Задание 3. Найдите неточно употребленное слово. Исправьте предложения

В России родственники могут выступать в форме потерпевшего или его представителя.

Храм был построен во время нашествия татаро-монгольского ига.

В музее представлено вооружение, которым партизаны вели борьбу с захватчиками.

Баранова освободили от работы начальника цеха.

Для удобства альманах снабжен содержанием.

Автор делит героев своего романа на две части.

Это постановление положило конец прогульщикам.

Задание 4. Составьте словосочетания, поясняющие разницу в значениях слов-паронимов.

бережливый бережный

представить предоставить

обсудить осудить

обидный обидчивый

Задание 5. Найдите плеоназмы. Исправьте предложения.

Эта книга также ещё рассматривает вопрос о статусе положения родственников.

Николай выбрал самый кратчайший путь к дому.

Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.

Эти вопросы должны учитываться государственными правителями.

Он потребовал, чтобы заключенных вообще не сковывали в кандалы.

Пострадавший был немедленно госпитализирован в больницу.

Задание 6. Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления заимствованных слов.

В романе Ф. Достоевского "Подросток" создан яркий образ тинейджера.

Изменен регламент работы библиотеки.

Констатированы факты нарушения школьной дисциплины.

Необходимо ликвидировать дефекты в подготовке абитуриентов.

Нас попросили репрезентовать новые материалы.

Задание 7. Подберите русский эквивалент к следующим словам:пролонгировать, экстраординарный, эксклюзивный, паритетный, протекционный, легитимный, лимитировать, утилитарный, превентивный, релятивный.

Задание 8. Определите разницу в значении фразеологических оборотов.

1. Что это никто не возьмет Стахова в руки? (И. Тургенев).

В это время на палубе появился артиллерийский лейтенант Грязнов и поспешил взять в свои руки управление огнем (А. Степанов).

2. Лидия вскоре стала неутомимо пилить мужа, выбрав для этого самое уязвимое, самое больное место — деньги. (А. Куприн).

Умение систематизировать и обобщать — слабое место многих выступающих.

Задание 9. Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами.

рояль фамилия картофель

кофе рельс тюль

кафе туфля какаду

Задание 10. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия существительных мужского рода.

балерина баскетболистка велосипедистка

гонщица доярка манекенщица

маникюрша массажистка машинистка

намотчица санитарка секретарша

Задание 11. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Отметьте случаи отсутствия существительных женского рода.

агроном мельник бригадир

брокер боцман генерал

директор дилер доктор

доцент защитник гид

инженер техник электрик

Задание 12. От указанных существительных образуйте форму единственного числа.

брызги   босоножки  
галоши   бриджи  
джинсы   ботфорты  
жирафы   дебаты  
кеды   девчата  
Кижи   доводы  
клавиши   каникулы  
пельмени   овощи  
       

Задание 13. Исправьте ошибки, допущенные в предложениях при выборе форм прилагательных.

Ученик был способный к математике.

Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама собой.

Самый крупнейший город в мире — Мехико.

Разработка новой темы становится все более интенсивнее.

Более быстрее развивается машиностроение.

Задание 14. Образуйте степени сравнения от прилагательных:злой, хороший.

Задание 15. Прочитайте предложения, поставьте числительные в соответствующих падежах.

Разность 2347 и 684 равна 1663, а сумма равна 3031.

Библиотека института ежемесячно пополняется (300-400 книг)

Вместе с новыми (1203 слова) учебник немецкого языка будет насчитывать свыше (4,5 тысячи) слов

Небольшой старинный город с (4675 жителей), красиво расположенный по (оба — обе) сторонам живописной реки, привлекает много туристов

Можно было вполне обойтись (полторы тысячи рублей)

В работе кружка принимало участие около (полтора десятка) студентов.

Задание 16. Образуйте от приведённых ниже глаголов форму I-го лица единственного числа. Объясните, почему от некоторых из них такие формы не образуются.

блестеть брызгать бдеть

бежать болеть вертеть

держать доиться есть

затевать зиждиться зудеть

Задание 17. Раскройте скобки, замените инфинитив соответствующей глагольной формой.

Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде.

Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо.

Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) её составить проект резолюции.

Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим, (махать) вслед уходящему поезду.

Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать).

Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же (померкнуть).

Задание 18. Отметьте формы, находящиеся за пределами норм литературной речи.

обусловливать — обуславливать

сосредоточивать — сосредотачивать

уполномочивать — уполномачивать выброси — выбрось

выйди — выйдь, выдь не морщь — не морщи

откупорь — откупори вылези — вылезь

поезжай — съезди, едь ляг — ляжь

Наши рекомендации