Классификация разновидностей речи
1. В зависимости от формы обмена информацией (с помощью звуков или письменных знаков) выделяют устную и письменную.
2. В зависимости от количества участников коммуникации – монологическую, диалогическую, полилогическую речь.
3. В зависимости отфункционально-стилевой сферы – книжную и разговорную речь.
4. В зависимости от наличия содержательно-смысловых и композиционно-структурных признаков текста – функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).
5. В зависимости от функционирования в той или иной сфере общения – функциональные стили речи(научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный).
Охарактеризуем более подробно перечисленные разновидности речи.
1. Устная и письменная речь.
Устная речь | Письменная речь |
Речь звучащая. | Графически закрепленная. |
Создается в процессе говорения. | Может быть заранее обдумана и исправлена. |
Характерна словесная импровизация (повторы, незаконченность выражения). | Характерно преобладание книжной лексики, строгое соблюдение норм, отсутствие внеязыковых элементов. |
По характеру адресата | |
В устной речи собеседник конкретен, важна его эмоциональная реакция на речь. | В письменной речи адресат отсутствует (его лишь мысленно представляют). |
По характеру восприятия | |
Устная речь воспринимается на слух, повторить ее невозможно. | Письменная речь имеет зрительное восприятие, ее можно прочитать несколько раз. |
2. Монолог, диалог, полилог.
1) Монолог – это развернутое высказывание одного лица.
В зависимости от цели высказывания монологическая речь может быть информационной, убеждающей и побуждающей.
Информационная речь служит для передачи знаний. Ее разновидностями считаются лекции, доклады, сообщения, выступления, отчеты.
Убеждающая речь апеллирует к эмоциям слушателей. Ее разновидности – поздравительные, напутственные, торжественные речи.
Побуждающая речь призвана побуждать слушателей к различного рода действиям. К ее разновидностям относят политическую речь, речь-призыв, речь-протест.
2) Диалог– форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Диалог используется не только в бытовой сфере, но и в сферах публицистической, художественной, официально-деловой речи (деловая беседа, интервью, дискуссия).
3) Полилог – разговор между несколькими лицами. Специфические признаки полилога: не менее трех участников, единая тема, ситуативная связанность, нелинейность. Полилог реализуется в беседе, дискуссии, на собрании, в процессе игры.
3. Книжная и разговорная речь.
Разговорная речь | Книжная речь |
1.Разговорная речь ориентирована на межличностную коммуникацию, которая предполагает диалог в ходе непосредственного контакта участников беседы. | 1.Ориентация книжной речи на групповую и массовую коммуникацию предполагает монолог как основную форму организации текста и языкового материала. |
2.Персональность адресации, то есть индивидуальное обращение собеседников друг к другу, учет взаимных интересов и возможностей понимания темы сообщения; более пристальное внимание к организации обратной связи с партнерами, так как адресат разговорной речи всегда присутствует налицо, обладает той же степенью реальности, что и говорящий, активно влияет на характер речевого общения, позиция партнера непрерывно рефлексируется, переосмысливается, на нее реагируют, ее предвосхищают и оценивают. | 2.Как правило, адресат абстрактен |
3.Ситуативность речевого поведения: непосредственный контакт говорящих. Тот факт, что предметы, о которых идет речь, чаще всего видны или известны собеседникам, позволяет им использовать мимику и жесты как способ восполнения неточности выражений, неизбежной в неформальной речи. | 3.Ситуативность неважна. Создаваемые тексты, конечно, ориентированы на определенную ситуацию, но отсутствие собеседника (в письменной форме) не позволяет использовать невербальные средства. Полнота и ясность выражения смысла (главное в книжной речи) достигается за счет связности и доступности изложения, имеющего более или менее длительную протяженность во времени (на письме или в устной форме). |
4.Спонтанность и непринужденность. Условия непосредственного общения не позволяют заранее спланировать разговор, собеседники вмешиваются в речь друг друга, уточняя или меняя тему разговора; говорящий может перебивать сам себя, что-то вспоминая, возвращаясь к уже сказанному. | 4. Подготовленность В книжной речи преобладает развернутое изложение, как правило, логически организованное, с детальным перечислением обстоятельств, с солидной аргументацией и т.д. Неслучайно именно в рамках книжной речи выработаны такие формы изложения, как повествование, рассуждение, доказательство. Книжный синтаксис отличается полнотой грамматического оформления конструкций. Книжная речь строится по нормам литературного языка, их нарушение недопустимо. |
5.Непринужденность речи неизбежно усиливает ее эмоциональную окраску, выдвигает на первый план эмотивное восприятие говорящим как темы разговора, так и собеседника. | 5.Эмоциональность в письменной форме часто отсутствует. |
6. Разговорная речь используется на полуофициальных заседаниях, совещаниях, на неофициальных или полуофициальных юбилеях, торжествах, дружеских застольях, встречах, при доверительных беседах начальника с подчиненным, в обиходно-бытовой, семейной обстановке. | 6. Книжная речь обслуживает политическую, законодательную, научную, управленческую сферы общения (конгрессы, симпозиумы, конференции, заседания, совещания) |
4. Типы речи
Повествование – это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности.
