Собрание «Школьный жаргон: миф или реальность?»
Мысль меняется в зависимости от слов, которые ее выражают.
Паскаль Блез
Беда, когда у человека не хватает ума, чтобы хоро
шо сказать, или здравого смысла, чтобы осторожно
промолчать.
Жан Лабрюйер
Задачи: обратить внимание родителей на проблему жаргона, его влияние на этику поведения учащихся-старшеклассников; обсудить с родителями причины использования жаргонных слов в речи и возможные пути их искоренения; формировать понимание того, что старшеклассники — это взрослые люди, имеющие не только права, но и обязанности в обществе.
Форма проведения: дискуссия.
Вопросы для обсуждения: влияние жаргонов, причины их использования; пути искоренения жаргонов из речи учащихся.
Подготовительная работа: классный час «Жаргон в нашей жизни: «за» и «против» (см. комментарии после собрания); выпуск специальной газеты «Жаргонизмы нашего класса. Что? Где? Когда?»; литературные чтения «Жаргон на страницах литературных произведений» (см. комментарии после собрания); подготовка учащимися исторического экскурса в проблему; анкетирование учащихся и родителей; памятка для родителей и учащихся (см. приложение).
Ход собрания
I. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы!
Пройдет совсем немного времени и ваши дети, отпраздновав свой выпускной бал, уйдут во взрослую жизнь. Какой будет их жизнь, во многом зависит от того, как они умеют вести себя в этой жизни, как общаются с людьми, как разговаривают, как умеют себя вести в различных жизненных ситуациях.
Как их встретит взрослая жизнь — во многом зависит от них самих, во многом зависит от вас, взрослых людей.
Сегодня ваша задача состоит в том, чтобы в оставшееся время делать все возможное, чтобы сформировать в своем ребенке чувство взрослости и ответственности, а оно проявляется в первую очередь в умении выражать свои мысли и чувства, проявлять культуру собственной речи.
П. Анализ анкетирования учащихся и родителей
III. Исторический экскурс в проблему
Исторический экскурс — это электронная презентация, которую готовит классный руководитель по проблеме собрания и выступает перед родителями.
Слайд 1. В начале было слово...
Самая древняя форма жаргона восходит к временам до нашей эры. Оружием использования слов, имеющих магическую силу, вполне овладели жрецы во времена Древней Греции и Рима. Возможность использования в своей речи слов, которые могут быть непонятны простолюдину, делало их посвященными в сокровища мудрости и возвышало над толпой.
Слайд 2. Профессионализмы
Представитель каждой профессии может стать составителем своего профессионального словаря.
Простой народ тоже имел свой «тайный» язык. Этот тайный язык отражал профессиональную принадлежность людей. Он использовался для того, чтобы сохранять торговые и ремесленные секреты. Такой язык был у портных, суконщиков, виноделов, ткачей, сборщиков милостыни.
Слайд 3. Литературные истоки жаргонизмов
Уже во времена Пушкина и Гоголя жаргонные слова присутствовали в литературе, хотя в летописных источниках более древнего времени они не присутствовали.
Например, К. Паустовский в своей автобиографической книге «Повесть о жизни» приводит фразу, с которой он столкнулся, придя впервые в Киевскую Первую гимназию в 1912 году: «Привели еще одного несчастного кишонка». Этимологию данного слова К. Д. Паустовский объяснил так: «Я вступил в беспокойное и беспомощное общество приготовишек, или, как их презрительно называли старые гимназисты, общество кишат. Кишатами нас прозвали за то, что мы, маленькие и юркие, кишели и путались на переменках у взрослых под ногами».
Слайд 4. Источник школьного жаргона — война
Многие слова военной тематики после войны стали обиходными и использовались в переносном смысле. Спустя некоторое время они стали жаргонными. К примеру, салага, полундра и др. Однако послевоенный школьный жаргон был достаточно беден и не изобиловал жаргонизмами сегодняшнего уровня.
Слайд 5. Молодежный жаргон
Достаточно много жаргонных слов появилось в языке молодежи в связи с расширением музыкальной сферы знаний. Основными источниками пополнения школьного жаргона была музыкальная, спортивная терминология, пришедшая из западной культуры.
В 90-е годы к ним добавилась компьютерная терминология, лексика наркоманов. Содержательная сторона многих жаргонных слов связана с получением человеком эмоций. Самым известным жаргонным выражением, отражающим высшее наслаждение и удовольствие, считается слово «кайф», что из арабского языка означает «отдых, приятное безделье».
Достаточно известным жаргонным выражением многих учащихся является слово «блин», выражающее разочарование, неудачу.
Слайд 6. Что стоит за употреблением жаргонных слов у молодежи ?
Чаще всего молодежь употребляет жаргонные слова, чтобы:
—скрыть свои истинные чувства;
—скрыть переживаемый страх;
—«вкусить запретный плод»;
—быть таким, как все в коллективе;
—подчеркнуть свою самостоятельность и взрослость;
—проявить протест против ханжества собственной семьи и мира взрослых в целом;