Вебер – основоположник неклассического типа научности в социологии.
Классический тип научности: акцент на объекте познания. Содержание знания определяется всецело характеристиками объекта.
Объективизм: субъект – абсолютный наблюдатель без интересов, без ценностей, без социальной позиции. Именно эта позиция наблюдателя гарантирует получение истинного, объективного знания. Отсюда абсолютизация монополии учёного на истину. Только эта позиция может дать истинные знания.
Не учитывается роль средств познания и их влияние на получаемые знания.
Онтологизация– придание бытийного статуса – научных теорий и понятий. Возможно только одно,
истинное описание объекта.
Неклассический тип мышления: акцент смещается на познавательные средства.
Вебер – основоположник неклассического типа научности. Социальная реальность неповторимо уникальна.«Констиляция человеческих действий и взаимодействий». Теоретические понятия – «идеальные типы», «эвристические значимые утопии»
Версия нелинейного развития капитализма. Капитализм возник, как результат обстоятельств. Дюркгейм, Вебер – основные понятия. Претензии социологии к дюркгеймовской и веберовской концепциям.
Вопрос 8 Хозяйственная этика мировых религий. М. Вебер. «Протестантская этика и
Дух капитализма».
Хозяйственная этика мировых религий. Протестантская этика, как дух капитализма.
Для Вебера характерна культуро-центристская позиция. Культурный детерминизм.
Идеям принадлежит приоритет над интересом. Поэтому именно идеи оказывают решающее влияние на исторический процесс. Прочерчивают в нём основные линии развития. А важнейшим компонентом, источником идей и смыслов является религия.
Религии формируют картину мира, дают этому миру оценки, и тем самым задают отношение человека к этому миру, соответствующий способ поведения.
1. Конфуцианство и даосизм – приспособление к миру
2. Индуизм и буддизм – бегство от мира
3. Иудаизм и христианство – овладение миром, рациональное формирование земного порядка
Рационализация – путь, характерный для западной цивилизации. В этой установке Вебер видел главное основание рационализации как основной тенденции овладения миром.
Протестантизм, реформация – первая половина XVI века. Утвердился не плавно, а в ходе острейших, многолетних религиозных войн. Почему протестанская этика рассматривается в качестве основной, доминирующей?
1. «Разволшебствение» мира, носит антиритуальный, антикультовый характер этой религии, отказ от всех форм магических средств спасения.
2. Единственным средством спасения, приемлемым для всех, становится труд– мирская аскеза. По Веберу, труд стал восприниматься как призвание, профессия, служение Богу. Трудоцентризм. Социализм сделал то же самое: труд – самое главное. Трудоцентризм утверждается только в эпоху модернизма.
3. Индивидуализм – личная ответственность перед Богом. «Всяк один на один с Богом».
Остерегаться благ мира сего – мирская аскеза.
Реформация – религиозные войны. Запад сделал неверный выбор. Незападным странам не стоит рассматривать сквозную рационализацию как идеал, это херня полная. Этика индивидуального достижительства и личной ответственности.
Вопрос 9 К. Маркс и М. Вебер о природе и генезисе капитализма.
К. Маркс и Макс Вебер о генезисе (происхождении) капитализма.
Марксисткая позиция.Маркс рассматривает капитализм, прежде всего, как социально-экономическую систему. Развитие общества есть естественноисторический процесс. Носит всеобщий и универсальный характер. Капитализм – необходимый этап в развитии общества. В основе перехода к капитализму – противоречия производственных сил.
Вебер: Капитализм – социокультурная система. Особый вид экономической деятельности. Капитализм возник в одной зоне – на Западе – «это не столько необходимость исторического развития, сколько судьба Запада». Случилось так, что в конкретном историческом пространстве времени встретились несколько феноменов, объединившихся общим – капитализмом. «Желание, жажда наживы были всегда. Этой жаждой отличались врачи, чиновники и прочие люди. Это не капитализм, это архаичный капитализм. Сочетание стремления к прибыли с рациональной дисциплиной – главная черта Западного капитализма».
Вопрос 10 Проблема рациональности в современной социологии. (З. Бауман. «Актуальность Холокоста», глава 1. Дж. Ритцер. Теория
Макдональдизации.)
Веберовская теория рационализации – главная идея Вебера, главная тема социологии, религия Развитие западного общества, его модернизация, переход к капитализму – процесс рационализации.
