Структура и социальные функции религии.

С точки зрения социологов, религией называется особая система верований и ритуалов, с помощью которых определенная группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным. Как всякий соц институт религия существует для выполнения определенных функций, в частности, для удовлетворения социально-психологических потребностей индивидов. Структура религии: 1. Религиозное сознание– совокупность представлений, чувств, настроений, традиций, идей, основанных на вере в сверхъестественное: -обыденное (личное отношение); -концептуальное (учение о Боге, нормы образа жизни). 2. Религиозная дея-ть: -культовая (обрядовая сторона религии); -внекультовая ( не обрядовая сторона религии). 3. Религиозные отношения: -культовые (культы: таинства, обряды, молитвы, ритуалы, жертвоприношения, заклинания
богослужения); -внекультовые. 4. Религиозные организации –объединения последователей той или иной религии, целью которых является удовлетворение религиозных потребностей верующих, регулирование культовой деятельности, обеспечения устойчивости т целостности данного объединения. Ф-ии: мировоззренческая состоит в способности вырабатывать специфические ответы на вопросы о происхождении мира и человека, об общественном устройстве, о тайне рождения и смерти, о смысле и цели жизни; коммуникативная –общение людей как в религиозной, так и в нерелигиозной деятельности. Ф-я социальной самоидентификации (религиозные учения и ритуалы, обряды «объединяют верующих в сообщество), регламентирующая (религиозные учения не вполне абстрактны).Ф-я социального контроля ( Отдельные нормы религиозной жизни применяются не только к членам религиозной группы, но и к другим людям). Адаптационная (способна помочь человеку адаптироваться к новой среде, новым условиям).Охранительная (большинство религий оказывает поддержку правительству). Соц-критическая (критика наличной ситуации в об-ве).

28.Социодинамика религиозных систем: институционализация, сакрализация, секуляризация.

Динамика влияния религии на общественную жизнь описыва­ется двумя основными понятиями: сакрализация и секуляризация. Сакрализация (от лат. sacer — священный) — это процесс вовлече­ния в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельнос­ти, поведения людей, социальных отношений и институтов. Как сле­дует из содержания темы «Происхождение религии», сакрализация сопровождала процесс становления человеческого общества, фор­мирования его культуры. На ранних этапах человеческой истории сакрализация осуществлялась в рамках непосредственной деятель­ности и общения на основе введения в социальное взаимодействие обрядов, символов, определенного типа верований, связанных с при­знанием «священного». Позднее с созданием организации сакрали­зация углубляется на основе клерикализации общественной жизни. Клерикализация (от позднелат. clericalis — церковный) означала не только регуляцию всей личной и общественной жизни, но и разра­ботку соответствующего идеологического обоснования, основными этапами которого были кодификация, догматизация и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы интеллектуальной де­ятельности в систему богословско-теологического мышления. В каждом обществе, в каждой культуре процесс сакрализации имел свои особенности. Например, как видно из предшествующего изложения, в районах распространения ислама не было создано мощной религиозной организации типа церкви. Процесс сакрализа­ции в исламе пошел по пути формирования теократического госу­дарства. В отличие от других религий он стремился не к тому, чтобы осветить религиозным авторитетом существующие общественные отношения, а к тому, чтобы воплотить в жизнь религиозное сообще­ство, осуществить полное слияние духовного и светского начала. Исторически ислам развивался в условиях религиозно-политической слитности. Политические лидеры арабского мира на­делялись харизмой. Наделение харизмой (от греч. charisma — дар) — одна из форм процесса сакрализации.Харизма, по М. Веберу, это особое свойство личности, выделяющее ее из среды остальных, которое является не столько благоприобретенным в процессе жизнедея­тельности, воспитания и образования, сколько милостиво даровано ему Богом, судьбой. Таким образом, в исламе политические лидеры были одновременно и религиозными вождями: пророк, халифы, эми­ры, чиновники на местах, судьи и т. д. были носителями религиозно­го авторитета. Сакрализация личной и общественной жизни на основе хрис­тианства в Западной Европе началась в послеконстантиновскую эпоху и достигла своего наивысшего развития в Средневековье. В этот период не проводилось различия мирской и сакральной сфер жизнедеятельности человека. Каждый человеческий поступок, всякое социальное явление ставилось на «сакральную платформу» или непосредственно подчинялось сакральной сфере. Как отмечает выдающийся американский социолог русского происхождения П. А. Сорокин, главным принципом средневековой культуры Запа­да, ее главной ценностью был Бог. Все важные разделы средневеко­вой культуры выражали этот фундаментальный принцип или цен­ность. «Архитектура и скульптура Средних веков была «Библией в камне». Литература также была насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер. Философия была практически идентична религии и тео­логии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужни­цей христианской религии. Этика и право представляли собой толь­ко дальнейшую разработку абсолютных заповедей христианства. Политическая организация в ее духовной и светской сферах была преимущественно теократической и базировалась на Боге и рели­гии. Семья, как священный религиозный союз, выражала все ту же фундаментальную ценность. Даже организация экономики контролировалась религией, налагавшей запреты на многие формы экономических отношений, которые могли бы оказаться уместными и прибыльными, поощряя в то же время другие формы экономичес­кой деятельности, нецелесообразные с чисто утилитарной точки зрения. Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчеркивали свое единство с Богом как единственную и высшую цель, а также свое отрицательное отношение к чувственному миру (мирской жизни—авт.), его богатству, радостям и ценностям. Чувст­венный мир рассматривался только как временное «прибежище че­ловека», в котором христианин всего лишь странник, стремящийся достичь вечной обители Бога и ищущий путь, как сделать себя до­стойным того, чтобы войти туда. (Сорокин П. Социокулътурная ди­намика и религия. Кризис нашего времени / / Человек. Цивилиза­ция. Общество. М., 1992. С. 430). Противоположный сакрализации процесс называется секуляризацией.Секуляризация (от позднелат. saecularis—мирской, свет­ский) — это процесс освобождения из сферы религиозного санкцио­нирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Или, проще говоря, это процесс обмирще­ния. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приоб­ретает светский характер. Процесс секуляризации выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни об­щества и личности, сужении круга выполняемых ею функций. Тер­мин «секуляризация» был впервые использован в 1646 году французским посланником Лонгвилем во время переговоров, предшест­вовавших заключению Вестфальского мира, и означал возможность удовлетворения интересов победителей за счет конфискации монас­тырских владений. И первоначально термин «секуляризация» озна­чал акт отчуждения церковного имущества в пользу монарха, госу­дарства или частных лиц. Секуляризация в этом смысле предстает как юридический акт в сфере имущественных отношений, отноше­ний собственности. Как известно, в Средневековье как католическая, так и православная церковь, являлись крупными собственниками земельных владений и имущества. И между церковью и государст­вом периодически возникала борьба за передел собственности. В ре­зультате этой борьбы нередко осуществлялся процесс секуляриза­ции собственности церкви, монастырей. Но если в эпоху феодализма этот процесс носил случайный, спорадический характер, то станов­ление буржуазных отношений поставило этот процесс на законо­мерную основу. Реформация в Западной Европе означала и развитие процесса секуляризации: в сфере имущественных отношений кон­фисковывалась земля, ликвидировались монастыри, национализи­ровалась собственность





