Предмет, метод, структура и функции социологии
Социология.
Предмет и метод социологии.
ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
Слово "социология" состоит из двух латинского "societans" - общество и греческого "logos" - понятие, учение. Отсюда и самое общее определение социологии как науки об обществе.
Согласно Э. Гидеденсу социология - общественная наука, предметом которой являются социальные институты, возникающие в результате промышленных преобразований за последние триста лет. М. Вебер отмечает, что социология есть наука, стремящаяся истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие.
Социология - система научного знания, излагающая основы устройства и тенденции поведения людей как представителей больших социальных групп. В Энциклопедическом социологическом словаре социология определяется как наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования, исторически определенных систем, социальных групп, классов, народов.
Таким образом, на первый план выдвигаются такие ключевые понятия как социальная система, ее элементы и их соотношения, деятельность и взаимодействие (функционирование и развитие) Отсюда вытекает следующее определение социология - это наука о социальных системах, их функциях, законах (закономерностях, тенденциях) функционирования и развития (деятельности и взаимодействия) социальных систем и общностей (мир, общество, институт, группа, организация, семья, личность).
Объектом социологического познания является общество. Но выделения понятия "общество" в качестве исходного для определения предмета социологии недостаточно Общество является объектом изучения всех гуманитарных наук Объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что, противостоит ему в качестве объективной реальности Объект социологии - общество как целостная социальная реальность, в которой можно выделить объективные социальные явления общества, такие как: социальные отношения, социальные организации, социальные общности, социальные процессы, социальные институты, социальные субъекты.
На протяжении более ста лет в определении предмета социологии противоборствуют два основных, трудно согласующихся течения макросоциология и микросоциология. "Макротеоретики" оперируют глобальными, предельно широкими понятиями общества, культуры, социальных институтов, социальных систем и структур, масштабных социальных процессов.
Представления об обществе в древности и до Нового Времени.
ОБЩЕСТВО(society)–исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.
Это понятие имеет два основных значения. В самом широком смысле, общество можно определить как систему всех существующих способов и форм взаимодействия и объединения людей (например, в выражениях «современное общество» или «феодальное общество»). В более узком понимании, слово «общество» употребляют для обозначения любых типов или видов социальных групп, количество и особенности которых определяются разнообразием жизнедеятельности людей («российское общество», «научное сообщество» и т.д.). Оба этих подхода объединены пониманием того, что человек является «общественным существом» и может полноценно жить только внутри некоего коллектива, ощущая свое единство с другими людьми. Эти коллективы образуют иерархию – от наиболее крупномасштабного, от человечества в целом как самой большой системы взаимодействия, до профессиональных, семейных и иных малых групп.
Классические социологические теории
Русская социологическая мысль
Социология XX века.
Таким образом, в XIX — начале XX в. были заложены основы социологии, определились ее главные направления, концепции и методологические принципы. Вместе с тем теории конца XIX в. сумели подготовить почву для формирования и развития эмпирической социологии, а первая половина XX в. ознаменовалась становлением основ теоретической социологии. Об этом речь пойдет далее.
Социология в XX в.
В XX в. на фоне разрушительных кризисов, мировых войн, глобальных катастроф интерес к социальной теории в Европе несколько ослабевает, но в США социология получает как бы второе дыхание, предложив обществу практическое применение своих идей. Изучение того, что происходит в обществе на самом деле, анализ социальных фактов в конкретной ситуации — эта практическая ориентация способствовала интенсивному развитию эмпирической социологии.
С помошью методики и техники исследований, которые становятся социологической «субдисциплиной» (выделяются в самостоятельное методологическое направление), собираются, измеряются, обобщаются признаки и показатели отдельных элементов и частных сторон изучаемых социальных явлений. Особое развитие получили метод опроса на основе репрезентативной выборки, контент-анализ средств массовой информации, исследования-зондажи.
В1930-х гг. в Советском Союзе социология была объявлена «вредной» буржуазной наукой, социологические службы и кафедры были закрыты вплоть до 1960-х гг., тогда как американский институт Гэллапа начал проведение общенациональных опросов с целью изучения общественного мнения. Социологические исследования в основном носили прикладной характер и ставили своей целью анализ конкретных ситуаций и разработку практических рекомендаций для сферы социального управления. Полезность социологических исследований стала понятной не только организаторам науки, но и государственным служащим и бизнесменам. Отныне консультации социологов становятся нормой при принятии многих управленческих решений.
