент, к.э.н. Кулагова И.А. _____________________ (подпись) Рецензент директор ООО «Аленушка» Никонов Г.Р. ____________________ (подпись)

Нижний Новгород, 2015

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Факультет___________________

Кафедра_____________________

Утверждаю:

Зав. Кафедрой______________

«__»_________________20__г.

ЗАДАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)

Студенту_______________________________Группа_______________

1.Тема дипломной работы (проекта)

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Утверждена распоряжением декана №__от «__»__________20__г.

2.Срок сдачи студентом законченной работы (проекта)

«__»_______200_г.

3.Исходные данные к работе (проекту):

а).________________________________

__

б).________________________________

__

в).________________________________

__

подготовлены при прохождении преддипломной практики на

__

__

__

__

__

4.Перечень, подлежащих разработке вопросов (или краткое содержание)

в дипломной работе (проекте) и сроки выполнения:

а).______________________________

________________________________

________________________________

б).______________________________

________________________________

_______________________________

в).______________________________

________________________________

________________________________

5. Перечень графического и иллюстративного материала (с точным

указанием обязательных чертежей):

________________________________

________________________________

6.Консультанты по работе: (Ф.И.О., должность)

а).______________________________

________________________________

б).______________________________

________________________________

7. Руководитель работы: (Ф.И.О., должность, организация, телефон)

________________________________

________________________________

________________________________

Подпись_____________________Дата выдачи задания «__»________20__г.

8. Задание принял к исполнению «__»_________________» 20__г.

Подпись студента ______

отзыв руководителя
Рецензия на дипломную работу ____________

на тему:ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ГРУППЫ КОМПАНИЙ «АВТОМАГИСТРАЛЬ»

Реферат

Дипломная работа на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ГРУППЫ КОМПАНИЙ «АВТОМАГИСТРАЛЬ»

Оглавление

Введение. 8

Глава 1. Теоретические и методические основы формирования корпоративной культуры организации. 12

1.1. Понятие и сущность организационной культуры.. 12

1.2. Классификация и структура корпоративной культуры.. 18

1.3. Методы формирования организационной культуры.. 24

Глава 2. Анализ системы управления персоналом и корпоративной культуры группы компаний «Автомагистраль». 32

2.1. Организационно-экономическая характеристика группы компаний «Автомагистраль». 32

2.2. Анализ системы управления персоналом. 37

2.3. Анализ эффективности управления персоналом. 44

2.4. Оценка корпоративной культуры и внутреннего климата на предприятии 54

Глава 3. Рекомендации и предложения по формированию корпоративной культуры в группе компаний «Автомагистраль. 68

3.1. Основные направления формирования корпоративной культуры группы компаний «Автомагистраль». 68

3.2. Расчет эффективности предложенных мероприятий. 77

Заключение. 81

Библиография. 87

ПРИЛОЖЕНИЕ. 96


Введение

Актуальность выбранной темы дипломной работы «Формирование корпоративной культуры на основе группы компаний «Автомагистраль» определяется, прежде всего, тем, что в условиях кризиса экономики для каждого предприятия важным становится не только получение прибыли, но и иногда просто выживание самой организации, что, несомненно, влечет за собой мобилизацию не только всех финансовых ресурсов предприятия, но в первую очередь мобилизацию человеческих ресурсов.

На протяжении последних двадцати лет в России неуклонно растет интерес социологии и психологии управления к теоретическим и прикладным исследованиям организационной или, как предпочитают называть её некоторые специалисты, корпоративной культуры. При этом российскими учеными активнее всего разрабатывается организационно-культурная проблематика в таких коммерческих структурах, как банки, торговые компании, промышленные предприятия. Слабее выражен исследовательский интерес к организационной культуре государственных и муниципальных органов управления.

Корпоративная или организационная культура предприятия, являясь частью социально-экономических отношений, определяет и устанавливает как само содержание, так и направленность социально-экономических процессов, оказывающих влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Современная производственная компания является социальной системой, и важнейшей особенностью ее является «непрерывный поиск продуктивного компромисса между интересами предприятия и интересами человека»[1]. Процесс формирования регламентов деятельности или бизнес-правил компании должно идти в совокупности с формированием желания персонала их принять и выполнять. Здесь прослеживается объективная связь с процессами, протекающими в современном цивилизованном обществе.

