Анализ соц. инф., ее использование.

Методы сбора соц.инф-ии

Опрос: использ. в тех случ, когда изучаемая проблема недостаточно освещена в докум-х и литер-ре, наблюдения. Он необх. при изучении сост. и уровня развития общ-го мнения и сознания. (Интервью-проводимая по опр. плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Анкетный-наиб. распр-й метод сбора инф-ии и предполагает регистрацию ответов самим опрашиваемым. В основе опроса лежит опросный лист.)

Наблюдение: включенное, невключенное

Эксперимент: По характеру объектов эксп. делятся на эконом-е, педагог-е, правовые, эстетич. и др. По специфике задач различают научно-исслед-е и практич. эксп-ы.

Анализ док-в: обеспеч получение надежной соц инф-ии, часто выступает доп-м методом съема первичной соц-й инф-ии с целью уточнения, обогащения или сравнения рез-в наблюдения или опроса, их проверки.

Осн. группам: традиционным и формализованным. Традицион анализ-многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе. Формализ-й: Контент – анализ – перевод качественных показателей инф.в количествен.

Инструментарий-набор методич. докум., с помощью кот. осущ-я набор. соц. инф-ии (анкеты, бланки, опросн. листы).

Анализ соц. инф., ее использование.

Первичная соц. инф требует спец знаний и опр усилий по ее обработке и анализу. Обработать соц инф - значит представить ее в виде таблиц, графиков, диаграмм, позволяющих интерпретировать получ данные, анализировать их и выявлять зависимости, делать выводы, разрабатывать рекомендации.

Обработка данных включает в себя:

Редактирование и кодирование инф. Основное назначение этого шага сост в унификации и формализации той инф, кот была получ в ходе исследования.

Создание переменных. Собранная на основании анкет инф в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, кот необх решить в исслед. Сейчас же необх перевести данные в форму, кот бы отвечала на вопросы исследования.

Статистический анализ. В ходе статистич анализа выявляются некот статистич закономерности и зависимости, кот позволяют социологу сделать опр обобщения и выводы.

Общенауч.метод: анализ, синтез, индукция, дедукция, мат.моделирование, сравнител. метод, истор. метод, кореляцион. анализ – зав-ть одних признаков от др.

Общество как соц.реальность и соц.система

Соц.реальность создается в проц.жизнедеят-ти людей и яв-ся рез-ом их жизнедеят-ти в опр.территориал.и временном пр-ве. Соц.реальность обладает как объетив так и субъектив св-ми. Обобщенным показателем соц.реальности яв-ся к-ра.

Об-во в узком смысле – опред.гр.людей, объединившихся д\общения и совместного выполнения к.-либо деят-и. сложноорганизован.сист. взаим-ия людей, имеющ.свою стр-ру.

Осн.элементами об-ва яв-ся:прир.среда, люди, кул-ра.

Понятие «соц.связь», его харак-ка.

Социальная связь – вся совокупность факторов, обуславливающих совместную деятельность людей, связи, которые устанавливаются между индивидами, между индивидами и явлениями и процессами окружающего мира, между социальными группами.

Социальная связь – это совокупность отношений, которые возникают между людьми.

Предпосылками социальных связей являются: контакты: 1) пространственные (непосредственный, или опосредованный, который не всегда приводит к возникновению тесных связей, но являются лишь определенной предпосылкой к установлению социальных связей( заинтересованность). 2) психологический предполагает взаимную заинтересованность и является необходимым условием для возникновения устойчивой связи (односторонней или двухсторонней). 3) социальный – это контакт в случае взаимодействия субъектов, обмениваться ценностями, которые представляют интерес для субъектов.

Социальные контакты могут быть:

А) приходящими или устойчивыми

Б) частичными, или публичными

В) личностные и вещественные

Г) непосредственный и опосредованный (через СМИ).

Соц.взаимодействие

Взаимодействие – это любое поведение индивидов, или групп индивидов, имеющее значение для других индивидов, и общества в целом.

Понятие взаимодействие отражает характер и содержание различных видов деятельности, реализуемой между людьми и социальными группами, занимающие разные позиции и выполняющих разные социальные роли (функции). Любое взаимодействие, в какой сфере оно не было реализовано, всегда носит социальный характер.

