Школы и направления в культурологии

Школа объединяла представителей творческой элиты, которые создавали или поддерживали свою концепцию культурологического знания, в которой характерно раскрывалась определенная научная доминанта. Эта доминанта отражала научно-исследовательский интерес того или иного ученого или группы ученых. Основные школы и течения возникли в 20 веке на основе уже имеющегося знания, они обогатились достижениями старых, традиционных наук.

Общественно-историческая школа Основатели Кант, Гегель, Гумбольдт,

О. Шпенглер«Закат Европы». Сравнение с кристаллами, кот. вымываются под действием воды, а их место занимают вулканические массы, заполняя форму кристалла, породе не дано право образовать свою форму, возникают поддельные кристаллы, возникает псевдоморфоза. Истор. Псевдоморфозы также имеют место. Это старая культура властно тяготеет над страной, а молодая и родная не обретает свободного дыхания, не в силах создать своей чистой формы. Петровская Россия. Петр 1 стал для русской сущности роковой фигурой. Старомодный Карамзин описывает эпоху великих боярских родов и патриархов, которая сменяется основанием Петербурга и эти события принуждают примитивную русскую душу выражать себя в чуждых формах позднего барокко, Просвещения и в формах 19 века. Цитируя Достоевского (самый абстрактный город, который растает вместе с туманами, привиденческий и неправдоподобный, такой, которые видел Иисус в своей Галелее) Шпенглер считает Москву святой, а Петербург- Сатаной, Петр 1 – Антихрист.

А. Тойнби. «Постижение истории». Тезис «о единстве цивилизаций»-ложный, хотя и популярный среди сов. зап. историков, которые находятся под влиянием социальной среды. На лицо –полит., экон. экспансия. Они считают, что происходит унификация мира, на экон. Основе она уже произошла, значит произойдет и в других областях жизни. Они путают унификацию с единством. Зап.общество провозглашается уникальной цивилизацией. Обладающей единством и неделимостью, кот. достигло мирового господства. На самом деле эта экон. система держит в своих сетях все человечество. Пол. и эк. карты мира действительно почти полностью «вестернизированы», а кул.карта и поныне остается такой, какой была до начала экспансии. Вопрос о туземцах. Жители Запада видят в них часть местной флоры. Как быть с прав. христианством? Это как считают зап.историки временный нарост на теле зап. цивилизации, либо оплот зап.общества в борьбе с Востоком.

В России Н.Я.Данилевский История - смена культурно-исторических типов (10 типов). Египетский, китайский, ассирийский, вавилоно-финикийский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитский или аравийский, греко-романский, плюс 2 американских-мексиканский и перуанский, погибли насильственно. Идея самобытности России, славянство - особый исторический тип, в котором разовьются все стороны культурной деятельности. Каждая культура имеет свою судьбу, свою историю, ценности, она рождается достигает расцвета и гибнет.

Натуралистическая школаФрейд

Культура-«проекция индивидуальной психики на общественный экран», искусство- результат превращения- «сублимации» сексуальной энергии в духовные и культурные ценности. Подавляемое человеком чувство отрицательно сказывается на здоровье человека. «Бессознательное» - глубинная и темная область человеческой психики, связана с художественным творчеством. Искусство нейтрализует присущую человеку агрессивность, выступает как самотерапия. Вдохновение, катарсис, индивидуальный стиль не подвержены контролю разума

К. Юнг. Критикует фрейдовский «пансексуализм» , интерпретирует понятие «либидо» как психическую энергию вообще. Помимо индивидуального бессознательного в психике человека есть более глубинный слой –«коллективное бессознательное», это отражение опыта прежних поколений, запечатленных в структурах мозга., сохраняется в «культурных архетипах».

Социологическая школа Томас Стернз Элиот- англо-американский поэт и критик

Большая группа ученых и исследователей, которые считают , что в поле зрения находится само общество, его структура, социальные институты, а не биологические законы индивида, не история человечества , а его общественная природа.

