Современные тенденции глобализации.
Экономика.На протяжении 15 лет глобализация будет способствовать росту. Рост мирового ВВП на 80% до 2020 года. Большинство стран выиграют от роста, а наибольшую выгоду получат страны, внедрившие свои собственные новые технологии. Тем не менее блага глобализации будут доступны не всем, будет увеличиваться разрыв между развитыми и слаборазвитыми странами.
Энергоресуры. Общее потребление энергии в мире вырастет на 50%. Общих запасов топлива будет достаточно в мире для удовлетворения мировых потребностей. Многим районам, где добываются ресурсы, грозят сложности, которые отразятся на поставках нефти. Одна из тенденций мирового развития – обострение борьбы за ресурсы в мире.
Геополитика. Начало XXI века – время подъема развивающихся стран. Ближайшие 15 лет станут временем Китая и Индии. Они будут претендовать на роль сверхдержав. К 2020 году ВВП Китая превысит ВВП всех развитых стран, кроме США, если там не произойдет крупных политических катаклизмов. Эти страны наращивают военную мощь, и в течение 15 лет Китай станет вторым после США государством по расходам на оборону. В Индии быстрее рост трудоспособного населения, устоявшаяся демократическая система. Кроме того, Индия на сегодняшний день обладает рынками капитала и высокотехнологичным сектором, а Китаю еще надо создавать эту сферу. Однако в этих странах очень большое количество сельских жителей, кроме того, существует опасность эпидемии СПИДа.
Проблемы России – демографический кризис, потенциально взрывоопасная проблема СПИДа, проблемы вдоль южных границ России – терроризм, исламский экстремизм и т.д. Учитывая, что Россия – один из самых крупных поставщиков энергии в мире, Россия будет находиться на видном месте на мировой геополитической арене, т.к. Европа находится в газовой зависимости от России, а Китай и Индия для роста экономик должны удвоить потребление энергии, которая будет экспортироваться за рубеж.
Характер глобализации. К 2020 году примет незападный облик и станет более азиатской. Если сложить сегодня валютные резервы Японии, Китая, Индии и Кореи, то они составят 3⁄4 от совокупных мировых запасов валюты, причем долларовую часть эти страны постоянно сокращают. Страны Востока хотят создать Азиатский Валютный Фонд.
Еще одна тенденция – укрепление в мире азиацентристской культурной идентичности. Сокращается процент азиатских студентов, отправляющихся учиться на Запад. Азиаты становятся более самодостаточными и дистанцируются от Западной культуры, при этом привлекая к себе западное внимание.
Хотя люди в Азии и дорожат благами глобализации, они считают, что американизация несет угрозу культурным ценностям Азии. Это способствует разжиганию антиамериканских настроений в мире.
Религия.Все более важную роль в определении идентичности будет играть религия. Наступает эра обостренного религиозного самосознания.
В мире наблюдается рост числа новообращенных и рост числа людей с более глубокими религиозными убеждениями. В некоторых регионах наблюдается рост радикальных религиозных активистов.
Миграция. До 2020 года миграция станет самым важным процессом в мире. Африка – Европа, Латинская Америка – Северная Америка, Южная Азия – северные регионы. В России: тоже очень много иммигрантов, попытки переориентировать потоки на Сибирь.
Вопрос 29. Неолиберальный проект глобализации и его социальные последствия.
Глобализм и антиглобализм.
К неолиберальным моделям, которые описывают глобализационные процессы, но делают акцент на культурной сфере, относятся: теория Френсиса Фукуямы "Конец истории", теория С. Хантингтона "Столкновение цивилизаций", теория Ритцера – Макдональдизация.
Фукуяма: если людям предоставить такую возможность, то они станут разделять американские ценности.