Целерациональное действие вытесняет все другие виды социального действия (первое направление процесса). «Происходит сознательная рационализация ценностей» (второе направление процесса). Но самый главный процесс – рационализация в пользу целерационального действия, при котором «уже не верят в ценности» - планомерное приспособление к соображению интереса.
2 понятия рациональности:
1) Материальная рациональность – сущностная, эссенциальная. Сущностная рациональность: регулирование экономического развития осуществляется с позиции определенных ценностей. Экономическое развитие ориентировано на определённые ценности. Определяется мера технически возможного. => Рост прибыли становится самоцелью, он безразличен к реальным потребностям общества. Это же отмечалось Марксом (капитал - самовозрастающая стоимость) и В.Зомбартом (капитал – дурная бесконечность). Чтобы сделать рост капитала неограниченным, потребовалось сделать неограниченным потребность в потреблении. Проблему решила Кейнсианская революция. Современная формула маркетинга – сформируй потребность и удовлетвори её.
2) Формальная рациональность – Постепенно формальная рациональность, которая утверждается в сфере экономики, распространяется практически на все сферы общественной жизни. Маркс назвал это «сквозная рациональность». Ценности объявляются избыточными и угрожающими.
Где утверждается рационализация? Формальная рационализация охватывает все сферы. В сфере политики формируется рационально-правовое государство и легальный тип легитимности, власти, основанный на законе. В сфере управления формируется идеальный механизм управления – рациональная бюрократия.
Согласно Веберу, общества исторически различаются по доминирующему типу социального действия, соответственно – по доминирующему типу легитимности. Общее направление исторической эволюции и главная тенденция современного развития западного общества – рационализация. На вопрос, был ли Холокост рациональным явлением, Бауман отвечает однозначное "да". Более того, с его точки зрения, именно рациональность современного общества и сделала Холокост возможным. Для этого необходимо было, прежде всего, воззвать к общественному разуму, обосновать его необходимость и эффективность. Не ужас жертв, а их спокойствие и разумность делали Холокост не просто неизбежным, но и весьма легким в исполнении: «Рациональные люди спокойно, смиренно и с радостью пойдут в газовую камеру, если только смогут поверить, что это — душевая кабинка». Более того, подобное насилие было узаконено государственной идеологией, все действия исполнителей были чётко и строго рутинизированы, а сами жертвы подверглись дегуманизации с помощью той же идеологии. Социальные структуры современного на тот момент общества обеспечивают возможность максимально рационального поведения индивида. Это рациональное правовое государство, обеспечивающее легальный тип политического господства. Это рациональная бюрократия, обеспечивающая переход от управления, основанного на личной зависимости, к управлению, основанному на формальных, безличных отношениях и осуществляемому по общим безличным правилам. Обыкновенные, рациональные, законопослушные немцы в их понимании делали, лишь то, что были обязаны, что требовал закон и рациональность.
Это, прежде всего, технократическое мышление и логика эффективности. Не заводы, приводящие к построению нового социума, но социум, способный создать новые заводы. Никакая модернизация, увы, не возможна без разговоров о цене модернизации и об ее врагах. Врагами германской модернизации были объявлены евреи, цыгане и неполноценные граждане. Ценой германской модернизации стал Холокост. Логика чистого рационализма неизбежно будет приводить к тому, что цель станет оправданием любых средств. Формальная рациональность становится принципом, которому постепенно подчиняется не только хозяйственная жизнь, но и все стороны жизнедеятельности современного западного общества – образование, здравоохранение, семья и т.д.
Рационализация, которую Вебер рассматривает не как историческую закономерность, а как «судьбу» Запада, есть результат «уникальной констелляции» ряда исторических факторов, которые были «синтезированы» протестантизмом и привели к возникновению общества, которого не знала история.
Бауман уверен, что выбирая между рациональностью и этическими принципами, современный человек всегда выбирает разум. Невозможно заложить этику в гуманитарную машину. И пока нет четко оговоренных этических барьеров, технологизация процессов подобных Холокосту может состояться в любой момент. И тогда все разговоры о ненасилии обернутся лишь рассуждениями, не более.
Главным же источником и основанием всего процесса рационализации является, по Веберу, культурная, духовная рационализация, происходящая на основе рациональной религии – протестантизма, которая задает новые смыслы человеческой деятельности.