В частности, мировой экономический кризис 1930-х гг. заставил искать новые механизмы регуляции социальной жизни и социология оказалась весьма востребованной. Спонтанное саморегулирование рыночных механизмов американской экономики было дополнено государственным регулированием, планированием, инвестированием, масштабными социальным программами, мерами социальной защиты населения. Потребности в механизмах коррекции стихии рынка, предпринимательского поведения и подчинения их общественным интересам обусловили ориентацию социологии на комплексное исследование проблем США.
Диапазон прикладных исследований постепенно расширялся. Правительственные органы, деловые круги, политические партии стали постоянным социальным заказчиком прикладных исследований, а социологи соответственно начали изучать общественное мнение, рекламу, средства массовой информации, выборы, социальную напряженность, культуру, досуг и т.д.
Многие исследователи пришли к выводу, что необходимо изучить самого человека; это позволит точно оценить, чего хотят люди при определенных условиях; просчитать и описать альтернативы их деятельности, указать последствия каждой из них и разработать такую административную или инженерную технику, которая сможет обеспечить изменение социальных установок наиболее рациональным (эффективным и экономичным) способом. Социальный контроль, диагноз и регулирование процессов, происходящих в обществе, — таковы направления исследований социологов в тот период, надолго определившие служебно-управленческий характер эмпирической социологии в целом.
Социологи были твердо убеждены, что поведение человека складывается под определяющим воздействием общения; общение, понятое как взаимодействие, — единственный способ связи субъектов, который определяет их внутренний мир. Эта теоретическая и методологическая ориентация социологии суживала представление о сущности человека и его духовности. Вместе с тем она сводила социологические данные к более простым формам выражения, упрощающим их анализ, что отвечало интересам заказчика. Дело в том, что становление США как сильнейшей индустриальной страны проходило в условиях урбанизации, миграции и большой социальной мобильности населения.
Появление и распространение технических средств (телефон, телеграф, радио, кино), развитие рекламы, моды, музыкальной культуры, массовых спортивных зрелищ (теннис, хоккей, баскетбол, футбол) способствовали не только общению, но и сотрудничеству. Взаимную помощь многие стали рассматривать как более важный для прогрессивной эволюции элемент, чем конкуренцию. В центре внимания эмпирической социологии оказались отношения человека к человеку как диалогическое общение «Я и Ты», «Я и Другие» (коммуникация), которое рассматривалось как первичное универсальное условие человеческого существования. В целом общество стало пониматься как результат общения совместно действующих индивидов, где взаимопонимание является жизненной необходимостью.
Положение несколько изменилось во второй половине XX в., когда человеческое общество испытало последствия двух глобальных по масштабам явлений — Второй мировой войны и научно-технической революции, что вызвало потребность в теории стабильности, равновесия. Социология как наука, обращенная к проблемам функционирования, стала изучать условия, при которых достигается общественный консенсус.
Доказав свою полезность в процессах политической и социально-экономической стабилизации общества, социология к середине XX в. окончательно завоевала свое место в кругу академических, университетских дисциплин, социологи стали лидерами во многих областях образовательной деятельности. Специалисты из смежных областей знания — политической науки, экономики и психологии, этики — начали обращаться к социологическим данным и методам для подкрепления или опровержения своих выводов.
На мировой социологической арене наступило время лидерства американской школы. Заокеанская социология, установив прочные связи с математикой, статистикой, стала более доказательной и претендовала на системное знание общества. Технический прогресс — компьютеризация, математизация методов измерения и анализа — способствовал обогащению представлений о зависимостях «переменных», расширению понятийного аппарата. Под ее влиянием произошел поворот к построению прогностических моделей процессов социальных изменений. Усиление влияния американской культуры привело теоретическую западноевропейскую социологию к эмпиризму. На основе взаимодействия и взаимного обогащения произошла интернационализация социологии.
В последнее время стала заметна тенденция к возвращению на мировую авансценутеоретической социологии; можно сказать, что возродилась академическая социология, разрабатывающая фундаментальные проблемы. Синтез социологических теоретических и эмпирических подходов с элементами социальной философии сформировал такие течения, как функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дэвис), символический интеракционизм последователей Дж. Мида, инструментализм (Дж. Дьюи). Таким образом, к середине XX в. завершилось оформление как академической социологии (фундаментальной с ее интересом к макросоциологи чес ким проблемам), так и прикладной (практической с интересом к микросоциологическим проблемам) с множеством направлений, школ.
Вовторой половинеXXв. в развитии социологии выделяются два периода — индустриальный и постиндустриальный.
Социология индустриального развития обеспечивалась такими доктринами, как «плюралистическая демократия», «де- идеологизация», «конвергенция», «единое индустриальное общество», «общество благоденствия», «массовое общество».
