Мотивация персонала как элемент культуры компании
Глава 5
МОТИВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ
РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ
КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ________
МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ
Сегодня уровень конкурентоспособности организации вс в большей мере зависит от степени превосходства в области прак тического управления, а среди управленческих задач наиболее важ ной и наименее удачно решаемой является задача эффективной управления персоналом. Суть ее заключается в том, чтобы доби ваться повышения производительности труда за счет повышен и личной заинтересованности работника в результатах своего тру да; основным механизмом этого процесса и является мотиваци> Не бывает плохих работников: если человек работает плохо, зна чит, в существующих трудовых отношениях именно плохая рабо та оптимально удовлетворяет его потребности. Поведение чело века всегда является для него оптимальным: действия и поступ ки всегда направлены на получение максимальной материальной и моральной выгоды, и он не сделает ничего, не удовлетворяя тем самым одну из своих важнейших потребностей. Искусство менедж мента заключается в том, чтобы эту личную оптимальность по ставить на службу организации, ее миссии и целей. Для этого и су ществует мотивация.
Мотивация — это создание таких условий, регулирующих тру довые отношения, в рамках которых у работника появляется по требность самоотверженно трудиться, поскольку это для него единственный путь оптимального удовлетворения потребностей
Это процесс сопряжения целей компании и целей работника дл наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, процес побуждения себя и других к деятельности для достижения общи целей; это создание условий отождествления интересов организа ции и работника, при которых то, что выгодно и необходимо од ному, становилось бы столь же необходимо и выгодно другому; это основной путь вхождения работника в организационную культур компании и адаптации к ней, осознание своей роли и места в этой культуре, определение своего вклада в ее укрепление.
272
Со своей стороны, организационная культура — одно из самых эффективных средств привлечения и мотивации сотрудников. Как только человек удовлетворяет потребности первого уровня (условно говоря, чисто материальные), у него возникают другие потребности (положение в коллективе, общность ценностей и др.), удовлетворить которые призвана оргкультура компании.
Таким образом, мотивация персонала и развитие оргкультуры компании — это две глубоко взаимосвязанные стороны одного и то-i о же процесса — процесса формирования и совершенствования «социально-экономического пространства» организации.
Мотивация преследует цель создания необходимых условий и стимулов для наиболее полной реализации трудового потенциала каждого работника на конкретном рабочем месте. Особую важность приобретает осознание людьми высоких и общественно значимых мотивов (призвание, служение нравственному и честному делу, миссии компании и т.п.). Правильный выбор мотивов — одна из основных целей человека, определяющая его удовлетворенность жизнью и развитие как личности. Именно поэтому мотивацию следует начинать с формирования профессиональных мотивов, причем желательно в более раннем возрасте. Путем трудовой мотивации происходит осознание индивидом необходимости и важности включения в какую-либо из сфер общественного производства (рис. 5.1.1).
Понимание сущности мотивационных процессов основано на изучении взаимосвязи двух основных категорий экономики: производства и потребления. Что побуждает человека к труду, заставляет его повышать свою квалификацию, искать новые формы и методы работы? Ответить на этот вопрос можно, лишь признав, что именно в потреблении произведенные продукты и их потребительские свойства либо осознаются в качестве необходимости, что способствует дальнейшему развитию производства, либо не осознаются в этом качестве, и в этом случае производство данного продукта прекращается. В этой взаимосвязи рождаются потребности, которые и заставляют людей действовать определенным образом.
Потребность— это осознанная необходимость в тех или иных материальных, культурных благах, социальных и духовных ценностях. Для каждого работника потребности представляют собой определенную систему последовательно восходящих состояний, которые находятся в постоянном движении.
Человек способен влиять на скорость развития своих потребностей, управлять их интенсивностью, направленностью, а следовательно, осуществлять обратную связь с производством.
273
Рис. 5.1.1. Функции и задачи Службы управления персоналом в сфере мотивации трудовой деятельности
Персонала
Эта связь проявляется через свободу выбора, когда человек i мм выбирает товар, работу, способы своей жизнедеятельнос-11|, и в этом выборе реализуются его способности, личностные ориентации и идеалы, его цели. Таким образом рождается взаимосвязь «потребность — мотив — цель — деятельность — спо-(обность». Потребность является той силой, которая заставля-|| людей действовать, производить материальные, социальные и духовные блага. Субъективным выражением этого побуждения к деятельности, сформировавшимся для каждого конкретною человека под воздействием окружающего его внешнего мира, которое отражено в сознании, является мотив.
