I. Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые папы и мамы! В учебном плане школы вместе с мате­матикой и языком, историей и географией важное место должен за-[мать такой предмет, как физическая культура. Не зря этот предмет к назвали. Наряду с развитием и совершенствованием физического состояния человека, физическая культура делает его добрее и сильнее духом, поднимает его над своими слабостями.

Всегда ли в семье отдают должное уроку физкультуры в школе? Далеко не всегда. Некоторые взрослые считают урок физкультуры напрасной тратой времени, незначительным предметом в школьном списании, учебные успехи ребенка по физкультуре воспринима­лся некоторыми родителями с иронией и сарказмом. Правильно ли э? Какой он, урок физкультуры в сегодняшней школе? Об этом наш разговор.

(Видеосюжет с уроков физкультуры в классе. Представление участ­ков дискуссии, оглашение вопросов дискуссии. Вопросы записаны на доске.

Анализ анкет учащихся и их родителей

Дискуссия по результатам ответов на вопросы анкет. Посещение уроков физкультуры родительским комитетом совместно с классным руководителем

Родительский комитет и классный руководитель должны заранее предупредить учителей физкультуры о посещении их уроков. В задачу посещения родительским комитетом уроков физкультуры входит контроль за деятельностью учителя, а наблюдение за эффективным участием ребят в уроке. Родительский комитет анализирует следующие вопросы:

1. Наличие у всех спортивной формы.

2. Активность учащихся на уроке физкультуры.

3. Нравственный микроклимат урока физкультуры, отношения
учащихся друг к другу и к учителю.

4. Способность учащихся к выполнению предъявляемых учите­лем требований.

На родительском собрании председатель родительского комитет докладывает о результатах посещения уроков физкультуры.

. Выступление представителей родительского комитета

Представители родительского комитета анализируют увиденное и на уроках физкультуры.

Анализ рисунков учащихся, ознакомление родителей с памятками (см. приложение)

Подведение итогов

За страницами твоего учебника

Вариант собрания 6. За страницами твоего учебника

Учиться на ЧЕЛОВЕКА надо всю жизнь.

В.А. Сухомлинский

Задачи: сделать родителей союзниками в расширении кругозора учащихся, в воспитании потребности в знаниях, создании базы для интеллектуального развития; привлечь родителей к организации эк­скурсионной работы; рекомендовать родителям сочетать системный контроль за результатами учебы с активизацией познавательной дея­тельности ребёнка.

Форма проведения: творческий отчёт учащихся.

Подготовительная работа: экскурсионная работа класса; творчес­кие работы учащихся (подборка лучших сочинений, рефератов, док­ладов, сообщений, рисунков, чертежей и т.д.); организация выстав­ки; выездные уроки (уроки, проводимые в музеях на выставках, в те­атрах, на природе), конспекты уроков; выпуск устного или рукописного журнала «Наше творчество»; фотоальбом «Мы путеше­ствуем»; традиции нашей семьи (семейные зарисовки); подготовка концерта.

Ход собрания

I. Путевой дневник

(Рассказывают учащиеся.)

II. Репортаж с урока. Мы в музее

III. Путеводитель по выставке. Рассказ о работах учащихся

IV. Семейные зарисовки. С юмором о путешествиях. Рассказы ро­
дителей

V. Концерт «Посмотрите, что мы умеем!»

VI. Основание хроники жизни класса. Автографы в альбоме «Наш
класс»

VII. Подведение итогов

Мы говорим о нашей Родине

Патриот - это человек, служащий своей Ро­дине.

Н. Г. Чернышевский

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным...

Л. Н. Толстой

Задачи: демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье; дать возможность родителям познакомить­ся с рассуждениями детей по нравственным проблемам; формиро­вать нравственную культуру семьи.

Форма проведения: разговор взрослых и детей по душам.

Вопросы для обсуждения: с чего начинается Родина для взрослых и детей; может ли человек жить без Родины; традиции и обычаи Родины; которыми можно и нужно гордиться; как сделать так, чтобы Родина могла гордиться тобой.

Подготовительная работа: карта-путеводитель памятных мест Родины; конкурс стихов и песен под девизом «Обращаюсь к тебе, Родина; конкурс сочинений «Фамилии, которыми гордится моя страна >; игра-путешествие «Пролетая над моей страной»; сбор материала для альбома «Традиции и обычаи моей Родины».

Ход собрания

Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы!

Сегодня наше собрание посвящено теме, содержание которой был сказано с такой любовью и теплом в стихотворении «С чего начинается Родина». Именно со словом «Родина» связано и такое слово как ностальгия. Слова «Родина» и «ностальгия» имеют разные корни, но суть в них одна и та же.

{ обычной ситуации, когда ты на своей земле, рядом с родными и близкими людьми, такое чувство, как ностальгия, нас не угнетает и учат, но стоит нам, уехать далеко от родного порога, ностальгия начинает свое дело. Мы страдаем, мучаемся, у нас плохое настрое, ни еда, ни приятные сюрпризы становятся не в радость. Нас мучительно тянет домой, к своему порогу.

Наверно, это и есть чувство родины, о котором так пронзительна о могут писать поэты.

