Этнопсихологические особенности китайцев в контексте делового сотрудничества
Китайцы, как и большинство жителей Востока, «не спеша прогуливаются вокруг озера», принимают только продуманные решения, но при этом очень ценят время. Это особенно заметно в ситуациях, когда они отнимают время у других людей, - они часто извиняются за это. В Китае принято при завершении встречи благодарить участников за то, что они затратили свое драгоценное время. Пунктуальность также считается важной – больше, чем во многих других азиатских странах. Действительно, когда два человека договариваются о встрече, один из них нередко приходит на 15-30 минут раньше, «чтобы закончить дело до намеченного срока» и тем самым сберечь время другого! В Китае также считается вежливым спустя 10 или 15 минут после начала встречи заявить о том, что ему скоро надо идти. Это делается ради благой цели – экономии времени. Разумеется, китаец не уйдет раньше, чем переговоры закончатся, но он показал свое отношение.
Множество поверий в Китай связано с очень древними представлении о магии цветов, чисел и даже внешних форм предметов. Нередко и сегодня эти традиции настолько сильны, что их обязательно следует учитывать при посещении Китая. Все цвета в Китае имеют особый смысл, причем эти значения выводятся из древнейших мистических традиций, где различное сочетание цветов использовалось во время ритуалов общения с миром духов. Естественно, сегодня вряд ли кто из современных китайцев всерьез задумывается о том, как духи отнесутся к сочетанию желтой рубашки и синих брюк, но на уровне обиходных привычек многие представления о «правильности» цветовой гаммы существует и до сих пор. Поэтому следует обращать особое внимание на цвета и на их сочетание, как в своей одежде, так и в тех подарках, которые преподносятся китайским коллегам.
Белый цвет – всегда цвет траура. Никогда не нужно одеваться в Китае в полностью белый костюм, например в белую рубашку и белые брюки, белые или светлые ботинки. В теплое время года китайцы могут надевать белую рубашку, но всегда при этом носят темные брюки, что как бы аннулирует траурный смысл одежды. Однако в этом случае следует избегать сочетания синего и белого цветов. Если, например, сочетание темно-синих брюк и белой рубашки считается вполне нормальным, то сочетание синего или голубого с белым показывает, что вы пребываете в трауре. Такой же смысл имеет сочетание белого и желтого цветов, например пожертвования на похороны подаются в конверте желтого цвета с синей полосой или обвязанном синей ленточкой. Вообще в большинстве случаев тускло-желтый цвет – цвет смерти, не случайно в Древнем Китае считалось, что души умерших уходят к «желтому источнику».
И в то же время золотисто-желтый цвет – цвет императорской власти и могущества. В древности только император мог носить такого цвета одежду, обычно расшитую драконами и фениксами. В мистическом плане считалось, что правитель и есть высший представитель духов предков, то есть он «уже умерший» или «всегда живой», поэтому желтый цвет лишь подчеркивал его власть над царствами жизни и смерти. Самый счастливый цвет – красный. Поэтому можно не стесняться носить красный галстук, заворачивать подарки в красную бумагу или обвязывать красной лентой, дарить открытки в красных конвертах или шкатулки, где присутствует много красного цвета. Все официальные печати в КНР ставятся тушью красного цвета.
Еще один довольно «опасный» цвет – зеленый. В некоторых районах Китая он ассоциируется с обманутым мужем, а поэтому подарок зеленого цвета или завернутый в зеленую бумагу может быть понят как некорректный намек на измену. Таким образом, этнопсихологические черты китайского общества были сформированы в течение многих столетий. На сегодняшний день, несмотря на все большее влияние процессов глобализации на культуру китайского народа, традиционные этнические особенности имеют место быть и безусловно оказывают немалое влияние на манеру ведения бизнеса.
Нумерология и её роль в ведении переговоров
Как часть древней традиции фэн-шуй в Китае испокон веков существует магия чисел, уходящая своими корнями в даосские мистические учения. Естественно, рядовой китаец мало знает о сути древней магии, но вот сами «счастливые» и «несчастливые» числа продолжают играть немалую роль, в том числе и в деловом мире. Вряд ли солидный бизнесмен или тем более партийный чиновник признается в этом, но нужно всегда учитывать этот фактор. В целом же четные числа считаются более удачливыми, чем нечетные. В Китае не бывает незначимых номеров. Здесь имеет смысл все – этаж, на котором живет гость, день, когда заключена сделка, года вашего рождения, месяц посещения Китая и т. д. Прежде всего нужно избегать любых упоминаний цифры «четыре» или ее производных, например, 44, 14, 40 и т.д. Поскольку по-китайски понятие «смерть» и «четыре» звучат одинаково, то это считается крайне плохим знаком. При этом цифры 13 и 66 – столь нелюбимые в западной культуре – считаются вполне приемлемыми. В Китае крайне не любят номера машин или телефонов, где встречается несколько цифр 4. В домах нередко отсутствует квартира под 4-м номером. Именно поэтому во многих престижных китайских отелях нет ни 4-го, ни 14-го этажа. В связи с этим следует избегать заключать договоренности 4, 14 или 24 числа, особенно в апреле. Не выпускайте 4-ю версию своего продукта на Китай, версия должна быть 3-я, а за ней следовать 5-я. Не предлагайте китайскому партнеру четыре деловые программы, соглашение из четырех пунктов, четыре базовых проекта и т.д.