Схематически текст, построенный по типу повествования, можно представить так:
Повествование = Действие 1 + Действие 2 + Действие 3
Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков.
Описание = Признак 1 + Признак 2 + Признак 3
Рассуждение доказывает, объясняет какое-то положение, мысль.
Рассуждение: Тезис = Аргумент 1 + Аргумент 2 + Аргумент 3
Или: Аргумент 1 + Аргумент 2 + Аргумент 3 = Тезис
5. Функциональные стили речи
1) Научный.
2) Официально-деловой.
3) Публицистический.
4) Разговорный.
5) Художественный.
§17. Орфоэпические нормы современного русского языка
Орфоэпические нормы (нормы произношения) регулируют выбор акустических вариантов фонемы или чередующихся фонем на каждом шаге развертывания речи и в каждом слоге отдельного слова.
Произношение исконно-русских словсвязано со многими фонетическими процессами, происходившими в русском языке на протяжении многих столетий.
Трудные случаи произношения исконно-русских слов:
1) гласный [О] в безударной позиции произносится как [А] (например: молоко – м[а]л[а]ко, корова – к[а]ров[а]);
2) гласный [Э] (буква Е) в безударной позиции произносится как [И] с призвуком [Э];
3) в некоторых старых словах орфографическому сочетанию ЧН соответствует произношение [ШН] (например: коне[шн]о, ску[шн]о, наро[шн]о, скворе[шн]ик, подсве[шн]ик, яи[шн]ица), причем в современном русском языке есть вариативное произношение ЧН как [ЧН] и [ШН] (например: серде[чн]ый и серде[шн]ый, було[чн]ая и було[шн]ая, праче[чн]ая и праче[шн]ая); в словах, которые появились с середины ХХ – начала ХХI вв. ЧН произносится только как [ЧН] (например: беспечный, встречный, войлочный, заочник, конечный, отличник, очник);
4) в старых женских отчествах орфографическому сочетанию ЧН соответствует произношение [ШН] (например: Ильинична – Ильини[шн]а, Кузьминична – Кузьмини[шн]а, Савична – Сави[шн]а);
5) после появления в русском алфавите буквы Ё произошел переход [Э] в [О] под ударением. Данный фонетический процесс затронул не все слова русского языка, поэтому в современном русском языке выделяют группы слов: первая включает слова, в которых не было перехода [Э] в [О] под ударением (например: атлет – атл[э]т, афера – аф[э]ра, бытие – быти[й’+э], опека – оп[э]ка, леска – л[э]ска), во вторую группу входят слова, в которых был переход [Э] в [О] под ударением и варианта со старым произношением не сохранилось (например: мёд – м[о]д, свёкла – св[о]кла, отёк – от[о]к), третья группа – вариативное произношение гласных [Э] и [О] (например: клест и клёст, белесый и белёсый, поблекнуть и поблёкнуть, желчь и жёлчь; звезда, но звёздный; шерсть, но шёрстка). Нередко при изменении произношения слово приобретает другое значение (например: все и всё, небо и нёбо, узнает и узнаёт, крестный ход и крёстный отец, истекший год и истёкший кровью).