Мотив— это феномен сознания, осознанное индивидом побуж-Иение к деятельности. Вместе с тем он не определяет содержание, особенности и структуру деятельности человека, так как потребность может быть удовлетворена различными способами в форме Различных видов деятельности. Именно цели раскрывают возможности и способы реализации мотива и конкретных для данного человека условий жизнедеятельности, выступают в качестве объектов мотивации, не объясняя до конца содержание мотива, т.е. того личностного смысла, который субъект вкладывает в свою деятельность. Если, пройдя через сознание индивида, потребности осо-и инотся в качестве необходимости, т.е. происходит соединение внутреннего (со стороны сознания человека) и внешнего (со стороны необходимости удовлетворения потребности) побуждения, то осуществляется деятельность по реализации потребности субъекта, т.е. мотив переходит в действие. Внешнее побуждение находит свое отражение в категории «стимул», а внутреннее — в категории «мотив». Соединение мотивов и стимулов позволяет реализовать потребности субъекта наиболее приемлемым для него способом — путем реализации своих способностей, а также дает возможность менеджеру разработать систему стимулирования труда работника, соединив, таким образом, цели предприятия и цели рабочего.
Стимул— способность избранного объекта удовлетворить потребность субъекта. В процессе мотивации он играет не насильственную, а воспитательную роль по отношению к мотиву, активизируя трудовую деятельность работника, поощряя его инициативу, творчество, i |рофессионализм, развивая мотивационные установки. Мотив и стимул — две важнейшие ступени мотивации, соединение которых в механизме мотивации формирует цель деятельности человека.
Закон результатагласит, что положительный результат выбранной формы деятельности (удовлетворение потребности) заставляет человека действовать таким же образом в аналогичной ситуации;
275
негативный результат ведет к тому, что человек стремится избеган, той деятельности, которая ведет к недостаточному удовлетворении) потребности либо отсутствию ее удовлетворения вообще.
Мы все время подчеркиваем осознанность всех моментов, спя занных с мотивацией, поскольку неосознанными являются наши инстинкты и рефлексы, изучением которых занимаются другие разделы науки.
Механизм мотивации персонала приведен на рис. 5.1.2.
Рис. 5.1.2. Механизм мотивации персонала
Для построения эффективной мотивационной системы, соответствующей организационной культуре компании, очень важно знать, какими мотивами руководствуется персонал и какие стимулы компания может предоставить для реализации этих мотивов и удовлетворения потребностей сотрудников (табл. 5.1.1).
Выбор тех или иных форм мотивации, определение их приоритетности, размеров, адресности зависят от типа организационной культуры компании, ее финансово-экономического состояния и ситуации на рынке. Приоритетными мотивами бюрократической культуры являются мотивы по удовлетворению потребностей в жизненно насущных благах и статусные мотивы; для клановой культуры определяющими являются
ивы социального взаимодействия и мотивы оптимизации жизненного
шила; рыночная культура выбирает мотивы удовлетворения жизненно
щных потребностей и статусные мотивы достижения цели, успех;
i ]| адхократии крайне важны мотивы жизненного самоопределения, свя-
ишпые с призванием, творчеством, новаторством, самовыражением.
277 |
Таблица 5.1.1
Окончание табл. 5.1.1
Краткосрочные воздействия обычно менее сложны, влияние их на i .1 чровую политику предприятия менее заметно (иногда их называют пирожковыми»). Вместе с тем в качестве стимулирующих средств они 6i (условно оказывают влияние на развитие способностей личности, ни и нацию трудовой деятельности. К ним можно отнести предостав-1СИие кредита работнику, материальной помощи, продажу ему автомобиля со скидкой, оплату счета медицинского обслуживания, оплату 11>; и 1С портных расходов по переезду, специальные разовые премии и т.п.
Методы выработки воздействия могут быть единоличными, i п члегиальными и коллективными. Единоличные решения принимаются быстро, но могут вызывать возражения исполнителей Вплоть до бойкотирования их исполнения. Процедура принятия i пилективных решений длительна, нередко сложна, часто тре-Вует сбора подписей, но в результате они исполняются быстро, Гак как все работники уже успели осознать необходимость тру-10вых действий и расписались в готовности их выполнять (нередко, правда, такие решения носят компромиссный характер).
Что заставляет человека действовать или бездействовать при на-и 1чии одной и той же неудовлетворенной потребности? Процессу-Мьные теории утверждают, что это зависит от таких факторов, как Ii |раведливость вознаграждения, его ценность для работника и прямая и иимосвязь затраченных усилий с результатами работы в виде внутреннего (удовлетворенности трудом) и внешнего вознаграждения.