Социальное взаимодействие имеет две стороны:

1) объективную, связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер взаимодействия.

2) Субъективную, социетальное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях (экспектациях) соответствующего поведения. Это межличностные, социально- психологические отношения (т.е. непосредственные связи и отношения между индивидами) складывающиеся в конкретные условия места и времени.

Механизм социального взаимодействия включает:

1) индивидов, совершающих те или иные действия, изменения

2) влияния этих изменений, вызванных действиями индивидов, на других индивидов

3) обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.

Под влиянием Г. Зиммеля и П. Сорокина, взаимодействия с точки зрения его субъективной стороны, было принято в качестве исходного понятия теории групп, и стало исходным понятием (предметом) американской социологию.

Экономика как соц.институт

Основными функциями экономики как социального института являются:

-согласование социальных интересов хозяйствующих субъектов, производителей и потребителей;

-удовлетворение потребностей личности, социальных групп, слоев и организаций;

-укрепление социальных связей внутри экономической системы, а также с внешними социальными организациями и институтами;

-поддержание порядка и предотвращение неконтролируемой конкуренции между хозяйствующими субъектами в процессе удовлетворения потребностей.

Главная цель деятельности социального института — достижение стабильности и ее поддержание.

Устойчивость экономики как социального института обусловлена прежде всего такими объективными факторами, как территориальные и климатические условия, наличие человеческих ресурсов, уровень развития материального производства, состояние реального сектора экономики, социальная структура общества, правовые условия и законодательная база функционирования экономики.

Экономику и политику чаще всего считают социальными институтами, которые оказывают наибольшее влияние на развитие общества и его стабильность как социальной системы.

Экономика как соц. институт создает материальный базис для развития социальных отношений, ибо нестабильное и бедное общество не в состоянии поддерживать нормальное воспроизводство населения, интеллектуальную и образовательную базу развития системы. Все социальные институты связаны с институтом экономики, зависимы от него и своим состоянием во многом определяют перспективы развития российского общества, являясь мощными стимуляторами его экономического прогресса и развития политической системы.

Политика как соц.институт

Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).

Образование как соц.институт

Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества.

Функции образования следующие:

воспитание;социализация;подготовка,квалифицированных специалистов;

приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры.

37. Реформирование образования современной России

За основу реформирования была взята система ЕГЭ в школах, а в вузах внедряют Болонскую систему образования в соответствии с Болонским процессом, к которому присоединились многие страны Европы, в том числе и Россия. В свете реформирования системы образования правительство РФ планирует также к 2012 году сократить около 500 вузов и филиалов.

Современная реформа высшего образования закреплена в ФЗ "О высшем профессиональном и послевузовском образовании" и в соответствии с Болонским процессом, к которому Россия присоединилась в сентябре 2003 года, предполагает три ступени получения высшего профессионального образования:

Первая ступень: неполное высшее со сроком обучения 2 года.

Вторая ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года, дающее фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации. Бакалавр вправе занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования .

Третья ступень: "дипломированный специалист" со сроком подготовки 5 лет (ранее существовавшая модель) и "магистр" со сроком подготовки 6 лет (новая модель). Если Вы решили получить квалификацию "дипломированный специалист", то учиться надо еще 1 год, т.ч. подготовка к защите диплома в течение одного семестра. Магистратура требует обучения еще в течение двух лет и завершается защитой выпускной работы - магистерской диссертации и присвоением степени магистра.

Болонский процесс

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Решение Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года.

С самого начала Болонский процесс был призван увеличить конкурентоспособность и привлекательность европейского высшего образования, способствовать мобильности студентов, облегчить трудоустройство за счет введения системы, позволяющей легко определить уровень подготовки и степень выпускников. Еще одной важной целью, которая была поставлена с самого начала, является обеспечение высокого качества обучающего процесса.