Трудные случаи произношения заимствованных слов:
1) в безударной позиции гласный О произносится как [О] в специальной, профессиональной лексике, в терминологии, в именах собственных (например: д[о]сье, р[о]к[о]ко, ф[о]рпост, ш[о]ссе, б[о]монд, [О]н[о]ре де Бальзак, Фл[о]бер, М[о]пассан, З[о]ля, кред[о], маэстр[о]), однако многие иностранные слова перешли в разряд общеупотребительных, поэтому гласный О произносится как [А] (например: б[а]кал, пр[а]фессор, Р[а]яль, пр[а]гресс, к[а]стюм, к[а]нспект);
2) перед гласной буквой Е согласный произносится мягко только в общеупотребительной лексике; в профессиональной и специальной лексике, в терминологии, в именах собственных и некоторых бытовых словах согласный произносится только твердо (например: ап[т’]ека, про[ф’]ессор, ака[д’]емик, аква[р’]ель, ко[р’]ектура, [т’]ема, [т’]етрадь, п[р’]езидент; НО: адюль[тэ]р, а[сэ]птика, апар[тэ]ид, фо[нэ]ма, [тэ]нденция, [Дэ]карт, Лафон[тэ]н, бу[тэ]рброд, каба[рэ], клар[нэ[т, [тэ]мп, [тэ]мбр, [тэ]рмос, ша[тэ]н и др.), хотя есть слова, которые имеют вариативное произношение согласных (например: аг[рэ]ссия – аг[р’]ессия, стра[тэ]гия – стра[т’]егия, к[рэ]йсер – к[р’]ейсер, [дэ]дукция – [д’]едукция).
§18. Акцентологические нормы современного русского языка
Ударение– выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств.
Признаки русского ударения: силовое, разноместное, подвижное.
Функции русского ударения:смыслоразличительная, функционально-стилистическая, преодоление омонимии словоформ.
Нормы ударения (акцентологические нормы) регулируют выбор размещения и движения ударного слога среди неударных.
Акцентологический минимум – минимум тех слов, в которых необходимо правильно ставить ударение:
Авансирование, августовский, апостроф, арахис, асбест, асимметрия, афера, афиняне, балованный, баловать, баловаться, банты, безудержный, бензопровод, берёста, буксировать, бюрократия, валовой, ведомостей, вероисповедание, вечеря, включит, включиться, включишь, втридешева, втридорога, газометр, генезис, гербовый, гренки,динамометр, диспансер, добыча, догмат, договор, доска, доцент, еретик, жалюзи, жемчуг, жерло, забронировать (закрепить что-нибудь за кем-нибудь), завидно, завсегдатай, законнорождённый, закупорить, запломбированный, звонит, звонишь, звоните, знамение, зубчатый, избаловать, иконопись, исповедание, каталог, квартал, квашение, коклюш, красивее, кровоточит, кровоточить, кухонный лассо, лубочный, маркёр, маркетинг, мастерски,мытарства, нормирование, нефтепровод, обеспечение, облегчить, осведомить, отраслей, оценённый, пасквиль, плесневеть, пломбированный, премированный, по средам (дни недели), по средам (окружение, обстановка), премировать, приданое, пригубить, пригублю, приняла, простыней, пуловер, ракушка, ржавление, рудник, свёкла, свекольный, скреплённый, скрещённый, сливовый, слоган, соболезнование, совестливый, сомкнутый, средства, столяр, страховщик, сцепленный, танцовщик, танцовщица, террор, торты, тотчас, туфля, уведомить, углубить, украинец, украинский, умерший, упрочение, феерия, феномен, фланговый, флюорография, форзац и форзац, ходатайство, цемент, цеховой, шарфы, щавель, щегольски, щепоть, экзальтированный, эксперт.
§19. Словообразовательные нормы современного русского языка
Словообразование – это раздел науки о языке, который изучает структуру слова (из каких частей оно состоит, каково значение этих частей, какую позицию они занимают в слове) и способы образования слов.
Словообразовательные нормы регулируют выбор морфем, их размещение и соединение в составе нового слова.
Способы словообразования – способы образования новых слов.