Модель Т. Питерса и Р. Уотермана
Т. Питерс и Р. Уотерман в своих научных трудах выявили непосредственную связь между организационной культурой и успехом в работе организации. Данные ученые разработали и предложили следующие верования и ценности организационной культуры, способствующие достижению успеха организации:
1. Вера в действия. Согласно этой ценности решения принимаются даже в условиях недостатка информации. Откладывание решений равносильно их непринятию.
2. Связь с потребителем. Для успешно действующих компаний потребитель представляет фокус в их работе, так как именно от него поступает главная информация для организации. Удовлетворенность потребителя для таких фирм составляет сердцевину их организационной культуры.
3. Автономия и предприимчивость. Компании, борющиеся с недостатком нововведений и бюрократией, «делятся» на более мелкие управляемые части и предоставляют им, а также отдельным индивидам определенную степень самостоятельности, необходимой для проявления творчества и риска.
4. Производительность зависит от человека. Данная ценность провозглашает человека наиболее важным активом организации. При этом эффективность организации измеряется через удовлетворенность ее членов.
5. Знай то, чем управляешь. В соответствии с этой глубоко укоренившейся культурной нормой успешных компаний ожидается, что он управляются не из-за закрытых дверей кабинетов руководителей, через посещение руководителями управляемых ими объектов и через непосредственные контакты с подчиненными на местах их работы.
6. Не занимайся тем, чего не знаешь. Данное положение относится к разряду одной из важных характеристик культуры успешно действующих фирм. Такие фирмы не приемлют диверсификации в сторону от основного бизнеса.
7. Простые структуры и мало управленцев. Типичным для успешно действующих компаний является наличие небольшого числа уровней управления и сравнительно небольшого штата управленческих работников, особенно в высшем эшелоне[43].
Модель Т. Парсонса
В более общем виде связь между культурой и результатами деятельности организации представлена в модели американского социолога Т. Парсонса. Модель разработана на основе спецификации определенных функций, которые любая социальная система, в том числе организация должна выполнять для достижения успеха.
Первые буквы английских названий этих функций в аббревиатуре дали название модели – AGIL:
- адаптация;
- достижение целей;
- интеграция;
- легитимность[44].
Сущность модели состоит в том, что для своего выживания и процветания любая организация должна быть способной адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, добиваться выполнения поставленных ею целей, интегрировать свои части в единое целое и. наконец, быть признанной людьми и другими организациями. Если разделяемые в организации верования и ценности помогают ей адаптироваться, достичь целей, объединиться и доказать свою полезность людям и другим организациям, то, очевидно, такая культура будет влиять на организацию в направлений успеха.
Синергетическая факторная модель И.С. Шаповаловой
Описание синергетических закономерностей развития организационной культуры представлено в виде модели, изображенной на рисунке 3.4. Данная модель является синергетической факторной моделью и может быть использована для прогнозного моделирования развития системы организационной культуры в условиях известного или планируемого изменения. Синергетическая факторная модель представляет собой группа факторно-динамических моделей и предъявляет ряд требований к операционализации своих компонентов.
HS-период |
LS-период |
Бифуркационное изменение |
Бифуркационное состояние |
Рис. 3.4. Синергетическая факторная модель И.С. Шаповаловой
Одним из важных условий построения данной модели является выделение:
1) групп факторов,
2) определение каузальных связей факторов с элементами,
3) определение силы факторов.
Логичным будет предположить, что на систему организационной культуры оказывают воздействие внешние и внутренние факторы.
Внешние и внутренние факторы могут быть разбиты на следующие группы:
1) социально-экономические изменения;
2) социально-политические изменения;
3) социальные изменения;
4) социально-экологическое изменение;
5) социально-психологическое изменение;
6) социально-технологические изменения[45].
Вопросы для закрепления материала
1. Назовите основные виды моделирования социальных процессов?
2. В чем состоит сущность модели Э. Шейна?
3. Перечислите элементы модели «многослойная луковица»?
4. Каковы особенности модели Р. Квина и Дж. Рорбаха?
5. Какие вам известны верования и ценности организационной культуры по типологии Т. Питерса и Р. Уотермана?
6. Назовите основные элементы модели Т. Парсонса?
7. Какова основная цель использования синергетической факторной модели И.С. Шаповаловой?