Цели:

-построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

-формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности европейской высшей школы в мире;

-обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

-повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Религия как соц.институт

Согласно теории Маркса религия как социальный феномен представляет собой объективный фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей подобно любому другому общественному институту. Маркс заложил, таким образом, основу функционального метода исследования религии. Религия, согласно Марксу, больше обусловливаемый общественными отношениями, нежели обусловливающий их фактор. Ее общественная функция заключается в интерпретации, а не продуцирования существующих отношений. Социальная функция религии - функция идеологическая: она или оправдывает и тем самым узаконивает существующие порядки, или осуждает их, отказывая им в праве на существование. Религия может выполнять функцию интеграции общества, но также может действовать и как дезинтегрирующий общество фактор, когда возникают конфликты на религиозной почве.

Во второй половине XIX века положение меняется. На первом плане в социологии религии - новое направление, интеграционное. Наиболее показательна в этом отношении концепция Э. Дюркгейма, которого по праву считают основоположником социологии религии как научной дисциплины. Религию он рассматривал как основу единства общества, как фактор социальной интеграции.

Наряду с Дюркгеймом, основоположником социологии считается немецкий ученый Макс Вебер. Он исследовал место и значение религии в изменяющемся обществе, влияние ее на развитие экономики, политики, семьи. Вебер отдавал предпочтение главным образом, мировым религиям и их влиянию на ход истории.

Религия - это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, не доступное понимаю человека.

Вера - это знание, которое основывается не на знаниях, не на эмпирических факторах.

Вера возникла 40 - 50 тысяч лет назад и прошла следующие этапы:

Первобытные религии.

Тотемизм - вера в родство с каким-либо животным и явлением.

Фетишизм - вера в чудотворный предмет, который обладает чудотворными свойствами.

Магия - это колдовство, вера в возможность влиять определенными действиями на сверхъестественное существо.

Анимизм - вера в души и духов.

Семья как соц.институт

Семья – основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимое условие социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Cемья является основой всех социальных институтов. В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально существующий институт.

Выделяют два типа семейной структуры: Нуклеарная семья состоит из родителей и детей, которые от них зависят. Расширенная семья включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. Семья как любой социальный институт выполняет определенные функции:

-Репродуктивная функция призвана обеспечивать воспроизводство новых членов общества.

-Воспитательная функция должна социализировать ребенка, то есть подготовить его к жизни в обществе, обеспечить его нормальное и полноценное развитие.

-Рекреационная функция – Семья становится "оазисом" спокойствия, уверенности и безопасности. она обеспечивает психологический комфорт и эмоциональное удовлетворение.

-Экономическая функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, проблему распределения домашнего труда. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними, поэтому семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества.

Семья как малая группа

Отличительные особенности семьи как малой группы общества состоят в следующем:

1) семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими интимно-доверительными связями;

2) в семье преобладают доверительные отношения между супругами и детьми;

3) особенность семьи проявляется в способе ее формирования: люди

вступают в брак на основе взаимных симпатий, духовной близости.

43. Индивидуальные ф-и семьи и их развитие

Репродуктивная ф-я - Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная - Удовлетворение потребности в родительстве.

Хозяйственно-бытовая - Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других

Экономическая - Получение материальных средств одними членами семьи от других

Сфера первичного социального контроля - Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за нарушение социальных норм в общественной жизни и семейных отношениях

Сфера духовного общения - Духовное взаимообогащение членов семьи

Социально-статусная - Удовлетворение потребности в социальном продвижении

Досуговая - Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга

Эмоциональная - Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви

Сексуальная - Удовлетворение сексуальных потребностей

Виды социальных общностей

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм.

Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений.

По времени продолжительности существования — от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций.

По плотности связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.

Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса, вида: массовые и групповые общности, которые подразделяются на большие и малые социальные группы.

Массовые социальные общности

Массовые общности характеризуются следующими признаками:

-представляют собой структурно-нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них;

-для таких общностей характерен ситуативный способ существования, т. е. они образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее, и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями;

-им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, т. е. эти общности разрывают классовые, групповые и иные границы;

-вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц.

К массовым социальным общностям относятся:

-этнические общности (расы, нации, народности, племена);

-социально-территориальные общности — это совокупности людей, постоянно проживающие на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни,

-социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющие сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ.

Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (различая в образе жизни наиболее наглядны).

Среди массовых общностей социологи разделяют толпу и массу.

Толпа — совокупность людей, находящихся в прямом контакте, обусловленном физической близостью. Характеристика толпы дана в работах Н. Михайловского “Психология толпы”, “Герои и толпа”.

Масса отличается от толпы опосредованным контактом.

Различают четыре основных типа толпы:

-случайную;

-конвенциальную;

-экспрессивную;

-активную

Случайным называется такое скопление, где каждый преследует сиюминутные цели. Таковы очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе, прогуливающиеся по набережной, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие.

Конвенциальная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью.

Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы.

Активная толпа - любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Она собирается для того, чтобы принять участие в действии, а не для того только, чтобы наблюдать события или выражать свои чувства.

Соц.группы: признаки и виды

Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются:

-устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;

-относительно высокой степенью сплоченности;

-отчетливо выраженной однородностью состава, т. е. наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;

-вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

Фазы развития социальной группы:

-диффузная группа (нет совместной деятельности, объединяющих ценностей, интересов, целей);

-группа — ассоциация (начинает осознавать общность ценностей, интересов для реализации, которых необходимо объединение в совместной деятельности);

-группа — кооперация (имеет место совместная цель, направленная на ее достижение социальная организация);

-группа — коллектив (объединение в совместной жизнедеятельности, а не только в труде).

Функции соц.группы:

1. Место социализации личности, приобщение к общественным ценностям, нормам, правилам.

2. Инструментальная — определяет место и формы работы.

3. Социальная — ощущение принадлежности к данной социальной общности, поддержки с ее стороны.

Современное общество демонстрирует великое множество социальных групп, которое обусловлено многообразием признаков, задач, для решения которых образовались эти группы.

Среди социальных групп можно выделить целевые группы, т. е. группы преднамеренно созданные, образованные для решения той или иной групповой (единой) задачи, достижения цели. Цели могут быть хозяйственными (предприятие, бригада), научно-исследовательскими (научно-исследовательский институт, лаборатория), политическими (партия, общественно-политические движения), просветительскими и т. д. Преднамеренность создания этих групп обусловливает, как правило, более высокий уровень организованности и превращает их в социальную организацию, имеющую свои особенности, выделяющие ее из широкого круга социальных общностей.

Осн.виды соц.мобильности

Термин «социальная мобильность» ввел П. Сорокин. Он называл социальной мобильностью переход индивида из одного социального положения в другое. Существуют:

1) горизонтальная социальная мобильность;

2) вертикальная социальная мобильность.

Эти перемещения происходят внутри социального пространства.

П. Сорокин говорил об индивидуальной (карьера) и групповой (миграция) социальной мобильности. Конечно же, более сложен процесс групповой мобильности.

Вертикальная мобильность – это перемещения социального объекта из одной социальной страты в другую, разные по уровню. Индивидуальная вертикальная мобильность практически не меняет стратификационной и политической культуры, так как смысл ее заключается в основном в прохождении какой-либо иерархической системы (повышение в должности, доходах).

Причины массовых перемещений нужно искать в изменениях экономической сферы, политическом перевороте или смене идеологических ориентиров. Групповая социальная мобильность по вертикали вносит большие изменения в стратификационную структуру, изменяет существующую иерархию. П. Сорокин называл в качестве каналов вертикальной мобильности следующие институты: армия, церковь, университет. Но они не всегда эффективны.

Существуют также восходящая мобильность (повышение в звании, утверждение моды) и нисходящая (как правило, вынужденная) – лишение званий, деградация.

Горизонтальная социальная мобильность – это перемещения социального объекта в другую группу без изменения статуса. Сюда относят смену работы в той же должности и т. д.). Обычно к горизонтальной мобильности относят перемещения в географическом пространстве. Существуют основные исторические разновидности миграций:

1) перемещение целых народов (например, Великое переселение народов в IV–V в., разрушившее Римскую империю);

2) перемещение из города в деревню и в обратном направлении. Но процесс урбанизации преобладает;

3) перемещения, связанные с социально-экономическими причинами (освоение пустующих территорий);

4) перемещения, связанные с чрезвычайными обстоятельствами, – стихийные бедствия, революции, религиозные гонения (например, в Библии описан уход евреев из Египта).