«Заметки к определению культуры». Образ жизни данного народа, живущего в одном месте. Мы видим проявление этой культуры в его искусстве, социальной системе, привычках, обычаях, религии… Считал, что исчерпанность созидательной энергии может быть преодолены путем поддержки культурных «элит».

Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968)род в России, лидер правых эсеров, в 1919 –профессор Петроград. ун-та, с 1922 – в эмиграции. Профессор Гарвардского университета. Родоначальник теорий социальной стратификации и социальной мобильности. «Человек. Цивилизация. Общество». В мире все идет по своим опр. законам - предопределено, «Если суждено, что Христы будут вечно распинаться, а «подлых дел мастера» вечно безобразничать, будет так, независимо от того, хотим мы этого или нет. Пора бросить иллюзию, что человек творит историю. Рассматривает и оптимистическую и пессимистическую точку зрения, направления развития теорий, решающие факторы, например географические и климатические, этнические, экономические и многие другие. «Но вместе с тем теория каждого из них разработана и доказана автором настолько основательно, что едва ли есть возможность отрицать частичную правду каждой теории». «Человеческое общество, вся культура и вся цивилизация есть не что иное, как мир понятий, застывших в определенной форме и в определенных видах». Однако существует и закон «запаздывания» (подтверждает мысль Де Роберти ), наше знание опережает миропонимание, миропонимание- искусство, и все вместе взятые, практику, быт. Больше знаний, больше науки, больше понятий! Остальное все приложится.

Исторический процесс не прямое поступательное движение, а законченные циклы смены перетекающих друг в друга типов культуры, каждый из которых имеет собт. отношение к действительности и методам познания.

Вебер Альфред (1868-1958) нем. экономист и социолог «Социология истории и культуры».

История делится на 3 взаимосвязанных, но протекающих по разным законам процесса:

-социальный (становление соц. институтов)

-цивилизационный ( развитие науки, техники, ведут к унификации цивилизации)

-культурный (творчество, искусство, религия и философия). Специфика той или иной страны - в культуре, а не в социальных и цивилизационных факторах. Творец культуры- духовно-интеллектуальная элита

Символическая школа Кассирер Эрнст по 1933 год профессор в Магдебурге, с 34 в Нью-Йорке. Самая молодая и самая влиятельная, сложилась в результате могучего развития СМИ. Пропаганда информации, а значит культуры, через богатство форм символического материала: от устно-языковой к печатной, визуальной вплоть до самой совершенной. Это способствует развитию семиотики, информатики, кибернетики.

Культурная антропологияСпенсер, Тайлор, Морган. Вместе с миром чистых знаний научного мышления поместил мир языкового мистически-религиозного мышления и художественного созерцания.

Главное - результаты археологических, этнографических, социологических, лингвистических и др. исследований. Человек- творец и носитель культуры. Большое внимание к артефактам и системам материальных отношений. Главное – динамика развития культуры. Механизмы ее передачи от поколения к поколению. Пришли к выводу о сходстве материальных памятников ископаемого человека, сходстве мифологических сюжетов, фольклора. Это серьезный отпор расизму.

Расово антропологическая школа Жозеф Гобино -19 век. Популярность теории Дарвина. Превосходство, неполноценность, опастность- основные показатели этой школы.

Различал 3 чистые расы (белую, желтую и черную) и далее смешанные типы в результате миграций, завоеваний и других контактов. Расы неравноценны.

Структурализм и функциональная теория культуры Леви-Строс, Фуко, С. Эйзенштейн, Вс. Мейерхольд, Яворский, Выготский Культура совокупность знаковых систем. Важность языка. В религии, искусстве, науке и т.д. обнаруживаются скрытые закономерности, человек бессознательно принимает их.

3 постулата:

-каждая культура-целостность .(как следствие единства общества)

-каждое общество или тип цивилизации, каждый обычай, обряд, верование и т.д. выполняют жизненно важную роль,

-нельзя исключать ни одного элемента из культурных накоплений.

Иррационалистическая школа Упадок культуры по Ницше в возрастании роли интеллекта. Инстинкт играет гл.роль в жизни человека и в культуре. Ум же уничтожает смысл слитности с миром.