Одной из лучших процессуальных теорий признана модель Портера—Лоулера, увязывающая затраченные усилия (через способно-I i и, характер и осознание своей роли) с результатами работы пу-Гем внутреннего и внешнего вознаграждения. Согласно этой модели именно результативность труда порождает удовлетворенность, а успешная мотивация включает:
1) прямую зависимость достигнутых результатов и эффективности работы от затраченных усилий, способностей и характерных особенностей работника, а также от осознания им своей роли в процессе труда;
2) прямую зависимость затраченных усилий от ценности и справедливости вознаграждения;
3) необходимость сочетания внутреннего и внешнего вознаграждения для наиболее полного удовлетворения потребностей работника.
Современные модели экономического поведения основываются не на однозначной логичности выбора по принципу максимальной пользы или максимального удовлетворения потребности, а на изучении внутреннего мира работника. Потребительское поведение определяется не выбором между вещами, а выбором между намерениями их приобрести. Поэтому все бо-
лее актуальными становятся теории, входящие в третью группу и названные автором теориями поля.
Теории поля занимаются изучением этапа «стимул — цель», он ределяя, каким образом среда обитания и организационная культура предприятия («поле») стимулируют трудовую деятельность работника.
Теория когнитивного диссонанса признает основой поведения личности ее стремление уменьшить противоречивость внутренних ценностей и убеждений.
Становятся понятными «странные» с позиций рационального макс и мализма варианты экономического поведения, например отказ от удовлетворения потребности путем покупки, мысль о которой вызывает неприятные воспоминания или ассоциации.
Попыткой заглянуть в глубинные социальные процессы формирования потребностей и на их основе мотивов как функции среды обитания индивида является концепция профессора Мичиганского университета Д. Макгрегора, получившая название «теория Y».
Согласно этой теории большинство людей вовсе не ненавидят работу, как утверждала «теория X», работать для них так же естественно, как и отдыхать. Поэтому, вместо того чтобы угрозами и принуждением заставлять людей работать, нужно создать среду, благоприятствующую проявлению человеком лучших своих качеств, в том числе преданности целям организации. Эта преданность и заинтересованность будут проявляться в той степени, в какой работник увидит в реализации общих целей способ удовлетворить собственные потребности высше го порядка. В такой среде работники сами создадут себе стимулы для того, чтобы успешно решать цели организации.
Эта теория получила дальнейшее продолжение в «теории Z», разработанной профессором Калифорнийского университета В. Оучи на основе изучения японского опыта мотивации персонала.
Его суть заключается в создании ситуации отождествления рабочим себя с нанявшей его фирмой. Этому способствуют гарантия пожизненной занятости, высокий дух коллективизма и доверие как между служащими, так и с руководством, поощрение частных и прямых связей посредством таких систем общения, как утренние митинги, цеховые собрания, собрания малых групп («кружки качества», ритуальные группы), спортивные встречи, коллективные туристические поездки, пикники, совместное празднование памятных дат, единый статус работников и т.п. Японский служащий убежден, что является важным и необходимым лицом компании и ее судьба зависит от него, поэтому он много работает, использует, как правило, не более половины отпуска, заканчивает рабочий день лишь по завершении намеченного объема работ. Представляясь, японец называет сначала фирму, в которой служит, а затем уже свое имя. Практика показывает высокую эффективность функционирования такого японского варианта «поля».