В связи с распространением такого явления, как перемещение, стали возникать диаспоры (этнос, живущий вне места его происхождения). Они способствуют сближению этносов и культур, но нередко становятся источником конфликтов и напряженности в обществе.

Маргинал.группы в Рос.

Постспециалисты - одна из наиболее обширных, разнообразных по составу и различных по социальному положению новых маргинальных групп. Их появление вызвано общими причинами: структурными изменениями в экономике и кризисом отдельных отраслей; региональными диспропорциями экономического развития; изменениями в профессионально-квалификационной структуре экономически активного и занятого населения. Главные маргинализирующие факторы, размывающие социально-профессиональный статус - безработица и вынужденная неполная занятость.

При всей разнородности и сложности группы "постспециалистов" можно выделить наиболее общие типы: регионально-поселенческие - работники маленьких и средних городов со свертываемой монопромышленностью, трудоизбыточных и депрессивных регионов; профессионально-отраслевые - работники отраслей (машиностроения, легкой, пищевой и т.д.), профессий и специальностей (инженерно-технические работники), невостребованных современными экономическими условиями; бюджетные – работники реформируемых бюджетных отраслей науки, образования, армии. Их составляют работники, потерявшие работу или неполностью занятые, имеющие высокий уровень образования, опыт работы, высокий социально-профессиональный (в т.ч. и должностной) статус, большие притязания в отношении работы. Стратегия поведения основной части этих групп направлена на выживание.

"Новые агенты" - представители малого бизнеса, самозанятое население. Их положение существенно отличается от положения вышеуказанной группы. Как особая маргинальная группа рассматриваются "мигранты" - беженцы и вынужденные переселенцы из других регионов России и из стран "ближнего зарубежья". Особенности положения этой группы связаны с тем, что она объективно попадает в ситуацию множественной маргинальности, обусловленной необходимостью адаптации к новой среде после вынужденной смены места жительства. Состав вынужденных мигрантов разнороден. Имеющих официальный статус - 1200 тыс. Но эксперты называют реальную численность вынужденных переселенцев в 3 раза большую. Положение вынужденного мигранта усложняется целым рядом факторов. Среди внешних факторов - двойная потеря родины (невозможность жить на бывшей родине и сложности адаптации на родине исторической). Это проблемы с получением статуса, ссуды, жилья и т.д., в результате чего переселенец может оказаться полностью разоренным.

Типы социального контроля

1. процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит овнутрение требований общества — социальных предписаний;

2. процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность — форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;

Функции конфл

Позитивные функции :

Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

Получение новой информации об оппоненте

Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом

Стимулирование к изменениям и развитию

Снятие синдрома покорности у подчиненных

Диагностика возможностей оппонентов

Негативные функции:

Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте

Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе

Представление о побежденных группах как о врагах

Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе

После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива

Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)

Динамика конфл

Динамика конфликта представляет собой ход развития, его изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий. В динамике конфликта выделяют ряд периодов и этапов. Латентный период (предконфликт) включает: возникновение объективной проблемной ситуации, осознание ее субъектами взаимодействия, попытки сторон разрешить ситуацию неконфликтными способами и возникновение предконфликтной ситуации.

Конфликтологич.стратегии

1. уклонение от конфл, когда одна стор.идет на конфл, а др – нет (сфера услуг и торговли)

2. одностороннее доминирование (подавление), одна стор.достигает своих целей подавлением др.стороны (физ.или психол.давление)

3. компромисс – каж.из сторон отказыв-ся от части, удовл-е с обеих сторон

4. интегративная стратегия – сближение интересов

5. сотрудничество – вместо вражд.отношений возникают др.отношения на взаимовыгодных усл-х

Ср-ва разрешения конфл:

1. эконом. (экон.помощь)

2. полит

3. социал (поддержка малообеспеч, льготы, предостав.убежища)

4. идеологич (разъяснение невыгодности конфл, арбитраж или др.третья сторона)

5. силовые (исп.армии, полиции)

Социологич.концепции лич-ти

В достаточно развитом виде социологические концепции личности оформились во второй половине XIX – начале XX века. Все они признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.