Марксистская школа Маркс, Энгельс, Ленин и последователи. Культура как и политика, идеология, государство и т.д. - надстройка, вторичное над базисом. Культура –следствие экономики и политики, духовное производство– продолжение материального.

Школы и направления в культурологии - student2.ru

Один из самых ярких представителей экзистенциализма Карл Ясперс (1883—1969) в отличие от популярной во всей Европе первой половины века теории культурных циклов, развитой сначала О. Шпенглером, а позднее А. Тойнби (1889—1975), делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Он вводит понятие осевое время.

Ось мировой истории, — пишет К. Ясперс, — если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей... Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть... Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день .

Это и есть осевое время по К. Ясперсу. Он характеризует его тем, что в это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда, в философии Индии, как и в Китае, были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, софистики, нигилизма и материализма; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Исайя; в Греции — это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий независимо друг от друга.

Новое возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы.

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня влияющих на жизнь миллионов людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности.

Отталкиваясь от осевого времени, К. Ясперс намечает следующую структуру мировой истории:

1. Осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями. Оно растворяет их, вбирает их в себя, предоставляет им гибнуть. Древние культуры продолжают существовать лишь в тех своих элементах, которые вошли в осевое время, восприняты новым началом.

2. Тем, что свершилось тогда, что было создано и продумано в то время, человечество живет вплоть до сего времени. В каждом своем порыве люди, вспоминая, обращаются к осевому времени. С тех пор принято считать, что воспоминание и возрождение возможностей осевого времени — Ренессанс — ведет к духовному подъему. Возврат к этому началу — постоянно возвращающееся явление в Китае, Индии и на Западе.

3. В начале осевое время ограничено в пространственном отношении, но исторически оно становится всеохватывающим.

Все вышесказанное К. Ясперс резюмирует следующим образом:

осевое время, принятое за отправную точку, определяет вопросы и масштабы, прилагаемые ко всему предшествующему и последующему развитию.

Таким образом, категория «культура» обозначает содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой биологически ненаследуемую созданную людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.

Школы и направления в культурологии - student2.ru

А. Крёбер и К. Клакхон: теория патернов в культуре

Теория паттернов поведения в культуре было предложено Крёбером и Клакхоном, которые предложили исчерпывающий и утомительный обзор и частичный анализ огромного множества существующих определений и формулировок понятия культуры, стремясь создать их продуктивный синтез. Вот определение, к которому они пришли: "Культура состоит из паттернов поведения и для поведения, эксплицитных и имплицитных, приобретаемых и передаваемых посредством символов, конституирующих характерное достижение человеческих групп, включая их воплощения в артефактах; существенное ядро культуры состоит из традиционных (то есть исторически созданных и отобранных) идей и свойственных им символов; культурные системы могут, с одной стороны, рассматриваться как продукты действия, с другой - как обуславливающие элементы будущего действия"

Школы и направления в культурологии - student2.ru

КУЛЬТУРА ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (< гр. aisthetikos – относящийся к чувственному восприятию) - необходимый элемент материальной, духовной и художественной культур. Культура эстетическая включает в себя эстетические качества предметной деятельности людей и деятельность по эстетическому воспитанию человека, формирующую его потребности и способность повышать общий эстетический потенциал культуры. Культура эстетическая сочетает сохранение определенных вкусов, норм, идеалов, передаваемых (через традиции, воспитание, искусство) из поколения в поколение и их преобразование в процессе формирования новых идеалов, норм, вкусов (напр., смена стилей в искусстве, смена форм этикета, смена стилей моды). Ядром культуры эстетической является художественная культура как деятельность, порождающая художественные и тем самым объективирующая эстетические ценности. Древнейшим элементом культуры эстетической была и остается архитектура. В состав современной культуры эстетической включается эстетика производства (в т.ч. дизайн), экологическая эстетика, культура быта и спорта, праздники и т.д. Особое значение в культуре эстетической приобретают средства массовой информации, формирующие особое информационно-эстетическое пространство.