Удачным числом считается прежде всего «восемь»; не случайно Олимпиада в Пекине была начала 8 августа 2008 года в 8 часов 8 минут. Правда, со стороны мастеров фэн-шуй тут же возникло сомнение, правильно ли высчитывать «удачное число» по западному календарю, ведь такая магия чисел – чисто китайское явление, и тогда следовало бы все высчитывать на основе традиционного лунного календаря. 1 «Восьмерка» - один из важнейших символов традиционного и современного китайского бизнеса. Это связано с тем, что произнесение цифры «восемь» («ба») похоже на «фа» - «богатство», «процветание». Китайцы оценят знание иностранца традиции, если он предложит им подписать соглашение именно 8-го числа в 20:00. Если человек открывает свой офис в Китае или начинает жить в Китае, то лучше всего, чтобы телефонный номер содержал как можно больше восьмерок. Очень правильной ценой считается 8.88 или 88.88. Примечательно, что в течение очень долгого времени Банк Китая несколько искусственно поддерживал отношение доллара к юаню как 1 к 8 – возможно, именно это способствовало росту китайской экономики.
«Девять» - одно из самых сильных чисел в китайской традиции и современном китайском бизнесе. «Девять» по китайский звучит как «цзю», аналогично понятию «долгий», «вечный». Поэтому 9, а еще лучше 99 соотносится с чем-то очень устойчивым и успешным. «Небо долговечно» - говорят китайцы, поэтому многие китайские рисунки, символы, названия и логотипы фирм содержат в различных вариациях число 9. Цифра 9 также соотносится с «девятью областями» мира – девятью квадратами, которые покрывают весь цивилизованный мир, за пределами которого живут лишь варвары. И в этом случае 9 намекает на культуру (точнее, на китайскую культуру), на ее всеобщность в противоположность «нравам и обычаям варваров». В некоторых деревнях, когда китайцы преподносят в подарок деньги или платят за выкуп невесты, то дают сумму, кратную именно девяти. «Девятка» также символ могущества, вечности императорской власти, так на территории императорского дворца Гугун в Пекине стоит знаменитая Стена девяти драконов. Одним из самых удачных названий фармацевтических фирм считается «999»; по мнению китайцев, эта фирма, производя вполне заурядную продукцию, сумела приобрести широкую известность именно благодаря «священным цифрам» в названии. Священным числом считается и 81, поскольку оно дает в сумме «девятку» - самое сильное число в китайской нумерологии. «Зашифрованную» цифру 81 можно встретить в Китае повсеместно, стоит только хорошенько всмотреться, например на воротах монастырей и храмов можно увидеть 81 язык пламени, на коньке крыш монастырей располагаются изображения животного и т. д. 1
Число 2 предполагает вызревание и гармонию взаимоотношений и является продолжением фундаментальной бинарной оппозиции инь-ян. Китайское сознание вообще двоично и предполагает постоянное наличие двух противоположных форм всякого явления. Это можно увидеть и в самых формах китайского языка. Так, вопрос о наличии чего-нибудь задается в форме «есть или нет?», «сколько?» - «много-мало?», «далеко ли?» - «далеко- близко?». То есть таким образом китаец пытается определить некую золотую середину, равновесие между двумя противоположностями. Эта внутренняя гармония, заложенная между противоположностями, выражается в двоичной символике, а поэтому нужно учитывать двоичность некоторых вещей, если будет желание дарить подарки. На свадебных церемониях присутствует пара красных свечей и пара подушек. Хорошим подарком может стать изображение двух уточек-мандаринок, которые всегда плавают вместе, - символ семейного союза. Таким же образом следует дарить или выставлять у себя дома две парные вазы, два изображения львов или тигров, две тарелки на стене развешиваются «параллельные строфы» - параллельные двустишья и т.д. У некоторых чисел также есть специальные коннотации из-за произношения.
Так, цифра «шесть» соотносится со звучанием слова «течь», «протекать, гладко». Поэтому «шестерка» рассматривается как благопожелание, чтобы «все дела шли гладко». Традиционно нечетные номер соотносятся в Китае с мужским, сильным началом и в целом считаются более успешными, чем четные (за исключением цифры 8).
Крайне удачным числом считается число 5, во многом это связано с тем, что китайское традиционное мировоззрение рассматривало пять основных стихий мироздания (пять первоэлементов - усин: земля, вода, дерево, огонь, металл). Все многообразие явлений в традиционном Китае осознавалось как кратное пяти: пять основных цветов, пять вкусовых ощущений, пять сторон света, а китайская музыка была построена на основе пентатоники.
Сама по себе магия чисел может обеспечить на некоторое время невероятный успех, поскольку очень точно соответствует традиционному китайскому мышлению, хотя в целом не может подменить собой грамотный менеджмент.
Классической стала история с открытием в Китае сети японских универмагов «Яохань». Когда был открыт первый магазин этой сети в Пекине, грамотный менеджер выложил для продажи 14-каратовую золотую ручку за 88 888 юаней. Она оказалась первой вещью, проданной в этом магазине, что должно было гарантировать успех. Универмаг действительно быстро приобрел популярность, но потом сеть начала испытывать трудности и была вынуждена уйти из Китая – в силу вступили законы китайского бизнеса, нацеленные на выдавливание иностранцев. Но как поверье из уст в уста передавалась история о цене ручки, в которой был «закодирован успех.
А вот другая похожая история: в январе 2010 года бывший выпускник Йельского университета, китаец, пожертвовал альма-матер спонсорский взнос в размере ровно $888888 на строительство нового кампуса. Это очень «правильный» поступок не только для карьеры на Западе, но и с точки зрения китайской традиции, хотя, впрочем, некоторые китайцы возмутились, что сложение было сделано не в китайское образование. Следует быть осторожным с сочетанием некоторых цифр, например, не использовать рядом цифры 3 и 8. Дело в том, что в современном китайском сленге «саньба» 3 и 8 означают «тупицу», а сегодня все чаще используются для негативной характеристики женщины.