В марксизме, например, человек предстает в качестве продукта или объекта общественных отношений. Однако следует иметь ввиду, что К. Маркс в определении сущности человека как ансамбля всех общественных отношений не отводил личности лишь пассивную роль. Человек понимался им как активный субъект общественных отношений, как творец истории. Превращение таким образом односторонне истолкованного тезиса Маркса в методологическую основу всей теории личности имело ряд отрицательных последствий.

В теории зеркального "Я" (Ч.Х. Кули, Дж. Мид) личность рассматривалась как функция, производная от полностью социально обусловленного "Я" человека. Стержень личности, самосознание – не что иное, как результат социального ; взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Тем самым личность трактовалась как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни.

В целом можно сказать, что интеракционистский подход к концепции личности основан на методологическом принципе, согласно которому ни личностные факторы, ни условия внешнего окружения, если их рассматривать изолированно, не могут в полной мере объяснить поведение человека. В качестве основной детерминанты поведения человека выступает процесс постоянного взаимодействия между этими факторами. Поскольку процесс взаимодействия понимается исследователями не всегда одинаково, в рамках интеракционизма возникло несколько различных направлений – так называемых теорий ограниченного применения. Надо отметить, что интеракционизм в подходе к теории личности не имеет ничего общего с символическим интеракционизмом, который представляет собой один из методологических принципов изучения внутригрупповых и межличностных отношений.

С точки зрения сторонников ролевой теории (Р. Линтон, Я.Л. Морено, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.), личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность тем самым есть производное от совокупности тех групп, в которые включен индивид. Социализируясь, он усваивает экспектации (социальные ожидания) ролевого поведения, выучивает способы их исполнения и, таким образом, становится личностью.

Контркул-ра, ее харак-ка

Контркультура — социокультурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, лежащим в основе той или иной культуры, характеризующиеся отказом от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Теория контркультуры ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представлялась организованным насилием над личностью. Этот протест принимал различные формы — от пассивных до экстремистских.

Хиппи. Рокеры. Панки

Иными словами, эти движения возникают, затем идут на убыль, но рождаются новые движения, которые ждет та же судьба. Но они не исчезают бесследно. Их ценностные ориентиры растворяются в лоне господствующей культуры, которая начинает изменяться под их влиянием. Можно сказать, что контркультуры обладают мощным творческим зарядом, способствующим динамике культуры.

Методы сбора соц.инф-ии

Опрос: использ. в тех случ, когда изучаемая проблема недостаточно освещена в докум-х и литер-ре, наблюдения. Он необх. при изучении сост. и уровня развития общ-го мнения и сознания. (Интервью-проводимая по опр. плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Анкетный-наиб. распр-й метод сбора инф-ии и предполагает регистрацию ответов самим опрашиваемым. В основе опроса лежит опросный лист.)

Наблюдение: включенное, невключенное

Эксперимент: По характеру объектов эксп. делятся на эконом-е, педагог-е, правовые, эстетич. и др. По специфике задач различают научно-исслед-е и практич. эксп-ы.

Анализ док-в: обеспеч получение надежной соц инф-ии, часто выступает доп-м методом съема первичной соц-й инф-ии с целью уточнения, обогащения или сравнения рез-в наблюдения или опроса, их проверки.

Осн. группам: традиционным и формализованным. Традицион анализ-многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе. Формализ-й: Контент – анализ – перевод качественных показателей инф.в количествен.

Инструментарий-набор методич. докум., с помощью кот. осущ-я набор. соц. инф-ии (анкеты, бланки, опросн. листы).

Анализ соц. инф., ее использование.

Первичная соц. инф требует спец знаний и опр усилий по ее обработке и анализу. Обработать соц инф - значит представить ее в виде таблиц, графиков, диаграмм, позволяющих интерпретировать получ данные, анализировать их и выявлять зависимости, делать выводы, разрабатывать рекомендации.

Наши рекомендации