Школы и направления в культурологии - student2.ru

Ознакомиться с литературными источниками по 2 теме

Ответить письменно на вопросы:

1.Что является связующим звеном между социальными и экономическими науками при рассмотрении понятия "культура"?

2. Вспомните пример о нравственности, безопасности и т.д., решаемый в рамках таких дисциплин как экология, этика, философия, менеджмент, культурология и др.

3. Эстетическая и практическая значимость человеческой деятельности.

4. Понимание искусства как целесообразной деятельности.

5. Эволюция понятия искусства на протяжении веков.

6. Объясните мысль: "Каждое искусство, каждая система искусства состоит из правил и из теоретических положений, оправдывающих эти правила!". Что хотел сказать этим Дж. С. Милль?

7. Задание. Ознакомитесь с классификацией эмоций Роберта Плучика "КОЛЕСО ЭМОЦИЙ" Школы и направления в культурологии - student2.ru
Профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 году обозначил 8 основных эмоций и связанные с ними более сложные эмоции. Получилось впечатляющее и наглядное «колесо эмоций».
Основными эмоциями, согласно Р. Плутчику, являются

РАДОСТЬ,

ГРУСТЬ,

СТРАХ,

ДОВЕРИЕ,

ОЖИДАНИЕ,

УДИВЛЕНИЕ,

ЗЛОСТЬ,

НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ.

Они располагаются во второй линии круга от центра.
Эмоция состоит из нескольких компонентов.
Во-первых, это некое возбуждение в организме человека.
Во-вторых, это особое переживание в теле (например, при сильных эмоциях учащается пульс, краснеют щёки, трясутся руки).
В-третьих, эмоции экспрессивны, т.е. люди их выражают в интонации голоса, в словах, в движениях тела и в поведении.
Благодаря эмоциональному реагированию люди лучше понимают друг друга, поскольку эмоции передают большое количество информации.
Эмоции помогают вовремя осознать опасность или благоприятность момента. Т.е. предупреждают нас, сигналят, привлекают наше внимание к чему-то важному и дают возможность найти верное решение в конкретной ситуации.
Эмоции подкрепляют нашу мотивацию и решимость совершить то, что хочется. Если бы наши цели были нам безразличны, мы бы к ним не стремились.
Однако эмоции могут и мешать нам. Человек, который не умеет осознавать свои переживания и не умеет их контролировать, зачастую это сталкивается с конфликтами в общении, переживает серьезную внутреннюю борьбу и испытывает общую неадекватность.
Есть простые вопросы, которые помогают осознать свои эмоции:
а)Что сейчас со мной происходит?
б) Что чувствует моё тело?
в) Что я хочу сделать?
г) Как называется это переживание?

8. Что нового Вы узнали? Как знание об эмоциях соотносится с вашим знанием об искусстве?

Тема 3.

Культура и общество

......разве мы не с радостью следим

За духом времени, – за много лет пред нами

Как размышлял мудрец, и как в сравненье с ним

Чудесно далеко продвинулись мы сами?

Гете, «Фауст», перевод Н. Холодковского

Представление о том, что в мире и в человеке идет борьба между силами добра и зла - одна из фундаментальных «сквозных» идей, пронизывающих всю историю культуры (Озирис и Сет в древнеегипетской мифологии, «инь» и «янь» в мировоззрении древних китайцев, Ормузд и Ариман в религиозном учении персидского пророка Заратустры, Бог и дьявол в христианстве и мусульманстве). Как складывается эта борьба? Что господствует в мире - добро или зло? Добр или зол человек по своей природе? Возможны различные решения этих вопросов. И в этой связи культура может рассматриваться как средство преодоления зла, звериных, порочных наклонностей, свойственных человеческой натуре "от рождения", или же, наоборот, как почва, на которой происходит "порча" человека, который от природы "добр и непорочен, как дитя".
I. Познакомьтесь с размышлениями на эту тему немецко-американского психолога, социолога и философа Эриха Фромма (1900-1980гг.).

Наши рекомендации