Ход собрания I. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы!
Сегодня мы пришли для того, чтобы вновь обсудить проблемы воспитания детей в семье.
Народная мудрость гласит: «Три несчастья ждут нас в жизни: болезнь, смерть и трудные дети». Первое и второе несчастье нам избежать не удастся. Третье несчастье зависит именно от нас, взрослых.
Мы должны помнить о том, что, поступая разумно и справедливо в каждой, даже самой драматичной ситуации, у нас есть шанс остаться родителями вообще и быть счастливыми родителями.
Наши дети растут, расширяется круг их общения, появляются проблемы, большие и маленькие, решаемые легко и трудно разрешимые.
Кризисные ситуации лежат в основе взаимоотношений людей, если сфера взаимоотношений нарушена, это возвращается кризисом, стрессом и, иногда, трагедией.
Как учится ребенок, постигая науку жизни, так учится и родитель, постигая науку воспитания. Не могу не привести пример: «Благополучная, воспитанная, целеустремленная девочка в компании нетрезвых, неряшливо одетых молодых людей. После вопросу "Почему ты здесь? Что тебя сюда привело?" она рассказывает о том, что родители подрались, потому что отец хочет уйти из семьи, а мама его не пускает. Девочка идет в эту компанию назло родителям, в отместку за то, что они, проявляя свой эгоизм, забыли о существовании своего ребенка, забыли о том, что ему совершенно небезразлично, что, и самое главное, как это происходит вего семье».
Причины кризиса могут быть самые разные:
—развод родителей;
—потеря близкого человека;
—алкоголизм родителей или одного из них; ^
—переживание трудной и непредвиденной ситуации (терракт);
—межличностный конфликт;
—изменение состояния здоровья;
—проблемы внешности;
—препятствия в достижений поставленной цели и т. д.
Каждая семья по-своему реагирует на кризисную ситуацию. Но
экстремальная психология выделяет три стадии реакции человека на стрессовые условия жизни:
—тревога, страх, смятение, шок;
—сопротивление, стремление адаптироваться и преодолеть трудности;
—истощение и уход от решения проблемы.
Наиболее частой причиной кризисной ситуации являются конфликты. Они могут быть:
—лично-семейные;
—профессиональные;
—межличностные, не связанные с профессиональной деятельностью;
—обусловленные состоянием здоровья;
—связанные с материальными затруднениями;
—обусловленные антисоциальным поведением.
Родители должны помнить, что кризисная ситуация, связанная с ребенком или семьей вцелом, не рассосется сама по себе, она требует активного вмешательства для ее разрешения. Для этого нужно пользоваться услугами специалистов, читать литературу, тренировать себя в разрешении конфликтной ситуации.
Родители должны помнить, что конфликтную ситуацию нельзя решить следующими мерами:
— угрозы, указания, приказы;
•- диктовка ребенку выхода из ситуации, принятого вами, но не принятого им;
—морализаторско-менторские поучения;
—гнев, раздражение.
П. Анализ анкет родителей
Классный руководитель анализирует анкеты учащихся и родителей и обращает внимание на те пункты, которые вызвали самые большие затруднения родителей и детей.
III. Краткая лекция школьного психолога по проблеме родительского собрания
IV. Родительский практикум. Разыгрывание ситуаций, предложенных классным руководителем
Во время практикума родители должны не только дать ответ на предложенную ситуацию, но и, по возможности, разыграть ее.
Родители делятся на группы по 4 человека и готовят небольшой сценарий предложенной им ситуации. В сценарий входит определение ролей, которые будут играть сами родители, реплики, которые будут предложены для решения данных ситуаций, конкретные решения, принимаемые в каждой ситуации.
После разыгрывания ситуаций можно провести дискуссию-анализ, которая позволит определить отношение родителей к выполняемому заданию. Для дискуссии могут быть предложены следующие вопросы:
—Какие конфликты возникают чаще всего в вашей семье и почему они возникают?
—Как вы ведете себя в конфликтной ситуации?
—Каким образом вы даете понять ребенку, что он не прав?
—Как вы даете понять ребенку, что он прав?
—Способны ли вы принять точку зрения ребенка?
—Способны ли вы аргументировать непринятию вами точку зрения ребенка?
—Какие формы поощрения и наказания вы используете в своей
семье?
—Отличаются ли ваши формы наказания от тех, которые вы используете по отношению к собственным детям?
—Расходятся ли ваши формы наказания детей в семье?
—Скрываете ли вы от мужа или жены проступки собственных детей?
V. Подведение итогов
Классный руководитель предлагает родителям «выбросить» те методы и приемы воспитания, которые могут привести к кризисной ситуации в семье. Для этого он раздает всем родителям конверты и листок бумаги.
Родители должны обдумать все то, что они услышали и увидели в ходе родительского собрания, а затем изложить на своем листочке бумаги все то, что они хотели бы выбросить и забыть как средство воспитания своих детей.
Родители заполняют свои листочки и заклеивают их в конверты, классный руководитель предлагает прочитать эти листочки на последнем родительском собрании в 11 классе, когда ребята будут уходить из стен школы.
Контрольная для взрослых
Задачи: нестандартным способом выразить своё отношение к сыну (дочери), его проблемам; передать жизненный и исторический опыт в миниатюре; поразмышлять о будущем.
Форма проведения: написание сочинения на свободную тему.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся и родителей (см. приложение); индивидуальные консультации психолога родителей.
Ход собрания
I. Вступительное слово
В быстром темпе современной жизни не находится времени, подчас, атмосферы и настроения, чтобы поговорить по душам, без формальной критики оценить поступки, ситуации и человеческие ценности. Давайте попробуем это сделать на бумаге. Важно, насколько вы знаете своего ребёнка, что, на ваш взгляд, необходимо ему для успешной реализации себя как личности. Что вы посоветуете ему, и как он воспринимает и воспримет ваши советы. В любом случае, эта «контрольная» будет полезна и вам, и вашему ребенку. Только стиль должен быть доверительным, а мысли искренними. Желаю успехов!