Изложенная в книге идея опирается на тот факт, что в западном мире установилось согласие по поводу либерально-демократической формы правления: это лучшая форма, дальше которой эволюционировать некуда. Диктатуры потерпели крах. Это не значит, что система США – лучшая, в ней тоже есть изъяны, но уже нет неисправимых дефектов. Можно потерпеть крах в конкретном обществе, но улучшить идею уже некуда. История – эволюция политических систем.Отсюда понимание "примитивное/развитое". Методом проб и ошибок люди пришли к либерально-демократической модели. При этом эволюция – не прямолинейный процесс, и в нем нет непостижимых закономерностей.
Первая часть – вопрос о существовании универсальной истории, вторая часть – предварительный положительный ответ (технологический прогресс и его универсальность делает развитие стран похожим, возникновение глобальных рынков, консьюмеризм). Третья часть – борьба за признание как движущий фактор истории. Книга навеяна распадом СССР и ее выходу не успело помешать начало распространение исламского фундаментализма.
Цель глобализации подвести под один знаменатель разные сферы жизни,что сразу не получается. Глобализация, сущностной основой которой является информационная революция, оказывает решающее влияние на все сферы человеческой жизни - экономику, политику, культуру, язык, образование, духовно-нравственное развитие, межэтнические и межконфессиональные отношения.Все эти сферы, вовлекаясь в убыстряющийся темп освоения и обмена информацией, приобретают качественно новые черты. Мир не может прийти сразу к наднациональному правительству, поэтому возникновение различных политически настроенных интеграционных организаций облегчит такое создание. Экономический фактор глобализации проявляется в наличии транснациональных корпораций, действующих одновременно во многих странах и использующих новые исторические условия в своих интересах.
Глобализм и антиглобализм
Глобализация- процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов.
Антиглобализм - политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО). Антиглобализм часто путают с альтерглобализмом, то есть альтернативой неолиберальной глобализации. Несмотря на коренные различия в стратегических целях (антиглобалисты стоят на изоляционистских и консервативных позициях, альтерглобалисты - на классической левой платформе, подразумевающей стирание национальных границ), в ежедневной политической практике антиглобалисты и альтерглобалисты обычно действуют вместе.
Вопрос 30. Общество как социокультурная система. Социологические определения культуры.
Социологические определения культуры
Появилось в Древнем Риме, имело сельскохозяйственный оттенок – «возделывание почвы». 16-17 века – перенесено на человека – культивированный, возделанный человек.
17-18-19 вв. – появляется классическое определение культуры – процесс интеллектуального и духовного развития человека.
18 век – Германия – культура рассматривается в противопоставление цивилизации.
Культура – объект социальной и гуманитарной дисциплины.
Гуманитарные дисциплины – языкознание, литературоведение, искусствоведение – раскрывают внутреннее свойства, смыслы культуры, а социальные – социология культуры, культурология – изучают социальные истоки культуры и её влияние на различные общественные сферы.
Социология культуры сформировалась в начале 20 века. Основоположник – Альфред Вебер – брат Макса Вебера. Понимание культуры эволюционировало в социологии – от понимания культуры как вторичного, надстроечного (Маркс; ранняя социология) – до культуроцентризма (современная социология). Начиная от Дюркгейма до Парсонса – нормативизм, т.е. ценностно-нормативное единство рассматривалось как основа общества. Феноменологическая социология, когнитивный поворот, постмодернизм.
2 особенности современных определений культуры:
1) Культура перестает рассматриваться как надстроечный, вторичный, производный феномен
2) Понимание культуры в социологии утрачивает элитарный оттенок, оценочный характер, т.е. любая общественная сфера и любая социальная общность может существовать только как социокультурная общность, т.е. она включает культуру обязательно как свою неотъемлемую составляющую.Т.е. нет некультурных общностей, каждый человек культурен в том смысле, в какой он усвоил культуру общности, в которой находится. Любые общественные преобразования невозможны без соответствующих культурных составляющих.
Культура – это не обособленная сфера жизнедеятельности, она встроена в структуру общества, укоренена в структурах, институтах, поведенческих моделях. Парсонс: «Культура институциализируется».