Проблема «феномена массы» конкретизируется в вопросах дсстратификации, деиндивидуализации, лидерства, популизма, конформизма, отклоняющегося поведения, манипулирования «человеком массы», массовой культуры. Американские классики Р. Миллс, С. Липсет, Д. Белл, Р. Мертон разрабатывали новый позитивный (демократический) вариант концепции «массового общества», связанный с ростом средних классов, общества благополучия и согласия, социальной мобильности. Институты данного общества способствуют социальному единству населения, уменьшению разрыва между массой и элитой. Политика теперь понимается не как отношения классов, а как технология управления, искусство достижения компромиссов между различными социальными группами, что обеспечивает устойчивость социума. Использование средств массового общения приводит «массовое поведение» в соответствие с конституционными нормами и процедурами.
Впоследней трети XX в. сформировалась социология постиндустриального развития, отмеченная поворотом к новой системе социально-экономических и политических координат, соизмеримых с миром человека. Переход от традиционной социологии к нетрадиционной призван создать новые метатеорию и инструментарий, позволяющие улавливать все сложности социального развития.
Нетрадиционная социология формируется в условиях, когда ход социального взаимодействия спонтанно складывается на микроуровне из действий отдельных, «рядовых» индивидов. Повседневность становится приоритетом в исследованиях «нетрадиционалистов». Их объекты — малый и средний бизнес, профессиональные группы, местная община. Главный тезис сторонников этого направления: западное общество формируется не по идеальной модели, а с учетом индивидуальности людей, свободно создающих свой внешний и внутренний мир.
Для последних десятилетий XX в. и первого десятилетия XXI в. характерны отказ от национально-государственной замкнутости, стремление к международному сотрудничеству с общим рынком, свободным перемещением товаров, людей, информации, идей, культуры. Социологи создают прогностические модели общества будущего (например, исследование Гудзоновского института «Грядущие 200 лет для США»), разрабатывают оптимистические сценарии постиндустриального развития (Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл, А. Турен).
Так,Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» (1980) выделяет три типа цивилизаций:
- доиндустриальную сельскохозяйственную (до 1750 г.), которая основана на простом разделении труда, кастовой структуре общества, авторитарной власти и децентрализованной экономике;
- индустриальную промышленную (до наших дней), которая дала человеку массу материальных благ, но при этом человек утратил индивидуальность и свободу, оторвался от природы;
- постиндустриальную (компьютерно-информационную), рождение которой происходит в наши дни. Основной движущей силой на пути к постиндустриальному обществу выступает информатизация (компьютеризация). По сути это социачьно-технологи- ческая революция (поскольку информация — это власть), которая ведет к дальнейшему общественному прогрессу.
Компьютеризация социологических исследований усилила организационно-технологическую функцию социологии, превратила ее в самостоятельную отрасль научно-практической деятельности. В соответствии с этим главными направлениями деятельности исследовательских центров являются:
- научно-организационный менеджмент;
- ориентация на социального заказчика (государственные и деловые круги);
- ориентация на практический результат и рынок.
Это обусловливает потребность в совершенствовании подготовки кадров профессионалов, в массовом издании социологической литературы, в организационной самостоятельности.
Таким образом, в XX в. социология получает свое дальнейшее развитие. В США социологическое знание приобретает ярко выраженную практическую ориентацию: совершенствуется методология эмпирических исследований, социологические данные начинают использоваться при принятии экономических и политических решений. К середине XX в. социология завоевывает прочное место в кругу академических дисциплин. Во второй половине XX в. в центре социологических исследований находится феномен «массового общества», а в последней трети века формируется социология постиндустриального развития, сконцентрированная на описании особенностей нового информационного общества. Социологи активно разрабатывают новые идеи, создают новые направления и школы. На Западе в XXI в. социология становится весьма популярной наукой.
Понятие культур
Определение культуры
Культура - явление чрезвычайно многообразное как по характеру, так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность.
Термин "cultura" появился в Древнем Риме, где он обозначал возделывание земли. Войдя в обыденную человеческую речь, это понятие утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также виды деятельности. Часто в обыденном, общепринятом значении культура понимается как духовная, возвышенная сторона жизнедеятельности людей, включающая, прежде всего, искусство и образование. Но существуют еще такие понятия, как культура производства, культура управления, культура общения.
Культура как специальная область научных исследований выделилась со второй половины XIX века. Профессор Оксфордского университета Э. Тейлор в 1871 г. наиболее удачно дал определение культуры. "Культура, - писал он, - это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества".