Институционализациячаще всего понимается как процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений.На практике это предполагает определение и закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей и приведение их в систему, способную удовлетворять социально значимые потребности. Иными словами, речь идет о создании социального института как устойчивой, нормативно закрепленной формы социального взаимодействия людей.

Институционализация как процесс образования социального института включает следующие последовательные этапы:

? возникновение определенной общественной потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

? формирование общих целей;

? появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, реализуемого методом проб и ошибок;

? возникновение процедур, связанных с этими нормами и правилами;

? формализацию норм, правил, процедур, т. е. их принятие и практическое применение;

? установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

? создание системы соответствующих статусов и ролей;

? организационное оформление возникшей институциональной структуры.

Итогом институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса. Сами социальные институты выступают в качестве символов порядка и организованности в обществе.

Развитие институционализации может осуществляться двумя путями:

появлением новых социальных институтов;

изменением и совершенствованием уже сложившихся социальных институтов.

Первый путь, как правило, связан с радикальными переменами в жизни страны, когда, например, она становится независимой, создает свою систему управления, включается в систему международных связей и отношений. Так, получившие статус независимых государств бывшие советские республики переживают в настоящее время глубокий процесс институционализации, в ходе которого формируются такие важнейшие социальные институты, как финансы, армия, дипломатия, высшее образование, наука и др.

Второй путь развития институционализации в большей степени связан с эволюционными процессами реформирования социальных институтов. Этот путь в свою очередь допускает два варианта:

развитие социального института за счет его внутренней дифференциации, специализации связей, функций, учреждений (так, из общесудебной системы был дифференцирован Конституционный Суд РФ как самостоятельный институт);

развитие социального института за счет перерегулирования институциональных связей, исходных норм и норм институализированного взаимодействия (например, в постсоветский период институт образования потребовал кардинального изменения своих основ, создания новой концепции образования, ориентированной на потребности формирующихся рыночных отношений).

Следует отметить, что перерегулирование социальных институтов представляет собой сложный процесс, нередко сопровождающийся конфликтами. И это закономерно, ибо речь идет об изменении ценностных основ регуляции взаимодействия людей, что затрагивает их коренные интересы, мировоззренческие принципы и установки. Особенно непросто происходит реформирование основных институтов общества (экономических, политических и др.), предполагающее пересмотр всей системы ценностей и базовых принципов функционирования общественного организма.

Один из основоположников структурного функционализма Т. Парсонс (2.8), уделявший большое внимание изучению вопросов институционализации, выделял два источника изменения социальных институтов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние) факторы. Первые связаны с воздействиями на социальную систему со стороны культуры (развитие культурных подсистем, изменение ценностных ориентации, способов духовного освоения социальной реальности) и личности (всякого рода инновационная деятельность человека); вторые – с неэффективностью социальных институтов в полной мере удовлетворять те или иные социально значимые потребности.

Действие этих факторов особенно заметно в обществе переходного типа, когда вся его институциональная структура переживает глубокую трансформацию, в ходе которой возникают новые социальные институты и значительно меняются функции существующих институтов. В настоящее время примером такого процесса является противоречивое развитие институционализации в российском обществе, в частности становление институтов собственности, рынка, бизнеса, демократии и др.

Таким образом, институционализация – это процесс создания и развития социальных институтов как устойчивых форм организации совместной деятельности людей. Институционализация позволяет сформировать четкую статусно-ролевую структуру общества и тем самым повысить организованность, регулируемость и эффективность его жизнедеятельности.

Наши рекомендации