В России при наличии многочисленных ограничений и жесткой конкуренции с западными компаниями, при острой нехватке крупных инвестиций в промышленность поиск возможностей повышения эффективности деятельности непосредственно связан с изысканием новых ресурсов внутри самой компании. Трансформации, происходящие не только в России, но и в целом в мире — это не столько трансформация экономик, сколько трансформация типов культур, существующих в современном обществе.

Актуальность этой проблемы очевидна для функционирования российских организаций. Хотя в России, такое понятие как корпоративная культура появилось лишь в конце XX века, на сегодняшний день уже многие управляющие стали задумываться о важности этой важной составляющей жизни организации, не смотря на слабые представления о сущности корпоративной культуры.

Как отмечают специалисты, «без изменения существующей корпоративной культуры на предприятиях со старыми ценностями, такими как дисциплина, послушание, иерархия и власть, зачастую невозможно создание новой системы управления с другими ценностями — участие, раскрытие личности и индивидуальный подход к личности сотрудника, творческое мышление, словом такими, обладание которыми считается важнейшим требованием для организаций XXI века»[2].

Организационная культура как элемент системы управления предприятия и социально-экономические процессы ее формирования исследовались отечественными и зарубежными учеными с конца 60-х годов XX века. Однако внимание этих авторов в основном сосредоточено на определении сущности, содержания и формировании организационной культуры предприятия. Представленные в их работах модели организационной культуры подразделяются на концептуальные (Н.Б. Аниконов, О.С. Виханский, В.А. Долятовский, А.И. Наумов, A.A. Погорадзе, В.Н. Родионова, Т.О. Соло-манидина, В.А. Спивак, О.Г. Туровец, СВ. Щербина, Т.Е. Deal, JJ. Distefano, Ch. Handy, G. Hofstede, A.A. Kennedy, H.W. Lane, W.G. Ouchi, V. Sathe, E.H. Schein, A. Wildawsky и др.) и формализованные, в том числе дескриптивные (A.C. Большаков, Д. Денисон, Ю.В. Качина, Б.Ю. Сербиновский, E.H. Скляр, В.А. Стоянова, В.В. Томилов, Н.В. Федоркова, К. Фей, K.S. Cameron, R.E. Quinn и др.) и нормативные (В.А. Кардаш, О.С. Причина).

Однако внимание этих авторов в основном сосредоточено на определении сущности, содержания и формировании организационной культуры предприятия. Еще раз подчеркнем, что модели организационной культуры, представленные в их работах, носят преимущественно концептуальный характер.

Как совершенно справедливо отметили А.М.Жемчугов и к.т.н. М.К.Жемчугов: «Эффективное управление современной организацией представляет собой большую проблему, как в практическом, так и в теоретическом плане»[3]. Каждая организация, желающая оставаться конкурентоспособной длительное время, стремится к формированию собственной корпоративной культуры. Чем выше корпоративная культура, тем больше возможностей для поддержания должного уровня производительности труда и качества продукции или услуг. К сожалению, в России до сих пор данный инструмент управления персоналом в полном объеме не востребован, а там, где его преимущества все же пытаются использовать, делается это не всегда грамотно.

Цель дипломной работы – разработка предложений по формированию корпоративной культуры предприятия на основе анализа системы управления персоналом группы компаний «Автомагистраль».

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1) изучить теоретические и методические основы формирования корпоративной культуры организации;

2) изучив организационно-правовую характеристику предприятия, провести анализ системы управления персоналом и определить характеристику корпоративной культуры предприятия;

3) разработать предложения по формированию корпоративной культуры группы компаний «Автомагистраль» и рассчитать их эффективность.

Объект исследования – система управления персоналом группы компаний «Автомагистраль».

Предмет исследования – корпоративная культура группы компаний «Автомагистраль».

Субъектом исследования стала группа компаний «Автомагистраль», которая образована в 2007 году. Основным видом деятельности данного предприятия является строительство и ремонт автомобильных дорог, благоустройство территорий, а также земляные работы при строительстве зданий и сооружений.

Методологическая основа исследования. В процессе исследования темы автор применял такие методы научного познания, как диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой, статистический, системно-структурный и другие частные научные методы исследования социально-экономических явлений. В частности такие методы исследования, как наблюдение, опрос, тестирование, а также традиционные статистические методы: сравнения, группировки, классификации.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области

Практическая значимость раскрытия указанной темы в ее современной разработке заключается в переходе от концептуального характера исследований к прикладному, и выражается в виде исследования корпоративной культуры конкретного производственного предприятия.

Глава 1. Теоретические и методические основы формирования корпоративной культуры организации

Наши рекомендации