Собрание «Школьный жаргон: миф или реальность?»

Мысль меняется в зависимости от слов, которые ее выражают.

Паскаль Блез

Беда, когда у человека не хватает ума, чтобы хоро­

шо сказать, или здравого смысла, чтобы осторожно

промолчать.

Жан Лабрюйер

Задачи: обратить внимание родителей на проблему жаргона, его влия­ние на этику поведения учащихся-старшеклассников; обсудить с родите­лями причины использования жаргонных слов в речи и возможные пути их искоренения; формировать понимание того, что старшеклассники — это взрослые люди, имеющие не только права, но и обязанности в обще­стве.

Форма проведения: дискуссия.

Вопросы для обсуждения: влияние жаргонов, причины их использова­ния; пути искоренения жаргонов из речи учащихся.

Подготовительная работа: классный час «Жаргон в нашей жизни: «за» и «против» (см. комментарии после собрания); выпуск специальной газе­ты «Жаргонизмы нашего класса. Что? Где? Когда?»; литературные чте­ния «Жаргон на страницах литературных произведений» (см. коммента­рии после собрания); подготовка учащимися исторического экскурса в проблему; анкетирование учащихся и родителей; памятка для ро­дителей и учащихся (см. приложение).

Ход собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы!

Пройдет совсем немного времени и ваши дети, отпраздновав свой вы­пускной бал, уйдут во взрослую жизнь. Какой будет их жизнь, во многом зависит от того, как они умеют вести себя в этой жизни, как обща­ются с людьми, как разговаривают, как умеют себя вести в раз­личных жизненных ситуациях.

Как их встретит взрослая жизнь — во многом зависит от них самих, во многом зависит от вас, взрослых людей.

Сегодня ваша задача состоит в том, чтобы в оставшееся время делать все возможное, чтобы сформировать в своем ребенке чув­ство взрослости и ответственности, а оно проявляется в первую очередь в умении выражать свои мысли и чувства, проявлять куль­туру собственной речи.

П. Анализ анкетирования учащихся и родителей

III. Исторический экскурс в проблему

Исторический экскурс — это электронная презентация, кото­рую готовит классный руководитель по проблеме собрания и вы­ступает перед родителями.

Слайд 1. В начале было слово...

Самая древняя форма жаргона восходит к временам до нашей эры. Оружием использования слов, имеющих магическую силу, вполне овладели жрецы во времена Древней Греции и Рима. Воз­можность использования в своей речи слов, которые могут быть непонятны простолюдину, делало их посвященными в сокрови­ща мудрости и возвышало над толпой.

Слайд 2. Профессионализмы

Представитель каждой профессии может стать составителем своего про­фессионального словаря.

Простой народ тоже имел свой «тайный» язык. Этот тайный язык отра­жал профессиональную принадлежность людей. Он использовался для того, чтобы сохранять торговые и ремесленные секреты. Такой язык был у портных, суконщиков, виноделов, ткачей, сборщиков милостыни.

Слайд 3. Литературные истоки жаргонизмов

Уже во времена Пушкина и Гоголя жаргонные слова присут­ствовали в литературе, хотя в летописных источниках более древ­него времени они не присутствовали.

Например, К. Паустовский в своей автобиографической кни­ге «Повесть о жизни» приводит фразу, с которой он столкнулся, придя впервые в Киевскую Первую гимназию в 1912 году: «При­вели еще одного несчастного кишонка». Этимологию данного сло­ва К. Д. Паустовский объяснил так: «Я вступил в беспокойное и беспомощное общество приготовишек, или, как их презрительно называли старые гимназисты, общество кишат. Кишатами нас про­звали за то, что мы, маленькие и юркие, кишели и путались на переменках у взрослых под ногами».

Слайд 4. Источник школьного жаргона — война

Многие слова военной тематики после войны стали обиход­ными и использовались в переносном смысле. Спустя некоторое время они стали жаргонными. К примеру, салага, полундра и др. Однако послевоенный школьный жаргон был достаточно беден и не изобиловал жаргонизмами сегодняшнего уровня.

Слайд 5. Молодежный жаргон

Достаточно много жаргонных слов появилось в языке молоде­жи в связи с расширением музыкальной сферы знаний. Основны­ми источниками пополнения школьного жаргона была музыкаль­ная, спортивная терминология, пришедшая из западной культуры.

В 90-е годы к ним добавилась компьютерная терминология, лексика наркоманов. Содержательная сторона многих жаргонных слов связана с получением человеком эмоций. Самым известным жаргонным выражением, отражающим высшее наслаждение и удовольствие, считается слово «кайф», что из арабского языка оз­начает «отдых, приятное безделье».

Достаточно известным жаргонным выражением многих учащихся яв­ляется слово «блин», выражающее разочарование, неудачу.

Слайд 6. Что стоит за употреблением жаргонных слов у молодежи ?

Чаще всего молодежь употребляет жаргонные слова, чтобы:

—скрыть свои истинные чувства;

—скрыть переживаемый страх;

—«вкусить запретный плод»;

—быть таким, как все в коллективе;

—подчеркнуть свою самостоятельность и взрослость;

—проявить протест против ханжества собственной семьи и мира взрос­лых в целом;

Наши рекомендации