Общение как одна из главных потребностей человека. Коммуникативная компетенция личности. Основные аспекты культуры общения.

Общение пронизывает материальную и духовную деятельность человека, поддерживает его и в следствие своей важности формирует самостоятельный вид деятельности – общение. В отличие от животного мира люди наследуют приемы общения не биологическим путем, а через подражание и обучение. Посредством общения происходит социализация личности.

Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

Коммуникативная компетенция представляет собой способность решать средствами языка актуальные задачи общения в разных сферах жизни, знания, их умения пользоваться фактами языка и речи для эффективной реализации цели общения.

Коммуникативное составляющее: умение соблюдать ситуацию общения, умение ориентироваться на конкретного адресата, умение адекватно реагировать на фразу собеседника, умение слушать, владение монологической и диалогической речью, выбор тональности общения, выбор жанра, ипа общения, умение использовать невербальную коммуникацию.

Основные аспекты культуры речи.

1)коммуникативный аспект подразумевает умение общаться в соответствии с поставленными коммуникативными задачами,

2)этический аспект представляет собой знания и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях,

3)этический компонент культуры речи предписывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на повышенных тонах, этот компонент предполагает вежливость, тактичность, деликатность, корректность в общении,

4)эстетический аспект предполагает умение сосредоточиться на самом процессе общения,

5)инструментальный аспект предполагает владение необходимым набором языковых средств и разновидность общения.

Модель общения и различия в подходах к культуре речи. Основные элементы кодовой модели коммуникации. Источники коммуникативных неудач.

Любое общение многокомпонентно по своей структуре:

1)ситуация общения,

2)отправитель/получатель сообщения,

3)код языка.

4) канал связи.

В 20-м веке разрабатывают информационно-кодовую модель, и в ее основе лежит представление о коммуникации, как о передаче сообщения от передатчика к приемнику. Под сообщением понимается последовательность знаков, которые имеют материальную форму и идеальное содержание. Знаки кодируются в буквы, передаются по каналам связи, на стороне приемника расшифровываются.

В соответствии с этой моделью коммуникация считается удачной, если на выходе появляется точно то же сообщение, что и на входе, и неудачной, если отправленное сообщение не будет получено или подвергнется при передаче и декодировании искажениям, например замене части знаков на другие.

Причины коммуникативных неудач:

· Неисправные передающие/принимающие устройства: плохая дикция, неразборчивый почерк, недостаточно острый слух, рассеянность человека, разного рода шумы.

· Неудачи могут быть связаны с несовподением кода передающей/принимающей стороны.

· Разновидность общения.

Успешность общения, как её понимают на основе кодовой модели, зависит главным образом от правильности действий отправителя сообщения: это он должен выбрать соответствующие возможностям получателя язык и форму речи, это он обязан предусмотреть помехоустойчивость сообщения, это от его речи в наибольшей степени зависит результат коммуникации: получение и выход переданного сообщения. Подчеркнем, что в кодовой модели результат коммуникации рассматривается именно так: получение и выход переданного сообщения.

Разновидности общения.

1) Необходимое общение – межличностные контакты, без которых _________ деятельность невозможна,

2) желательное общение – межличностный контакт, способствует решению разного рода задач,

3) нейтральное общение – межличностный контакт, который не мешает и не способствует решению проблем,

4) нежелательное общение – межличностный контакт, который мешает решению проблемы.

Также выделяют межличностное и массовое общение, устное и письменное, диалогическое и монологическое, вербальное и нвербальное, деловое и неофициальное, контактное и дистанционное, непосредственное и опосредованное.

Диалог - это непосредственный обмен высказываниями междy двyмя или несколькими лицами,

монолог - этo речь одного человека, не предпола гающая обмена репликами с другими лицами.

Вербальное общение - это общение словесное, т. e. на одном из естественных национальных языков. Невербальное общение - это общение несловесное, в котором cистемой знаков служит в устной речи - сочетание позы, жестов, мимики, интонaции и т. п., a в письменной - расположение тeкста, шрифты, схемы, таблицы, графики и т. д.

Контактное и дистанционное. Эти виды общения отражают положение коммуникантов относительно друг друга в простpанстве и времени, т. е. наличие непосредствeнного контакта между партнерами или его отсутствие и существованиe между ними пространственной дистанции.

Контактное общение, нe требующее дoполнительных средств для его осущecтвления, - это общение непосредственное. A oбщение на расстоянии или тогда, когда между «репликами» партнеров проходит некоторое время, требует «посредников», т. e. является опосрeдованным.

Если в общении принимают участие двое, то это общение межличностное. Считaeтся, что массовое общeние возникает, когда аудитория превышаeт 100 человек.

Деловое общение - это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, c соблюдeнием всех правил и формальностей. Неофициальное общение - это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями: наличием опрeделенных сфер общения, социaльных рoлей и взаимоотношений между партнерами по общению.

Наши рекомендации