Многозначность понятия "культура" с точки зрения здравого смысла породила многочисленные сложности, связанные с научным его определением. Только в одном из американских справочников по социологии содержится свыше 400 определений термина "культура".
Раскрывая сущность культуры, обозначим ее характерные черты.
Во-первых, культура как социальный феномен, прежде всего, связана с сознанием. Вне сознания нет культуры, поскольку любая сфера человеческой деятельности подразумевает овладение определенными знаниями и навыками.
Во-вторых, культура проявляется в двух основных формах: материальной и духовной. Духовная культура включает в себя слова, идеи, обычаи, верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, зданий, орудий труда, и других физических субстанций, которые постоянно используются и изменяются людьми.
В-третьих, культура выступает как интегративное средство связи прошлого (накопленного опыта и традиций) с настоящим. Человеку, чтобы быть полноправным и полноценным членом данного общества, необходимо перенять опыт предшествующих поколений. Люди создают новые идеи на основе предоставленных нашей культурой элементов старых идей, существовавших ранее. Иными словами, преемственность, способность к саморазвитию и изменчивости - важная характеристика культуры.
Компоненты культуры.
Культура - система ценностей, представлений о жизни, общих для людей, связанных общностью определенного образа жизни. . Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
· технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;
· деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;
· ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
2. Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание):в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
· в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.3. Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями) материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мирадуховная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Роль культуры в общественной жизни невозможно переоценить, так как, по большому счету, культура является той средой, в которой протекает человеческая жизнь, а значит, и жизнь всего общества. Человек как существо разумное создал совершенно уникальное жизненное пространство - культуру. И это пространство (или реальность, открытая только человеку) стало жизненной средой человека. Именно культура является тем ключевым компонентом, который позволяет определенной совокупности индивидов создавать социальную целостность, то есть общество. Общие способы коммуникации, общие цели и ценности, общие представления о должном, правильном и неправильном позволяют обществу сохранять стабильностьи преемственность не только на протяжении жизни одного поколения, но и значительно более длительные промежутки времени - сотни, а иногда даже тысячи лет.
В этом смысле культура может пониматься как устойчивый, действующий дольше жизни одного поколения механизм адаптации общества к внешним условиям среды и изменениям своей собственной внутренней структуры. При этом свойственная культуре статичность не исключает полностью изменений. В рамках целого общества культурные изменения, безусловно, имеют место, но их протекание чаще всего растянуто во времени, менее динамично, чем жизнь отдельных членов общества. Именно эта «медлительность» принятия изменений и обеспечивает устойчивость социального развития, когда каждый новый культурный феномен, претендующий на включение в рамки господствующей культуры, проходит длительную проверку и апробацию (Нужно отметить, что в условиях современной цивилизации такое положение вещей претерпевает значительные изменения). Таким образом, культура выполняет весьма значимую роль стабилизатора общественной жизни.
Устойчивость культуры к резким и глобальным изменениям можно объяснить тем, что культура как социальный феномен одновременно и постоянно воссоздается (принимается и используется) большим числом носителейданной культуры (людьми, которые считают эту культуру родной). Следовательно, чтобы в культурезакрепилось, а не просуществовало некоторое время среди ограниченного круга индивидов, некое новшество, необходимо, чтобы новшество это было воспринято подавляющим числом носителей культуры. Только в этом случае новшество становится неотъемлемой частью культуры, закрепляется как норма, передается в качестве таковой следующему поколению. Реальная жизненная практика служит тем полигоном, на котором проходят апробацию все новые культурные формы, способы деятельности и коммуникации, нормы поведения. В результате такой апробации большинство новшеств не приживаются. Но то немногое, что успешно проходит испытание на полезность и соответствие уже существующим ценностям данной культуры, приобретает нормативный характер (становится нормой), зачастую вытесняя при этом устаревшие компоненты культуры.
В качестве примера здесь можно привести те изменения, которые в рамках Западной цивилизации только в течение ХХ столетия претерпело представление
Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человекаличностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своейсоциальной группыи всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведенийискусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессевоспитанияиобразования.
Интегративная и дезинтегративная функции культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей — членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.
Регулирующая функция культуры. Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.
Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.
Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются прежде всего по этому признаку.
Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.
Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные наукитакже располагают собственными знаковыми системами.
Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
Социальные функции культуры
Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:
· социальная интеграция — обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);
· организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;
· обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);
· регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).
Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура — непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей,социальных институтов.
Дети маугли не имели культуры.