Проведение игр и конкурсов, чтение стихотворений

Чтение стихотворения М. Матусовского С чего начинается Родина?»*

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной

Которой не видно конца

И с этой дороги проселочной, Которой не видно конца... С чего начинается Родина?

Во время чтения,.стихотворения на экране демонстрируется пре­зентация, подготовленная к родительскому собранию. Она начина­ется фотографией учащихся класса, фрагментарно воспроизводится карта-путеводитель, составленная учащимися класса по памятным местам Родины, фрагменты классного часа, сочинений ребят, кон­курса стихов и песен. Kapma-путеводитель памятных мест Родины

Карту-путеводитель ребята могут делать в группах или индивиду­ально. Для этого стандартный лист ватмана делится на две части. Каж­дая группа получает одну из частей ватмана и оформляет в виде кол­лажа, рисунка, картины того памятного места, которое хотелось бы отразить в путеводителе, если бы можно было его представить широ­кой публике. Коллаж или рисунок сопровождается небольшим тек­стом — справкой, которую составляет сам ученик или группа. В офор­млении карты- путеводителя могут участвовать и родители. Конкурс стихов и песен под девизом «Обращаюсь к тебе, Родина!»

В конкурсе стихов и песен могут участвовать как дети, так и взрос­лые. Лучшее выступление будет представлено для участия в родитель­ском собрании. Перед каждым выступлением ученик аргументирует выбор песни или стихотворения. Игра-викторина «Пролетая над моей страной»

Заключительным пунктом работы с учащимися может стать игра-викторина «Пролетая над моей страной». Для этого классный руко­водитель предлагает учащимся определить те места, о которых могут и хотят рассказать ребята людям, которые приезжают в нашу страну. Для этого они заготавливают карточки с различными названиями населенных мест, рек, озер и т. д. Затем все они складываются в ко­робку, перемешиваются и ребята вытягивают карточки с названия­ми. При этом карточек с названиями должно быть несколько боль­ше, чем учащихся в классе.

Все карточки с названиями называются вслух, они вывешиваются в классе. Учащиеся начинают готовиться к викторине. Викторина про­водится в ходе родительского собрания. Вытянув карточку с назва­нием, ученик должен рассказать, что он знает об этом городе, реке и т. д. Он может обратиться за помощью к своим родителям. Если и в этом случае он ничего не может вспомнить, ему помогают ребята клас­са и взрослые.

Классный руководитель. Недаром говорят: «Изба красна пирогами». А чем красна страна наша — Россия? Конечно, же людь­ми, которые создают ей славу громкую и неприметную, тихую. Тихая слава — это те безымянные герои, которые, совершив свой подвиг, не

золили врагу уничтожить нашу страну, снести ее с лица земли, ваши деды и прадеды, имена которых, может быть, до сих пор не обозначены на памятниках и обелисках военной поры. Давайте вспомним их всех поименно, уже ушедших из жизни и еще ныне живущих, давпцих нам возможность общения с ними. (Учащиеся называют своих дедушек, прадедушек, бабушек, прабабушек — участников войны, фамилия, имя, отчество и название фронта.)

Звучит песня «Журали в исполнении М. Бернеса.

Подведение итогов внутриклассного конкурса сочинений «Фамилии, которыми гордится моя страна и я»

Учащиеся читают свои сочинения. Жюри из числа родителей определяет победителя конкурса. Для участия в конкурсе сочинений под такой тематикой детям необходимо было сходить в библиотеку, посоветоваться с библиотекарем, который может порекомендовать ученикам прочитать книгу о знаменитых людях России или предложить [м поговорить с родителями на данную тему, послушать их мнение на этот счет. В любом случае, у каждого ученика появляется шанс 1ть многое о людях, которыми гордилась и гордится страна. Классный руководитель может предложить учащимся ряд фамилий, о ко->гх они могут найти информацию и рассказать во время собрания римеру: Жуков Г. К., Суворов А.В., Раскова П., Алферов Ж., Ци-эвский К. Д. и т. д.

1-й ученик. Он писал стихи, в которых так много тепла и грусти любви и нежности. Вот, послушайте: Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом.

Проводов голубая солома

Опрокинулась под окном.

2-й ученик

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилег к плетню.

Держат липы в зеленых лапах

Птичий гомон и щебетню.

3-й ученик

Я любил этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная морщь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь.

4-й ученик

Голос громкий и всхлипень зычный,

Как о ком-то погибшем, живом.

Что он видел, верблюд кирпичный,

В завывании дождевом?

5-й ученик

Видно, видел он дальние страны,

Сон другой и цветущей поры, З

Золотые пески Афганистана

И стеклянную хмарь Бухары.

6-й ученик

Ах, и я эти страны знаю?

Сам немалый прошел там путь.

Только ближе к родимому краю

Мне б хотелось теперь повернуть.

Классный руководитель. Вы правы, ребята. Так написать можно лишь только тогда, когда очень тоскуешь по родным местам, когда такое чувство, как ностальгия, прочно поселяется в твоем сер­дце. Эти строки принадлежат перу великого русского поэта Сергея Есенина. Именно он так тепло и сердечно говорил о родном доме, о России. А что мы с вами знаем о своей стране?

Наши рекомендации