Дальнейшее развитие эти теории получили в концепции организационного роста Литвина—Стрингера, разработанной на ос-
280
Иове теории Мак-Клелланда и теории поля Левина. Под «полем» in hi и мается организационная культура, социальная среда обитания Индивида, которая складывается из множества взаимосвязанных факторов и в конечном итоге формирует его отношение к про-и шодству, людям, потреблению, творчеству, карьере и т.п. Изменяя параметры «поля», мы тем самым оказываем глубокое формирующее воздействие на личность работника и его мотиваци-ОНную сферу. Работа на предприятии с высокой организационной i \ i мурой уже сама по себе является мощным мотиватором для Ц ювека, поскольку удовлетворяет потребности в уважении, придании, причастности, успехе, творчестве, сотрудничестве. В та-11IM «поле» в наибольшей степени работает и теория роста А. Маету, Р. Роджерса и Д. Голдштейна, согласно которой каждый че-и>вск стремится к самосовершенствованию и самовыражению, шшяющимися наиболее сильными мотивами его деятельности. Основу теорий поля составляет представление о том, что мотив, i >\ iучи внутренним личностным побуждением к деятельности, пред-i гавляет собой очень подвижное образование, находящееся под воз-u-йствием как объективных, так и (в большей степени) субъективных Факторов. Причем даже объективные факторы, проходя через восприятие индивидуума, могут многократно изменяться в его пред-i явлении в результате смены эмоций, настроений, ожиданий и т.п. 1плчительное влияние оказывает также получение новой информации, причем сам ее отбор представляет собой также достаточно т-определенный процесс, поскольку собственные предпочтения i убъекта могут игнорироваться под воздействием традиций, норм, Обычаев и т.п. Поэтому, с точки зрения Т. Саймона, в результате информационной неоднозначности принцип максимальной полезности и наибольшей выгоды как определяющий мотив просто не-щуществим. В этом смысле на потребительское поведение гораздо большее влияние иногда оказывает не качество товара или цена, л спекулятивно-кредитные тенденции или волны пессимизма и оп-ГИМизма, имеющие внешнее конъюнктурное происхождение. Потому объективная сущность стимула как внешнего побуждения к (Деятельности, как способности изделия удовлетворить потребность, накладывается порой на иррационализм поведения субъекта, при котором материальная выгода замещается другим, иногда неосо-шапным и нередко противоречащим выгоде мотивом. В этих условиях неизмеримо возрастает роль «поля», в котором формиру-И ггся и происходят процессы соединения мотива со стимулом, а затем и выработки цели субъекта. Роль поля при экономическом трудовом поведении индивидуума играет не что иное, как организаци-
281
онная культура предприятия, на котором он работает. Она можс i помогать и способствовать многомерному раскрытию способное тей в случае успешной социализации работника в эту культуру либо подавлять его индивидуальность в результате принципиальной не совместимости. Общеизвестна истина о том, что люди становятся такими потому, что к ним так относятся. Следовательно, основ ные параметры организационной культуры, принятой на предприятии, будут основным формирующим и развивающим фактором для персонала этой организации.
Выделяют три основные составляющие оргкультуры: матери альная культура, т.е. культура трудового процесса, условий труда и производства, использование средств труда, сырья и материалов, культура мотивации персонала, в том числе его инновационного поведения; социальная культура, т.е. культура личности, общения, коммуникаций, отношение к клиентам, акционерам компании, вопросы социального партнерства и социальной отисч ственности, культура социализации персонала и т.п.; духовная куль тура, т.е. творческое саморазвитие и самосовершенствование лич ности, рост ее удовлетворенности, осознание своей причастности к высшей миссии предприятия — служению обществу.
Развитие организационной культуры проходит ряд этапов: pa i работка, внедрение, поддержание, совершенствование, завершение (при закрытии предприятия). Каждый этап должен быть продуман с позиций единства, целостности, непротиворечивости, взаимообус ловленности и преемственности целей и задач, а также возрастающей> мотивационного воздействия на развитие персонала организации. Только в этом случае можно говорить о едином и эффективно фун кционирующем «поле» мотивационного влияния. Его создание прак тически требует решения следующих основных задач по этапам:
1) тщательный сбор и анализ информации (с использованием всего арсенала средств исследований) о состоянии мотиваци-онных сфер работников в данный момент времени, об их ценностях, предпочтениях, ожиданиях, особенностях восприятия, установках, потребностях;
2) выбор объединяющих мотивационных факторов, призван ных стать основой организационного «поля» и определяющих содержание мотивационной системы компании;
3) разработка теоретических положений организационной культуры на основе объединяющих мотивационных факторов. Определение миссии, девиза, целей, ценностей, общей политики предприятия, ее кодексов и имиджа;
4) внедрение поведенческой практики следования постулатам «поля», система научения, системы мотивации и контроля в повседневной деятельности;
5) подключение методов поддержания заданных параметров
пони»: методов подбора, продвижения, социализации, тренин-
II, контроля, руководства, обучения и повышения квалификации;
(>) анализ влияния «поля» на экономическую эффективность Предприятия, удовлетворенность его работников, оценка соот-|" 1С1вия культуры фирмы ее стратегии, корректировка параметров Поля с целью его дальнейшего совершенствования.
11ри решении этих задач создается возможность многомерного раскрытия человеческого трудового потенциала в рамках экономического «поля» его компании (рис. 5.1.3).
Рис. 5.1.3. Этапы разработки и оптимизации системы вознаграждения
Персонала