Джордж Мердок (1965) выделил более 60 культурных универсалий. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай /45/ дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, сексуальные ограничения, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду.
Мы считаем "правильным" только западный образ жизни, а незападный — странным или варварским.Эта тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной называется этноцентризмом. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить "варваров" в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой. Американский социолог Уильям Грэм Самнер писал об этом в книге "Народные обычаи", опубликованной в 1906 г. По его же мнению, культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели книги Самнера были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи (Мердок, 1965).Американский антрополог Рут Бенедикт (1934) усовершенствовала эту концепцию следующим образом: каждая культура может быть понята лишь в собственном контексте и рассматривать ее надо как единое целое. Ни одна ценность, ритуал или другие особенности данной культуры не могут быть вполне поняты, если рассматривать их в отдельности. Например, чтобы понять все значение 4 июля в США, исследователь должен видеть взаимосвязь между этим праздником Дня независимости и всей американской культурой.Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами. Например, в Германии двери в учреждениях всегда плотно закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты. Американцы, которые работали в Германии, часто жаловались, что закрытые двери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и чувство отчуждения. Закрытая дверь имеет для американца совсем не тот смысл, что для немца (Холл, 1966). /47/
Можно выделить по крайне мере три вида конфликтов, связанных с развитием культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние. /58/Термин "аномия", обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы прошлого столетия. В то время аномия была вызвана ослаблением влияния религии и политики и повышением роли торгово-промышленных кругов. Эти перемены повлекли за собой распад системы нравственных ценностей, которая в прошлом отличалась устойчивостью. С тех пор обществоведы неоднократно отмечали, что рост преступности, увеличение числа разводов и неразборчивость в сексуальных связях происходили в результате нарушения единства культуры, особенно в связи с неустойчивостью религиозных и семейных ценностей.В начале нашего века Уильям Филдинг Огборн (1922) ввел понятие культурного запаздывания. Оно наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления). Как считает Огборн, это приводит к постоянному несоответствию между развитием материальной и нематериальной культуры, и в результате возникает множество нерешенных социальных проблем. Например, прогресс в деревообрабатывающей промышленности связан с уничтожением обширных лесных массивов. Но постепенно общество осознает жизненную необходимость их сохранения. Точно так же изобретение современных машин привело к значительному росту несчастных случаев на производстве. Прошло много времени, прежде чем было введено законодательство, предусматривающее компенсацию за производственную травму. Мы рассмотрим тему культурного запаздывания более подробно в 20-й главе.Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чуждой культуры, наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись колонизации со стороны народов Европы. Согласно исследованиям Б.К.Малиновского (1945), множество противоположных элементов культуры тормозило процесс национальной интеграции в этих обществах. Изучая общества Южной Африки, Малиновский выявил конфликт между двумя культурами, сформированными в совершенно различных условиях. Социальная жизнь туземцев до колонизации составляла единое целое. На основе племенной организации общества одновременно сформировались система родственных связей, экономический и политический уклад и даже приемы ведения войны. Культура колониальных держав, главным образом Великобритании, возникла в других условиях. Но когда европейские ценности были навязаны /59/ туземцам, произошло не объединение двух культур, а их неестественное, чреватое напряженностью смешение. По мнению Малиновского, эта смесь оказалась неустойчивой. Он правильно предсказал, что предстоит длительная борьба между этими двумя культурами, которая не прекратится и после того, как колонии обретут независимость.Она будет поддерживаться стремлением африканцев преодолеть напряженность в своей культуре. В то же время Малиновский верил, что в конечном итоге победят западные ценности
Компоненты культуры
В социологии культура рассматривается в аспекте, который непосредственно связан с регулированием поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества в целом. Основное внимание здесь уделяется исследованию культуры как символической, ценностной и нормативной системы, направляющей и регулирующей деятельность людей. Культура, как ценностно-нормативный механизм регулирования социальных взаимодействий, обеспечивает целостность общества и социальный порядок.
В качестве основных, наиболее устойчивых компонентов культуры выделяют язык, социальные ценности, социальные нормы, традиции и обряды.
Язык - система знаков и символов, наделенных определенным значением. Он является исходным условием образования любых сообществ и выполняет разнообразные функции, главная из которых - создание, хранение и передача информации. Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, т.е. ее распространителя.
Социальные ценности - это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться. В механизме влияния культуры на общественную жизнь особенно важно то, что культура устанавливает системы ценностей и определяющие их критерии. Поведение человека определяется его потребностями; на основе которых формируется интерес, те. некоторым потребностям придается большее значение. Индивиды и